Автор: Хасанова Эльвира Альбертовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №16 им.О.Л.Лундстрема"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Роль хореографии в образовании.
Раздел: дошкольное образование
Роль хореографии в образовании.
На сегодняшний день хореография остается самым массовым и
популярным видом искусства. Все большую популярность приобретает в
системе общего школьного воспитания. Хореография получает значительное
распространение в практике современного образования и вводится к учебно-
воспитательному
процессу
как
дополнительное
образование.
Хореографическое
воспитание
выступает,
как
часть
художественного
образования.
Художественное
образование
–
процесс
овладения
и
присвоения
человеком
художественной
культуры
своего
народа
и
человечества, один из важнейших способов развития и формирования
целостной
личности,
ее
духовности,
творческой
индивидуальности,
интеллектуального и эмоционального богатства.
Это предопределено внедрением педагогических новаций в систему
эстетического
воспитания
школьников,
реализацией
художественных
интересов детей в соответственно организованных видах деятельности,
удовлетворением
их
естественной
двигательной
потребности
и
профилактикой отклонений в физическом развитии (нарушение осанки,
плоскостопия, ожирение и тому подобное).
Основные
положения,
касающиеся
функционирования
системы
образования отражены в Федеральном законе от 29.12.2012 n 273-фз (ред. От
07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об
образовании в Российской Федерации».
Исторически
сформированы
социальные
функции
танца
(гедонистическая,
познавательная,
воспитательная,
коммуникативная,
психологическая и оздоровительная) способствуют массовому привлечению
людей разного возраста к этому виду деятельности.
Обучение детей разнообразным танцевальным движениям позволяет
одновременно решать задание эстетического и физического воспитания.
Именно в хореографическом искусстве наиболее полно оказывается синтез
телесного
и
духовного
компонентов,
которые
раскрывают
широкие
перспективы
художественно-эстетического,
творческого
и
физического
направления в развитии ребенка. Танец − это совокупность выразительных
согласованных движений, объединенных общим ритмом, что выражают
чувство и настроение танцующих. За своей двигательной (телесной)
природой танец близок к некоторым средствам физической культуры, а по
эстетическим параметрам − к духовной.
Танцевальная культура решает задачи, направленные на оптимизацию
двигательной активности, в зависимости от индивидуальных особенностей;
повышение функциональных возможностей организма и его гармоническое
развитие; предупреждение и исправление незначительных отклонений в
физическом развитии детей. Использование танцевальных элементов в
системе физического воспитания детей способствует формированию в них
качественных характеристик движений: выразительности, ритмичности,
четкости,
координированной
целостности.
Эмоциональная
окраска
танцевальных упражнений придает движениям энергии и мягкости, большего
размаха или сдержанности и в то же время способствует их раскованности и
непринужденности.
Танцевальная
деятельность
позволяет
решать
коррекционно-профилактические задачи: формирование осанки и коррекцию
некоторых
ее
нарушений,
предупреждения
таких
отклонений
в
анатомическом построении стопы, как плоскостопие и косолапость.
Духовная культура танцевального искусства, в широком плане,
направленная на привлечение детей к общечеловеческим культурным
ценностям,
и
способствует
развитию
художественного
вкуса
и
эмоциональных
проявлений
ребенка,
воспитанию
позитивных
форм
поведения и общения. Танец как одно из средств развлечения способствует
психологической
разрядке,
преодолению
негативных
эмоций,
снятию
напряжения.
Как
известно,
у
человека
генетически
закрепленная
необходимость психического и физического равновесия, поэтому люди
всегда стремятся танцевать, особенно дети, которые в танце могут выразить
себя и удовлетворить потребность в движении.
Именно с помощью соответствующих движений, мимики, жестов, поз
и музыки ребенок способен передать свое настроение, чувство, переживание,
метко
раскрыть
целостный
музыкально-двигательный
образ.
Все
это
помогает развивать танцевальное творчество, под которым следует понимать
способность
ребенка
к
созданию
новых
движений,
вариантов
комбинирования и усложнения знакомых элементов, а также умению
самостоятельно
импровизировать
в
процессе
музыкально-двигательной
деятельности, в соответствии с особенностями музыкального произведения
на основе доступных танцевальных и образных движений.
Хореография выполняет не только общеобразовательные функции, но
и
может
решать
задачи
морально-этического
воспитания.
Во
время
хореографических занятий можно расширять детские интересы. Развивать
умение видеть прекрасное в хореографии и других видах искусства.
Формировать навыки культуры одежды, поведения и движений (в частности,
приглашение к танцу, которое подчеркивает достоинство и уважение к тому,
с
кем
танцуют
и
для
кого
танцуют),
приучать
к
опрятности,
самостоятельности,
ответственности
и
обязательной
дисциплине.
Танцевальная деятельность также содействует психическому развитию
ребенка: расширению кругозора, активизации познавательных процессов,
развития
произвольного
внимания,
памяти
(зрительной,
слуховой,
мышечной), творческого воображения.
