Напоминание

"Мир сенсорики"


Автор: Алешичева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 26"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: Педагогический проект по познавательному развитию в 1 младшей группе
Тема: "Мир сенсорики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Долгосрочный проект по познавательному развитию в

первой младшей группе

на тему: «Мир сенсорики»

ВИД ПРОЕКТА: познавательно - игровой.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: сентябрь - апрель

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатель, дети первой младшей группы,

родители.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Недостаточность знаний сенсорных эталонов

родителями заинтересованности и умений о способах подачи их детям.

Помочь правильно сформировать у детей сенсорные эталоны через игровую

деятельность.

Развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждение думать и

анализировать, делать выводы и обобщения.

Актуальность проекта.

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и

формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме,

цвет, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Ранний

возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов

чувств, накопления представления об окружающем мире. Сенсорное

развитие является условием успешного овладения любой практической

деятельностью. Период первых трёх лет- период наиболее интенсивного

психического и физического здоровья детей. Наблюдение за детьми в нашей

группе показало недостаточный уровень сенсорного развития. В результате

возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного

на сенсорное развитие детей. Дидактические игры и упражнения, наиболее

подходящее средство сенсорного развития.

ЦЕЛЬ: формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего

дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

ЗАДАЧИ:

1. Создавать условия для обогащения представления детей о многообразии

свойств предметов окружающего их мира, стимулирование развития разных

видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.

2. Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым

обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

3. Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их

умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме,

размеру.

4. Развивать речь, мелкую моторику детей раннего возраста.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (разработка проекта)

- сентябрь -определение методов и приемов работы;

-подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстративного

материала;

- подбор оборудования, изготовление пособий;

- создание предметно-развивающей среды (уголок сенсорики, картотека

дидактических игр);

- проведение предварительной работы с родителями;

- составление перспективного плана мероприятий.

2 этап ПРАКТИЧЕСКИЙ (выполнение проекта) октябрь – март

- организация практической работы с детьми;

- формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей к

занятиям;

- формирование практических навыков;

- работа с родителями воспитанников: наглядное информирование,

консультации.

Консультации для родителей:

«Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного

развития детей».

Ширма «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Проведение анкетирования родителей.

Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного

развития детей.

3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (аналитический) апрель

- Подведение итогов реализации проекта

- Показ открытых занятий по теме проекта

- Обобщение результатов работы, формулировка выводов

Предполагаемый результат:

Воспитанники:

Сформировано представление о свойствах предметов, их форме, цвете.

Положительно относятся к указаниям взрослого, проявляют интерес к

предметам разного цвета, формы, размера.

владеют расширенным словарным запасом

Родители:

активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на

развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и

сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Педагоги:

осуществляют инновационную деятельность;

повышают профессиональный уровень.

Перспективный план по сенсорному развитию в 1 младшей группе.

Октябрь

Задачи:

- учить распознавать и раскладывать однородные предметы двух разных

цветов (красный, зеленый);

- учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы;

- учить нанизывать кольца пирамидки по цвету;

- учить складывать двухместную матрешку.

- учить нанизывать мелкие предметы на шнур.

1. «Закрой окошки в домике»

Задачи: Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств -

величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные

предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и

маленький.

2. «Найди такой же листочек», «Цветные кубики», «Разноцветные

палочки»

Задачи: Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного,

зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.

3. «Большая и маленькая собачка», «Большие и маленькие кубики»,

«Веселые матрешки».

Задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине;

формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.

4. «Угадай друзей на ощупь»

Задачи: Развивать у малышей тактильную память.

Ноябрь

Задачи:

- учить выбирать одинаковые по цвету предметы из четырех предложенных

цветов;

- учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы;

- учить различать и называть желтый цвет, закреплять знание красного и

зеленого цветов;

- закреплять умение складывать двухместную матрешку;

- учить правильно раскладывать другие вкладыши из 2-3 предметов.

1. «Поезд»

Задачи: Формировать умение находить в окружающей обстановке один и

несколько предметов.

