Напоминание

"Формирование личности дошкольника через речевое развитие"


Автор: Бутова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №3 "Аленушка"
Населённый пункт: Село Александровское Ставропольского края.
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Формирование личности дошкольника через речевое развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ Детский сад №3 «Аленушка»

Материал по углубленной работе

воспитателя Бутовой Валентины

Николаевны

по теме:

«Формирование личности

дошкольника через речевое

развитие»

с. Александровское

2017год

Содержание

1.

Пояснительная записка……………………………………….

2.

Теоретическая основа опыта…………………………………

3.

Принципы организации работы……………………………..

4.

Этапы работы………………………………………………….

5.

Организация предметно-пространственной среды ……….

6.

Формы и методы работы с детьми ………………………..

7.

Формы работы с родителями………………………………….

8.

Результативность……………………………………………..

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим

словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год

первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их

родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным

коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители,

если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет

интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня

подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Одним из подходов, которые помогают

воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного,

творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет

максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только

базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить

творческий потенциал, укрепить здоровье.

Актуальность опыта

В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с

нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с не сформированностью

фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с

этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой

культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой

речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и

выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения

первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой образовательная деятельность по подготовке

дошкольников элементам грамоты проводится 1 раз в месяц, в разделе «Коммуникация»,

поэтому мы решили организовать кружок - дополнительная форма образовательной

деятельности дошкольников. Этому также способствовали просьбы родителей,

озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная форма работы

позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно

большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также

позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.

2.Теоретическая основа.

Образовательная деятельности осуществляется по программам, которые позволяют не

только обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, но и

исключают дублирование школьной программы: авторская программа Колесниковой Е.В.

«Обучение дошкольников элементам грамоты»; методика «Ребус – метод», логоритмика

Л.Штернберг; программа О.В.Узорова, Нефедова Е.А. «Быстрое обучение детей чтению»;

программа – конспект Шумаевой Д.Г. «Как хорошо уметь читать».

Цель: определить наиболее эффективные пути и методы обучения грамоте детей

дошкольного возраста видами речи: чтение, письмо, слушание, говорение, в основе,

которой лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи; помочь детям в игровой и

доступной форме осуществить работу по усвоению звуковой, слоговой стороны слова и

сформировать понятие о структуре предложения.

Задачи:

развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие

фонематического и речевого слуха, внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения

целыми словами и небольшими предложениями;

образовательные – обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к

чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение

количества слов в предложении и составление предложений;

воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности,

коммуникабельности, любознательности. Программа разработана для старших

дошкольников (5-7 лет) в соответствии ФГОС и составлена с учетом реализации

межпредметных связей по разделам:

1. «Познавательное развитие». Расширяются знание детей о понятии «звук», «слог»,

«слово», «предложение»; о основных свойствах фонематического (звукового) строения

слова; формируются навыки работать с моделями (схемами) слов и предложений,

специальными символами для обозначения звуков;

2. «Физическое развитие». Используются упражнения на релаксацию, подвижные

физминутки, артикуляционные гимнастики, пальчиковые упражнения.

3. «Художественно-эстетическое развитие». Использование на занятиях художественного

слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, закличек), заучивание

стихотворений .Умение ориентироваться на листе, на широкой строке. Развитие мелкой

моторики рук. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими

умениями. Использование альбомов с практическими заданиями (штриховать,

закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

4. «Социально-коммуникативное развитие» Используются игры с детьми и игровые

упражнения с использованием наглядного материала, игрушек. Использование настольных

, дидактических игр с буквами, со словами; чтение книжек , отгадывание кроссвордов,

схем, решение ребусов.

5. «Речевое развитие». Используются стихотворные тексты для эстетического воспитания

и развития речи, и для формирования и совершенствования речевого слуха; упражнения

выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи,

навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи ,

научить ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и

чувства.

Реализация программы позволяет организовать работу по нескольким направлениям:

*подготовка к обучению грамоты, *подготовка к обучению чтению.

3. Общедидактические принципы:

Научность;

Систематичность;

Постепенность усложнения;

Перспективность;

Доступность;

Связь с жизнью.

Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения

чтению был поставлен Ушинским К.Д. Он считал необходимым развивать у детей речевой

слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах. Профессор

Р.И.Лалаева в выступлении на I международной конференции РАД в сентябре 2004г

(Российская ассоциация дислексии) отметила, что для усвоения многих правил

орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой

способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие

– глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные). Поэтому в системе данного

курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для

усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий

согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

1.

Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности

ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста

и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его

индивидуальные особенности.

2.

Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок

может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса

обучения.

3.

Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих

заданий.

ГЛАВА III КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО

ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Навыки чтения

сентябрь

«Знакомство со звуками»

"Жуки

прилетели". Воспитатель:

"Давайте представим, что за

этим окном лес. Там

живут жуки. Они летят к нам и

жужжат: ж-ж-ж. (Сначала тихо,

а затем громче). Устали и сели

отдохнуть на листочек -

ладошку. Отдохнули и полетели

опять в лес.

развитие

речевого

и

фонематического

слуха дошкольников

Подготовка

дошкольников

к

восприятию звуков

и

букв

русского

языка;

формирование

мотивации

к

занятиям

«Встреча Звука и Буквы»

совершенствование тонкой

моторики пальцев рук

дошкольников

"Зоопарк". Воспитатель: "Вот

зоопарк. Здесь будут жить

разные зверюшки. Они пока у

меня в коробочке. В зоопарк

можно провести зверюшку

только тогда, когда правильно

назовешь первый звук ее имени

(названия). Дети по очереди

подходят, берут зверюшку,

называют ее, называют первый

звук слова, помещают ее в

"зоопарк".

знакомство

д о ш ко л ь н и ко в

с

буквой «А»

развитие

фонематических

представлений;

закрепление

правильной

артикуляции

изучаемых звуков

«Звук и буква «У»»

ф о р м и р о в а н и е

у

д е т е й

с т о й к и х

п р ед с т а вл е н и й

о

букве «У».

«Сочетание «АУ»»"

"Помоги

Мишутке". Цель: учить читать

слова и словосочетания,

находить заданное слово.

