Напоминание

«Современные образовательные технологии в развитии связной речи у воспитанников с ТНР »


Автор: Корчуганова Елеа Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: Прокопьевск, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у воспитанников с ТНР »
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные образовательные технологии в развитии связной речи у

дошкольников с ТНР »

Использование инновационных технологий для развития связной речи детей с ОНР

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими

общее недоразвитие речи, относится развитие у них связной речи. Это необходимо как для

наиболее

полного

преодоления

системного

речевого недоразвития,

так

и

для

подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Развитие связной речи ведется в

нескольких направлениях:

формирование диалогической связной речи;

формирование монологической связной речи.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование

монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах,

объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание

стихотворений; составление рассказов по картине, по серии картин; пересказы сказок,

коротких текстов; составление рассказов с опорой на наглядность (схемы, мнемотаблицы и

пр.)

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим

недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы,

недостаточной

сформированностью

как

произносительной

(звуковой),

так

и

семантической (смысловой) сторон речи.

Наличие

у детей вторичных

отклонений

в развитии ведущих

психических

процессов (восприятия,

внимания,

воображения

и

др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Таким образом, развитие связной речи детей с ОНР является трудным процессом,

требующим использования особых методических приёмов, что обусловило актуальность

данной проблемы.

В коррекционно-педагогической работе используютсяинновационные технологии по

развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Технология моделирования.

Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех

методов обучения – наглядного, практического и словесного.

Детей обучают составлению предложений:

• по предметным картинкам

• по сюжетным картинкам

• по демонстрируемым действиям

• по опорным словам

Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности –

схемы, буквы, картинки, предметные игрушки.

Задачи:

• Развивать связную и диалогическую речь.

• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью

заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и

коллажу).

• Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные

признаки;

• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение

детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,

сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.

Начальный этап данной методики – использование мнемоквадратов.

Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию

текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность.

Для составления описательных рассказов применялись мнемотаблицы, с опорой на

которые дети составляли более содержательные рассказы. В обучении связной речи метод

наглядного

моделирования использован со

всеми

видами

связного высказывания:

описательный рассказ; пересказ; составление рассказов по картине и серии картин.

Мнемотаблицыпомогают детям в заучивании стихотворений, загадок.

Элементами

модели

описательного

рассказа

становятся

символы-заместители

качественных характеристик объекта:

• принадлежность к родовидовому понятию

•величина;

• цвет;

• форма;

• составляющие детали;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется (какую пользу приносит?)

• что нравится (не нравится?)

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого

объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Картинка в данной технике - это «крючок», способный зацепить знания и удержать их в

памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую

тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок

легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного

рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим

способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей

(элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

-предметные картинки;

-силуэтные изображения;

Интересным приёмом мнемотехники на мой взгляд является и пиктограмма -

рисунчатое письмо. Её отличие от мнемотаблицы в том, что она рисуется взрослым (в

дальнейшем детьми) одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения.

Педагог читает детям стихотворение, одновременно делает схематические рисунки по его

содержанию. При этом используются знакомые детям символы. Затем текст проговаривается

с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по – одному, по желанию.

Таблицу – рисунок оставляют на видном месте, в групповой комнате в течение нескольких

дней. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет

повысить компетентность детей в умении пользоваться наглядной опорой и эффективнее

воспринимать и перерабатывать зрительную информацию и воспроизводить её.

Коррекционные технологии:

Кинезио-технология - нейросенсорика

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология

способствует развитию мелкой моторики и относится кздоровьесберегающей технологии.

Кинезиология включает в себя ритмику, пальчиковую гимнастику, подвижные игры.

Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного

мозга. В процессе выполнения упражнений специалисты рекомендуют произносить детские

речевки или стихотворения, что способствует развитию речи детей. Так как ритм стихов,

способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики,

речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).

Нейроросенсорные

упражнения

в

настоящее

время

широко

применяются

в

коррекционной работе логопеда. Данные упражнения стимулируют речевую активность

детей с ТНР, способствуют запоминанию и воспроизведению стихотворной речи

Песочная терапия

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной

коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные

и невербальные средства;

обогащению словарного запаса;

развитию связной речи;

побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

- Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

- Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и

самостоятельности в игре.

- У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать

поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

- Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Арт-технология

Зачастую ребенок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств.

Нужные слова не приходят в голову. Ребенок не в состоянии сформулировать свои мысли. И

здесь на помощь к нам приходят арт-технологии.

Главными задачами, которые эффективно решает арт-технология для дошкольников,

являются:

-Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.

-Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр,

музыка, живопись, скульптура, фотография).

-Формирование активной жизненной позиции.

-Развитие коммуникативных способностей.

Современная арт-технология включает в себя множество направлений: музыкотерапия,

сказкотерапия, имаготерапия, кинезиотерапия, библиотерапия.

