Напоминание

Применение инфографики в развитие познавательного интереса старших дошкольников


Автор: Корзун Екатерина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 3 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Зеленокумск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение инфографики в развитие познавательного интереса старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение инфографики в развитие познавательного интереса

старших дошкольников

В федеральном государственном стандарте говориться о «портрете»

дошкольника,

как

о

любознательной,

активной

и

заинтересованно

познающей мир личности.

Поэтому образовательный процесс должен

ориентировать детей на самостоятельное добывание знаний, развитие у них

интереса к размышлению, рассуждению, высказыванию своей обоснованной

точки зрения.

Следуя стандарту педагоги в детском саду стараются преподнести

немыслимое количество информации дошкольникам. Доступ к таким

большим

объемам

данных

открывает

перед

ребенком

безграничные

возможности в изучении окружающего мира. Тем не менее, если не

использовать разные способы работы с информацией, то ребенок физически

не способен справиться.

Известно, что

дошкольникам свойственно наглядное - образное

мышление, усвоение информации основывается на визуальном восприятии.

Проще говоря,

методы визуализации подходят для развития познавательного интереса.

Один из таких

инфографика - графический способ подачи информации,

современный метод обучения, который способствует лучшему запоминанию.

Изучаемый

материал

легко

вывести

на

экран

или

приготовить

демонстрационные карты. Яркие картинки быстрее привлекают внимание

детей дошкольного возраста.

Изучив опыт работы своей коллеги Дутченко Наталья Анатольевна

МБДОУ д/с № 36 г. Таганрог, я поставила цель: показать актуальность

применения инфографики в развитие познавательного интереса старших дошкольников.

Проанализировав

свою

работу,

проводимую

раннее,

откорректировала ее и подобрала материал:

альбомы наблюдений,

мнемотаблицы,

пиктограммы,

схематические

зарисовки,

координатные

сетки, рисунки-прогнозы, модели «Круглый год», «Животный мир», видео,

аудио (голоса птиц, животных) и фотосъемка, которые бы способствовал

повышению

познавательной

активности

детей,

самостоятельному

поиску решений и как следствие лучшему усвоению преподносимого

материала.

Как любая работа, инфографика строится от простого к сложному

поэтому на начальном этапе работу строила на простых визуальных

заданиях.

·

«Что лишнее»

·

«Бывает - не бывает» (Выбрать чего не может быть зимой)

·

«Найди различия в парных картинках»,

·

«Найди два одинаковых предмета»,

·

«Кто здесь спрятался»,

·

«На что похожи».

На следующем этапе подбирала материал и задания, которые требуют

от ребенка умение видеть проблему.

·

«Опиши словами» (Открывая карточку с картинкой, и не показывая

ее другим, нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на

картинке, при этом само название предмета называть нельзя, для подсказки

использовала готовые мнемотаблицы, чтобы было легче описать предмет).

·

«Продолжи рассказ»

(Воспитатель начинал рассказ опираясь на

набор изображений, ребенок должен продолжить, задействовав оставшиеся

изображения. Здесь надо придумать название сказки и выразить свои

ощущения: понравилась она или нет и почему.

·

«Сочини рассказ по схеме»,

Это задание очень интересно для

развития творческих способностей, где сочетается, например, алгоритм и

творчество: «Факт (что произошло) – причины – повод – сопутствующие

события – аналоги и сравнения - последствия». Автор, что бы ни произошло,

должен следовать этому алгоритму.

·

«Нравится - не нравится» (Выбираем предмет, или явление и

рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет.

Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, ловит

мышей…; не нравится - царапается, убегает и т.д.)

На заключающем этапе я совместно с детьми начала составлять

информационные карты. Например: «Семья». Провожу дополнительно игры

ассоциации «Моя семья», «Составь семью», на основе ассоциаций выбираем

символ соответствующий изображение семьи (три человечка, можно

зарисовать самим).

Далее

сбор информации. Провожу беседы рассуждения, читаем

литературу, играем в сюжетно-ролевые игры дидактические, речевые игры

«Подскажи словечко»; - «Скажу по – другому»; - «Скажи наоборот» на

заданную тему. Я часто использую игры которые брала на первоначальном

этапе что лишнее, бывает не бывает и т.д. Чем более полнее и качественней

будет собранная информация, тем лучше.

Сортируем информацию по блокам, оставляем самое важное. Создаем

дополнительные символы раскрывающие понятие я предлагаю зашифровать

слово в картинке например как нарисовать большая, Дети обычно

предлагают свои варианты, слон а маленькая муравей. Чтобы раскрыть

понятие профессия родителей выбирали символ молоток и фартук, и т.п.,

Понятие что вы любите делать с семьей зашифровали символом сердце.

