Напоминание

Охрана окружающей среды


Автор: Качалова Алия Данияровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Заречье» Кировского района» г. Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Природоохранный проект «Кормушки для пернатых друзей»
Тема: Охрана окружающей среды
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей

«Заречье» Кировского района» г.Казани

Природоохранный проект

«Кормушки для пернатых друзей»

Автор проекта:

Педагог дополнительного образования

Качалова Алия Данияровна,

Объединение «Живая планета»

Казань, 2022

Содержание

1.

Введение

1.1.Актуальность проекта

1.2.Цели и задачи проекта

2. Основная часть

3. Заключение

Актуальность проекта

Мы находимся в критическом моменте истории нашей планеты.

Мировое

сообщество

столкнулось

с

политическим,

социальным,

экономическим и экологическим кризисами. Именно сейчас нам предстоит

выбрать свое будущее, будущее наших детей. Каким оно будет? Вселяющим

надежды или пугающим своей жестокостью? Решать только нам. Для

счастливого и безопасного будущего человечество должно осознать, что все

живое, существующее на Земле – одна большая семья, несмотря на огромное

разнообразие форм жизни, традиций и культур. Для этого люди всей планеты

должны

объединиться

и

попытаться

создать

устойчивое

глобальное

общество,

основанное

на

уважении

к

природе,

правам

человека,

экономической справедливости и культуре мира.

Массовое производство и потребление сегодня приводят к истощению

окружающей среды, сокращению ресурсов, исчезновению видов животных и

растений. Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями

одних только специалистов - экологов, управленцев, юристов, инженеров,

законодателей - или же властными институтами общества. Для эффективного

достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо

активное участие всех людей вне зависимости от их социального или

культурного статуса.

Будущее нашей планеты, всего живого, жизни на Земле в наших руках.

Будущее в наших детях! Именно поэтому необходимо обратить внимание на

экологическое воспитание подрастающего поколения. Ничего не изменится в

лучшую сторону на нашей Земле, пока мы не вложим в душу наших детей

любовь и заботу о природе.

У детей младшего школьного возраста очень развит познавательный

интерес, в частности, к природе. Только заботясь о братьях наших меньших,

оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью

природы.

Создавая социальные проекты по защите окружающей среды, мы

делаем первый шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, а работа

в группах и творческих делах позволяет понять, зачем нам нужна природа и,

что только сообща мы можем сохранить ее для будущего. Поэтому с самого

начала создания проектов по защите природы мы должны помнить, что

экологическое

воспитание

должно

быть

знанием

с

большой

буквы

пронизанным любовью и гуманизмом.

Данный проект «Кормушки для пернатых друзей» первый шаг к

приобретению учащимися знаний о природе, которая окружает их, развитию

практических

умений

и

навыков,

необходимых

для

ответственного

отношения к природе. В процессе работы над проектом ребята учатся

работать в одной команде, развивать творческие и технические способности.

В проекте «Кормушки для пернатых друзей» предлагается творческое

решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем на

основе духовно-нравственного отношения к природе.

Забота о птицах учит бережному отношению к живой природе,

расширяет и углубляет представления о доброте и милосердии, человек

начинает

осознавать

значимость

сопереживания

о

ближних

людях,

формируются нравственные понятия и представления.

Цели и задачи проекта

Цель

проекта

привлечение

учащихся

и

родителей

к

практическому решению проблем сохранения видового разнообразия и мест

обитания птиц,

формирование экологических знаний детей о зимующих

птицах и ответственное, бережное отношения к ним.

Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно

решает следующие задачи:

формирование экологической культуры у учащихся;

уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах;

научить ребят правильной подкормке зимующих птиц;

формирование умений и навыков наблюдения за ними;

учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни

птиц;

воспитывать доброжелательное отношение к птицам, помогать

зимующим птицам в трудное время.

формирование бережного отношения к природе у детей и родителей;

формирование активной природоохранной позиции у учащихся;

Место проведения проекта – МБУ ДО «Центр дополнительного

образования детей «Заречье» Кировского района» г.Казани на базе МБОУ

СОШ №151 Кировского района г.Казани.

Участники проекта – учащиеся объединения «Живая планета», их

родители.

Сроки реализации – проект «Кормушки для пернатых друзей»

является продолжительным, рассчитан на 3 месяца (декабрь-февраль).

Тип

проекта

практико-ориентированный,

экологический,

творческий.

По количеству участников – групповой проект.

Ожидаемые результаты:

Расширение кругозора детей о зимующих птицах;

Использование нашего опыта в своей деятельности ребятами из

других классов;

Совместное изготовление кормушек с родителями из разного

подручного материала;

Формирование знаний о видах кормов и способах подкармливания

птиц;

Создание кормушек для зимующих птиц из разного материала;

Воспитание бережного отношения к окружающей природе и её

обитателям.