1.Музыкатерапия

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции

речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях.

Это использование музыки в занятиях с ребенком в любом виде. Вы можете

прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее

– все это принесет неоценимый вклад в развитие коммуникативных способностях малыша.

При использовании музыкотерапии происходит:

эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;

ребенок развивает навыки и способности к общениюв совместной деятельности с

родителями или друзьями;

происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка.

2.Имаготерапия

Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или

при помощи различных игрушек.

Актуальность имаготерапии в том, что использование её методов при работе с детьми

помогают

разнообразить

занятия

и

сделать

процесс

изучения

программы

более

эффективным

и

интересным

ребенку.

Улучшается

фонематическое

восприятие,

артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ,

грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

Имаготерапия имеет различные подвиды:

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом

любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где

осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено

на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.

Театрализация –

самый

любимый

и

используемый

вид

деятельности,

который

способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая

деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями,

развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-

насыщенную

речь,

активизирует

словарь,

способствует

нравственно-эстетическому

воспитанию каждого ребенка.

3.Игры-драматизации, инсценировки

Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре –

драматизации

происходит

совершенствование

диалогов

и

монологов,

освоение

выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные

возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом

проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности,

способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством

самовыражения

и

самореализации

ребенка,

что

соответствует

личностно

ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи

детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в

формировании

интеллектуально

смелой,

самостоятельной,

оригинально

мыслящей,

творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

4.Сказкотерапия.

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии

— сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом. Сказкотерапия – метод,

использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и

совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла,

героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки,

давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, то это приходятся

им по душе.

Использование арт-технологий позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка,

способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия –

прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного

рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

Развитие коммуникативных способностей.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);

«Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);

«Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);

«Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Коррекционные задачи:

создатьпредпосылки к коммуникативной направленности каждого слова и

высказывания ребёнка;

совершенствовать лексико-грамматические средства языка;

совершенствовать звуковую сторону речи;

развивать диалогическую и монологическую речь;

создавать условия для сотрудничества логопеда с детьми и друг с другом;

Игровая технология.

Можно использовать в любых режимных моментах.

Игровая технология включает создание игровой ситуации, требующей от ребенка

связного высказывания.

Можно использовать такие игры, как «Угадай игрушку», «Что

игрушка рассказывает о себе», «Узнай по описанию»,«Волшебный мешочек», в ходе

которых дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие соответствующую

игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; лиса - хитрая,

рыжая, пушистая.

Кроме этого можно провести игры-соревнования, например «Кто больше увидит и скажет

про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учатся

самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя

предложениями. Такие игровые ситуации повышают речевую активность дошкольников,

позволяют

детям

овладевать

навыками

необходимыми

для

построения

связного

монологического высказывания.

Технология-«Сказочные лабиринты» Вячеслава Владимировича Воскобовича.

Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в

деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала. Игровые

технологииВоскобовича направлены на развитие речи,познавательно-творческих

способностей детей 5-7 лет в игровой форме. Игры по развитию связной речи, которые я

широко использую на индивидуальных и групповых занятиях:

«Отгадай загадку»Задачи: формировать у детей умение составлять короткий рассказ о

предмете, используя разные его характеристики, развивать навыки саморегуляции.

«Сказочник» Задачи: развивать воображение, связную речь.

Ход игры: Педагог начинает сказку, а детям предлагается ее закончить с опорой на

изображение Фиолетового леса.

Логоритмические упражнения:

«Фиолетовый лес», «Змейка», «Лягушата», «Фифа», «Ежик», В лес гулять со мной

иди».

Задачи:

- развивать связную речь,

- обогащать словарь существительными и прилагательными,

- расширять представления об окружающем мире,

- развивать словесно-логическое мышление, слуховое внимание, память и восприятие,

- формировать координацию речи с движениями.

Ход игр: Педагог рассказывает стихотворение, дети повторяют стихотворение,

сопровождая речь с движениями, отвечают на вопросы («Змейка», «Фифа»), отгадывают

загадки («Ежик»). Педагог проводит беседы по теме стихотворения. Отрабатываются

предлоги, составляются связные высказывания. Дети «проигрывают» все на пространстве

«Фиолетового леса» с фигурками.

Одним из преимуществ игр Воскобовича является то, что они всегда требуют активных

действий каждого ребенка.

Развивающие игры Воскобовичавыполняют роль дидактического материала и легко

вписываются в содержание любой образовательной программы, так как они способствуют

развитию детей во всех пяти образовательных областях.

Технология ТРИЗ направлена на развитие связной речи у детей старшего дошкольного

возраста, творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый

предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоречивые свойства в

привычных предметах и явлениях, мысленно видоизменять предмет и предлагать варианты

решения проблемных ситуаций, возникающих в результате этого изменения. Приемы ТРИЗ

придают игровым ситуациям занимательность и усиливают мотивацию.

