Напоминание

«Методика преподавания по предмету «Композиция станковая» с учетом возрастных особенностей развития обучающихся» в детской художественной школе


Автор: Мамаев Владимир Иванович
Должность: Преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Дхш№1 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Методика преподавания по предмету «Композиция станковая» с учетом возрастных особенностей развития обучающихся» в детской художественной школе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа №1 г.Йошкар-Олы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Методика преподавания по предмету «Композиция станковая» с

учетом возрастных особенностей развития обучающихся»

в детской художественной школе

Йошкар-Ола

2024

ОДОБРЕНО

на заседании педсовета

01 марта 2024 г.

Протокол №5

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО «ДХШ №1

г. Йошкар-Олы»

«_____» _____________2024 г.

________________А.А. Орлова

Разработчик

Мамаев Владимир Иванович,

преподаватель высшей

категории МБУДО «ДХШ №1

г. Йошкар-Олы»

Рецензент:

Товарова-Кошкина Наталья Борисовна,

преподаватель высшей категории ГБПОУ

«Йошкар-Олинское художественное училище»

АННОТАЦИЯ

Представленная

методика

работы

над

композицией

чётко

ориентируется

и

опирается

на

возрастные

особенности,

способности

учащихся. Позволяет обучающимся более полно реализоваться, раскрыть

себя, открыть новые горизонты развития творчества и ремесла. Работая в

разных

направлениях

композиции,

используя

оригинальные

формы

обучения,

где

школьники

успешно

усваивают

материал.

Разработка

рекомендована преподавателям учреждений дополнительного образования

(ДХШ и художественных отделений ДШИ), реализующих Дополнительную

предпрофессиональную

общеобразовательную

программу

в

области

изобразительного

искусства

«Живопись»

(5

лет

обучения),

для

использования в преподавании предмета «Композиция станковая» в качестве

методического материала к основной базовой программе.

Каждое направление соответствует возрасту и учебному классу ДХШ и

имеет условное обозначение:

1 класс – «ФАНТАЗЁРЫ»;

2 класс – «НАТУРАЛИСТЫ»;

3 класс – «РЕАЛИСТЫ»;

4 класс – «ФИЛОСОФЫ»;

5 класс – «ХУДОЖНИКИ».

Подбор заданий и тем определяется возрастными возможностями

соответственно

Цель

данного

подхода

максимально

раскрыть

творческие

возможности учащихся с учетом их возраста. Помочь педагогу в выборе

темы для урока и методики ее реализации.

Задача – заинтересовать детей в качественной подготовке и изучении

материала к написанию будущей композиции. Ознакомить учащихся с

видами и жанрами, техническими приёмами в изобразительном искусстве. А

также познакомить с народным творчеством, историей и современностью.

ВВЕДЕНИЕ

Учебный предмет «Композиция станковая» в детских художественных

школах школе является важнейшим предметом, формирующим образное

мышление ребенка, навыки творческого переосмысления действительности,

а также направлен на эстетическое воспитание и духовно-нравственное

развитие

обучающихся.

Содержание

учебного

предмета

«Композиция

станковая»

тесно

переплетается

с

содержанием

учебных

предметов

«Живопись» и «Рисунок». «Композиция станковая» является чрезвычайно

важным

предметом,

связывающим

воедино

знания

графической

и

живописной культуры, цветоведения, истории изобразительного искусства

для реализации своего творческого замысла.

Уроки композиции в детской художественной школе могут внести

существенный вклад в решение и воспитательных задач. Особенностью

уроков композиции является то, что есть возможность выбора темы,

знакомства и анализа литературы, сбора материала для работы.

Каждый преподаватель, рассматривая основные задачи предмета

«Композиция станковая», строит свою программу. В основу данной

разработки положены определенные принципы.

Будущая картина не просто рисуется или пишется, а строится по

определённым законам. Это создание смыслового и визуального центра в

картине, ритм и пластика, учёт различного рода «неправильностей», техника

исполнения и т.д., не говоря о творческом начале. Всему этому обучают в

художественной школе. Как расставить приоритеты, с чего начать и чем

закончить, и будет ли материал усвоен, осознан обучающимися – главный

вопрос стоящий перед педагогом. Станковая композиция в художественной

школе – предмет, требующий от учащихся знаний, технических и творческих

возможностей.

Работа с разными возрастами учащихся художественной школы,

выявила ряд причин, по которым присутствует или отсутствует интерес к

предлагаемым учебным темам. Отсюда и качество усвоенного материала.

Ребёнок рисует то, что нравится и получается.

Первым принципом работы педагога становится обучение не от

простого к сложному, как это принято, а от понятного.

В работе «Методика преподавания в детской художественной школы

по предмету «Композиция станковая» с учетом возрастных особенностей

развития обучающихся» предлагается схема для учащихся 1,2,3,4,5 классов.

(Таблица 1). Возможности обучающихся напрямую зависят от возрастной

стадии развития. Каждому возрасту необходим доступный и понятный

материал. Разработанная схема позволяет структурировать, упорядочить

процесс обучения с 1-го по 5-й класс. Задаваемые темы чётко определены

для возрастного восприятия. Обучающие задания, тематические, а нередко

конкурсные плановые и неплановые работы могут быть вписаны в

предлагаемую

схему.

Схема

предполагает

некую

свободу

действий

преподавателя, позволяет лавировать в процессе преподавания, проявить

творческую незаурядность.

РАЗДЕЛ I

. «ФАНТАЗЁРЫ»

Работа

с

1-м

классом

предполагает

раскрытие

внутренних

возможностей,

школьников.

Разрушение

стереотипов,

безграничная

фантазия, возможность проявить и поверить в себя. Темы для занятий

подбираются педагогом. Важно чтобы название было неожиданным, в

хорошем

смысле

«шокирующим».

