Напоминание

"Чтение с листа на уроках фортепиано"


Автор: Павлова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п.Межевой
Населённый пункт: р.п.Межевой Челябинская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Чтение с листа на уроках фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Е.А.Павлова, преподаватель

первой категории по классу фортепиано

МБОУ ДО «ДШИ» р.п.Межевой

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО

Методическое сообщение «Чтение с листа на уроках фортепиано» посвящен

актуальной проблеме обучения юных музыкантов, которая является важным моментом в

освоении фортепианной игры.

Ученики музыкальной школы сталкиваются с главной трудностью – нотный текст.

По собственному практическому опыту педагоги знают, как долго разбираются и

выучиваются пьесы, распространенные ошибки учеников, начиная от ключевых знаков и

заканчивая сложными аккордами. При выборе пьесы ученик ориентируется на нотную

запись: насколько «легкой» или «трудной» на первый взгляд она выглядит.

Навык ухудшения чтения нот с листа среди пианистов имеет ряд причин:

при зачислении ребенка в музыкальную школу отсутствует конкурсный отбор;

возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе;

наличие «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и др.;

значительное сокращение молодежи, имеющих желание связать свое будущее с

профессией музыканта.

В условиях музыкальной школы, где учатся дети разной одаренности, нельзя

рассчитывать на то, что они сами будут легко ориентироваться в нотном тексте без

помощи педагога. Поэтому важно научить ребенка правильному и грамотному подходу,

свободному и беглому чтению с листа. Иосиф Гофман утверждал, что «лучший способ

научиться быстро читать – это как можно больше читать».

Свободное чтение с листа – это необходимейший навык, который дает много

преимуществ начинающему пианисту:

1.

Расширяет пианистические возможности ученика. Он может самостоятельно

знакомиться с популярными классическими произведениями, современными российскими

и зарубежными шлягерами. Ученик легче овладевает навыками ансамблевой игры и

аккомпанемента, что способствует приобщению к «домашнему музицированию», участию

в самодеятельном творчестве.

2.

Умение читать с листа развивает у ученика способность работать над пьесой

самостоятельно, побуждает его к творческой активности, расширяет репертуар.

Когда разбор текста перестает быть «трудной» работой, то процесс обучения

становится легче и приятней, у учеников развивается интерес к занятиям, появляется

любовь к музыке.

Проблемой чтения нот с листа занимались многие выдающиеся педагоги-

музыканты: Баренбойм Л.А., Смирнова Т.И., Брянская Ф.Д. и другие, но в этом вопросе

пока еще не выработана единая и четкая методика.

Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального

произведения без предварительной подготовки (в отличие от разбора текста). Для

развития и дальнейшего совершенствования навыков чтения с листа необходима

постоянная систематическая работа на протяжении всего периода обучения и становления

музыканта.

Способность к чтению с листа поддается развитию точно также, как поддается

развитию умение просто читать, складывать буквы в слова, а слова в предложения. Успех

будет зависеть во многом от системы занятий с ребенком. Здесь необходимо обратить

внимание

на

собранность,

концентрацию

внимания

и

выработку

максимально

непрерывного мышления. Все это воспитывается уже на первом этапе обучения, даже

когда ученик еще пока не знает нот.

Развитие навыка чтения с листа является предметом упорного, кропотливого

совместного труда педагога и ученика. Чтение с листа – это сложный процесс, требующий

развития комплекса музыкальных способностей: навыков фортепианной техники,

музыкально-слуховых представлений, внутреннего слуха.

Нужно понять, что навык чтения с листа – это целая система взаимосвязи зрения,

слуха и моторики, то есть для музыканта это: вижу, слышу и играю. Этот процесс можно

представить так:

1.

Зрительное восприятие – это действие, предваряющее игру с листа «вижу».

Движения глаз опережают звукоизвлечение.

2.

Звуковое представление – действие, связанное с работой зрения и слуха –

«слышу». Звуковое представление зависит от общего развития уровня музыкальных

способностей, особенно внутреннего слуха.

3.

Двигательные импульсы – это действие, реализующее воспринимаемый текст –

«воспроизвожу-играю». Этот этап связан с установлением звукомоторной связи, с

воплощением зрительно-слуховых представлений с движением рук. Здесь требуются

определенные навыки фортепианной техники, знание аппликатуры.

Комплексное прочтение текста ставит перед пианистом большее количество задач,

чем, например, перед скрипачом: фортепианная ткань, отличаясь многослойностью,

требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали и по

вертикали. Фортепианная фактура, изложенная на двух строчках, содержит большое

количество нот, а партии правой и левой руки еще и выполняют разные функции (мелодия

и аккомпанемент).

Необходимо осознать синтаксическую структуру текста, принципы фактурного

строения, логику развертывания ритма и мелодики, характер ладогармонического

развития. Навык структурного охвата текста по нескольким параметрам является

результатом

направленного

педагогического

воздействия

или

длительного

самовоспитания.