Зарисовываем символы или выбираем из готовых

Такое своеобразное

кодирование вызывает эмоциональный отклик и способствует лучшему

запоминанию

информации.

на

данном

этапе

создается

законченная

информационная композиция

Как итог дети составляют рассказ по схемам из 5-6 символов,

расшифровывая закодированную информацию вместе с педагогом.

Выполняя

данные

задачи,

дети

учатся

самостоятельно,

последовательно излагать свои мысли, становятся более активны при

разговоре, формируется умение правильно отвечать на вопросы, словарь

точен и разнообразен.

Для лучшего усвоения материала я создала пособие «Карта мыслей» -

это набор ламинированных листов разного цвета в уголке есть символы

напоминалки, для работы на определенной странице в зависимости от темы

они могут меняться. Работая по карте -мыслей нам требуются материалы для

творчества: цветные карандаши, фломастеры, картинки по теме, клей,

ножницы, картинки с изображениями и символами и другие необходимые

предметы.

Приступаем к работе на титульном листе на нашей карте определяем

ключевое понятие с помощью помощника Незнайки (любой персонаж) Он то

и приходит с темой, по которой будем проводить исследование. Например,

пришел в гости Незнайка, он не знает, что происходит падают листья, идет

дождь. Дети с удовольствием поясняют, что пришла осень и соглашаются

разузнать больше про осень.

На втором листе в углу есть напоминалка «знак вопроса» это значит

нужно вспомнить, каким бывает этот предмет в нашем случае время года.

Затем организую с детьми диалог. Задаю вопросы и зарисовываем на карте

информацию, которую они вспомнят по теме. Это своего рода мозговой

штурм – подбор слов-ассоциаций по теме и соответствующих им признаков.

Например золотая дети выбрали монеты, хмурая грустное лицо, дождливая

капельки, разночветная радуга. В ходе обсуждения предлагаю детям по

очереди дополнять инфокарту карту новым рисунком или картинкой.

На следующей страницы в углу так же есть напоминалка «человечек»

мы пытаемся отследить связь с людьми например изменения в одежде –

куртка, сбор урожая лопата. Добавляя картинки или рисунки. важно, что,

дошкольник видит и то, что он или другой воспитанник зафиксировал ранее.

Благодаря этому он вспоминает предыдущий материал, видит направление

своей деятельности.

Следующей страничку связь с животными напоминалка «ежик» мы

пытаемся отследить изменения в животном мире птицы улетают- птичий

косяк, животные запосают корм на зиму –шишка, меняют окраску флакончик

краски

Следующей страничку изменения в природе напоминалка «дерево» мы

пытаемся отследить изменения в природе листопад- желтый лист. дожди -

зонт

Есть страничка что ребенок любит делать осень или что нравиться в

сени или наоборот что не любит что не нравится

Последняя

страничку

Свободная

деятельность,

напоминалка

«карандаш» дети рисуют осень как они ее видят.

При использование инфографики в книжки раскладушки

у детей

включаются

процессы

предварительного

обдумывания

и

повышается

мыслительная

активность.

Дети

работают

с

большим

количеством

информации, и сами решают, какой символ лучше отображает информацию.

Происходит развитие их способностей к визуальному мышлению, обработке

информации. При создании общей тематической карты развиваются навыки

взаимодействия и сотрудничества – договариваясь, дети приходят к общему

мнению, чтобы карта была понятна всем. Ребенок может сам, с опорой на

тематическую карту, раскрыть тему или понятие.

В работе моими помощниками являются родители. Считаю, что только

совместная работа с родителями даёт положительные результаты. Регулярно

провожу беседы по интересующим их вопросам, стараюсь устанавливать

доверительные и доброжелательные отношения, привлекаю к активному

участию в жизни группы и детского сада. Они с большим интересом

изготавливали книжки-малышки с подсказками, оформляли лэп-буки и

познавательные альбомы, и многое другое. Нередко родители стали сами

дома с детьми искать ответы на познавательные вопросы в различных сферах

деятельности (чтении, наблюдении, беседах). Считаю, что только совместная

работа с родителями даёт положительные результаты.

Таким образом, работа по использованию мною инфографики в

процессе развития речи детей дала ожидаемые результаты: , наблюдается

значительный личностный рост детей, все участники объединены совместной

познавательной деятельностью и радостью открытия. Сотрудничая друг с

другом и воспитателем, дети могут осмыслить проблему, найти ее решение.

Высказывание

одного

ребенка

вызывает

предположения

других.

Дошкольники

свободно

проговаривают

свои

предположения,

мысли,

сомнения,

следят

за

ответами

товарищей,

слышат

друг

друга,

доброжелательно оценивают, одобряют.



В раздел образования