развитие

навыков

звукового

анализа

и

синтеза

слоговых

сочетаний

Чтение

сочетания

«АУ»

«Сочетание «УА»»

Закрепление навыков

и

уме н и й

з в у ко -

слогового

анализа

и

синтеза

Синтез звуков [У]

и [А]

октябрь

«Звук и буква «О»»

Что собрали братья?" Цель: 1)

учить детей находить слова с

заданной буквой; 2) закрепить

знание букв.

Пособия: карточки: Ваня, Коля,

земляника, яблоко, клубника,

рыжики, боровички, груша,

мандарин.

Ход: Воспитатель: "Шли по лесу

два брата. Звали их так: в имени

одного была буква В, а в имени

другого - О. Как их звали?

Найдите их имена (Ваня, Коля).

Повстречали они в лесу девочку

Машу. Ваня помог ей собрать

ягоды, в названии которых есть

буква К (земляника, клубника), а

Коля - грибы, тоже со звуком К.

Какие грибы оказались в

лукошке у девочки? (Рыжики,

боровики).

Братья

проводили

Машеньку

д о м о й ,

п о м о гл и

д о н е с т и

корзинку,

а

Маша

угостила

Ваню и

знакомство со звуком

и

б у к в о й

« О » ,

совершенствование

артикуляционной

моторики

развитие

фонематических

представлений;

закрепление

правильной

артикуляции

изучаемых звуков

«Звук и буква «И»»

совершенствование

артикуляционной

моторики,

развитие

интонационной

стороны речи

«Сочетание

«ИА»»"Близнецы". (Второй

вариант игры "Магазин").

Д е л а е т с я

п о

д в е

п а р ы

одинаковых

туфелек,

гольфов,

но сков,

варежек,

п л ат ь е в ,

передничков

и

т.д.

В е щ и

близнецов,

например,

д ва

платья, совершенно одинаковых,

нос

разными

буквами.

Дети

приходят в магазин и покупают

себе вторую вещь, называя свою

букву

развитие

у м е н и й

звуко

-

слогового

анализа

и

синтеза,

совершенствование

тонкой

м от о р и к и

пальцев рук

Синтез звуков [И]

и [А]

«Звук и буква «Ы»»

познакомить

д о ш ко л ь н и ко в

с

Развитие

фонематического

буквой «Ы»

восприятия;

закрепление верно

произношения

звуков

«Звук и буква

«Э»"Магазин". Цель: закрепит

ь знание букв.

Материал: вырезанные из

картона варежки, перчатки,

гольфы, обувь: туфельки,

тапочки, сандалеты. На каждой

паре с обратной стороны

написаны одинаковые буквы.

Ход: детям раздается по одной

вещи от каждой пары, а вторая

вещь - у продавца магазина. В

магазине вещи перевернуты

буквами вверх. Дети приходят в

магазин и просят продать вещь,

называя нужную букву.

сформировать

п р ед с т а в л е н и я

у

детей о звуке и букве

«Э»

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

научить

дошкольников

правильному

произношению

звуков

[М]

и

[М'],

различению

буквы

«М»

Чтение слогов: ам,

ум, ом, им, ым, эм

Чтение слов:

ум,

мама, мимо, му-му

ноябрь

«Найди братца". Воспитатель

раздает картинки, которые

начинаются с твердого со-

гласного звука. На доске они

должны найти картинку,

начинающуюся такой же, но

мягкий согласный звук.

вуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

сформировать

представления

д о ш ко л ь н и ко в

о

звуках

[Б]

и

[Б'],

п о з н а к о м и т ь

с

буквой «Б»

Чтение слогов: ба,

бо. бу, бэ, бы, би

Чтение слов: бум,

бом, бам, бим

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

сформировать

п р ед с т а в л е н и я

у

детей о звуках [П] и

[П'], их графическим

обозначением

Чтение слогов: ап,

оп, уп, ып, эп, ип.

Чтение слов: папа,

пума, пимы

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква

«Ф»»"Накорми

зверей". Цель: учить детей

читать отдельные слова,

подбирать к картинкам слова,

подходящие по смыслу.

Пособия: 1) картинки

(небольшие) с изображением

животных: кошки, собаки

курицы, коровы, козы, белки;

2) карточки со словами: молоко,

рыба, пшено, косточка, травка

(две карточки), мясо, грибы,

орехи.

"Помоги

Мишутке". Цель: учить читать

познакомить

дошкольников

с о

звуками [Ф] и [Ф' ], с

обозначаем ой

и х

буквой «Ф».

Чтении

с л о го в :

фа, фо, фу, фы, фэ,

фи

Ч т е н и е

с л о в :

Ф о м а ,

Ф и м а ,

фифа,

миф,

пуф,

Уфа, мифы

слова и словосочетания,

находить заданное слово.

«Звуки [В] и [В'], буква «В»»

научить

дошкольников

различению

звуков

[ В ]

и

[ В '

] ,

п о з н а к о м и т ь

с

соответствующей

буквой «В»

Синтез слогов: ва,

во, ву, вы, вэ, ви

Синтез слов: ива,

увы,

ивы,

Вова,

Вовы, пава, вам

Живые звуки” 1

вариант: Воспитатель

предлагает поиграть со звуками:

"Наташа будет звуком "А", а ты,

Саша, звуком "У". Вы будете

петь "песенки" у звуков друг за

другом. Кому я положу руку на

плечо, тот начинает петь песню,

когда уберу, он должен

перестать петь (воспитатель

сначала одному кладет руку на

плечо, а потом одновременно

убирает руку с плеча первого

ребенка и кладет другую руку на

плечо другому ребенку).

познакомить

дошкольников

с о

звуками

[Т]

и

[Т'],

соответствующим

э т и м

з в у к а м

графическим

символом

Чтение слогов: ат,

от, ут, ыт, эт, ит

Чтение

слов:

:

боты,

бита,

вата,

Тима,

фото,

Тата,

Тома,

маты,

это,

эти

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

о б у ч и т ь

д е т е й

различению

звуков

[ Д ]

и

[ Д '

] ,

сформировать

п р ед с т а в л е н и я

о

букве «Д».

Чтение слогов: да,

до, ду, ды, дэ, ди

Ч т е н и е

с л о в :

дома,

дата,

дубы,

Дима,

вода,

дама,

дума,

мода,

ода,

иди

декабрь

«Звук [Н], [Н'] и буква «Н»»

"Путаница". Воспитатель

говорит о том, что Зайчик хотел

сложить 3 слова: мама, папа,

баба, но у него получилась

путаница. Дети читают хором,

что сложил Зайчик. Предлагают

исправить ошибку Зайчика,

правильно сложить слово.

