Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Развитие музыкально-образного мышления у обучающихся младших классов»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Мирновская детская музыкальная школа»
муниципального района Красноярский Самарской области
Открытый урок
ПО КЛАССУ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
Тема: «Развитие музыкально-образного мышления
у обучающихся младших классов»
Составитель: преподаватель
инструментального отделения (ФПО)
Овакимян
Н.Т.
п. Мирный
2023 г.
План
открытого урока
по классу специального фортепиано
преподавателя Овакимян Н.Т.
с обучающейся 2 класса ДПОП-8 ***
Дата проведения: 20.11.2023 г.
Тема урока: «Развитие музыкально-образного мышления у обучающихся
младших классов».
Цель
урока:
формировать
музыкально-образные
представления
обучающегося; показать на практике все методы работы с начинающими
пианистами,
которые
будут
способствовать
развитию
музыкального
мышления обучающегося.
Задачи урока:
Обучающие:
- развить у обучающегося зрительное восприятие нотного текста;
- приобрести навык анализа характера произведения.
Развивающие:
- развить память;
- развить музыкальную логику;
- полное развитие эмоциональной сферы;
- развить художественный вкус.
Воспитывающие:
- воспитать у обучающегося собранность, его внимание;
- воспитать творческую инициативу;
- воспитать у обучающегося навыки самостоятельной работы.
Оборудование урока:
фортепиано, стул, нотный материал, наглядный
материал (рисунок).
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальный.
Методы ведения урока: словесный, наглядный, практический.
Музыкальный материал:
1.
Гамма фа мажор;
2.
С. Майкапар «Мотылек».
Этапы урока:
1.
Организационный
момент:
(приветствие,
вступительное
слово
преподавателя, эмоциональный настрой, представление обучающейся 2
класса ДПОП-8 Пономаревой Елизаветы, ознакомление с темой урока).
2.
Практическая часть урока (работа над произведением).
3.
Заключение.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые преподаватели! Здравствуй, Лиза! Тема
нашего урока: «Развитие музыкально-образного мышления у обучающихся
младших классов». Развитие музыкального мышления, а также музыкальной
логики ребенка – это важная задача преподавателя. Нужно разбудить его
музыкальное воображение, подвести к тому, чтобы он думал самостоятельно.
Совместное переживание музыки преподавателя с обучающимся важнейший
момент, он часто бывает решающим для успеха. Вовлеченный в процесс
работы обучающийся начнет намного быстрее двигаться вперед, научится
работать самостоятельно. Сегодня на уроке мы будем работать над
художественным
образом
музыкального
произведения
С.
Майкапара
«Мотылёк».
2. Практическая часть урока.
Перед работой над произведением обучающаяся исполняет гамму фа
мажор (в две октавы двумя руками в прямом и противоположном движении,
аккорды по три звука, короткие арпеджио по три звука, длинные арпеджио,
хроматическая гамма), чтобы разогреть ручки. На всех этапах обучения
техника, как средство музыкальной выразительности, даёт возможность
свободнее,
глубже,
полнее
раскрыть
содержание
музыкального
произведения.
Работа над произведением С. Майкапара « Мотылёк».
Прежде чем приступить к работе над произведением, скажем несколько
слов об авторе данной пьесы, взятой из детского музыкального цикла
«Бирюльки».
Самуил Моисеевич Майкапар (1867 - 1938) - русский и советский
пианист,
композитор,
педагог,
музыкальный
писатель.
Профессор
Ленинградской
консерватории.
Разносторонне
одарённый
музыкант,
Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей
и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл
фортепианных миниатюр «Бирюльки», созданный в 1925 - 1926 гг.
По
своей
форме
«Бирюльки»
-
это
сюита,
состоящая
из
26
разнохарактерных
пьес
различного
содержания,
объединённых
художественными и методическими целями. Все пьесы рассчитаны на
разный уровень подготовки начинающего пианиста и написаны по принципу,
который
даёт
возможность
исполнителю
познакомиться
со
всеми
существующими тональностями, с диезными и бемольными знаками.
Все пьесы цикла либо программны, либо четко жанрово определены.
Их названия подсказывают ребёнку содержание миниатюры, помогая
развернуться его творческой фантазии. В каждой пьесе раскрывается один
определённый музыкальный образ. Что означает само слово – «бирюльки»?
Когда-то, давным-давно, это была любимая игра детворы. На стол
высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички - бирюльки. Чаще
всего это были искусно вытаченные из дерева крошечные чашечки,
кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из
кучки нужно было доставать маленьким крючочком, одну за другой, не
пошевелив остальные. Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые
бирюльки из старинной игры.
Преподаватель. Скажи, пожалуйста, какой художественный образ автор
показал в своём сочинении? Кто такой мотылёк? (хорошо будет, в качестве
домашнего задания, попросить обучающегося нарисовать мотылька или
найти и распечатать с интернета картинку. Всё это поможет маленькому
музыканту в последующем создании музыкального образа, при исполнении
пьесы). Лиза показала мотылька, которого нарисовала (также вместе мы
просматривали видео с мотыльком и бабочкой). А почему пьеса называется
«Мотылёк», а не «Бабочка»?
