Напоминание

Использование лэпбука в ранней профориентации дошкольников


Автор: Раиса Васильевна Метелева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Родничок" пгт Юрья
Населённый пункт: пгт Юрья, Кировская область
Наименование материала: Использование лэпбука в ранней профориентации дошкольников
Тема: Использование лэпбука в ранней профориентации дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование ЛЭПБУКА в ранней

профориентации дошкольников»

Подготовила:

Метелева Раиса Васильевна

воспитатель МКДОУ детского сада

«Родничок» пгт Юрья

Кировской области

В старшем дошкольном возрасте при формировании социально-коммуникативной

сферы личности ребенка акцент делается на усвоение моральных и нравственных

ценностей, развитии общения ребенка с взрослыми и сверстниками, становлении

самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,

развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к

совместной деятельности, формировании позитивных установок к различным

видам труда.

Формирование представлений

дошкольников о

мире

труда

и

профессий

это

необходимый

процесс,

актуальный

в

современном

мире.

Поэтому

назрела

необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о

труде

взрослых,

о

профессиях

родителей.

Интеграция

задач

социально-

коммуникативного развития с другими образовательными областями решается в

форме

партнерских

взаимоотношений

взрослого

с

детьми

в

детских

видах

деятельности. Хочу поделиться опытом своей работы по ранней профориентации

детей дошкольного возраста. В этом направлении я работаю на протяжении всего

дошкольного возраста.

Начиная

с

младшей

группы,

знакомлю

детей

с

трудом

взрослых,

воспитываю

уважение к нему. Для того, чтобы эти представления были шире и полнее, считаю

необходимым знакомить детей с как можно большим количеством профессий, на

примере

профессий

родителей.

Беседую

с

детьми

о

значимости

всех

профессий, знакомлю их с профессиями родителей, близких знакомых, людей с

которыми они взаимодействует каждый день, учу понимать, что труд, работа

занимают в жизни людей очень важное место, труд – это основа жизни.

В старшем дошкольном возрасте моя основная задача заключается в том, чтобы

расширить

знания

детей

о

профессиях,

востребованных

в

современном

мире.

Беседуя

с

детьми,

выясняю,

сможет

ли

ребенок

объяснить,

почему

без

труда

невозможно

прожить

на

земле.

Привожу

примеры

разных

видов

трудовой

деятельности. Объясняю детям, что нужно уважать труд всех, кто трудится и

ценить плоды их труда. Поясняю и привожу примеры, что такое продукт труда.

Знакомлю своих воспитанников с

тем,

что

делают

люди разных профессий,

с

помощью каких орудий и машин, и что получается в результате их труда, объясняю,

что нужно хорошо

заниматься

в детском

саду, затем

учиться в

школе, чтобы

поступить учиться в колледж, институт, выбрать профессию, которая нравится,

чтобы трудиться, зарабатывать деньги, приносить пользу людям, своей стране.

Беседуя, узнаю, проявляет ли ребенок желание оказывать помощь родителям по

дому,

активизируют

ли

родители

своих

детей

к

данной

деятельности:

первоначальная мотивация к труду. Имеет ли постоянные домашние обязанности и

поручения.

Ответственно

ли

подходит

к

выполнению

своих

домашних

обязанностей.

Чем

дети

радуют

своих

родителей?

Считаю,

что

дошкольники

должны прийти к пониманию того, что недостаточно просто хотеть и мечтать, надо

действовать, трудиться, тогда желания и мечты сбудутся в выборе своей профессии.

Желания

помогают

человеку

двигаться

вперед,

развиваться.

Чтобы

их

удовлетворить, он принимается за дело, придумывает новые стратегии.

В своей практике использую различные методы, формы работы, способствующие

формированию у детей представлений о профессиях взрослых: экскурсии, видео-

презентации, беседы о труде, наблюдение конкретных трудовых действий людей

разных профессий, чтение

художественной литературы, экспериментирование с

разными материалами и, конечно же, игру. Дети получают знания о профессиях

через дидактические, словесные и сюжетно – ролевые игры. В младшем возрасте

дети имитируют трудовые действия взрослых, повторяя их в игре, а уже в старшем

дошкольном

возрасте

в

сюжетно-ролевых

играх

разворачивают

сложившиеся

представления о различных профессиях взрослых.

Сейчас мои воспитанники, дети старшего возраста. Они активно играют в сюжетно

– ролевые игры. Родители по моей просьбе, приняли активное участие в обновлении

предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр, создании атрибутов

к сюжетно – ролевым играм: связали одежду для кукол, сшили костюм строителя,

жилетку инспектору ГИБДД, сделали жезл для полицейского, сшили халаты и

косынки

для

медика,

фартуки,

колпаки

для

повара,

кондитера,

атрибутику к

сюжетно-ролевым играм библиотекаря, учителя и др.

