Автор: Ахмедова Люция Бакировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАООУ "СЛШ "Полянка"
Населённый пункт: г.о.Балашиха, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение к русской народной культуре средствами духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Приобщение к русской народной культуре средствами
духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Ахмедова Л.Б.,
Воспитатель
МАООУ "СЛШ "Полянка",
г.о.Балашиха, Московская область
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет
культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без
личности нет народа!»
Г.Н.Волков
Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата
к прошлому – утраченному, забытому или разрушенному. В народных
традициях и обрядах, в народном творчестве заложена идея памяти как силы
созидающей, отбирающей и сохраняющей для будущего лишь наиболее
существенное, плодоносное, животворящее. Народная культура сохранила и
пронесла через столетия стойкую память о нашем родословии. Эта память
связала нерасторжимую цепь – Родина, природа, народ, родители, род.
С колыбели мы постигаем своѐ кровное родство с родной землѐй, но так
уж, видимо, устроен человек – не умеет ценить то, что получает в наследство без
усилий, и с течением времени память о нашем родословии оттесняется
повседневностью в потаѐнные уголки души. Каждый народ из поколения в
поколение передаѐт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство
как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли
воспитателя молодого поколения. Очень страшно, когда в детскую душу
вносится разлад.
Мы должны помнить, что забота о ребѐнке – это не только добывание для
него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа
человека, душа гражданина Отечества. Сейчас к нам постепенно возвращается
национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным
праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-
прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих
культурных достижений. Традиции - хранители народной культуры и заветов
наших предков. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать
под сомнение само существование народа.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,
направлены,
прежде
всего,
на
улучшение
его
качества.
Федеральный
Государственный
Образовательный
Стандарт
дошкольного
образования
предъявляет требования к объединению обучения и
воспитания
в
целостный
образовательный
процесс
на
основе
духовно-
нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование
первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных
ценностях
нашего
народа,
об
отечественных
традициях
и
праздниках.
Чрезвычайно важным является то, что процесс воспитания необходимо начинать
в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-
нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов
социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в
окружающем мире.
В работе нашей дошкольной организации по духовно- нравственному
воспитанию детей основывается на основе «Концепции и программы социально-
коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников» Л. В.
Коломийченко,
Чугаевой
Г.И.
«Дорогою
добра»,
а
также
используем
парциальную программу О.Л. Князева, М.Д. Маханѐва «Приобщение детей к
истокам русской народной культуры».
Целью работы ставим приобщение детей к духовно - нравственным
ценностям и воспитание готовности следовать им.
Задачи:
1.Формировать
первоначальное
представление
о культуре, истории
и
жизни русского народа;
2.Возрождать русские народные традиции;
3.Воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.
Направление «Моя семья» всегда считалось приоритетным в Духовном
воспитании приобщения ребѐнка к традициям, быту, культуры своей малой
родины начинается с его семьи. В доступных возрасту формах: занятия, беседы,
игра
дети
получают
знания
о
своѐм
ближайшем
окружении,
семье,
представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях,
традициях.
Темы наших бесед часто подсказываю дети: «А мы в выходной день...», «В
гостях у дедушки и бабушки», «В нашей семье есть правила», «Мы знаем
народные традиции нашего района». Тем самым знакомим детей с понятиями
«родные», «родня», «род», почему нужно беречь родных, заботится о близких.
Дети открывают для себя значение пословиц и поговорок.
Детям очень нравится рассказывать о своей семье, какая она дружная, как
проводятся вместе выходные, праздники. Мы привлекаем родителей для участия
в праздниках и мероприятиях: «Я талантлив», «Папа, мама я спортивная семья»,
«День семьи», «Мои года мой богатство».
В рамках проектной деятельности «Моя семья традициями сильна» каждая
семья изготовила и представила герб своей семьи, подготовила рассказ об
истории свой фамилии. Родители воспитанников в свою очередь активно
принимают участие в фотовыставках и творческих конкурсах: «Мой папа –
солдат», «Мы с папой большие друзья», «Мамочка любимая», «Наша спортивная
семья», «У моей бабушки руки золотые», «Мы с дедушкой большие мастера» и
т.д.
Очень важно осуществлять познание детьми народной культуры своей
Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
С этой целью предлагаем родителям совместно с детьми посетить социально
значимые
объекты
города:
детскую
библиотеку,
музыкальную
и
художественную школу, аптеки, почту, парк, краеведческий музей, историко-
художественный музей, храм.
Благодаря экскурсиям дети получают значительный объѐм информации о
достопримечательностях нашего села, о знаменитых земляках, о природе
родного
края,
которой
отводится
особая
роль
в
духовно-нравственном
воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребѐнка, очень рано
входит в его жизнь.
В Балашихинском районе самая разнообразная флора и фауна, которая
позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить
наблюдения за живой и неживой природой.
Места
богаты
историческими,
этнографическими
памятниками
и
интересным географическим расположением.
Использование
музейной
педагогики
позволяет
окунуть
детей
в
историческое прошлое нашего народа. Где сама предметная среда играет роль
учителя и воспитателя.
Многие родители вместе с детьми принимали активное участие в
изготовлении русских народных игрушек из соленого теста, поделок по мотивам
русских народных сказок, активно пополняют музей новыми экспонатами.
Мини- музей обладает огромной педагогической ценностью он позволяет
на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к истории и быту
русского народа. Для закрепления природоведческих знаний детей проводи
проектную деятельность «Зимующие птицы», «Природа родного края», КВН
«Знатоки родного края», «Огород на окне» др.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают
народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети
водят хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни,
узнают об истории и традициях народных и православных праздников,
разучивают
рождественские
колядки,
участвуют
в
театрализованных
представлениях. Масленица проходит с весѐлыми шутками, играми, пением
закличек, угощением блинами. На Пасху расписываем яйца, играем в народные
игры. Летом не забываем о таких праздниках, как Яблочный и Медовый спас,
день святых Петра и Февроньи.
Знакомлю
детей
с
различными
видами
народного
декоративно-
прикладного искусства в продуктивной, изобразительной деятельности. Данная
деятельность
помогает
детям воспринимать
прекрасное и
доброе,
знакомит с народными традициями, закладывает основы духовно- нравственного
воспитания.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире
духовности и фантазии. Самое лучшее формируется в семье и обязательно
найдѐт своѐ отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние
на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.