Лиза. Бабочка летает более плавно, а мотылёк - быстро. Он маленький,
подвижный (ответ Лизы).
Преподаватель.
Да, движения мотылька мелкие, частые, у него совсем
маленькие, тонкие крылышки, он суетливый, подвижный, робкий. Мотылёк
гораздо меньше бабочки, у него нет таких больших и красивых крыльев,
поэтому он менее грациозен и изящен. Зато его полёт более стремительный и
лёгкий. И это очень точно передаёт музыка, слушая которую мы как будто
видим перелетающего с цветка на цветок маленького мотылька (Лиза
исполняет пьесу «Мотылек»).
Взглянув на ноты произведения, нам сразу бросается в глаза большое
разнообразие штриховых и динамических нюансов. На точное исполнение
штрихов надо обратить особое внимание обучающегося ещё при разборе
текста. Именно с их помощью складывается музыкальный образ, заявленный
в названии пьесы. Неверное проведение штрихов приведёт к потере
музыкального содержания произведения.
Стаккато должно быть отрывистым, но лёгким. Обучающиеся часто,
видя штрих стаккато, воспринимают его как толчок клавиши, с активным
пальцевым замахом. В данном же случае стаккато совсем другое - мягкое и
воздушное. Нужно поработать над правильным его исполнением: кисть -
очень гибкая; палец мягко, но цепко «берёт» ноту; движения руки при этом
мелкие, без высоких взмахов.
Далее, на что надо обратить внимание - восьмые ноты под лигой в
левой руке. Играть их надо следующим образом: на первую восьмушку рука
«приседает», делая на ней небольшой акцент; вторая же восьмая играется на
лёгком подъёме кисти - «на снятии», при этом звук получается почти
прозрачным.
Несмотря на обилие артикуляционных штрихов (легато, нон легато,
стаккато), фразы необходимо объединять по четыре такта. Это придаёт
исполнению оживлённость, движение.
Первая часть пьесы порхающая и безмятежная. В средней части (9-16-й
такты)
появляется
некоторая
встревоженность,
трепетность.
Следует
особенное внимание уделить фразировке. Лёгкие шестнадцатые в правой
руке изображают трепет крылышек мотылька, а мягкие терции в левой,
исполняемые на нон легато рисуют в воображении картинку, как он
опускается на разные цветы и лепестки, кружась, порхая, перелетая с места
на место, вероятно собирая с цветков пыльцу…
Динамика становится более выпуклой. Постепенно звучность затихает,
средняя часть заканчивается ферматой (мотылек, постепенно опускаясь,
присел и затих). В репризе начальный мотив исполняется с замедлением,
осторожно, удивлённо, а заключительный - в темпе(мотылёк вспорхнул и
улетел).
Создать музыкальный образ в первую очередь поможет правильно
выбранный темп. Композитор даёт следующие рекомендации к исполнению:
«Живо, легко». Темп должен быть оживлённым, но не слишком быстрым.
Преувеличенный темп приводит к суетливости, и вместо мотылька уже
рисуется надоедливо-жужжащая муха.
При исполнении пьесы в нужном темпе часто возникает сложность в
качественном выигрывании шестнадцатых нот в правой руке. Чтобы
избежать неровностей, стоит поиграть эти кусочки разным пунктиром (с
первой длинной нотой, второй - короткой и, наоборот - с первой короткой, а
второй длинной). Так же можно поиграть их штрихом стаккато. Играя
шестнадцатые, стоит сделать небольшую вилочку, небольшое крещендо к
сильной доле, это так же поможет в устранении неровных нот.
Заключение.
Самая главная и конечная цель при разборе любого произведения это
достижение всего замысла преподавателя и передача его обучающимся на
хорошем исполнительском уровне, т.е. это эмоционально, осмысленно,
выразительно, технически свободно, музыкально. Занятие на уроке с
учеником
-
это
отличный
творческий
процесс.
Урок
должен
быть
доходчивым и ярким, интересным, завлекающим. Урок должен быть в
диалоговом формате. Все, чему мы хотим научить ученика, следует как бы не
диктовать, а совместно с ребенком, стараться включать его в активную
работу - это и будет большой задачей музыкального образования в
современных условиях.
Характеристика обучающейся
Елизавете – 8 лет. Обладает хорошей памятью, музыкальным слухом,
чувством ритма. Есть успехи в обучении. Доброжелательна и контактна. За
инструментом работает результативно.
К занятиям музыкой относится
серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной
отдачей.
Ответственна и работоспособна, может объективно оценить свою работу.
Список используемой литературы.
1.
Майкапар С.М. «Музыкальное исполнительство и педагогика». Челябинск
МРI, 2006 .
2.
Майкапар С. М. «Бирюльки». Маленькие пьесы для фортепиано. Соч. 28.
М.: Просвещение, 2006.
3.
Кременштейн Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе
специального фортепиано. М.: Классика – ХХI, 2005.