Автор: Корчуганова Елеа Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: Прокопьевск, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у воспитанников с ТНР »
Раздел: дошкольное образование
«Современные образовательные технологии в развитии связной речи у
дошкольников с ТНР »
Использование инновационных технологий для развития связной речи детей с ОНР
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими
общее недоразвитие речи, относится развитие у них связной речи. Это необходимо как для
наиболее
полного
преодоления
системного
речевого недоразвития,
так
и
для
подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Развитие связной речи ведется в
нескольких направлениях:
формирование диалогической связной речи;
формирование монологической связной речи.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование
монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:
пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах,
объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание
стихотворений; составление рассказов по картине, по серии картин; пересказы сказок,
коротких текстов; составление рассказов с опорой на наглядность (схемы, мнемотаблицы и
пр.)
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим
недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы,
недостаточной
сформированностью
как
произносительной
(звуковой),
так
и
семантической (смысловой) сторон речи.
Наличие
у детей вторичных
отклонений
в развитии ведущих
психических
процессов (восприятия,
внимания,
воображения
и
др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Таким образом, развитие связной речи детей с ОНР является трудным процессом,
требующим использования особых методических приёмов, что обусловило актуальность
данной проблемы.
В коррекционно-педагогической работе используютсяинновационные технологии по
развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Технология моделирования.
Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех
методов обучения – наглядного, практического и словесного.
Детей обучают составлению предложений:
• по предметным картинкам
• по сюжетным картинкам
• по демонстрируемым действиям
• по опорным словам
Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности –
схемы, буквы, картинки, предметные игрушки.
Задачи:
• Развивать связную и диалогическую речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью
заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и
коллажу).
• Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные
признаки;
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение
детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа,
сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.
Начальный этап данной методики – использование мнемоквадратов.
Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию
текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность.
Для составления описательных рассказов применялись мнемотаблицы, с опорой на
которые дети составляли более содержательные рассказы. В обучении связной речи метод
наглядного
моделирования использован со
всеми
видами
связного высказывания:
описательный рассказ; пересказ; составление рассказов по картине и серии картин.
Мнемотаблицыпомогают детям в заучивании стихотворений, загадок.
Элементами
модели
описательного
рассказа
становятся
символы-заместители
качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию
•величина;
• цвет;
• форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит?)
• что нравится (не нравится?)
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого
объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Картинка в данной технике - это «крючок», способный зацепить знания и удержать их в
памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую
тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок
легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного
рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи.
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим
способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей
(элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
-предметные картинки;
-силуэтные изображения;
Интересным приёмом мнемотехники на мой взгляд является и пиктограмма -
рисунчатое письмо. Её отличие от мнемотаблицы в том, что она рисуется взрослым (в
дальнейшем детьми) одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения.
Педагог читает детям стихотворение, одновременно делает схематические рисунки по его
содержанию. При этом используются знакомые детям символы. Затем текст проговаривается
с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по – одному, по желанию.
Таблицу – рисунок оставляют на видном месте, в групповой комнате в течение нескольких
дней. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет
повысить компетентность детей в умении пользоваться наглядной опорой и эффективнее
воспринимать и перерабатывать зрительную информацию и воспроизводить её.
Коррекционные технологии:
Кинезио-технология - нейросенсорика
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология
способствует развитию мелкой моторики и относится кздоровьесберегающей технологии.
Кинезиология включает в себя ритмику, пальчиковую гимнастику, подвижные игры.
Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного
мозга. В процессе выполнения упражнений специалисты рекомендуют произносить детские
речевки или стихотворения, что способствует развитию речи детей. Так как ритм стихов,
способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики,
речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).
Нейроросенсорные
упражнения
в
настоящее
время
широко
применяются
в
коррекционной работе логопеда. Данные упражнения стимулируют речевую активность
детей с ТНР, способствуют запоминанию и воспроизведению стихотворной речи
Песочная терапия
Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной
коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные
и невербальные средства;
обогащению словарного запаса;
развитию связной речи;
побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
развитию фантазии и образного мышления.
При играх с песком:
- Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.
- Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и
самостоятельности в игре.
- У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать
поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.
- Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
Арт-технология
Зачастую ребенок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств.
Нужные слова не приходят в голову. Ребенок не в состоянии сформулировать свои мысли. И
здесь на помощь к нам приходят арт-технологии.
Главными задачами, которые эффективно решает арт-технология для дошкольников,
являются:
-Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.
-Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр,
музыка, живопись, скульптура, фотография).
-Формирование активной жизненной позиции.
-Развитие коммуникативных способностей.
Современная арт-технология включает в себя множество направлений: музыкотерапия,
сказкотерапия, имаготерапия, кинезиотерапия, библиотерапия.
1.Музыкатерапия
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции
речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях.