познакомить

дошкольников

с о

звуками

[Н]

и

[Н'],

буквой «Н»

Синтез слогов: ан,

он, ун, ын, эн, ин

С и н т е з

с л о в :

Ната, Нина, мина,

тина,

пони,

пан,

тон,

нам,

Д о н ,

туман

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

сформировать

п р ед с т а в л е н и я

о

звуках

[К]

и

[К'],

букве «К»

Чтение слогов: ак,

ук, ок, ык, эк, ик

Ч т е н и е

с л о в :

Капа,

мука,

Кама,

кума,

Куба,

маки,

кино,

куда,

кипа,

Ника

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

н а у ч и т ь

д е т е й

различению

звуков

[Г] и [Г'], закрепить

п р ед с т а в л е н и я

о

букве «Г»

Синтез слогов: га,

го, гу, гы, гэ, ги

Синтез слов: гага,

губа,

губы,

годы,

ноги,

нуга,

Гога,

бумага, гамак, гам

Отгадай мое

слово". Воспитатель

говорит:

задумала

слово,

которое

н а ч и н а е т с я

н а

с л о г "ма".

Попробуйте отгадать мое слово.

А

отгадка

нарисована

на

кар-

тинке.

Она

лежит

у

меня

на

столе. Я вам покажу ее в конце

игры".

Дети

называют

разные

слова,

начинающиеся

на

слог

"ма"

(10-12

слов). Заканчивая

игру,

воспитатель

показывает

свою картинку

познакомить

дошкольников

с о

звуками [Х] и [Х'], с

и х

г р а ф и ч е с к и м

о б о з н а ч е н и е м

буквой «Х»

Чтение слогов: ах,

ох, ух, эх, ых, их

Чтение слов: хата,

муха,

тихо,

духи,

ухо, уха, эхо, мох,

хохот, хобот

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

сформировать

представления

детей

о звуках [С] и [С'], об

и х

г р а ф и ч е с к о м

символе - букве «С»

Синтез слогов: са,

со, су, сы, сэ, си

Ч т е н и е

с л о в :

совы,

бусы,

сова,

сани,

косы,

носы,

сады,

киса,

соки,

гуси

"Сколько звуков

услышал?" Воспитатель

выразительно проговаривает

вперемешку отдельные звуки и

слоги (м, ра, у, ус, мы, к...). На 1

звук дети хлопают 1 раз, на слог

-2 раза.

познакомить

д о ш ко л ь н и ко в

с

новыми

звуками

[З]

и

[З'],

обозначаемой

их буквой – «З»

Чтение слогов: за,

зу зо, зы, зэ, зи

Ч т е н и е

с л о в :

зубы,

тазы,

козы,

ваза, газон, бизон,

музыка,

низина,

мимоза, Зина

январь

«Звук и буква «Ш»»“

Цепочка

слов” Цель: развивать

внимание, учить находить слово

на заданную букву.

Пособия: 1) карточки со

словами: нос, слон, носорог,

гуси, индюк, корова, апельсин,

нора, арбуз, зуб, барсук, крот,

трон;

2) игрушка "Петрушка".

сформировать

п р ед с т а в л е н и я

у

д о ш ко л ь н и ко в

о

звуке и букве «Ш»

Синте з

с л о г о в :

ша, шу, шо, шэ, ши

Чтение слов: шаги,

ш и п ы ,

ш и н а ,

ш у б а ,

М а ш а ,

Д а ш а ,

М и ш а ,

ш апка,

м ы ш к а ,

камыши

«Звук и буква «Ж»»

сформировать

представления

д о ш ко л ь н и ко в

о

звуке и букве «Ж».

Чтение

с л о г о в :

жа, жу, жо, жи, жэ

С и н т е з

с л о в :

жаба, ножи, кожа,

вижу, хожу, жатва,

пижама,

в ож д и ,

вожак, жди

Где твое имя,

научить

дошкольников

Чтение слогов: ач,

оч, уч, эч, ич

догадайся". Цель: закрепить

знания детьми букв своего

имени. Ход: на прогулке

воспитатель рисует с детьми

несколько квадратов на земле и

сообщает, что в них спрятаны

имена детей. В первом из них

спрятались те, в которых есть

буква К (Коля, Оксана, Максим,

Вадик). Во втором - с буквой Ш

(Маша, Шура, Наташа, Гриша).

В третьем - с буквой О (Рома,

Вова, Оля). В четвертом - с

буквой И (Ира, Марина, Игорь,

Кирилл).

Примечание: можно сделать из

бумаги вырезанный дом с

пустыми окошками и разным

количеством окошек. Вопрос:

"Кто на каком этаже живет?"

верному

произношению звука

[ Ч ] ,

с и н т е з у

слоговых

сочетаний,

содержащих

изучаемый звук

Чтение слов: чай,

часы,

туча,

дача,

чайка, дочка, очки,

б о ч к а ,

ч и ж и к ,

бочонок

февраль

"Киоск открыт". Воспитатель:

"Я буду работать киоскером,

продавать открытки. Но купить

открытку можно только тогда,

когда правильно

назовешь предмет, который

нарисован, и 1 звук слова".

(Открытки по

выбору воспитателя).

познакомить детей со

звуком и буквой «Ц»

Синтез слогов: ац,

оц, уц, эц, ыц, иц

С и н т е з

с л о в :

овцы, овца, цыпа,

нал,

цокот,

цапка,

ц и ка д а ,

ц и н г а ,

цинк, синица

«Звук и буква «Щ»»

научить

дошкольников

синтезу

слоговых

сочетаний,

содержащих

з ву к

«Щ»

Чтение

с л о г о в :

ащ,

ош,

ущ,

эщ,

ыщ, ищ

Чтение слов:

щи,

ищи, пища, щука,

п и щ и т,

о в о щ и ,

т а щ и ,

т а щ и т ,

угощу, ищу

«Звуки [Л] и [Л'], буква «Л»»

"Телеграф". Воспитатель: "Я

буду называть слова, а ты

должен отстукивать карандашом

количество слогов в названном

слове - "передать слово по те-

леграфу".

