Автор: Алешичева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 26"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: Педагогический проект по познавательному развитию в 1 младшей группе
Тема: "Мир сенсорики"
Раздел: дошкольное образование
Долгосрочный проект по познавательному развитию в
первой младшей группе
на тему: «Мир сенсорики»
ВИД ПРОЕКТА: познавательно - игровой.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: сентябрь - апрель
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатель, дети первой младшей группы,
родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Недостаточность знаний сенсорных эталонов
родителями заинтересованности и умений о способах подачи их детям.
Помочь правильно сформировать у детей сенсорные эталоны через игровую
деятельность.
Развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждение думать и
анализировать, делать выводы и обобщения.
Актуальность проекта.
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и
формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме,
цвет, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Ранний
возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представления об окружающем мире. Сенсорное
развитие является условием успешного овладения любой практической
деятельностью. Период первых трёх лет- период наиболее интенсивного
психического и физического здоровья детей. Наблюдение за детьми в нашей
группе показало недостаточный уровень сенсорного развития. В результате
возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного
на сенсорное развитие детей. Дидактические игры и упражнения, наиболее
подходящее средство сенсорного развития.
ЦЕЛЬ: формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего
дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
ЗАДАЧИ:
1. Создавать условия для обогащения представления детей о многообразии
свойств предметов окружающего их мира, стимулирование развития разных
видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.
2. Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым
обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
3. Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их
умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме,
размеру.
4. Развивать речь, мелкую моторику детей раннего возраста.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (разработка проекта)
- сентябрь -определение методов и приемов работы;
-подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстративного
материала;
- подбор оборудования, изготовление пособий;
- создание предметно-развивающей среды (уголок сенсорики, картотека
дидактических игр);
- проведение предварительной работы с родителями;
- составление перспективного плана мероприятий.
2 этап ПРАКТИЧЕСКИЙ (выполнение проекта) октябрь – март
- организация практической работы с детьми;
- формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей к
занятиям;
- формирование практических навыков;
- работа с родителями воспитанников: наглядное информирование,
консультации.
Консультации для родителей:
«Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного
развития детей».
Ширма «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Проведение анкетирования родителей.
Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного
развития детей.
3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (аналитический) апрель
- Подведение итогов реализации проекта
- Показ открытых занятий по теме проекта
- Обобщение результатов работы, формулировка выводов
Предполагаемый результат:
Воспитанники:
Сформировано представление о свойствах предметов, их форме, цвете.
Положительно относятся к указаниям взрослого, проявляют интерес к
предметам разного цвета, формы, размера.
владеют расширенным словарным запасом
Родители:
активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на
развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и
сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги:
осуществляют инновационную деятельность;
повышают профессиональный уровень.
Перспективный план по сенсорному развитию в 1 младшей группе.
Октябрь
Задачи:
- учить распознавать и раскладывать однородные предметы двух разных
цветов (красный, зеленый);
- учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы;
- учить нанизывать кольца пирамидки по цвету;
- учить складывать двухместную матрешку.
- учить нанизывать мелкие предметы на шнур.
1. «Закрой окошки в домике»
Задачи: Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств -
величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные
предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и
маленький.
2. «Найди такой же листочек», «Цветные кубики», «Разноцветные
палочки»
Задачи: Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного,
зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.
3. «Большая и маленькая собачка», «Большие и маленькие кубики»,
«Веселые матрешки».
Задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине;
формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.
4. «Угадай друзей на ощупь»
Задачи: Развивать у малышей тактильную память.
Ноябрь
Задачи:
- учить выбирать одинаковые по цвету предметы из четырех предложенных
цветов;
- учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы;
- учить различать и называть желтый цвет, закреплять знание красного и
зеленого цветов;
- закреплять умение складывать двухместную матрешку;
- учить правильно раскладывать другие вкладыши из 2-3 предметов.
1. «Поезд»
Задачи: Формировать умение находить в окружающей обстановке один и
несколько предметов.
