Автор: Качалова Алия Данияровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Заречье» Кировского района» г. Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Природоохранный проект «Кормушки для пернатых друзей»
Тема: Охрана окружающей среды
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей
«Заречье» Кировского района» г.Казани
Природоохранный проект
«Кормушки для пернатых друзей»
Автор проекта:
Педагог дополнительного образования
Качалова Алия Данияровна,
Объединение «Живая планета»
Казань, 2022
Содержание
1.
Введение
1.1.Актуальность проекта
1.2.Цели и задачи проекта
2. Основная часть
3. Заключение
Актуальность проекта
Мы находимся в критическом моменте истории нашей планеты.
Мировое
сообщество
столкнулось
с
политическим,
социальным,
экономическим и экологическим кризисами. Именно сейчас нам предстоит
выбрать свое будущее, будущее наших детей. Каким оно будет? Вселяющим
надежды или пугающим своей жестокостью? Решать только нам. Для
счастливого и безопасного будущего человечество должно осознать, что все
живое, существующее на Земле – одна большая семья, несмотря на огромное
разнообразие форм жизни, традиций и культур. Для этого люди всей планеты
должны
объединиться
и
попытаться
создать
устойчивое
глобальное
общество,
основанное
на
уважении
к
природе,
правам
человека,
экономической справедливости и культуре мира.
Массовое производство и потребление сегодня приводят к истощению
окружающей среды, сокращению ресурсов, исчезновению видов животных и
растений. Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями
одних только специалистов - экологов, управленцев, юристов, инженеров,
законодателей - или же властными институтами общества. Для эффективного
достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо
активное участие всех людей вне зависимости от их социального или
культурного статуса.
Будущее нашей планеты, всего живого, жизни на Земле в наших руках.
Будущее в наших детях! Именно поэтому необходимо обратить внимание на
экологическое воспитание подрастающего поколения. Ничего не изменится в
лучшую сторону на нашей Земле, пока мы не вложим в душу наших детей
любовь и заботу о природе.
У детей младшего школьного возраста очень развит познавательный
интерес, в частности, к природе. Только заботясь о братьях наших меньших,
оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью
природы.
Создавая социальные проекты по защите окружающей среды, мы
делаем первый шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, а работа
в группах и творческих делах позволяет понять, зачем нам нужна природа и,
что только сообща мы можем сохранить ее для будущего. Поэтому с самого
начала создания проектов по защите природы мы должны помнить, что
экологическое
воспитание
должно
быть
знанием
с
большой
буквы
пронизанным любовью и гуманизмом.
Данный проект «Кормушки для пернатых друзей» первый шаг к
приобретению учащимися знаний о природе, которая окружает их, развитию
практических
умений
и
навыков,
необходимых
для
ответственного
отношения к природе. В процессе работы над проектом ребята учатся
работать в одной команде, развивать творческие и технические способности.
В проекте «Кормушки для пернатых друзей» предлагается творческое
решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем на
основе духовно-нравственного отношения к природе.
Забота о птицах учит бережному отношению к живой природе,
расширяет и углубляет представления о доброте и милосердии, человек
начинает
осознавать
значимость
сопереживания
о
ближних
людях,
формируются нравственные понятия и представления.
Цели и задачи проекта
Цель
проекта
–
привлечение
учащихся
и
родителей
к
практическому решению проблем сохранения видового разнообразия и мест
обитания птиц,
формирование экологических знаний детей о зимующих
птицах и ответственное, бережное отношения к ним.
Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно
решает следующие задачи:
формирование экологической культуры у учащихся;
уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах;
научить ребят правильной подкормке зимующих птиц;
формирование умений и навыков наблюдения за ними;
учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни
птиц;
воспитывать доброжелательное отношение к птицам, помогать
зимующим птицам в трудное время.
формирование бережного отношения к природе у детей и родителей;
формирование активной природоохранной позиции у учащихся;
Место проведения проекта – МБУ ДО «Центр дополнительного
образования детей «Заречье» Кировского района» г.Казани на базе МБОУ
СОШ №151 Кировского района г.Казани.
Участники проекта – учащиеся объединения «Живая планета», их
родители.
Сроки реализации – проект «Кормушки для пернатых друзей»
является продолжительным, рассчитан на 3 месяца (декабрь-февраль).
Тип
проекта
–
практико-ориентированный,
экологический,
творческий.
По количеству участников – групповой проект.
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора детей о зимующих птицах;
Использование нашего опыта в своей деятельности ребятами из
других классов;
Совместное изготовление кормушек с родителями из разного
подручного материала;
Формирование знаний о видах кормов и способах подкармливания
птиц;
Создание кормушек для зимующих птиц из разного материала;
Воспитание бережного отношения к окружающей природе и её
обитателям.