познакомить детей со

звуками

[Л]

и

[Л'],

обозначаемым

их

графическим

символом

буквой

«Л»

Чтение слогов: ал,

ул, ол, эл, ыл, ил

Чтение слов: лак,

лама,

лапа,

лупа,

луна, лужа, мыло,

л о п ат а ,

п о л к а ,

ландыш

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

обучить

дошкольников

синтезу

слоговых

сочетаний,

содержащих

звуки

[Р] и [Р']

Синтез слогов: ра,

ро, ру, ры, рэ, ри

С и н т е з

с л о в :

руки,

роза,

рабы,

р а н к а ,

д о р о г а ,

г р о м ,

к р а н ,

барабан, рис, риск

"Будь

познакомить

дошкольников

с о

Чтение слогов: ай,

ой, уй, эй, ый, ий

внимательным". Воспитатель:

"Если я назову большого братца

- звук "с", то вы поднимете руки

вверх и похлопаете, если назову

маленького братца - звук "сь",

вы присядете

звуком и буквой «Й»

Чтение слов: дай,

лай, майка, сайка,

з а й к а ,

с о й к а ,

З о й к а ,

м о й к а ,

байка, лайка

март

Буква «Е»

познакомить детей со

звуком и буквой «Е»

Буква для чтения:

«Е»

Слова для чтения:

ем, еда, Ева, Егор,

пена,

Вера,

небо,

сено, перо, лес.

"Построим дом". Воспитатель

говорит, что он собирается

нарисовать дом, и изображает на

доске только одну стену. Дети

должны назвать части дома,

которые нужно дорисовать.

Называть можно только те

слова, в которых есть звук "р".

Дети называют: "Крыша, чердак,

рама, крыльцо, труба. Все

называемые предметы

воспитатель схематически

рисует на доске.

познакомить

дошкольников

с о

звуком и буквой «Ё»

Буква для чтения:

«Ё»

Чтение

слов:

ёж,

ёрш,

ёлка,

мёд,

лён,

тётя,

Сёма,

Лёня, чёлка, котёл.

Буквы «Я»

сформировать

п р ед с т а в л е н и я

у

детей о звуке и букве

«Я»

Буква: «Я»

Чтение слов: Яша,

Яна, мясо, яблоко,

яма,

яхта,

ярко,

ясно,

няня, ястреб.

апрель

Буква «Ю»

н а у ч и т ь

д е т е й

различению

звука

и

буквы «Ю», синтезу

слоговых

сочетаний,

содержащих

э т о т

звук.

Буква для чтения:

«Ю»

Чтение слов: юла,

юг,

Юля,

Нюра,

юбка,

Юра,

люк,

союз, Люба, юрта.

”Назови слова по заданной

модели” Вос-ль: “Буратино

принёс вам игрушки. Названия

игрушек спрятались в этих

“домиках” (схемах). Отгадайте,

какое слово, обозначающее

игрушку, спряталось в этом

“домике”. Таким же способом

дети отгадывают слова по

остальным схемам

сформировать

стойкие

п р ед с т а в л е н и я

у

д о ш ко л ь н и к а х

о

буквах [Ь] и [Ъ]

Слова

для

чтения

(с «ь»): пень, мать,

боль, топь, рысь

Слова

для

чтения

( с

« ъ » ) :

с ъ е л ,

въехал,

подъехал,

объехал, съела

май

Повторение. Закрепление.

Обобщающие занятия

закрепить

п о л у ч е н н ы е

н а

протяжении

всего

к у р с а

о б у ч е н и я

умения

и

навыки

чтения

Ч т е н и е

с л о в

и

коротких фраз.

Формы и методы работы с детьми.

Образовательная деятельность проходит в форме игр и игровых упражнений с

использованием презентаций по каждой теме, наглядного материала, игрушек, а также в

работе используются тетради, карточки – ребусы, таблица слогов.

Во время образовательной деятельности широко применяем игровые методы,

направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в

области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение

проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая

используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для

каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение

превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре,

данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально

с первых шагов обучение. Большое место в работе с детьми используются стихотворные

тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и

для формирования и совершенствования их речевого слуха. В образовательной

деятельности по обучению грамоте детям даются разнообразные упражнения и задания

для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления. В

процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с

заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку

к письму

Организация образовательной среды строится на увлекательной игре, содержащей

проблемно-игровые ситуации. Используются такие приемы и методы как: беседа,

организационные моменты, загадки, вопрос -ответ, словесные дидактические игры и

упражнения. Только тогда она способствует развитию любознательности, познавательной

активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его

индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности.

Деятельность начинается в игровой форме, используются упражнения на релаксацию,

подвижные физминутки. Для словотворческого развития даются специальные задания на

придумывание игр и упражнений.

Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы

дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в

движении и в общении. Группа оснащена современным игровым оборудованием, которое

включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий

более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую

активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в

дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки.

Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и

систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и

занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых

игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для

обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи,

развития фонематического слуха и мелкой моторики.

3.Дидактический материал.

- Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т.д.)

- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.

-Дидактические игры с буквами, сословами. Ребусы для

детей.

-Буквы из разрезной

4.Техническое оснащение занятий.

- Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого

ребёнка).

- Полоски-схемы звукового состава слов.

- Фишки (по 6 штук: красного, синего, зелёного цветов) демонстрационный и раздаточный.

- Многофункциональные перфокарты.

- Пособия: “Окошечки”, “Ромашка”, “Звуковые часы”.

- Тетради в крупную клетку с заданиями на каждого ребёнка.

- Различные виды азбук.

- Детская литература (“Грамматика в картинках”, “Развиваем внимание”, книги для

начинающих читать).

Планируемые результаты: овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква»,

«предложение», знать порядок букв и их название «алфавит»; различать гласные, твердые

и мягкие согласные; правильно ставить ударение в знакомых словах; плавно читать

целыми словами, отвечать на вопросы по тексту; составлять из букв разрезной азбуки

слова и предложения.

По итогам обучения проводится диагностика уровня практического осознания

элементов языка и речи. Она составлена в соответствии с системой работы по обучению

чтению, основывается на диагностику Эльконина Д. Б.

Перспективный план работы с родителями.

1. Опрос родителей по анкете:

а) как Вы считаете, нужно ли научить читать детей в детском саду? Почему?

б) хотели бы Вы, чтоб Ваш ребенок научился читать до школы?

