Автор: Мамаев Владимир Иванович
Должность: Преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Дхш№1 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Методика преподавания по предмету «Композиция станковая» с учетом возрастных особенностей развития обучающихся» в детской художественной школе
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №1 г.Йошкар-Олы»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Методика преподавания по предмету «Композиция станковая» с
учетом возрастных особенностей развития обучающихся»
в детской художественной школе
Йошкар-Ола
2024
ОДОБРЕНО
на заседании педсовета
01 марта 2024 г.
Протокол №5
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «ДХШ №1
г. Йошкар-Олы»
«_____» _____________2024 г.
________________А.А. Орлова
Разработчик
Мамаев Владимир Иванович,
преподаватель высшей
категории МБУДО «ДХШ №1
г. Йошкар-Олы»
Рецензент:
Товарова-Кошкина Наталья Борисовна,
преподаватель высшей категории ГБПОУ
«Йошкар-Олинское художественное училище»
АННОТАЦИЯ
Представленная
методика
работы
над
композицией
чётко
ориентируется
и
опирается
на
возрастные
особенности,
способности
учащихся. Позволяет обучающимся более полно реализоваться, раскрыть
себя, открыть новые горизонты развития творчества и ремесла. Работая в
разных
направлениях
композиции,
используя
оригинальные
формы
обучения,
где
школьники
успешно
усваивают
материал.
Разработка
рекомендована преподавателям учреждений дополнительного образования
(ДХШ и художественных отделений ДШИ), реализующих Дополнительную
предпрофессиональную
общеобразовательную
программу
в
области
изобразительного
искусства
«Живопись»
(5
лет
обучения),
для
использования в преподавании предмета «Композиция станковая» в качестве
методического материала к основной базовой программе.
Каждое направление соответствует возрасту и учебному классу ДХШ и
имеет условное обозначение:
1 класс – «ФАНТАЗЁРЫ»;
2 класс – «НАТУРАЛИСТЫ»;
3 класс – «РЕАЛИСТЫ»;
4 класс – «ФИЛОСОФЫ»;
5 класс – «ХУДОЖНИКИ».
Подбор заданий и тем определяется возрастными возможностями
соответственно
Цель
данного
подхода
–
максимально
раскрыть
творческие
возможности учащихся с учетом их возраста. Помочь педагогу в выборе
темы для урока и методики ее реализации.
Задача – заинтересовать детей в качественной подготовке и изучении
материала к написанию будущей композиции. Ознакомить учащихся с
видами и жанрами, техническими приёмами в изобразительном искусстве. А
также познакомить с народным творчеством, историей и современностью.
ВВЕДЕНИЕ
Учебный предмет «Композиция станковая» в детских художественных
школах школе является важнейшим предметом, формирующим образное
мышление ребенка, навыки творческого переосмысления действительности,
а также направлен на эстетическое воспитание и духовно-нравственное
развитие
обучающихся.
Содержание
учебного
предмета
«Композиция
станковая»
тесно
переплетается
с
содержанием
учебных
предметов
«Живопись» и «Рисунок». «Композиция станковая» является чрезвычайно
важным
предметом,
связывающим
воедино
знания
графической
и
живописной культуры, цветоведения, истории изобразительного искусства
для реализации своего творческого замысла.
Уроки композиции в детской художественной школе могут внести
существенный вклад в решение и воспитательных задач. Особенностью
уроков композиции является то, что есть возможность выбора темы,
знакомства и анализа литературы, сбора материала для работы.
Каждый преподаватель, рассматривая основные задачи предмета
«Композиция станковая», строит свою программу. В основу данной
разработки положены определенные принципы.
Будущая картина не просто рисуется или пишется, а строится по
определённым законам. Это создание смыслового и визуального центра в
картине, ритм и пластика, учёт различного рода «неправильностей», техника
исполнения и т.д., не говоря о творческом начале. Всему этому обучают в
художественной школе. Как расставить приоритеты, с чего начать и чем
закончить, и будет ли материал усвоен, осознан обучающимися – главный
вопрос стоящий перед педагогом. Станковая композиция в художественной
школе – предмет, требующий от учащихся знаний, технических и творческих
возможностей.
Работа с разными возрастами учащихся художественной школы,
выявила ряд причин, по которым присутствует или отсутствует интерес к
предлагаемым учебным темам. Отсюда и качество усвоенного материала.
Ребёнок рисует то, что нравится и получается.
Первым принципом работы педагога становится обучение не от
простого к сложному, как это принято, а от понятного.
В работе «Методика преподавания в детской художественной школы
по предмету «Композиция станковая» с учетом возрастных особенностей
развития обучающихся» предлагается схема для учащихся 1,2,3,4,5 классов.
(Таблица 1). Возможности обучающихся напрямую зависят от возрастной
стадии развития. Каждому возрасту необходим доступный и понятный
материал. Разработанная схема позволяет структурировать, упорядочить
процесс обучения с 1-го по 5-й класс. Задаваемые темы чётко определены
для возрастного восприятия. Обучающие задания, тематические, а нередко
конкурсные плановые и неплановые работы могут быть вписаны в
предлагаемую
схему.
Схема
предполагает
некую
свободу
действий
преподавателя, позволяет лавировать в процессе преподавания, проявить
творческую незаурядность.
РАЗДЕЛ I
. «ФАНТАЗЁРЫ»
Работа
с
1-м
классом
предполагает
раскрытие
внутренних
возможностей,
школьников.
Разрушение
стереотипов,
безграничная
фантазия, возможность проявить и поверить в себя. Темы для занятий
подбираются педагогом. Важно чтобы название было неожиданным, в
хорошем
смысле
«шокирующим».
