Автор: Павлова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п.Межевой
Населённый пункт: р.п.Межевой Челябинская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Чтение с листа на уроках фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Е.А.Павлова, преподаватель
первой категории по классу фортепиано
МБОУ ДО «ДШИ» р.п.Межевой
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО
Методическое сообщение «Чтение с листа на уроках фортепиано» посвящен
актуальной проблеме обучения юных музыкантов, которая является важным моментом в
освоении фортепианной игры.
Ученики музыкальной школы сталкиваются с главной трудностью – нотный текст.
По собственному практическому опыту педагоги знают, как долго разбираются и
выучиваются пьесы, распространенные ошибки учеников, начиная от ключевых знаков и
заканчивая сложными аккордами. При выборе пьесы ученик ориентируется на нотную
запись: насколько «легкой» или «трудной» на первый взгляд она выглядит.
Навык ухудшения чтения нот с листа среди пианистов имеет ряд причин:
при зачислении ребенка в музыкальную школу отсутствует конкурсный отбор;
возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе;
наличие «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и др.;
значительное сокращение молодежи, имеющих желание связать свое будущее с
профессией музыканта.
В условиях музыкальной школы, где учатся дети разной одаренности, нельзя
рассчитывать на то, что они сами будут легко ориентироваться в нотном тексте без
помощи педагога. Поэтому важно научить ребенка правильному и грамотному подходу,
свободному и беглому чтению с листа. Иосиф Гофман утверждал, что «лучший способ
научиться быстро читать – это как можно больше читать».
Свободное чтение с листа – это необходимейший навык, который дает много
преимуществ начинающему пианисту:
1.
Расширяет пианистические возможности ученика. Он может самостоятельно
знакомиться с популярными классическими произведениями, современными российскими
и зарубежными шлягерами. Ученик легче овладевает навыками ансамблевой игры и
аккомпанемента, что способствует приобщению к «домашнему музицированию», участию
в самодеятельном творчестве.
2.
Умение читать с листа развивает у ученика способность работать над пьесой
самостоятельно, побуждает его к творческой активности, расширяет репертуар.
Когда разбор текста перестает быть «трудной» работой, то процесс обучения
становится легче и приятней, у учеников развивается интерес к занятиям, появляется
любовь к музыке.
Проблемой чтения нот с листа занимались многие выдающиеся педагоги-
музыканты: Баренбойм Л.А., Смирнова Т.И., Брянская Ф.Д. и другие, но в этом вопросе
пока еще не выработана единая и четкая методика.
Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального
произведения без предварительной подготовки (в отличие от разбора текста). Для
развития и дальнейшего совершенствования навыков чтения с листа необходима
постоянная систематическая работа на протяжении всего периода обучения и становления
музыканта.
Способность к чтению с листа поддается развитию точно также, как поддается
развитию умение просто читать, складывать буквы в слова, а слова в предложения. Успех
будет зависеть во многом от системы занятий с ребенком. Здесь необходимо обратить
внимание
на
собранность,
концентрацию
внимания
и
выработку
максимально
непрерывного мышления. Все это воспитывается уже на первом этапе обучения, даже
когда ученик еще пока не знает нот.
Развитие навыка чтения с листа является предметом упорного, кропотливого
совместного труда педагога и ученика. Чтение с листа – это сложный процесс, требующий
развития комплекса музыкальных способностей: навыков фортепианной техники,
музыкально-слуховых представлений, внутреннего слуха.
Нужно понять, что навык чтения с листа – это целая система взаимосвязи зрения,
слуха и моторики, то есть для музыканта это: вижу, слышу и играю. Этот процесс можно
представить так:
1.
Зрительное восприятие – это действие, предваряющее игру с листа «вижу».
Движения глаз опережают звукоизвлечение.
2.
Звуковое представление – действие, связанное с работой зрения и слуха –
«слышу». Звуковое представление зависит от общего развития уровня музыкальных
способностей, особенно внутреннего слуха.
3.
Двигательные импульсы – это действие, реализующее воспринимаемый текст –
«воспроизвожу-играю». Этот этап связан с установлением звукомоторной связи, с
воплощением зрительно-слуховых представлений с движением рук. Здесь требуются
определенные навыки фортепианной техники, знание аппликатуры.
Комплексное прочтение текста ставит перед пианистом большее количество задач,
чем, например, перед скрипачом: фортепианная ткань, отличаясь многослойностью,
требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали и по
вертикали. Фортепианная фактура, изложенная на двух строчках, содержит большое
количество нот, а партии правой и левой руки еще и выполняют разные функции (мелодия
и аккомпанемент).
Необходимо осознать синтаксическую структуру текста, принципы фактурного
строения, логику развертывания ритма и мелодики, характер ладогармонического
развития. Навык структурного охвата текста по нескольким параметрам является
результатом
направленного
педагогического
воздействия
или
длительного
самовоспитания.