в) где бы Вы хотели научить ребенка читать: дома, в детском саду, в школе?

2.

Знакомство с методикой. Согласие родителей.

3.

Помощь в изготовлении методического пособия.

4.

Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольников

к обучению грамоте".

5.

День открытых дверей.

6.

Беседа: "Какую работу можно проводить дома по этой теме?".

7.

Беседа "Учимся, играя".

8.

Родительское собрание "Результаты детей".

9.

Консультация " Домашняя библиотека ".

10.Помощь в выполнении домашних заданий (заучивание стихов и задания в альбомах).

11 .Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся читать".

12.Открытое занятие в конце года.

13. Родительское собрание: "Наши успехи".

14. Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений

воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Семья имеет решающее влияние на

развитие основных черт личности ребенка, поскольку единство целей и задач

общественного и семейного воспитания детей обусловлено самой природой. Только при

поддержки семьи возможна динамика в интеллектуальном развитии ребенка. Педагог

старается удовлетворить запросы родителей по развитию и воспитанию детей. ДОУ

выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей

каждого ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов

родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся

единомышленниками и профессиональными помощниками педагога. Родители должны

тоже быть активными участниками процесса. В течение года не раз проводится

анкетирование, чтобы вовремя внести корректировку в программу кружка и в

индивидуальные занятия. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные

советы и рекомендации, проводим консультации, оформляем рекламный блок, памятки.

Педагог кружка рассказывает о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и

получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний

и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.

Заключение.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с

детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а

есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть,

выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых

впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое

настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно

начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов,

предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек,

стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними!

Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу,

желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в

обучении!

Список литературы

1.

Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.

3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д»,

2000.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д».

2000.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д»,

2000.

7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.:

«Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития»,

1997.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших

школьников. М.: «Владеем, 1997.

10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и

навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте.

М.: «Гном и Д», 20

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Дидактические игры для детей (5-6 лет)

1 . "Ветер - ветерок"

Воспитатель предлагает встать около стульчиков. На слово "ветер" дети должны поднять

руки, сильно ими раскачивать (как качаются деревья от ветра) и громко петь песенку - м-м-

м. На слово "ветерок" дети должны присесть, тихонько петь песенку ветерка - ш-ш-ш и

слегка раскачивать руками (как качается травка от слабого ветра).

2 ."Жуки прилетели".

Воспитатель: "Давайте представим, что за этим окном лес. Там живут жуки. Они летят к

нам и жужжат: ж-ж-ж. (Сначала тихо, а затем громче). Устали и сели отдохнуть на

листочек - ладошку. Отдохнули и полетели опять в лес.

3."Насос".

Воспитатель предлагает сделать круг - мяч. "Вот какой у нас мяч, но он сдулся - ш-ш-ш

(воспитатель и дети подбегают к середине круга). Давайте его надуем большим насосом -

с-с-с (дети отходят назад, имитируют надувание мяча насосом, произносят - с-с-с). Мы так

сильно накачали, что он лопнул - ш-ш-ш (дети произносят звук "ш", сбегаются в середину

круга). Теперь давайте надуем мяч маленьким насосом - сь-сь-сь (дети имитируют работу

маленького насоса, произнося звук "сь", делают круг).

4. "Будь внимательным".

Воспитатель: "Если я назову большого братца - звук "с", то вы поднимете руки вверх и

похлопаете, если назову маленького братца - звук "сь", вы присядете".

5. "Скажи, как я".

Воспитатель произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч

ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово так, как воспитатель, и перебрасывает мяч

воспитателю

6. "Зоопарк".

Воспитатель: "Вот зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока у меня в

коробочке. В зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь

первый звук ее имени (названия). Дети по очереди подходят, берут зверюшку, называют ее,

называют первый звук слова, помещают ее в "зоопарк".

7. "Найди пару".

Воспитатель раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей

слова - названия начинались с одного звука (машина - малина, стол - слон).

Воспитатель: "Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука

начинается это слово. Теперь пошли гулять, а по сигналу "Ищи" вы должны найти себе

друга, название которого должно начинаться с того же звука, что и ваше слово. Держите

картинки так, чтобы их было видно".

8. "Назови первый звук".

Воспитатель: "Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать первый звук этого

слова и перебросить мяч мне".

9. "Киоск открыт".

Воспитатель: "Я буду работать киоскером, продавать открытки. Но купить открытку

можно только тогда, когда правильно назовешь предмет, который нарисован, и 1 звук

слова". (Открытки по выбору воспитателя).

10. "Найди братца".

I вариант:

Воспитатель дает каждому по 1-ой предметной картинке, вместе с детьми определяет

первые звуки названий; на столе выкладываются картинки так, чтобы каждый ребенок мог

найти предмет, название которого начинается с братца его звука (названия его предмета)

II вариант:

"Я буду называть большого братца, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать его маленького

братца".

11."Назови слова".

Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются со звука

"л", а затем "л

1.В зоопарке живёт с . он (слон)

Словно дом, огромен он.

Уточнить с детьми, какой звук потерялся? (л)

2. Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла . пу. (лампу)

Дети называют слово и пропущенный звук, (а)

3. Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к . ошки. (крошки)

Дать детям задание определить, какой звук пропущен.

1-й вариант:

Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат заданный

звук.

2 -й вариант:

Определите первый звук в словах: баран, берёза, бабочка, Буратино, берет. Назовите слова,

в которых звук « Б », а в которых «Бь »

3 -й вариант:

Предложить детям найти одинаковый звук в словах: клещи, щавель, щегол, ящик, ящерица,

щека.

Игры и упражнения .

Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука: "Скажи так, как

я", "Скажи, как кукла";"Скажи так, чтобы песенку услышала куколка"; "Договори слово"

(до... (м), со... (м)); "Спой песенку ветра (жука)"; "Произнеси громко звук молотка"; "Кто

сможет сказать так, чтобы мы услышали звук барабана".

Упражнения на определение первого звука в слове: "Назови слово так, чтобы мы хорошо

услышали первый звук"; "Назови первый звук слова"; "В зоопарк попадет тот, кто

правильно назовет первый звук"; "Найди себе пару" (с таким же звуком картинку);

"Соберем букет для наших мам" (ребенок должен назвать цветок, назвать первый звук

слова и поставить картинку на фланелеграф).