Например:

«Рыбный

праздник

в

королевстве кривых сапожников…», где в самом названии присутствует

информация и ученик с удовольствием реализуется. А если он не умеет что-

то рисовать, то можно придумать, перевернув всё мыслимое и не мыслимое.

«Не умеешь рисовать лапки, нарисуй колёсики…». Для работы в 1-м классе

также

используются

сказки

разных

народов,

не

известные

нашим

«фантазёрам». (Примеры работ учащихся 1 класса в папке «Ф

антазеры»).

«НАТУРАЛИСТЫ»

Опыт работы с натурой на протяжении 1-го года обучения, включая

летнюю учебную практику (пленэр), позволяет учащимся 2 класса умело

пользоваться натурным материалом. Очень важно продолжение работы с

натуры. Композиция в этом случае становится универсальным плацдармом

сочетания всех дисциплин обучения. Она объединяет в себе творчество и

ремесло,

а

следовательно

формирует

мастерство

необходимое

для

дальнейшего развития. Для работы используются: наброски, зарисовки и т.д.

Часто предметы и персонажи вписываются в композицию с натуры для

большей убедительности. Потому мы – «Натуралисты».

(Примеры работ учащихся 2 класса в папке «Натуралисты»).

«РЕАЛИСТЫ»

Работа

с

3

классом

предполагает

более

осмысленное

отношение

обучающихся к окружающему миру. Его истории прошлого, настоящего.

Несомненно, появляется множество вопросов связанных с осознанием себя в

этом современном мире. Возникает необходимость более достоверно,

посредством изобразительных и выразительных средств, передать своё

миропонимание. Сюда подключается работа со справочным материалом.

Использование специальных изданий (альбомов, энциклопедий и т.д.)

дающих достоверную информацию о времени, месте и характерных для них

деталях.

(Примеры работ учащихся 3 класса в папке «Реалисты»).

«ФИЛОСОФЫ»

На 4-м году обучения учащиеся способны образно мыслить и

ассоциировать. Все это требует от педагога незаурядности и фантазии. Для

заданий

используются

различные

формы

проявлений

вызывающие

ассоциативный отклик. Это пятна, звуки, музыка, «непонятные стихи», игры

и т.д.

Каждое задание превращается в чудо действо, в некую игру, в

результате которой возникает неожиданный результат.

(Примеры работ учащихся 4 класса в папке «Философы»).

«ХУДОЖНИКИ»

Имея за спиной творческий и технический опыт, приобретённый на

уроках рисунка, живописи и композиции, учащиеся выпускного 5-го класса

очень

хорошо

осознают

свою

индивидуальность,

способность

и

неповторимость в какой-то определённой области искусства. Как каждый

художник, обученный всем дисциплинам, находит себя в конкретной

ипостаси, учащийся определяет, чем он будет заниматься, дабы показать

свою лучшую сторону. Определяется вид и жанр. Результатом является

итоговая «дипломная» работа, в которой мы можем разглядеть художника.

(Примеры работ учащихся 5 класса в папке «Художники»).

В таблице предмет «Летняя учебная практика» рассматривается

неотъемлемо от основной линии предмета «Композиция станковая». Она

также привязана к возрасту обучающихся и твёрдо опирается на возрастные

способности

и

особенности.

Помогает

реализоваться

нашим

совершенствующимся Дарованиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В разработке данного подхода в преподавании предмета «Композиция

станковая» применён собственный многолетний опыт как художника и как

преподавателя. Учащиеся ежегодно участвуют в различных конкурсах,

занимают призовые места. В этих успехах, я считаю, играют большую роль

занятия, проводимые по данной методике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бадан В.Е. Методическая система развивающего обучения основам

композиции учащихся детских художественных школ /В.Е. Бадан. – Кубань:

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасов, 16 том. 2010.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.

Беспалько. – М.: ВЛАДОС, 1989. – 202 с.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология / Б.С.Волков, Н.В.

Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 366 с.

4. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.:ПИТЕР,

2010. – 240 с.

5. Голубева О.Л. Основы композиции /О.Л. Голубева. – М. : Изд. Дом

«Искусство», 2004. – 120 с.

6. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И.С.

Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

7. Кочергин

Э.С.

Категории

композиции.

Категории

цвета.

Практические исследования основных понятий /Э.С. Кочергин. – СПб.: Вита-

Нова, 2023. – 160 с.

4. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-

исследователей / В.В.Краевский. – Чебоксары, Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. –

244 с.

5. Панова Н.Г. Плоскостная колористическая композиция

/Н.Г. Панова. – М. : БуксМАрт, 2022. – 160 с.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –

СПб.: ПИТЕР, 2003. – 720 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Таблица №1 . Систематизация восприятия учебного материала

учащимися ДХШ.

2. Наглядный материал:

- Папка «Фантазеры» с рисунками учащимися 1-х классов ДХШ;

- Папка «Натуралисты с рисунками учащимися 2-х классов ДХШ;

- Папка «Реалисты» с рисунками учащимися 3-х классов ДХШ;

- Папка «Философы» с рисунками учащимися 4-х классов ДХШ;

- Папка «Художники» с рисунками учащимися 5-х классов ДХШ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ................................................................................................................................3

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................4

РАЗДЕЛ I. «ФАНТАЗЁРЫ»......................................................................................................6

«НАТУРАЛИСТЫ»...................................................................................................................7

«РЕАЛИСТЫ»...........................................................................................................................8

«ФИЛОСОФЫ».........................................................................................................................9

«ХУДОЖНИКИ».....................................................................................................................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:..........................................................................................................13

ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................................................................14



В раздел образования