Автор: Раиса Васильевна Метелева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Родничок" пгт Юрья
Населённый пункт: пгт Юрья, Кировская область
Наименование материала: Использование лэпбука в ранней профориентации дошкольников
Тема: Использование лэпбука в ранней профориентации дошкольников
Раздел: дошкольное образование
«Использование ЛЭПБУКА в ранней
профориентации дошкольников»
Подготовила:
Метелева Раиса Васильевна
воспитатель МКДОУ детского сада
«Родничок» пгт Юрья
Кировской области
В старшем дошкольном возрасте при формировании социально-коммуникативной
сферы личности ребенка акцент делается на усвоение моральных и нравственных
ценностей, развитии общения ребенка с взрослыми и сверстниками, становлении
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,
развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к
совместной деятельности, формировании позитивных установок к различным
видам труда.
Формирование представлений
дошкольников о
мире
труда
и
профессий
–
это
необходимый
процесс,
актуальный
в
современном
мире.
Поэтому
назрела
необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о
труде
взрослых,
о
профессиях
родителей.
Интеграция
задач
социально-
коммуникативного развития с другими образовательными областями решается в
форме
партнерских
взаимоотношений
взрослого
с
детьми
в
детских
видах
деятельности. Хочу поделиться опытом своей работы по ранней профориентации
детей дошкольного возраста. В этом направлении я работаю на протяжении всего
дошкольного возраста.
Начиная
с
младшей
группы,
знакомлю
детей
с
трудом
взрослых,
воспитываю
уважение к нему. Для того, чтобы эти представления были шире и полнее, считаю
необходимым знакомить детей с как можно большим количеством профессий, на
примере
профессий
родителей.
Беседую
с
детьми
о
значимости
всех
профессий, знакомлю их с профессиями родителей, близких знакомых, людей с
которыми они взаимодействует каждый день, учу понимать, что труд, работа
занимают в жизни людей очень важное место, труд – это основа жизни.
В старшем дошкольном возрасте моя основная задача заключается в том, чтобы
расширить
знания
детей
о
профессиях,
востребованных
в
современном
мире.
Беседуя
с
детьми,
выясняю,
сможет
ли
ребенок
объяснить,
почему
без
труда
невозможно
прожить
на
земле.
Привожу
примеры
разных
видов
трудовой
деятельности. Объясняю детям, что нужно уважать труд всех, кто трудится и
ценить плоды их труда. Поясняю и привожу примеры, что такое продукт труда.
Знакомлю своих воспитанников с
тем,
что
делают
люди разных профессий,
с
помощью каких орудий и машин, и что получается в результате их труда, объясняю,
что нужно хорошо
заниматься
в детском
саду, затем
учиться в
школе, чтобы
поступить учиться в колледж, институт, выбрать профессию, которая нравится,
чтобы трудиться, зарабатывать деньги, приносить пользу людям, своей стране.
Беседуя, узнаю, проявляет ли ребенок желание оказывать помощь родителям по
дому,
активизируют
ли
родители
своих
детей
к
данной
деятельности:
первоначальная мотивация к труду. Имеет ли постоянные домашние обязанности и
поручения.
Ответственно
ли
подходит
к
выполнению
своих
домашних
обязанностей.
Чем
дети
радуют
своих
родителей?
Считаю,
что
дошкольники
должны прийти к пониманию того, что недостаточно просто хотеть и мечтать, надо
действовать, трудиться, тогда желания и мечты сбудутся в выборе своей профессии.
Желания
помогают
человеку
двигаться
вперед,
развиваться.
Чтобы
их
удовлетворить, он принимается за дело, придумывает новые стратегии.
В своей практике использую различные методы, формы работы, способствующие
формированию у детей представлений о профессиях взрослых: экскурсии, видео-
презентации, беседы о труде, наблюдение конкретных трудовых действий людей
разных профессий, чтение
художественной литературы, экспериментирование с
разными материалами и, конечно же, игру. Дети получают знания о профессиях
через дидактические, словесные и сюжетно – ролевые игры. В младшем возрасте
дети имитируют трудовые действия взрослых, повторяя их в игре, а уже в старшем
дошкольном
возрасте
в
сюжетно-ролевых
играх
разворачивают
сложившиеся
представления о различных профессиях взрослых.
Сейчас мои воспитанники, дети старшего возраста. Они активно играют в сюжетно
– ролевые игры. Родители по моей просьбе, приняли активное участие в обновлении
предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр, создании атрибутов
к сюжетно – ролевым играм: связали одежду для кукол, сшили костюм строителя,
жилетку инспектору ГИБДД, сделали жезл для полицейского, сшили халаты и
косынки
для
медика,
фартуки,
колпаки
для
повара,
кондитера,
атрибутику к
сюжетно-ролевым играм библиотекаря, учителя и др.