Упражнения на различение твердого и мягкого согласных звуков: "Найди братца"; "Угадай,

чей это мячик";"Найди друзей "старшему" и "младшему" братцам"; "Угадай, к кому мы

пойдем в гости"; "Произнеси, как звенит большой (маленький) колокольчик"; "Спой

песенку большого (маленького) насоса"; "Разложи картинки к синему и зеленому

кружочку".

Упражнения на различение понятий "звук" и "слово": "Собери в корзинку "вкусные

слова""; "Назови, словом игрушки в магазине"; "Скажи, какие звуки услышал в

лесу"; "Скажи, на чью песенку похож этот звук".

Упражнения на развитие фонематического слуха, речевого внимания: "Какой звук (чья

песенка) часто встречается в этих словах, стихотворении"; "Скажите, какие слова похожи в

стихотворении"; "Подбери подходящее слово"; "Подскажи словечко"; "Будь

внимательным"; "Скажи правильно"; "Покатай в машине только тех животных, в названии

которых есть "песенка колокольчика" (звук "з") и другие.

Дидактические игры для детей .

1.

“Живые звуки”

1 вариант:

Воспитатель предлагает поиграть со звуками: "Наташа будет звуком "А", а ты, Саша,

звуком "У". Вы будете петь "песенки" у звуков друг за другом. Кому я положу руку на

плечо, тот начинает петь песню, когда уберу, он должен перестать петь (воспитатель

сначала одному кладет руку на плечо, а потом одновременно убирает руку с плеча первого

ребенка и кладет другую руку на плечо другому ребенку).

II вариант:

После того, как слово будет разобрано у доски и выложено схематично фишками,

воспитатель предлагает поиграть со звуками, вызывает детей и называет каждому из них

звук: "Надя будет первым звуком в слове "дом" - звуком "д". Иди, Надя, возьми свою

фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя - второй звук в слове "дом"

- звук "о". Последним звуком будет Оля. Возьмите, Оля и Витя, свои фишки. А теперь

встаньте у доски так, чтобы получилось это слово".

III вариант:

"Вы - звуки этого слова.... Возьмите фишки, кто каким звуком хочет быть. А теперь

подойди ко мне первый звук слова..., третий звук слова..., второй звук слова.... Подумайте,

как нужно встать, чтоб получилось это слово".

2."Какой звук?" (с карточками - фишками).

Воспитатель показывает синюю фишку - ребенок называет любой согласный звук, если

воспитатель показывает красный кружок, дети называют гласный звук. И наоборот.

3."Найди братца".

Воспитатель раздает картинки, которые начинаются с твердого согласного звука. На доске

они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но мягкий согласный звук.

4."Назови слова".

I вариант:

Воспитатель предлагает найти слова с каким-нибудь звуком, например, "р", и произнести

их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. За каждое правильно названное слово

ребенок получает в награду фишку - игрушку, чтобы потом можно было подсчитать и

определить победителя.

II вариант:

Можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обязательно был бы

первый, в середине, последний.

5."Угадай-ка".

На доске - картинки, на столе - схемы слов. Дети должны соотнести название картинки со

схемой слова.

6."Отгадай мое слово".

Воспитатель говорит: "Я задумала слово, которое начинается на слог "ма". Попробуйте

отгадать мое слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам

покажу ее в конце игры". Дети называют разные слова, начинающиеся на слог "ма" (10-12

слов). Заканчивая игру, воспитатель показывает свою картинку.

7.

"Телеграф".

Воспитатель: "Я буду называть слова, а ты должен отстукивать карандашом количество

слогов в названном слове - "передать слово по телеграфу".

8."Сколько звуков услышал?"

Воспитатель выразительно проговаривает вперемешку отдельные звуки и слоги (м, ра, у,

ус, мы, к...). На 1 звук дети хлопают 1 раз, на слог -2 раза.

9."Перекличка".

Воспитатель называет вперемешку разные звуки - гласные и согласные. Дети, имена

которых начинаются с названного звука, встают.

10."Построим дом".

Воспитатель говорит, что он собирается нарисовать дом, и изображает на доске только

одну стену. Дети должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно

только те слова, в которых есть звук "р". Дети называют: "Крыша, чердак, рама, крыльцо,

труба. Все называемые предметы воспитатель схематически рисует на доске.

11 ."Поищи слово".

Воспитатель говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это

короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое

слово, нужно длинное разделить на слоги. Например, надо найти слово, которое

спряталось в слове "песок". (Дети делят слова на слоги - пе-сок). Какое же слово спря-

талось? (Сок).

Воспитатель называет другие слова, в которых второй слог представляет собой

самостоятельное слово: рыбак, Борис, пирог, кулак, фасоль, король. Дети отыскивают

"спрятавшиеся" в них слова.

12. "Диета Карлсона."

Цель: научить находить слова на заданную букву и читать их (если трудно - с помощью

воспитателя).

Пособия: 1) игрушка - Карлсон;

2) карточки со словами:

М - молоко, масло, мясо, мороженное, морс, мармелад, макароны;

К - конфета, клубника, кофе, котлета, кекс, картофель, компот.

Ход: Воспитатель: "Карлсон открыл мне сегодня маленький свой секрет. Оказывается,

чтобы себя хорошо чувствовать и не очень толстеть, Карлсон будет сидеть на диете - один

день он будет, есть продукты, которые начинаются на букву "М", а на следующий день - на

букву "К". Так ему посоветовал доктор и также написал продукты, которые ему надо

кушать. Но Карлсон ведь не умеет читать. Вот он и прилетел к нам за помощью. Давайте

ему поможем найти продукты на букву "М". Кто нашел, тот читает (если трудно, то

воспитатель помогает). Диета Карлсона может быть на любую букву.

13. “Цепочка слов”

. Цель: развивать внимание, учить находить слово на заданную букву.

Пособия: 1) карточки со словами: нос, слон, носорог, гуси, индюк, корова, апельсин, нора,

арбуз, зуб, барсук, крот, трон;

2) игрушка "Петрушка".

Организация: на столе разложены карточки вперемешку. Дети стоят вокруг стола.

Ход: игра проводится в двух вариантах:

1.Воспитатель: "Сегодня с вами поиграет Петрушка. Он еще не умеет читать слова, но

знает отдельные буквы. Сейчас Петрушка поднимет карточку со словом, а вы должны

найти слово, начинающееся с последней буквы. Кто первый найдет - получит карточку.