Начинать обучать чтению с листа нужно с простых одноголосных мелодий,

желательно в разных ключах, чередуя правую и левую руку. Затем постепенно

исполняются легкие пьесы одновременно двумя руками. Мелодический рисунок и

аккомпанемент постепенно усложняются, появляются аккорды, элементы полифонии.

Ученика очень важно обучить сокращению и облегчению музыкального текста. Нельзя

сокращать мелодическую линию, ритмические и гармонические басы, но можно,

например, опустить один звук в октавах, отдельные звуки в широких аккордах, гамму в

аккомпанементе.

Очень полезно читать с листа «про себя» без инструмента. Ученик сначала

предварительно просматривает пьесу глазами: определяет тональность, находит ключевые

и случайные знаки; определяет размер, длительность нот. Ритмический рисунок нужно

предварительно

просчитать

и

прохлопать,

мелодический

рисунок

необходимо

проанализировать: найти все знакомые мелодические обороты, интервалы, аккорды;

сделать самый простой анализ формы пьесы, найти границы фраз, повторения, секвенции,

каденционные обороты и т.д.; найти «повторы» в любом варианте – очень важно для

беглого чтения с листа; важно продумать аппликатуру, позиционную группировку

пальцев, к нестандартным оборотам подобрать «удобные» пальцы; обратить внимание на

штрихи, динамические оттенки, стиль, жанр произведения; мысленно проиграть

внутренним слухом.

Такой предварительный анализ очень полезен и сразу приучает ученика

внимательно относиться ко всем деталям текста. После этого ученик исполняет текст

целиком без остановок. При этом очень необходимы: концентрация внимания, забегание

глазами вперед на один-два такта, навыки игры, не глядя на клавиатуру, достижение

художественной

задачи,

постепенное

увеличение

объема

и

темпа

произведения,

исполняемого с листа.

В

обучении

игры

с

листа

самым

сложным

моментом

является

процесс

установления звукомоторной связи. Это умение быстро выбрать нужную позицию и

самую рациональную аппликатуру для исполнения какого-либо пассажа, аккорда,

мелодического оборота и т.д.

У ученика должна выработаться четкая связь между мелодическим комплексом и

определенным движением. Здесь очень важен момент развития тактильной памяти,

которая вырабатывается при игре гамм (восходящая и нисходящая), различных арпеджио,

аккордов, упражнений и этюдов. Умение мгновенно выбрать наилучший аппликатурный

вариант должно быть доведено до автоматизма.

Еще очень важное умение – это быстро ориентироваться в пространстве. То есть

такие понятия, как «лево», «право», «выше», «ниже» - очень важны для беглого чтения.

Самое характерное именно для игры с листа умение, без которого неосуществимо

непрерывное, осмысленное исполнение – это способность предвосхищать, предугадывать,

предчувствовать

ближайшие

моменты.

Развитие

зрительной

памяти

помогает

прочитывать текст с «забеганием» вперед. Это дает возможность более широкого

зрительного охвата текста. Руки доигрывают текст, а глаза уже смотрят на следующий.

Следует постоянно заниматься совершенствованием навыков чтения с листа. При

чтении с листа необходимо играть целостно сначала до конца в едином выдержанном

темпе, соблюдать ритмический рисунок и нюансировку.

Развитию слухового внимания, что особенно важно в концертмейстерской

практике, помогает игра дуэтом. Здесь тренируются навыки совместной игры, умение

слушать партнера, создавать с ним единый музыкальный образ. При чтении произведения

с листа тренировка сводится к игре в предельно быстром темпе с четким ритмом,

подчеркивая гармонию первой четверти такта и главные интонации. При этом не нужно

«выигрывать» всю фактуру и нельзя замедлять темп.

Таким образом, формирование навыков чтения с листа связано с комплексом

музыкально-пианистических задач:

развитие внутреннего слуха;

умение мыслить крупными звуковыми комплексами;

свободное ориентирование в метроритмической структуре, гармонии и фактуре;

раскрытие художественного содержания произведения.

Качество исполнения произведения при чтении с листа напрямую зависит от

уровня

пианистической

подготовки.

Необходимо

владеть

различными

видами

фортепианной техники, типами аппликатуры.

Успешность формирования навыков чтения с листа зависит от активности самого

ученика, от его желания стать настоящим музыкантом, что возможно лишь при полной

мобилизации всех творческих способностей.

Чтение с листа – основной метод работы на первоначальной стадии освоения

произведения, но уже обладающий статусом художественной деятельности, так как

является актом интерпретации и требует способности образного видения музыки. Именно

благодаря переживанию образно-эмоционального содержания произведения создается

первое яркое представление о нем. Формируется то образное видение, которое становится

камертоном всей последующей работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1.

Баренбойм Л. Путь к музицированию. Школа игры на фортепиано. /Л. Баренбойм. – Л.:

Сов. композитор, 1980 г.

2.

Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения

пианиста /Ф. Брянская. – М., 2011 г.

3.

Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие, изд. 2-е, М., Советский

композитор, 1989 г.



В раздел образования