Например:
«Рыбный
праздник
в
королевстве кривых сапожников…», где в самом названии присутствует
информация и ученик с удовольствием реализуется. А если он не умеет что-
то рисовать, то можно придумать, перевернув всё мыслимое и не мыслимое.
«Не умеешь рисовать лапки, нарисуй колёсики…». Для работы в 1-м классе
также
используются
сказки
разных
народов,
не
известные
нашим
«фантазёрам». (Примеры работ учащихся 1 класса в папке «Ф
антазеры»).
«НАТУРАЛИСТЫ»
Опыт работы с натурой на протяжении 1-го года обучения, включая
летнюю учебную практику (пленэр), позволяет учащимся 2 класса умело
пользоваться натурным материалом. Очень важно продолжение работы с
натуры. Композиция в этом случае становится универсальным плацдармом
сочетания всех дисциплин обучения. Она объединяет в себе творчество и
ремесло,
а
следовательно
формирует
мастерство
необходимое
для
дальнейшего развития. Для работы используются: наброски, зарисовки и т.д.
Часто предметы и персонажи вписываются в композицию с натуры для
большей убедительности. Потому мы – «Натуралисты».
(Примеры работ учащихся 2 класса в папке «Натуралисты»).
«РЕАЛИСТЫ»
Работа
с
3
классом
предполагает
более
осмысленное
отношение
обучающихся к окружающему миру. Его истории прошлого, настоящего.
Несомненно, появляется множество вопросов связанных с осознанием себя в
этом современном мире. Возникает необходимость более достоверно,
посредством изобразительных и выразительных средств, передать своё
миропонимание. Сюда подключается работа со справочным материалом.
Использование специальных изданий (альбомов, энциклопедий и т.д.)
дающих достоверную информацию о времени, месте и характерных для них
деталях.
(Примеры работ учащихся 3 класса в папке «Реалисты»).
«ФИЛОСОФЫ»
На 4-м году обучения учащиеся способны образно мыслить и
ассоциировать. Все это требует от педагога незаурядности и фантазии. Для
заданий
используются
различные
формы
проявлений
вызывающие
ассоциативный отклик. Это пятна, звуки, музыка, «непонятные стихи», игры
и т.д.
Каждое задание превращается в чудо действо, в некую игру, в
результате которой возникает неожиданный результат.
(Примеры работ учащихся 4 класса в папке «Философы»).
«ХУДОЖНИКИ»
Имея за спиной творческий и технический опыт, приобретённый на
уроках рисунка, живописи и композиции, учащиеся выпускного 5-го класса
очень
хорошо
осознают
свою
индивидуальность,
способность
и
неповторимость в какой-то определённой области искусства. Как каждый
художник, обученный всем дисциплинам, находит себя в конкретной
ипостаси, учащийся определяет, чем он будет заниматься, дабы показать
свою лучшую сторону. Определяется вид и жанр. Результатом является
итоговая «дипломная» работа, в которой мы можем разглядеть художника.
(Примеры работ учащихся 5 класса в папке «Художники»).
В таблице предмет «Летняя учебная практика» рассматривается
неотъемлемо от основной линии предмета «Композиция станковая». Она
также привязана к возрасту обучающихся и твёрдо опирается на возрастные
способности
и
особенности.
Помогает
реализоваться
нашим
совершенствующимся Дарованиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В разработке данного подхода в преподавании предмета «Композиция
станковая» применён собственный многолетний опыт как художника и как
преподавателя. Учащиеся ежегодно участвуют в различных конкурсах,
занимают призовые места. В этих успехах, я считаю, играют большую роль
занятия, проводимые по данной методике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бадан В.Е. Методическая система развивающего обучения основам
композиции учащихся детских художественных школ /В.Е. Бадан. – Кубань:
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасов, 16 том. 2010.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.
Беспалько. – М.: ВЛАДОС, 1989. – 202 с.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология / Б.С.Волков, Н.В.
Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 366 с.
4. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.:ПИТЕР,
2010. – 240 с.
5. Голубева О.Л. Основы композиции /О.Л. Голубева. – М. : Изд. Дом
«Искусство», 2004. – 120 с.
6. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И.С.
Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
7. Кочергин
Э.С.
Категории
композиции.
Категории
цвета.
Практические исследования основных понятий /Э.С. Кочергин. – СПб.: Вита-
Нова, 2023. – 160 с.
4. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-
исследователей / В.В.Краевский. – Чебоксары, Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. –
244 с.
5. Панова Н.Г. Плоскостная колористическая композиция
/Н.Г. Панова. – М. : БуксМАрт, 2022. – 160 с.
6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –
СПб.: ПИТЕР, 2003. – 720 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Таблица №1 . Систематизация восприятия учебного материала
учащимися ДХШ.
2. Наглядный материал:
- Папка «Фантазеры» с рисунками учащимися 1-х классов ДХШ;
- Папка «Натуралисты с рисунками учащимися 2-х классов ДХШ;
- Папка «Реалисты» с рисунками учащимися 3-х классов ДХШ;
- Папка «Философы» с рисунками учащимися 4-х классов ДХШ;
- Папка «Художники» с рисунками учащимися 5-х классов ДХШ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ................................................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................4
РАЗДЕЛ I. «ФАНТАЗЁРЫ»......................................................................................................6
«НАТУРАЛИСТЫ»...................................................................................................................7
«РЕАЛИСТЫ»...........................................................................................................................8
«ФИЛОСОФЫ».........................................................................................................................9
«ХУДОЖНИКИ».....................................................................................................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:..........................................................................................................13
ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................................................................14