Посмотрим, кто у нас самый внимательный и сообразительный. Например, Петрушка

поднимает слово "барсук", оно кончается на букву "К". Вы должны найти слово,

начинающееся с этой буквы (крот).

2.(В младших и средних группах) - дети находят слова не на скорость, а по очереди (как

стоят).

В этой игре чтение идет с помощью воспитателя, дети самостоятельно фиксируют первую

и последнюю буквы.

14."Найди слова, начинающиеся со слога..."

Цель: учить детей находить нужные слова на заданный слог, читать слово вместе с

воспитателем.

Пособия: карточки со словами, начинающимися с разных слогов.

СА - санки, салазки, салака, самолет, сапожник, сачок, сало, сапожок;

МА - Марина, Маша, малина, машина, масло, марка, Мальвина;

ЛИ - лиса, липа, Лида, ливень, лимонад, лимон, линия;

БУ - булавка, бутон, букет, бутылка, бумага, бусы, букашка, Буратино

Организация: на столе разложены две карточки. За один раз брать не более трех

слогов и по 3 - 4 слова на каждый слог (например, РУ, МА, ЛИ - по 3 -4 слова).

Задание: кто больше слов найдет на слог МА? И т.д. Дети сидят около стола.

15. "Кто же это был?"

Цель: учить детей находить слова, в которых есть названная буква, и читать слова с

помощью воспитателя.

Пособия: 1) картинки с изображением утки и курицы;

2)карточка со словами: утка, петрушка, гусыня, голуби, петух, сорока, скворцы, рябина,

калина, травка, клюква, колоски.

Ход и организация: Воспитатель и дети сидят за столом. На столе разложены карточки.

Картинки (утка и курица) в руках у воспитателя.

Воспитатель: "Жили - были утка и курица. Вот они, какие были, посмотрите. А звали их

так: кличка утки начиналась на букву У. Найдите это слово (читаем вместе). А кличка

курицы начиналась на букву П. Найдите это слово. Давайте прочитаем, как ее звали? -

Пеструшка.

Она приглашала тех птиц, в названии которых слышался звук У. Что это были за птицы?

Кто догадался? (Гусыня, голуби, петух). А Пеструшка приглашала тех, в названиях

которых есть буквы С, Р. Посмотрите, кто к ней приходил? (Сорока, скворцы).

Лакомствами угощали гостей, в названиях их были буквы А (рябина, травка), К (калина,

клюква, колоски). Весело щебетали они и слушали рассказы сороки - белобоки, которая

всегда все про всех знает".

16."Что собрали братья?"

Цель: 1) учить детей находить слова с заданной буквой;

2) закрепить знание букв.

Пособия: карточки: Ваня, Коля, земляника, яблоко, клубника, рыжики, боровички, груша,

мандарин.

Ход: Воспитатель: "Шли по лесу два брата. Звали их так: в имени одного была буква В, а в

имени другого - О. Как их звали? Найдите их имена (Ваня, Коля). Повстречали они в лесу

девочку Машу. Ваня помог ей собрать ягоды, в названии которых есть буква К (земляника,

клубника), а Коля - грибы, тоже со звуком К. Какие грибы оказались в лукошке у девочки?

(Рыжики, боровики).

Братья проводили Машеньку домой, помогли донести корзинку, а Маша угостила Ваню и

Колю фруктами, в их названиях были буквы М, Л, Г - (яблоко, груша, мандарин)".

17."Загадка Петрушки".

Цель: учить детей находить слова, в которых есть буквы Р, Т, С и прочитывать слова с

помощью воспитателя.

Пособия: 1) карточки со словами: боровики, грузди, рыжики, сыроежки, маслята, опята,

свинушки, подберезовики, подосиновики;

2)"письмо" от Петрушки.

Ход: Воспитатель сообщает детям, что получил письмо от Петрушки. В этом письме

Петрушка задает детям загадку. Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте, ребята! Я сейчас живу на даче, гуляю в лесу. Люблю я собирать в лесу

грибы. Много грибов приношу я домой. Отгадайте, какие грибы я собираю, если в их

названиях есть буква Р (боровики, грузди, сыроежки); буква Т (маслята, опята); буква С

(сыроежки, свинушки); буква И (подберезовики, подосиновики)."

18."Где твое имя, догадайся".

Цель: закрепить знания детьми букв своего имени. Ход: на прогулке воспитатель рисует с

детьми несколько квадратов на земле и сообщает, что в них спрятаны имена детей. В

первом из них спрятались те, в которых есть буква К (Коля, Оксана, Максим, Вадик). Во

втором - с буквой Ш (Маша, Шура, Наташа, Гриша). В третьем - с буквой О (Рома, Вова,

Оля). В четвертом - с буквой И (Ира, Марина, Игорь, Кирилл).

Примечание: можно сделать из бумаги вырезанный дом с пустыми окошками и разным

количеством окошек. Вопрос: "Кто на каком этаже живет?"

19."Кто где живет?"

Цель: учить, читая отдельные слова, подбирать нужные названия к картинке.

Пособия: 1) картинки с изображением животных в своем домике: медведь, лиса в норе,

белка в дупле, скворец в скворечнике, собака в конуре, ворона в гнезде;

2) карточки со словами: берлога, дупло, скворечник, нора, конура,

гнездо.

Организация: дети сидят за столом. Они выбирают себе картинку с изображением

понравившегося зверя. Карточки со словами у воспитателя.

Ход: Воспитатель показывает слово на карточке, дети читают его по слогам и отгадывают,

"чей это домик".

20."Накорми зверей".

Цель: учить детей читать отдельные слова, подбирать к картинкам слова, подходящие по

смыслу.

Пособия: 1) картинки (небольшие) с изображением животных: кошки, собаки курицы,

коровы, козы, белки;

2) карточки со словами: молоко, рыба, пшено, косточка, травка (две карточки), мясо,

грибы, орехи.

21."Помоги Мишутке".

Цель: учить читать слова и словосочетания, находить заданное слово.

Пособия: 1) игрушка - Мишутка;

2) вырезанные из картона "банки" с нарисованными видами варенья и надписями: малина,

вишня, черешня;

3) поздравительные открытки с надписями: "С Новым годом", "С новосельем", "8 марта",

"С Днем рождения".