2. «Петрушкины карандаши», «Разложи по коробочкам», «Четвертый

лишний»

Задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным,

учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова:

«такой», «не такой».

3. «Нарядим кукол»

Задачи: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться

нанизывать бусы на нитке.

4. «Матрешки в гости к нам спешат… »

Задачи: Познакомить с новым качеством предмета – величиной; учить

сравнивать матрешек по росту, формированию доброжелательных

отношений; закрепить полученные знания о цвете и форме.

Декабрь

- упражнять в различении и назывании основных цветов;

- упражнять в раскладывании однородных предметов разной величины и

формы;

- учить складывать трехместную матрешку;

(«Разноцветные палочки», «Найди такую же фигуру», «Найди лишнюю

фигурку», «Разложи фигуры по местам», «Вкладыши и башенки»,

«Пирамидки», «Веселые матрешки» и др.)

1. Выкладывание цветной мозаики. «Разноцветные палочки»

Задачи: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком

разных предметов и может быть использован для их обозначения.

2. «Оденем кукол», «Веселые матрешки»

Задачи: Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой

однотипные предметы разного размера.

3. «Найди пару», « Найди такую же фигуру».

Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть

их.

4. «Подбери елку»

Задачи: Развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше-

ниже».

Январь

- упражнять в использовании застежек на липучке;

- учить шнуровке.

1. «Круглое - не круглое»

Задачи: Учить находить предметы круглой формы в окружающей

обстановке. Закрепить знания ребенка о геометрической форме круг.

2. «Овощной магазин»

Задачи: Учить детей узнавать и называть овощи; называть их цвет и

величину.

3. «Разноцветные ленточки»

Задачи: Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и

прикладывая к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие.

4. «Шнуровки».

Февраль

- познакомить детей с черным цветом, учить выделять и называть его;

- учить правильно размещать в коробке вкладыши разной формы и

величины;

1. «Разноцветные полянки»

Задачи: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и

одинаковые предметы разных цветов.

2. «Сделай узор»

Задачи: Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических

фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать

восприятие формы.

3. «Чего не хватает?»

Задачи: Развивать наблюдательность и внимание, продолжать учить

различать и называть геометрические фигуры.

4. «Выкладывание из мозаики предметов по заданию воспитателя»

Задачи: Обратить внимание на то, что цвет является признаком разных

предметов и может служить для их обозначения.

Март

упражнять в складывании картинки из 3-4 частей;

- продолжать развивать мелкую моторику пальцев;

- закреплять умение собирать пирамидку по форме;

- упражнять в различении и назывании цветов

1. «Сложи картинку», «Пазлы»

Задачи: Учить детей собирать разрезную картинку из 4 частей.

2. Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»,

«Сортировка»

Задачи: Формировать внимание детей на том, что цвет является признаком

разных предметов и может быть использован для их обозначения.

3. «Поручения»

Задачи: Обучать называть и различать овощи и фрукты, выделять их

основные качества (цвет, размер) ; развивать слуховое восприятие,

совершенствовать речевое общение.

4. «Сделай узор»

Задачи: Учить выкладывать орнамент из зеленых геометрических фигур,

анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие

формы.

Апрель

- закреплять знание основных цветов, умение выделять и называть их;

- упражнять в нанизывании пирамидок из 6-8 колец;

1.«Раз, два, три – ищи!»

Задачи: Учить строить образ предмета заданной величины и использовать его

в игровых действиях.

2. «Веселые матрешки»

Задачи: Продолжать учить различать и сравнивать предметы по величине,

сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур.

Работа с родителями:

Семейный клуб «Волшебный мир красок»

3. «Что нам привез Мишутка? »

Задачи: Учить определять форму и размер предмета путем осязательного

обследования.

4.«Игры с бельевыми прищепками».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

- Подведение итогов

- Презентация дидактических игр, изготовленных родителями.

Воспитатели, воспитанники, родители

Анализ результатов проекта.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его

формирования представлений о свойствах предметов: их форме,

цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на

формирование полноценного восприятия окружающей

действительности, служит основой познания мира, первой ступенью

которого является чувственный опыт.



В раздел образования