Начинать обучать чтению с листа нужно с простых одноголосных мелодий,
желательно в разных ключах, чередуя правую и левую руку. Затем постепенно
исполняются легкие пьесы одновременно двумя руками. Мелодический рисунок и
аккомпанемент постепенно усложняются, появляются аккорды, элементы полифонии.
Ученика очень важно обучить сокращению и облегчению музыкального текста. Нельзя
сокращать мелодическую линию, ритмические и гармонические басы, но можно,
например, опустить один звук в октавах, отдельные звуки в широких аккордах, гамму в
аккомпанементе.
Очень полезно читать с листа «про себя» без инструмента. Ученик сначала
предварительно просматривает пьесу глазами: определяет тональность, находит ключевые
и случайные знаки; определяет размер, длительность нот. Ритмический рисунок нужно
предварительно
просчитать
и
прохлопать,
мелодический
рисунок
необходимо
проанализировать: найти все знакомые мелодические обороты, интервалы, аккорды;
сделать самый простой анализ формы пьесы, найти границы фраз, повторения, секвенции,
каденционные обороты и т.д.; найти «повторы» в любом варианте – очень важно для
беглого чтения с листа; важно продумать аппликатуру, позиционную группировку
пальцев, к нестандартным оборотам подобрать «удобные» пальцы; обратить внимание на
штрихи, динамические оттенки, стиль, жанр произведения; мысленно проиграть
внутренним слухом.
Такой предварительный анализ очень полезен и сразу приучает ученика
внимательно относиться ко всем деталям текста. После этого ученик исполняет текст
целиком без остановок. При этом очень необходимы: концентрация внимания, забегание
глазами вперед на один-два такта, навыки игры, не глядя на клавиатуру, достижение
художественной
задачи,
постепенное
увеличение
объема
и
темпа
произведения,
исполняемого с листа.
В
обучении
игры
с
листа
самым
сложным
моментом
является
процесс
установления звукомоторной связи. Это умение быстро выбрать нужную позицию и
самую рациональную аппликатуру для исполнения какого-либо пассажа, аккорда,
мелодического оборота и т.д.
У ученика должна выработаться четкая связь между мелодическим комплексом и
определенным движением. Здесь очень важен момент развития тактильной памяти,
которая вырабатывается при игре гамм (восходящая и нисходящая), различных арпеджио,
аккордов, упражнений и этюдов. Умение мгновенно выбрать наилучший аппликатурный
вариант должно быть доведено до автоматизма.
Еще очень важное умение – это быстро ориентироваться в пространстве. То есть
такие понятия, как «лево», «право», «выше», «ниже» - очень важны для беглого чтения.
Самое характерное именно для игры с листа умение, без которого неосуществимо
непрерывное, осмысленное исполнение – это способность предвосхищать, предугадывать,
предчувствовать
ближайшие
моменты.
Развитие
зрительной
памяти
помогает
прочитывать текст с «забеганием» вперед. Это дает возможность более широкого
зрительного охвата текста. Руки доигрывают текст, а глаза уже смотрят на следующий.
Следует постоянно заниматься совершенствованием навыков чтения с листа. При
чтении с листа необходимо играть целостно сначала до конца в едином выдержанном
темпе, соблюдать ритмический рисунок и нюансировку.
Развитию слухового внимания, что особенно важно в концертмейстерской
практике, помогает игра дуэтом. Здесь тренируются навыки совместной игры, умение
слушать партнера, создавать с ним единый музыкальный образ. При чтении произведения
с листа тренировка сводится к игре в предельно быстром темпе с четким ритмом,
подчеркивая гармонию первой четверти такта и главные интонации. При этом не нужно
«выигрывать» всю фактуру и нельзя замедлять темп.
Таким образом, формирование навыков чтения с листа связано с комплексом
музыкально-пианистических задач:
развитие внутреннего слуха;
умение мыслить крупными звуковыми комплексами;
свободное ориентирование в метроритмической структуре, гармонии и фактуре;
раскрытие художественного содержания произведения.
Качество исполнения произведения при чтении с листа напрямую зависит от
уровня
пианистической
подготовки.
Необходимо
владеть
различными
видами
фортепианной техники, типами аппликатуры.
Успешность формирования навыков чтения с листа зависит от активности самого
ученика, от его желания стать настоящим музыкантом, что возможно лишь при полной
мобилизации всех творческих способностей.
Чтение с листа – основной метод работы на первоначальной стадии освоения
произведения, но уже обладающий статусом художественной деятельности, так как
является актом интерпретации и требует способности образного видения музыки. Именно
благодаря переживанию образно-эмоционального содержания произведения создается
первое яркое представление о нем. Формируется то образное видение, которое становится
камертоном всей последующей работы.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. Школа игры на фортепиано. /Л. Баренбойм. – Л.:
Сов. композитор, 1980 г.
2.
Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения
пианиста /Ф. Брянская. – М., 2011 г.
3.
Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие, изд. 2-е, М., Советский
композитор, 1989 г.