Организация: на первом столе - банки;

на втором столе - разложены открытки.

Ход: Воспитатель: "У Мишуткиной бабушки - День рождения. Мишутка знает, какой ей

сделать подарок. Он пошлет ей банку любимого малинового варенья, но как ее найти? На

кухне много полок, все они уставлены банками. Банки подписаны, но на беду Мишутка не

умеет читать. Помогите ему найти малиновое варенье, а то он возьмется пробовать из

каждой банки, и у него разболится живот". Дети находят. А теперь Мишка отправляется на

почту. Дети подходят ко второму столу. "На почте много разных открыток, но Мишутке на-

до выбрать "С Днем рождения". Помогите ему выбрать открытку для бабушки".

22."Назови одним словом."

Цель: учить детей объединять предметы по общим признакам и давать им одно название,

предварительно прочитав его по слогам.

Пособия: 1) картинки с различными предметами из серии: игрушки, посуда,

одежда, транспорт;

2) карточки со словами: транспорт, одежда, игрушки, обувь, цветы, посуда и т.д.

Организация: 1) для проведения одной игры берется не более 5 слов.

2) картинки с изображением предметов разложены по понятиям в младших группах -

картинкой вверх, а в старших группах - словом кверху).

Детям раздается задание: придумать, как можно назвать одним словом разные предметы

(мак, тюльпан, роза - цветы) и т.д. и подобрать к каждой группе предметов нужное

название.

23."Найди слово наоборот".

Цель: учить детей читать отдельные слова, находить противоположное по смыслу слово.

Пособия: карточки со словами: далеко, близко, радостно, грустно, жадный, добрый,

высоко, низко, худой, толстый, трус, храбрец, холодно, жарко, темно, светло.

Организация: на одном столе разложены карточки одного смысла, на втором - антонимы.

Ход: Дети разделены на две группы:

1.

группа - у одного стола,

2.

группа - у другого стола.

Дети по очереди из одной группы и из другой:

поднимают и называют слово;

из другой группы находят слово, противоположное по смыслу.

24."Магазин".

Цель: закрепить знание букв.

Материал: вырезанные из картона варежки, перчатки, гольфы, обувь: туфельки, тапочки,

сандалеты. На каждой паре с обратной стороны написаны одинаковые буквы.

Ход: детям раздается по одной вещи от каждой пары, а вторая вещь - у продавца магазина.

В магазине вещи перевернуты буквами вверх. Дети приходят в магазин и просят продать

вещь, называя нужную букву.

25."Близнецы".

(Второй вариант игры "Магазин").

Делается по две пары одинаковых туфелек, гольфов, носков, варежек, платьев,

передничков и т.д. Вещи близнецов, например, два платья, совершенно одинаковых, нос

разными буквами. Дети приходят в магазин и покупают себе вторую вещь, называя свою

букву.

26."Путаница".

Воспитатель говорит о том, что Зайчик хотел сложить 3 слова: мама, папа, баба, но у него

получилась путаница. Дети читают хором, что сложил Зайчик. Предлагают исправить

ошибку Зайчика, правильно сложить слово.

26."Игры на имена".

Проводятся в следующей последовательности:

"сложи из букв свое имя",

"прочти наоборот" (в данном случае буквы для имени ребенка подбираются заранее,

и лишних букв не дается),

"прочти свое имя по таблице",

"чье имя я назвала?",

"покажи свое имя" (на столе у воспитателя разложены карточки с именами. Дети по

очереди находят свое имя),

"1, 2, 3 - к своему имени беги".

27."Найди свой домик".

Воспитатель раздает детям по 1 гласной букве. Выбирают 2 ведущих. Одному дается

фишка синего цвета, другому - зеленого цвета. Воспитатель обращается к детям: "Была

хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко

спряталось за тучи, и начался дождь. Буквы увидели домики. Один из них был синего

цвета. Там жил твердый согласный звук, другой - зеленого цвета. В нем жил мягкий

согласный звук. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в домики,

надо вспомнить, после какого согласно звука пишется гласная буква, которую вы держите,

и войти в домик.

28.”Назови слова по заданной модели”

Вос-ль: “Буратино принёс вам игрушки. Названия игрушек спрятались в этих

“домиках” (схемах). Отгадайте, какое слово, обозначающее игрушку, спряталось в этом

“домике”. Таким же способом дети отгадывают слова по остальным схемам

Приложение 3

Перспективный план работы с родителями.

Старшая группа.

1. Опрос родителей по анкете:

а) как Вы считаете, нужно ли научить читать детей в детском саду? Почему?

б) хотели бы Вы, чтоб Ваш ребенок научился читать до школы?

в) где бы Вы хотели научить ребенка читать: дома, в детском саду, в школе?

1.

Знакомство с методикой. Согласие родителей.

2.

Помощь в изготовлении методического пособия.

3.

Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке

дошкольников к обучению грамоте".

4.

День открытых дверей.

5.

Беседа: "Какую работу можно проводить дома по этой теме?".

6.

Итоговое открытое занятие по окончании подготовительного этапа.

7.

Родительское собрание "Результаты детей".

8.

Консультация "Знакомство с задачами основного этапа".

10.Помощь в выполнении домашних заданий (заучивание стихов и задания в

альбомах).

11 .Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся читать".

12.Открытое занятие в конце года.

13.Родительское собрание: "Какие успехи".

а) Ваш ребёнок читает, что изменилось в нём самом и его окружении?

б) Что Вы испытали, когда услышали впервые чтение малыша?

в) Чем чаще стал ребёнок заниматься дома?

г) Какие усилия Вы прилагали, чтобы помочь ребёнку?

д) Ваше мнение... стоит ли продолжать обучение грамоте по этой методике в детском саду?

2.Консультация "Готовим ребёнка к письму".

3. Беседа о важности и пользе игр с буквами и словами.

4."Дневник воспитателя" - еженедельная запись с советами и рекомендациями

индивидуально каждому ребенку.

5. Консультация "Домашняя библиотека".

6. День открытых дверей.

7. Беседа "Учимся, играя".

8. Открытое занятие. .

Пополнение домашней детской библиотеки.

9. Родительское собрание "Наши успехи".

10. Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения.

11. Фотовыставка - "Какими мы были, какими мы стали".

12.Конкурс семейной копилки по чтению (книги, развивающие игры, ребусы,



В раздел образования