Этапы проекта
1 этап: Организационный
1. Определение темы и актуальности проекта.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Координация деятельности.
2 этап: Планирование деятельности по выполнению проекта
1. Составление, уточнение плана мероприятий.
2. Определение последовательности работы.
3 этап: Реализация проекта
1. Проведение запланированных мероприятий, акций в рамках проекта.
4 этап: Подведение итогов
1. Оценка проведения мероприятий.
2. Анализ-обсуждение результатов деятельности.
3. Определение перспективы развития данного проекта.
План мероприятий
№
п/
п
Название мероприятия
Форма проведения, краткое
описание
Сроки
проведения
1
«Модель кормушки»
Конкурс поделок из пластилина на
лучшую
модель
будущей
кормушки для птиц
декабрь
2
«Домик
для
пернатых
друзей»
Изготовление кормушек совместно
с родителями из вторичного сырья
декабрь
3
«Покормите
птиц
зимой!»
Выставка рисунков на заданную
тему,
выполненных
в
любой
технике.
январь
4
«Помощь
нашим
пернатым друзьям»
Развешивание
кормушек
на
пришкольной
территории,
наполнение кормушек кормом для
птиц.
январь
5
«Вместе
мы
сможем
больше!»,
Выступление
агитбригад
по
привлечению внимания учащихся
других классов к необходимости
оказания
помощи
зимующим
птицам.
Раздача
листовок
с
перечнем
возможного
варианта
корма для птиц.
февраль
Подведение итогов проведения проекта
Анализируя результаты деятельности учащихся объединения можно
сказать, что цель и задачи проекта были достигнуты. В проекте приняли
участие все учащиеся, а также их родители.
Во время экскурсии по территории в рамках занятия объединения,
наблюдая за птицами, мы с учащимися отметили, что птиц стало меньше, и
они ведут себя беспокойно. Мы сделали выводы: с наступлением холодов
исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам
нечего есть. Так было принято решение помочь пережить наступающие
холода зимующим птицам. В кабинете мы обсудили основные направления
деятельности
в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый
результат, выяснили возможности, определили средства.
Активное участие в мероприятиях проекта «Кормушки для пернатых
друзей» приняли родители учащихся, особенно на этапе создания кормушек
из различных подручных материалов, было заметно, что многие из родителей
учащихся творчески подошли к решению данной задачи. Также учащиеся с
родителями самостоятельно изучали информацию в интернете о птицах,
населяющий наш регион, их образе жизни, искали информацию о том, чем
можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки,
которая
расширила
кругозор
родителей
и
учащихся,
способствовала
организации природоохранной деятельности. Мы с детьми обсудили, какие
кормушки прослужат дольше, куда и как
их надо
укрепить, чтобы не
повредить деревья. С ребятами мы тщательно
изучили
территорию
пришкольного участка и решили большую часть кормушек закрепить на
деревьях, остальные кормушки - расположить около входа в школу.
Перед тем, как повесить кормушку, дети заботливо насыпали в нее
корм. Мы с детьми заранее обсуждали, каким кормом необходимо кормить
птиц. Учащиеся узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб,
солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам
вред.
После того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на
территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки
прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно
нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за
наполняемостью кормушек.
Мы заметили, что на территорию школы
прилетают снегири, воробьи, синицы, сороки. Больше всего на кормушки
прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы
прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки,
а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с
семенами и ягодами рябины.
В кабинете была оформлена выставка рисунков на тему «Покормите
птиц зимой», которую могли посетить все желающие школы.
В ходе реализации проекта мои учащиеся стали задаваться вопросом о
том, заботятся ли другие о птицах в зимний период. Мы вместе обсудили
этот вопрос и решили выйти за пределы объединения и привлечь других
учащихся начальной школы к подкормке птиц. Для этого мы провели серию
агитбригад, в ходе которых раздавали памятки о необходимости помощи
птицам зимой и возможных видах кормов для зимующих птиц.
В ходе реализации проекта выявились активные участники. Они
каждый день из дома приносили различный корм. Некоторые учащиеся
нашего объединения решили развесить кормушки и возле своих домов.
Впоследствии они самостоятельно с родителями подкармливали
птиц,
наблюдали за их поведением и рассказывали товарищам о том, какие птицы
прилетали на кормушки.
Таким образом, я уверена, что у моих учащихся успешно формируется
гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому, активная
природоохранная позиция.
В
ходе
реализации
проекта
ребята
не
только
расширили
и
систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической
деятельности
узнали,
какие
корма
предпочитают
птицы
и
какие
разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный
материал.
Они
также
научились
организовывать
природоохранную
деятельность, взаимодействовать с социумом и получать удовольствие от
результатов своего труда.