В рамках занятий по технологии ТРИЗ в ДОУ ставятся такие познавательные задачи, как:

o развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек

зрений товарищей, взаимодействие с педагогом, умение строить аргументированное

высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного

мнения и пр.);

o стимулирование творческой активности при решении проблемы;

o формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать

множество мыслей на заданную тему.

Технология легоконструирование

Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и

конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких

педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер.

Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и

связанные с ней неречевые виды деятельности. Манипулируя с элементами LEGO-ребенок

учиться творчеству, созиданию.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры

головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Применение

LEGO-технологий,

ориентированных

на

развитие

мелкой

моторики,

являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-

иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по

сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают

ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более

эффективной.

Технология робототехника

Эта технология

актуальна, потому что: позволяет формировать познавательные

действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение

работать

в

коллективе;

является

великолепным

универсальным

инструментом

для

интеллектуального развития дошкольников.

Использование робота Matatalab в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР:

Игры по развитию связной речи;

Игры по звуковой культуре речи;

Игры по лексико-грамматическому строю речи и словообразованию;

Игры на обогащение словаря.

С использованием робототехники работа над рассказом, пересказом, диалогом

становится более эффективной.

Использование в логопедической и педагогической практике робота с детьми с ОНР будет

способствовать решению многих задач: повышение мотивации и индивидуализации

обучения детей, развитие их творческих способностей и создание благоприятного

эмоционального фона, развитие психических процессов, необходимых для

интеллектуальной и речевой деятельности.

Каждое занятие с использованием «MatataLab» вызывает у ребят познавательный интерес,

творческую активность, закладывает начальные технические и коммуникативные навыки.

Технология «MatataLab» делает процесс обучения интересным и увлекательным.

Компьютерная технология.

Компьютерные игровые технологии – одна из современных форм работы, в которой

взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов

коммуникации,

позволяющих

не

только

общаться

в

равных

условиях,

но

и

систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной

жизнедеятельности.

Наряду

с

использованием

развивающих

компьютерных

игр

можно

создавать

мультимедийные компьютерные презентации, которые используют на занятиях по речевому

развитию в соответствии с требованиями реализуемой программы, что повышает интерес

детей к изучаемому материалу.

Для сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-

начало, 2-продолжение, 3-конец). Дети просто описывают события, изображенные на

картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Логопедом задается вопрос: Что было до

этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на

экран выводятся все картинки.

3. Логопед показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в

перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а

затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий

наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

Электронная детская книга

- придумывание новых интересных сказок для создания

электронной книги. Принцип детской электронной книги: «развлекаясь – обучаюсь!»

В процессе придумывания сказки, рассказа, дети сами выбирают партнеров для этой

деятельности, договариваются о сюжете, последовательности событий, придумывают

диалоги, характеры героев. Педагоги записывают сочиненную детьми сказку, рассказ.

Как и любую книжку, придуманную сказку необходимо проиллюстрировать. Разбив

сказку на отдельные части – «странички», дети приступают к творческой работе. После того,

как изображения всех «страничек» книги готовы, взрослые – родители и педагоги,

фотографируют их и создают презентацию в формате PowerPoint.

Электронная книга проецируется на экран и дети, получившие каждый свою роль, по

памяти с подсказкой педагога воспроизводят все диалоги, которые встречаются в сказке.

Слова автора озвучивает педагог или если сказка уже знакома - ребёнок. Дети с большим

интересом «озвучивают» созданную ими сказку в мультимедийном оформлении, каждый раз

придумывая новые сюжеты, по-новому передавая образы героев.

Заключение

Развитие связной речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Современные инновационные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда

являются

перспективным

средством

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми,

имеющими нарушения речи. Применение инновационных технологий способствует:

развитию связной речи, формированию речевых умений и навыков. Дети постепенно

научились составлять пересказы, рассказы, самостоятельные монологические высказывания;

активизации познавательного интереса;

повышению эффективности коррекционной работы.

Используемая литература:

1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

2.Ежова М.А., Гусаковская И.В. Инновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия.

Моделирование. Биоэнергопластика. Серия: ФГОС ДО : практика реализации. Издательство

Учитель, 2020

3. Бушлякова С.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Детство-Пресс, 2011.

4. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс,2015.

5. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Игры Воскобовича в работе учителя-логопеда. СПБ.:

ООО «Развивающие игры Воскобовича» 2019.

6. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» -

универсальные средства в работе с детьми дошкольного возраста 2019.

7. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры

для Тигры»: Учебно-методическое пособие/Изд. 2 доп. и перераб. – Пермь, 2013. -60с.

8. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных

программ // Логопед в детском саду. – 2006.

9. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические

пособия для дошкольных образовательных учреждений – М: Линекс – Пресс, 2008 г.



В раздел образования