Этапы проекта

1 этап: Организационный

1. Определение темы и актуальности проекта.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Координация деятельности.

2 этап: Планирование деятельности по выполнению проекта

1. Составление, уточнение плана мероприятий.

2. Определение последовательности работы.

3 этап: Реализация проекта

1. Проведение запланированных мероприятий, акций в рамках проекта.

4 этап: Подведение итогов

1. Оценка проведения мероприятий.

2. Анализ-обсуждение результатов деятельности.

3. Определение перспективы развития данного проекта.

План мероприятий

п/

п

Название мероприятия

Форма проведения, краткое

описание

Сроки

проведения

1

«Модель кормушки»

Конкурс поделок из пластилина на

лучшую

модель

будущей

кормушки для птиц

декабрь

2

«Домик

для

пернатых

друзей»

Изготовление кормушек совместно

с родителями из вторичного сырья

декабрь

3

«Покормите

птиц

зимой!»

Выставка рисунков на заданную

тему,

выполненных

в

любой

технике.

январь

4

«Помощь

нашим

пернатым друзьям»

Развешивание

кормушек

на

пришкольной

территории,

наполнение кормушек кормом для

птиц.

январь

5

«Вместе

мы

сможем

больше!»,

Выступление

агитбригад

по

привлечению внимания учащихся

других классов к необходимости

оказания

помощи

зимующим

птицам.

Раздача

листовок

с

перечнем

возможного

варианта

корма для птиц.

февраль

Подведение итогов проведения проекта

Анализируя результаты деятельности учащихся объединения можно

сказать, что цель и задачи проекта были достигнуты. В проекте приняли

участие все учащиеся, а также их родители.

Во время экскурсии по территории в рамках занятия объединения,

наблюдая за птицами, мы с учащимися отметили, что птиц стало меньше, и

они ведут себя беспокойно. Мы сделали выводы: с наступлением холодов

исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам

нечего есть. Так было принято решение помочь пережить наступающие

холода зимующим птицам. В кабинете мы обсудили основные направления

деятельности

в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый

результат, выяснили возможности, определили средства.

Активное участие в мероприятиях проекта «Кормушки для пернатых

друзей» приняли родители учащихся, особенно на этапе создания кормушек

из различных подручных материалов, было заметно, что многие из родителей

учащихся творчески подошли к решению данной задачи. Также учащиеся с

родителями самостоятельно изучали информацию в интернете о птицах,

населяющий наш регион, их образе жизни, искали информацию о том, чем

можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки,

которая

расширила

кругозор

родителей

и

учащихся,

способствовала

организации природоохранной деятельности. Мы с детьми обсудили, какие

кормушки прослужат дольше, куда и как

их надо

укрепить, чтобы не

повредить деревья. С ребятами мы тщательно

изучили

территорию

пришкольного участка и решили большую часть кормушек закрепить на

деревьях, остальные кормушки - расположить около входа в школу.

Перед тем, как повесить кормушку, дети заботливо насыпали в нее

корм. Мы с детьми заранее обсуждали, каким кормом необходимо кормить

птиц. Учащиеся узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб,

солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам

вред.

После того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на

территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки

прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно

нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за

наполняемостью кормушек.

Мы заметили, что на территорию школы

прилетают снегири, воробьи, синицы, сороки. Больше всего на кормушки

прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы

прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки,

а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с

семенами и ягодами рябины.

В кабинете была оформлена выставка рисунков на тему «Покормите

птиц зимой», которую могли посетить все желающие школы.

В ходе реализации проекта мои учащиеся стали задаваться вопросом о

том, заботятся ли другие о птицах в зимний период. Мы вместе обсудили

этот вопрос и решили выйти за пределы объединения и привлечь других

учащихся начальной школы к подкормке птиц. Для этого мы провели серию

агитбригад, в ходе которых раздавали памятки о необходимости помощи

птицам зимой и возможных видах кормов для зимующих птиц.

В ходе реализации проекта выявились активные участники. Они

каждый день из дома приносили различный корм. Некоторые учащиеся

нашего объединения решили развесить кормушки и возле своих домов.

Впоследствии они самостоятельно с родителями подкармливали

птиц,

наблюдали за их поведением и рассказывали товарищам о том, какие птицы

прилетали на кормушки.

Таким образом, я уверена, что у моих учащихся успешно формируется

гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому, активная

природоохранная позиция.

В

ходе

реализации

проекта

ребята

не

только

расширили

и

систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической

деятельности

узнали,

какие

корма

предпочитают

птицы

и

какие

разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный

материал.

Они

также

научились

организовывать

природоохранную

деятельность, взаимодействовать с социумом и получать удовольствие от

результатов своего труда.



В раздел образования