2. «Петрушкины карандаши», «Разложи по коробочкам», «Четвертый
лишний»
Задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным,
учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова:
«такой», «не такой».
3. «Нарядим кукол»
Задачи: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться
нанизывать бусы на нитке.
4. «Матрешки в гости к нам спешат… »
Задачи: Познакомить с новым качеством предмета – величиной; учить
сравнивать матрешек по росту, формированию доброжелательных
отношений; закрепить полученные знания о цвете и форме.
Декабрь
- упражнять в различении и назывании основных цветов;
- упражнять в раскладывании однородных предметов разной величины и
формы;
- учить складывать трехместную матрешку;
(«Разноцветные палочки», «Найди такую же фигуру», «Найди лишнюю
фигурку», «Разложи фигуры по местам», «Вкладыши и башенки»,
«Пирамидки», «Веселые матрешки» и др.)
1. Выкладывание цветной мозаики. «Разноцветные палочки»
Задачи: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком
разных предметов и может быть использован для их обозначения.
2. «Оденем кукол», «Веселые матрешки»
Задачи: Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой
однотипные предметы разного размера.
3. «Найди пару», « Найди такую же фигуру».
Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть
их.
4. «Подбери елку»
Задачи: Развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше-
ниже».
Январь
- упражнять в использовании застежек на липучке;
- учить шнуровке.
1. «Круглое - не круглое»
Задачи: Учить находить предметы круглой формы в окружающей
обстановке. Закрепить знания ребенка о геометрической форме круг.
2. «Овощной магазин»
Задачи: Учить детей узнавать и называть овощи; называть их цвет и
величину.
3. «Разноцветные ленточки»
Задачи: Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и
прикладывая к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие.
4. «Шнуровки».
Февраль
- познакомить детей с черным цветом, учить выделять и называть его;
- учить правильно размещать в коробке вкладыши разной формы и
величины;
1. «Разноцветные полянки»
Задачи: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и
одинаковые предметы разных цветов.
2. «Сделай узор»
Задачи: Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических
фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать
восприятие формы.
3. «Чего не хватает?»
Задачи: Развивать наблюдательность и внимание, продолжать учить
различать и называть геометрические фигуры.
4. «Выкладывание из мозаики предметов по заданию воспитателя»
Задачи: Обратить внимание на то, что цвет является признаком разных
предметов и может служить для их обозначения.
Март
упражнять в складывании картинки из 3-4 частей;
- продолжать развивать мелкую моторику пальцев;
- закреплять умение собирать пирамидку по форме;
- упражнять в различении и назывании цветов
1. «Сложи картинку», «Пазлы»
Задачи: Учить детей собирать разрезную картинку из 4 частей.
2. Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»,
«Сортировка»
Задачи: Формировать внимание детей на том, что цвет является признаком
разных предметов и может быть использован для их обозначения.
3. «Поручения»
Задачи: Обучать называть и различать овощи и фрукты, выделять их
основные качества (цвет, размер) ; развивать слуховое восприятие,
совершенствовать речевое общение.
4. «Сделай узор»
Задачи: Учить выкладывать орнамент из зеленых геометрических фигур,
анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие
формы.
Апрель
- закреплять знание основных цветов, умение выделять и называть их;
- упражнять в нанизывании пирамидок из 6-8 колец;
1.«Раз, два, три – ищи!»
Задачи: Учить строить образ предмета заданной величины и использовать его
в игровых действиях.
2. «Веселые матрешки»
Задачи: Продолжать учить различать и сравнивать предметы по величине,
сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур.
Работа с родителями:
Семейный клуб «Волшебный мир красок»
3. «Что нам привез Мишутка? »
Задачи: Учить определять форму и размер предмета путем осязательного
обследования.
4.«Игры с бельевыми прищепками».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Подведение итогов
- Презентация дидактических игр, изготовленных родителями.
Воспитатели, воспитанники, родители
Анализ результатов проекта.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его
формирования представлений о свойствах предметов: их форме,
цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на
формирование полноценного восприятия окружающей
действительности, служит основой познания мира, первой ступенью
которого является чувственный опыт.