Это использование музыки в занятиях с ребенком в любом виде. Вы можете
прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее
– все это принесет неоценимый вклад в развитие коммуникативных способностях малыша.
При использовании музыкотерапии происходит:
эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;
ребенок развивает навыки и способности к общениюв совместной деятельности с
родителями или друзьями;
происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка.
2.Имаготерапия
Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или
при помощи различных игрушек.
Актуальность имаготерапии в том, что использование её методов при работе с детьми
помогают
разнообразить
занятия
и
сделать
процесс
изучения
программы
более
эффективным
и
интересным
ребенку.
Улучшается
фонематическое
восприятие,
артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ,
грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.
Имаготерапия имеет различные подвиды:
Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом
любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где
осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено
на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.
Театрализация –
самый
любимый
и
используемый
вид
деятельности,
который
способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая
деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями,
развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-
насыщенную
речь,
активизирует
словарь,
способствует
нравственно-эстетическому
воспитанию каждого ребенка.
3.Игры-драматизации, инсценировки
Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре –
драматизации
происходит
совершенствование
диалогов
и
монологов,
освоение
выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные
возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом
проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности,
способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством
самовыражения
и
самореализации
ребенка,
что
соответствует
личностно
–
ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи
детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в
формировании
интеллектуально
смелой,
самостоятельной,
оригинально
мыслящей,
творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
4.Сказкотерапия.
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии
— сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом. Сказкотерапия – метод,
использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и
совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла,
героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки,
давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, то это приходятся
им по душе.
Использование арт-технологий позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка,
способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия –
прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного
рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
Развитие коммуникативных способностей.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
«Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
«Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
«Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Коррекционные задачи:
создатьпредпосылки к коммуникативной направленности каждого слова и
высказывания ребёнка;
совершенствовать лексико-грамматические средства языка;
совершенствовать звуковую сторону речи;
развивать диалогическую и монологическую речь;
создавать условия для сотрудничества логопеда с детьми и друг с другом;
Игровая технология.
Можно использовать в любых режимных моментах.
Игровая технология включает создание игровой ситуации, требующей от ребенка
связного высказывания.
Можно использовать такие игры, как «Угадай игрушку», «Что
игрушка рассказывает о себе», «Узнай по описанию»,«Волшебный мешочек», в ходе
которых дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие соответствующую
игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; лиса - хитрая,
рыжая, пушистая.
Кроме этого можно провести игры-соревнования, например «Кто больше увидит и скажет
про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учатся
самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя
предложениями. Такие игровые ситуации повышают речевую активность дошкольников,
позволяют
детям
овладевать
навыками
необходимыми
для
построения
связного
монологического высказывания.
Технология-«Сказочные лабиринты» Вячеслава Владимировича Воскобовича.
Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в
деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала. Игровые
технологииВоскобовича направлены на развитие речи,познавательно-творческих
способностей детей 5-7 лет в игровой форме. Игры по развитию связной речи, которые я
широко использую на индивидуальных и групповых занятиях:
«Отгадай загадку»Задачи: формировать у детей умение составлять короткий рассказ о
предмете, используя разные его характеристики, развивать навыки саморегуляции.
«Сказочник» Задачи: развивать воображение, связную речь.
Ход игры: Педагог начинает сказку, а детям предлагается ее закончить с опорой на
изображение Фиолетового леса.
Логоритмические упражнения:
«Фиолетовый лес», «Змейка», «Лягушата», «Фифа», «Ежик», В лес гулять со мной
иди».
Задачи:
- развивать связную речь,
- обогащать словарь существительными и прилагательными,
- расширять представления об окружающем мире,
- развивать словесно-логическое мышление, слуховое внимание, память и восприятие,
- формировать координацию речи с движениями.
Ход игр: Педагог рассказывает стихотворение, дети повторяют стихотворение,
сопровождая речь с движениями, отвечают на вопросы («Змейка», «Фифа»), отгадывают
загадки («Ежик»). Педагог проводит беседы по теме стихотворения. Отрабатываются
предлоги, составляются связные высказывания. Дети «проигрывают» все на пространстве
«Фиолетового леса» с фигурками.
Одним из преимуществ игр Воскобовича является то, что они всегда требуют активных
действий каждого ребенка.
Развивающие игры Воскобовичавыполняют роль дидактического материала и легко
вписываются в содержание любой образовательной программы, так как они способствуют
развитию детей во всех пяти образовательных областях.
Технология ТРИЗ направлена на развитие связной речи у детей старшего дошкольного
возраста, творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый
предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоречивые свойства в
привычных предметах и явлениях, мысленно видоизменять предмет и предлагать варианты
решения проблемных ситуаций, возникающих в результате этого изменения. Приемы ТРИЗ
придают игровым ситуациям занимательность и усиливают мотивацию.