В системе образования уже есть позитивный опыт использования
танцевальных движений в разных видах деятельности детей. Современная
теория
и
методика
физического
воспитания
рекомендует
включать
танцевальные движения в содержание утренней гимнастики (Л. Блудова,
Е. Вильчковский, М. Рунова и др.), ритмической гимнастики (С. Варданян,
В. Гранде, М. Малашенко, В. Сомина, Т. Ротерс и др.). Строить на их основе
некоторые сюжетные занятия (пластик-шоу балет М. Ефименко), обогащать
игровыми танцами и образными танцевальными движениями разные формы
работы из физического воспитания (Е. Сайкина, Ж. Фирилеева).
Следовательно,
многофункциональная
природа
танца
позволяет
определить пути массового привлечения детей к хореографическому
искусству
с
целью
их
художественно-эстетического,
физического,
умственного и морально-этического воспитания.
Творчество - неотъемлемая часть полноценной жизни каждого
человека: именно творческие силы двигают людей вперед, давая
возможность принимать нестандартные решения и совершать выдающиеся
поступки, не похожие на поступки других. Некоторые люди ошибочно
полагают, что творческое мышление недоступно им, в отличие от других
одаренных людей, но это не так – творчество доступно абсолютно каждому,
и только от самого человека зависит, сумеет ли он развить в себе творческие
качества. Зачатки различных творческих способностей заложены
практически у всех детей. Однако, не получив нужного развития, они так и
остаются в зародышевом состоянии. В задачу родителей, желающих видеть
своих малышей в будущем выдающимися в той или иной области людьми,
входит развитие их талантов. Невозможно грамотно раскрыть способности
ребенка без участия специалистов дополнительного образования, поскольку
такая работа нередко требует специальных знаний. С целью развития
творческого мышления с дошкольного возраста родители водят своего
ребенка в различные кружки, работающие над развитием каких-то
определенных способностей. К примеру, практически во всех городах в
художественных и музыкальных школах проводятся специальные занятия по
раннему эстетическому развитию, позволяющие выбрать верное направление
для дальнейшего роста, а нередко и определяющие будущую профессию.
Многие родители отдают своих дочерей в танцевальные секции. Как
правило, девочки с удовольствием занимаются хореографией, бальными и
современными танцами. Эти занятия выправляют осанку, придают девочке
пластичность и учат ее чувству ритма. Танцевальные движения развивают
главные женские качества - легкость походки, грациозность,
эмоциональность. А выступления в красивых костюмах вызовут у ребенка
бурный восторг. В будущем девочка сможет выучиться на хореографа или
работать в танцевальном коллективе. Хореография пробуждает творческие
способности и дает возможность через гармонию движений эти способности
реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка
повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то
добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо учителя,
радующейся, когда его ученик преодолевает очередную трудность в
осваивании танца, ребенок понимает, ‒ он нравится! Значит, он нужен, его
ценят! Он ‒ любим! Через занятия хореографией дети учатся передавать свои
чувства и свою индивидуальность посредством танцевальных движений.
Именно занятие хореографией формируют у ребенка свободу в творческом
мышлении, дают возможность импровизировать. Через танцевальные
движения у ребенка развивается художественный вкус и творческое
воображение, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической
релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его
самоощущение как индивидуальности . Очень важную роль в процессе
развития творческих способностей воспитанников играет педагог, ведь
именно он создает условия, способствующие развитию творческих
способностей, и выстраивает развивающую работу с детьми с учетом
индивидуальных и психофизических особенностей детей. Начиная занятия с
детьми, педагог-хореограф, прежде всего, должен стремиться заинтересовать
детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет
сферу их интересов, обогатить их новыми впечатлениями. Приобретение
правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев,
творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми -
все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное
отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в
области хореографии. Важно заметить, что успех детей в хореографическом
коллективе в значительной степени зависит от преподавателя, который либо
обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-
тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно
влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности
методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах
наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике. На
современном этапе развития дополнительного образования детей, в условиях
его включения в общеобразовательный процесс, основными задачами
является, прежде всего, обучение детей навыкам создания пространства для
своего творческого самоопределения и развития, формирование культуры
общения, развитие у детей творческого и познавательного потенциала, с
использованием для этого богатейшего методического и информационного
материала. Вся работа с детьми направлена к одной цели: сформировать у
детей активное творческое восприятие музыки, способность получать
подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение
выразить еѐ содержание в движениях. Все сказанное еще раз подтверждает,
что именно хореография является видом художественной деятельности
наиболее оптимальным для формирования и развития детского творчества, а
также важнейшим средством гармоничного сочетания умственного и
физического развития детей, воспитание у них нравственной чистоты и
эстетического отношения к жизни и искусству.
Литература
1. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду.
Ярославль, 2013.
2. Пинт А.О. Высокое призвание. М, 2013.
3. Пономарев А.Я. Психология творения. М., 2015.
4. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. М.,
2013.
5. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Личностно-профессиональное становление
студента-хореографа в вузе: методология и теория. Тамбов, 2009. 6. Радченко
С.В. Индивидуально-творческий стиль деятельности студента-хореографа
как сложная многомерная система.