Автор: Данилова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" с/п "Октябренок" ул.Речная,44ж
Населённый пункт: г.Михайловка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в обучении дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе.
Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При
этом обучающиеся ежедневно пропускают через себя огромный поток информации,
получаемый из интернет–источников, СМИ, электронных игр, рекламы.
Соответственно и современное образовательное пространство подразумевает применение
разнообразных образовательных технологий. Информатизация культуры и общества ведет
за собой внедрение и развитие информационных технологий в образовании.
Образовательная модель с использованием информационных технологий позволяет
реализовать компетентностный и личностно-ориентированный подход в обучении. В
качестве одного из компонентов целостной системы обучения информационные
технологии расширяют возможности дифференциации, индивидуализации, а также
вариативности учебной деятельности.
К достоинствам применения ИКТ в образовательном процессе относятся: 1.Развивающие:
помогают развивать информационную компетентность и формировать культуру
предоставления и использования информации;
повышают уровень учебной мотивации обучающихся и интерес к изучаемой дисциплине;
стимулируют не только проявление познавательной активности обучающихся, но и
совершенствование их психических познавательных процессов (внимание, память,
мышление).
2.Организационные:
дают возможность более эффективно использовать учебное и рабочее время и ресурсы, в
том числе увеличить объем усвоенного учебного материала;
возможность применения разнообразных форм работы;
увеличение интенсивности и качества самостоятельной работы обучающихся;
расширение информационных потоков;
повышение качества образования за счет возможности более четко контролировать его
результаты.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога:
подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке
освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее
заготовлены в электронном виде).
Необходимыми условиями для использования ИКТ на занятиях можно назвать
следующие:
наличие необходимого оборудования: компьютер, проектор, большой экран;
компакт – диски, флеш -носители или другие электронные носители информации;
источники информационных технологий: электронные энциклопедии, репетиторы –
контролеры, компьютерные учебники, мультимедиа презентации, интернет.
Разработка занятий с использованием информационных технологий возможна лишь при
наличии электронного ресурса.
Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от
выполняемой функции.
1.
Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
2.
Поддержка учебного материала (задания, тесты, задачи и так далее.)
3.
Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для
самостоятельной работы учащегося).
Возможности применения ИКТ при проведении занятий :
1.Готовые электронные продукты.
Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифировать свою
деятельность и деятельность обучающихся, позволяет повысить качество обучения по
предмету, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2.
Мультимедийные презентации.
Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых представлены
таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио – и видеоматериалы. Презентация
позволяет представить детям учебный материал как систему ярких и опорных образов,
наполненных исчерпывающей структурированной информацией.
1.
Использование интерактивной доски.
Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения. Применение интерактивной
доски открывает множество дополнительных возможностей. Использование
интерактивной доски при изучении предметов – это еще один шаг к повышению интереса
обучающихся к предмету.
Использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности для
реализации различных проектов.
Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно
низкие затраты на оборудование. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать
индивидуальные способности каждого ученика, а, главное, используя новые современные
информационные технологии, привить обучающимся вкус к творчеству и
исследовательской деятельности.
Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной
техникой. При создании проектов, обучающиеся учатся отражать личные цели, а также
учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает
познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на
возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей
информационных технологий.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую
деятельность ученика в информационной среде, создает положительный эмоциональный
настрой, создает ситуацию успеха при обучении.
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса,
обеспечивая:
повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств
ИКТ;
обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной
деятельности;
углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки
информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных
предметных областей.
Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает классификацию по типу
сведений на информационные и электронные ресурсы. Причем информация может быть:
Текстовой (учебные пособия, учебники, задачники, словари, тесты, справочники,
энциклопедии, числовые данные, периодические издания, учебные и программные
методические материалы).
Визуальной (всевозможные коллекции: фотографии, иллюстрации, портреты,
видеофрагменты явлений и процессов, демонстрации опытов, видеоэкскурсии;
динамические, статистические и интерактивные модели: предметные виртуальные
лаборатории, лабораторные практикумы; символьные объекты: диаграммы, схемы).
Аудиоинформацией (звукозаписи музыкальных произведений, выступлений, звуков
неживой и живой природы, а также синхронизированные аудиообъекты).
Аудио- и видеоинформацией (сюда целесообразно отнести аудио- видеообъекты неживой
и живой природы, а также предметные экскурсии).
Комбинированной (учебники, первоисточники, учебные пособия, хрестоматии,
энциклопедии, задачники, периодические издания, словари).
Основные модели использования ИКТ в образовательном процессе можно
классифицировать в соответствии с рядом параметров. Так, критерий решаемых
педагогических задач предполагает существование:
Средств, обеспечивающих базовую подготовку (системы контроля знаний, обучающие
системы, электронные учебники).
Средств практической подготовки (практикумы, задачники, виртуальные конструкторы,
тренажеры, программы имитационного моделирования).
Средств вспомогательного плана (энциклопедии, хрестоматии, словари, мультимедийные
учебные занятия, развивающие компьютерные игры).
Средств комплексного характера (дистанционные курсы для обучения).
Подготовка урока с применением ИКТ предполагает, что преподаватель должен
формировать план мероприятия в зависимости от его целей. Так, в процессе отбора
учебного материала должны соблюдаться ключевые дидактические принципы:
последовательности и систематичности, дифференцированного подхода, доступности,
научности и так далее.
Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организациидолжна
стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных
отношений, действенным инструментом управления качеством реализации
образовательных программ, работой педагогического коллектива.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано,
прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию обучающихся к
получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных
направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Использование ИКТ на занятиях не может быть ограничено только применением
мультимедиа презентаций. Различные типы занятий предполагают разнообразные
варианты использования ИКТ:
1.
на занятии – лекции — в качестве иллюстративного материала.
2.
на занятии – семинаре — для выступлений учащихся с использованием ИКТ.
3.
на повторительно – обобщающем занятии — для отбора и систематизации изученного
материала.
4.
на занятиях – смотрах знаний — для защиты рефератов и проектов учащихся.
5.
на занятиях контроля и проверки знаний — для выполнения тестовых и других
контрольных заданий.
6.
на интегрированных занятиях — для создания мини – проектов учащихся.
7.
на занятиях с использованием Интернет – ресурсов — для извлечения информации.
Таким образом, с введением новых образовательных стандартов, одной из ключевых
компетентностей преподавателей является информационно-коммуникационная
компетентность. Под ИКТ грамотностью мы понимаем использование цифровых
технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к
информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для
функционирования в современном обществе.
ВЫВОДЫ
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано,
прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию обучающихся к
получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных
направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Использование ИКТ на занятиях не может быть ограничено только применением
мультимедиа презентаций. Различные типы занятий предполагают разнообразные
варианты использования ИКТ:
1.
на занятии – лекции — в качестве иллюстративного материала.
2.
на занятии – семинаре — для выступлений учащихся с использованием ИКТ.
3.
на повторительно – обобщающем занятии — для отбора и систематизации изученного
материала.
4.
на занятиях – смотрах знаний — для защиты рефератов и проектов учащихся.
5.
на занятиях контроля и проверки знаний — для выполнения тестовых и других
контрольных заданий.
6.
на интегрированных занятиях — для создания мини – проектов учащихся.
7.
на занятиях с использованием Интернет – ресурсов — для извлечения информации.
Таким образом, с введением новых образовательных стандартов, одной из ключевых
компетентностей преподавателей является информационно-коммуникационная
компетентность. Под ИКТ грамотностью мы понимаем использование цифровых
технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к
информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для
функционирования в современном обществе.