В рамках занятий по технологии ТРИЗ в ДОУ ставятся такие познавательные задачи, как:
o развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек
зрений товарищей, взаимодействие с педагогом, умение строить аргументированное
высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного
мнения и пр.);
o стимулирование творческой активности при решении проблемы;
o формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать
множество мыслей на заданную тему.
Технология легоконструирование
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и
конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких
педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер.
Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и
связанные с ней неречевые виды деятельности. Манипулируя с элементами LEGO-ребенок
учиться творчеству, созиданию.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры
головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Применение
LEGO-технологий,
ориентированных
на
развитие
мелкой
моторики,
являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.
При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-
иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по
сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают
ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более
эффективной.
Технология робототехника
Эта технология
актуальна, потому что: позволяет формировать познавательные
действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение
работать
в
коллективе;
является
великолепным
универсальным
инструментом
для
интеллектуального развития дошкольников.
Использование робота Matatalab в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР:
Игры по развитию связной речи;
Игры по звуковой культуре речи;
Игры по лексико-грамматическому строю речи и словообразованию;
Игры на обогащение словаря.
С использованием робототехники работа над рассказом, пересказом, диалогом
становится более эффективной.
Использование в логопедической и педагогической практике робота с детьми с ОНР будет
способствовать решению многих задач: повышение мотивации и индивидуализации
обучения детей, развитие их творческих способностей и создание благоприятного
эмоционального фона, развитие психических процессов, необходимых для
интеллектуальной и речевой деятельности.
Каждое занятие с использованием «MatataLab» вызывает у ребят познавательный интерес,
творческую активность, закладывает начальные технические и коммуникативные навыки.
Технология «MatataLab» делает процесс обучения интересным и увлекательным.
Компьютерная технология.
Компьютерные игровые технологии – одна из современных форм работы, в которой
взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов
коммуникации,
позволяющих
не
только
общаться
в
равных
условиях,
но
и
систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной
жизнедеятельности.
Наряду
с
использованием
развивающих
компьютерных
игр
можно
создавать
мультимедийные компьютерные презентации, которые используют на занятиях по речевому
развитию в соответствии с требованиями реализуемой программы, что повышает интерес
детей к изучаемому материалу.
Для сочинения рассказов по картинке.
Это задание можно выполнить 3-мя способами:
1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-
начало, 2-продолжение, 3-конец). Дети просто описывают события, изображенные на
картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
2. Детям предлагается только одна картинка. Логопедом задается вопрос: Что было до
этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на
экран выводятся все картинки.
3. Логопед показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в
перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а
затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий
наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.
Электронная детская книга
- придумывание новых интересных сказок для создания
электронной книги. Принцип детской электронной книги: «развлекаясь – обучаюсь!»
В процессе придумывания сказки, рассказа, дети сами выбирают партнеров для этой
деятельности, договариваются о сюжете, последовательности событий, придумывают
диалоги, характеры героев. Педагоги записывают сочиненную детьми сказку, рассказ.
Как и любую книжку, придуманную сказку необходимо проиллюстрировать. Разбив
сказку на отдельные части – «странички», дети приступают к творческой работе. После того,
как изображения всех «страничек» книги готовы, взрослые – родители и педагоги,
фотографируют их и создают презентацию в формате PowerPoint.
Электронная книга проецируется на экран и дети, получившие каждый свою роль, по
памяти с подсказкой педагога воспроизводят все диалоги, которые встречаются в сказке.
Слова автора озвучивает педагог или если сказка уже знакома - ребёнок. Дети с большим
интересом «озвучивают» созданную ими сказку в мультимедийном оформлении, каждый раз
придумывая новые сюжеты, по-новому передавая образы героев.
Заключение
Развитие связной речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.
Современные инновационные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда
являются
перспективным
средством
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
имеющими нарушения речи. Применение инновационных технологий способствует:
развитию связной речи, формированию речевых умений и навыков. Дети постепенно
научились составлять пересказы, рассказы, самостоятельные монологические высказывания;
активизации познавательного интереса;
повышению эффективности коррекционной работы.
Используемая литература:
1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
2.Ежова М.А., Гусаковская И.В. Инновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия.
Моделирование. Биоэнергопластика. Серия: ФГОС ДО : практика реализации. Издательство
Учитель, 2020
3. Бушлякова С.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Детство-Пресс, 2011.
4. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс,2015.
5. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Игры Воскобовича в работе учителя-логопеда. СПБ.:
ООО «Развивающие игры Воскобовича» 2019.
6. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» -
универсальные средства в работе с детьми дошкольного возраста 2019.
7. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры
для Тигры»: Учебно-методическое пособие/Изд. 2 доп. и перераб. – Пермь, 2013. -60с.
8. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных
программ // Логопед в детском саду. – 2006.
9. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические
пособия для дошкольных образовательных учреждений – М: Линекс – Пресс, 2008 г.