В совместной деятельности с детьми, родителями мы изготовили из бумаги и

картона бумажные деньги, монеты, ценники, банковские карты. Используем готовые

игры,

приобретенные

в

группу

(на

деньги

ФГОС

ДО)

«Азбука

финансовой

грамотности»,

«Играем

в

магазин.

Покупаем

продукты»,

«Денежка».

Таким

образом,

повышаем

финансовую

грамотность

старших

дошкольников

и

воспитываем интерес к профессиям, где требуются знания математики.

Я объясняю детям, как правильно организовать сюжетно-ролевые игры: «Магазин»,

«Парикмахерская»,

«Почта»

«Кафе»,

«Семья»,

«Библиотекарь»,

«Учитель»

и

другие, учу обыгрывать сюжеты, различные ситуации. А иногда просто направляю

процесс игры с уже организованным детьми сюжетом.

Чтобы повысить эффективность работы с детьми я стала искать новые современные

игровые

формы

организации

образовательной

деятельности

по

ранней

профориентации. Результатом моего поиска стала тематическая папка «Лэпбук».

Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Лэпбук:

«Разные профессии» интересен и

полезен тем,

что

в

нѐм

содержится

методический и практический материал.

Сегодня

я

хочу

с

вами

поделиться

ЛЭПБУКАМИ

профориентационной

направленности,

в

создании

которых

приняли

участие

родители

группы

:

«Инспектор

ГИБДД»

(Содержание

история

появления

профессии,

форма

работника ГБДД, правила дорожного движения, помощники в работе у инспектора

ГБДД, знаки :запрещающие, разрешающие, предписывающие. Практическая часть:

собери светофор, собери дорожный знак).

«Воспитатель» (Содержание – стихи о профессии, загадки, найди отличия, собери

пазл, раскраски, составь рассказ и др.)

«Пожарный»

(Содержание-

Эпикировка

пожарного,

пожарная

спецтехника,

пожарный

инвентарь,

причины

возникновения

пожара,

правила

безопасного

поведения в быту, социальном окружении и др.)

«Пекарь-

Кондитер»

(Содержание-

история

появления

профессии,

где

можно

получить данную профессию, форма пекаря, ассортимент кондитерских изделий,

что нужно для приготовления тортов, загадки, пословицы, поговорки и др. ).

«Почтовый работник» (Содержание- для чего нужна почта, какие услуги

оказывает, какие операции выполняют сотрудники, кто разносит почту в

населенных пунктах, как и куда отправляют посылки, открытки, письма? И др.)

Главное

в

«Лэпбуке»

это

мини-книжки

внутри

крошечные

раскладушки,

гармошки, разные кармашки, в которых размещена нужная информация по той или

иной профессии. В каждом кармашке расположена игра, набор практических и

демонстрационных материалов по данной теме. У каждого кармашка есть название

(показываю

на

лэпбуке). Кармашки с

материалами периодически пополняются.

обновляются

по

мере

необходимости

(стихами,

загадками,

пословицами,

поговорками, раскрасками, пазлами, пальчиковыми играми и др.).

Дети

проявили большой интерес,

увидев новое пособие «Лэпбук». Все

вместе

раскладываем его на столе, за которым размещается двое - трое детей. Каждый

выбирает игру-профессию по интересам: пазлы, раскраски, лото и т д. Наблюдаю,

как дети играют, общаются. Дети спрашивают, рассказываю им о незнакомых

профессиях, задаю вопросы, вместе обсуждаем, анализируем. Затем они играют

самостоятельно, коллективно, индивидуально.

Используя «ЛЭПБУК» можно добиться следующих результатов:

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать игру по изучаемой теме и

лучше понять, и запомнить материал (учитывая, что у дошкольников наглядно-

образное мышление).

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время

ребенок

просто

открывает

«Лэпбук»

и

с

радостью

повторяет

пройденное,

рассматривая книжку, собирая пазлы, разрезные картинки, используя раскраски.

3. Ребенок дошкольного возраста учится самостоятельно собирать и организовывать

информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.

4. Создание «Лэпбука» является одним из видов совместной деятельности

взрослого(педагога, родителя) и детей. А может быть еще и формой представления

итогов проекта и тематической недели.

В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные

умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять роли, обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать еѐ, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли, грамотно общаться.

ВЫВОД: таким

образом,

формирование

представлений

дошкольников

о

труде

взрослых

это

необходимое

направление

деятельности

дошкольной

образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий при выходе из

д-сада

в

социум

осуществляется

на

протяжении

всего

периода

получения

воспитанниками

дошкольного

образования

и

воспитания,

реализуется

в

разнообразных формах работы. Проводимая профориентационная работа позволяет

ненавязчиво

подвести

детей

к

важному

выводу,

что

труд,

профессиональная

деятельность являются значимой сферой жизни человека.



В раздел образования