Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные подходы к развитию общения детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 94 «Забава»
города Калуги
(МБДОУ № 94 г. Калуги)
Статья
«Современные подходы к развитию общения детей
в детском саду»
Подготовила: заведующий Антонова Л.Г.
г. Калуга
2024 г.
Может ли ребенок уставать в детском саду – ведь он играет, занимается,
гуляет, спит?
Такой вопрос мы решили обсудить с коллегами в нашем дискуссионом
клубе. Почему возникла такая тема для обсуждения?
По результатам ВСОКО, проведенным в январе этого года средняя
оценка по показателю «Стимулирование общения между детьми» составила
2,7 балла, по показателю «Взаимодействие педагога и детей» - 2,9 балла, по
показателю
«Взаимодействие
детей
друг
с
другом»
-
3,3
балла
(по
пятибалльной шкале). В ходе обсуждения наши педагоги отметили, что они
достаточно часто общаются с воспитанниками, но вместе с тем коллеги
отметили, что им не всегда удается побудить ребенка объяснить ход своих
рассуждений, более подробно отвечать на вопросы. Также наши педагоги
отметили, что они не всегда дают возможность детям подумать, а быстрее
дают свои пояснения и готовые ответы.
Тогда
мы
задумались
–
хорошо ли
нашим
детям
в
детском
саду,
чувствуют ли они себя комфортно, чувствуют ли себя уверенно и спокойно? В
ходе обсуждения мы пришли к пониманию, что
благополучие наших воспитанников напрямую
зависит
от
взаимоотношений
в
семье,
с
педагогами и сверстниками в группе детского
сада.
И
здесь
важен
каждый
момент
взаимодействия: как на занятиях, так и в свободной деятельности, и
в
режимных моментах тоже. Также мы отметили, что педагоги иногда заменяют
общение
коммуникацией:
дают
различные
инструкции
по
выполнению
заданий и поручений, просто обмениваются информацией. Мы говорили с
педагогами о важности показывать личный пример: как общаться, как быть
внимательным к другому в ходе общения, как соблюдать правила, не нарушать
чужие границы.
Наши
педагоги-наставники разобрали ситуации как
можно строить
общение с детьми в зависимости от поставленных задач и той поддержки,
которая необходима детям.
Например, при обсуждении свойств предметов:
- «Над» (взрослый дает информацию) – железные предметы тонут в воде.
- «Под» (взрослый задает вопросы, ошибается) – красивые снежки у нас
получились. Может возьмем их с собой в группу? Хотите, чтобы у нас в группе
были снежки?
- «На равных» (взрослый с детьми действует в команде, при этом
комментирует совместную деятельность) – давайте наберем разных предметов
и проверим, какие тонут, а какие нет.
-
«Отстраненно-независимая»
-
педагог
дает
возможность
детям
самостоятельно узнать какие предметы тонут или нет, а сам показывает, что
он сейчас рядом, готов ответить на вопросы и помочь, если нужно.
Затем мы обсудили трудности, с которыми сталкиваются наши педагоги:
большая наполняемость групп;
отсутсвие
собственного
опыта
личностно-ориентированного
взаимодействия;
усталость, выгорание педагогов.
Затем мы обсудили интересные вопросы:
можно ли сделать так, чтобы братья и сестры могли встречаться в
детском саду? (конечно, можно использовать такую форму работы
как «клубный час»);
какая лучшая стратегия разрешения конфликот между детьми?
(нам помогают правила группы, которые дети вводят сами, сами
их зарисовывают и размещают в центрах активности);
как стимулировать детей объединяться для работы в небольшие
группы? (необходимо создавать от 7 до 9 центров активности в
группе,
наполнять
их
интересными
автодидактическими
материалами, делать презентации этих центров и материалов в
них);
научатся ли дети сами общаться,
если взрослый всегда рядом? Надо
ли
педагогу
включаться
в
самостоятельную
деятельность
детей?
(самостоятельная
деятельность
детей
-
это
возможность для взрослого «прислушаться» к ним, узнать их
интересы,
а
возможно
и
подбросить
идею,
разрешить
конфликтную ситауцию, но иногда дети при этом перестают
играть и общаться – присутсвие взрослого может помешать);
на утреннем круге не все дети успевают высказаться. Как быть?
(для нас – это отличная форма работы по развитию диалога между
детьми.
Сначала,
конечно,
все
дети
пытались
говорить
одновремемнно
или
перебивали
друг
друга,
но
педагогоам
удалось вместе с детьми выработать правила общения. Важно
педагогу координировать и побуждать детей к общению, задавая
вопросы: «как», «почему», «каким образом» - чтобы дети учились
рассуждать).
Далее мы предложили нашим педагогам решить практические ситауации.
Ситуация 1.
Как создать в группе условия для развития общения детей?
Создать традицию общего круга утром и вечером;
Предоставить возможность детям высказываться и слушать друг
друга;
Помочь установить правила и выполнять их.
Ситуация 2.
Как создать детям возможность выражать собственные мысли и идеи,
проявлять самостоятельность:
Использовать гибкое планирование.
Не спешить в режимных моментах, между занятиями, в свободной
деятельности;
Не торопить детей, не делать что-то вместо детей.
Ситуация 3.
Как
дать
понять
ребенку,
что
его
принимают.
Понимают
его
потребности
иперживания?
Интересоваться
у
родителей,
что
любит ребенок, что нет, какие у него приивычки, интересы;
Рассказывать родителю в присутсвии ребенка о его успехах, о
позитивных моментах из жизни группы;
Поддерживать ребенка за его достижения в течения дня.
Не использовать фразу «маме расскажу».
После работы в дискуссионом клубе мы предложили нашим педагогам
попробовать использовать выработанные предлежения и способы работы с
детьми на практике в своих группах.
На
следующей
встрече
наши
педагоги
поделились своими результатами:
стали чаще использовать в общении
имя, которм называют ребенка дома;
стали
давать
возможность
детям
закончить игру, оставить постройки и доиграть позже;
стали относиться с пониманием к детям, которые не могут заснуть в
тихий час – предлагают им чем-то тихо заняться;
стали делать паузу, чтобы ребенок мог подумать и высказаться;
стали позитивнее реагировать на детски высказывания;
стали
создавать
в
течение
дня
ситуации
для
обсуждения
происходящих в группе событий;
стали больще общаться с детьми в свободное время;
стали
предоставлять
детям
возможность
проявлять
свою
индивидуальность (рисунки по замыслу, придумывать загадку дня,
делать костюмы для игр, изменять пространство группы).
Таким
образом,
проделанная
работа
научила наших педагогов поддерживать
доброжелательные
отношения
между
детьми, положительно взаимодействавать
в
разных
видах
деятельности,
поддерживать
инициативу
и
самостоятельность
детей
в
важных
детских
делах,
стремиться
к
непосредственному общению с каждым ребенком.