В совместной деятельности с детьми, родителями мы изготовили из бумаги и
картона бумажные деньги, монеты, ценники, банковские карты. Используем готовые
игры,
приобретенные
в
группу
(на
деньги
ФГОС
ДО)
«Азбука
финансовой
грамотности»,
«Играем
в
магазин.
Покупаем
продукты»,
«Денежка».
Таким
образом,
повышаем
финансовую
грамотность
старших
дошкольников
и
воспитываем интерес к профессиям, где требуются знания математики.
Я объясняю детям, как правильно организовать сюжетно-ролевые игры: «Магазин»,
«Парикмахерская»,
«Почта»
«Кафе»,
«Семья»,
«Библиотекарь»,
«Учитель»
и
другие, учу обыгрывать сюжеты, различные ситуации. А иногда просто направляю
процесс игры с уже организованным детьми сюжетом.
Чтобы повысить эффективность работы с детьми я стала искать новые современные
игровые
формы
организации
образовательной
деятельности
по
ранней
профориентации. Результатом моего поиска стала тематическая папка «Лэпбук».
Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Лэпбук:
«Разные профессии» интересен и
полезен тем,
что
в
нѐм
содержится
методический и практический материал.
Сегодня
я
хочу
с
вами
поделиться
ЛЭПБУКАМИ
профориентационной
направленности,
в
создании
которых
приняли
участие
родители
группы
:
«Инспектор
ГИБДД»
(Содержание
–
история
появления
профессии,
форма
работника ГБДД, правила дорожного движения, помощники в работе у инспектора
ГБДД, знаки :запрещающие, разрешающие, предписывающие. Практическая часть:
собери светофор, собери дорожный знак).
«Воспитатель» (Содержание – стихи о профессии, загадки, найди отличия, собери
пазл, раскраски, составь рассказ и др.)
«Пожарный»
(Содержание-
Эпикировка
пожарного,
пожарная
спецтехника,
пожарный
инвентарь,
причины
возникновения
пожара,
правила
безопасного
поведения в быту, социальном окружении и др.)
«Пекарь-
Кондитер»
(Содержание-
история
появления
профессии,
где
можно
получить данную профессию, форма пекаря, ассортимент кондитерских изделий,
что нужно для приготовления тортов, загадки, пословицы, поговорки и др. ).
«Почтовый работник» (Содержание- для чего нужна почта, какие услуги
оказывает, какие операции выполняют сотрудники, кто разносит почту в
населенных пунктах, как и куда отправляют посылки, открытки, письма? И др.)
Главное
в
«Лэпбуке»
это
мини-книжки
внутри
—
крошечные
раскладушки,
гармошки, разные кармашки, в которых размещена нужная информация по той или
иной профессии. В каждом кармашке расположена игра, набор практических и
демонстрационных материалов по данной теме. У каждого кармашка есть название
(показываю
на
лэпбуке). Кармашки с
материалами периодически пополняются.
обновляются
по
мере
необходимости
(стихами,
загадками,
пословицами,
поговорками, раскрасками, пазлами, пальчиковыми играми и др.).
Дети
проявили большой интерес,
увидев новое пособие «Лэпбук». Все
вместе
раскладываем его на столе, за которым размещается двое - трое детей. Каждый
выбирает игру-профессию по интересам: пазлы, раскраски, лото и т д. Наблюдаю,
как дети играют, общаются. Дети спрашивают, рассказываю им о незнакомых
профессиях, задаю вопросы, вместе обсуждаем, анализируем. Затем они играют
самостоятельно, коллективно, индивидуально.
Используя «ЛЭПБУК» можно добиться следующих результатов:
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать игру по изучаемой теме и
лучше понять, и запомнить материал (учитывая, что у дошкольников наглядно-
образное мышление).
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время
ребенок
просто
открывает
«Лэпбук»
и
с
радостью
повторяет
пройденное,
рассматривая книжку, собирая пазлы, разрезные картинки, используя раскраски.
3. Ребенок дошкольного возраста учится самостоятельно собирать и организовывать
информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. Создание «Лэпбука» является одним из видов совместной деятельности
взрослого(педагога, родителя) и детей. А может быть еще и формой представления
итогов проекта и тематической недели.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные
умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять роли, обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать еѐ, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли, грамотно общаться.
ВЫВОД: таким
образом,
формирование
представлений
дошкольников
о
труде
взрослых
–
это
необходимое
направление
деятельности
дошкольной
образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий при выходе из
д-сада
в
социум
осуществляется
на
протяжении
всего
периода
получения
воспитанниками
дошкольного
образования
и
воспитания,
реализуется
в
разнообразных формах работы. Проводимая профориентационная работа позволяет
ненавязчиво
подвести
детей
к
важному
выводу,
что
труд,
профессиональная
деятельность являются значимой сферой жизни человека.