Напоминание

Основы эстрадного музыкального искусства


Автор: Кашапова Эльвира Наилевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 16 им.О.Л.Лундстрема"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Основы эстрадного музыкального искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основы эстрадного музыкального искусства

Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства,

обращенный к самой широкой слушательской аудитории.

Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX в. К нему обычно

относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для эстрадно-

симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей.

Зачастую, эстрадную музыку отождествляют с бытующим понятием

«легкая музыка», то есть, лёгкая для восприятия, общедоступная. В

историческом плане к легкой музыке можно отнести несложные по

содержанию, завоевавшие всеобщую популярность классические

произведения, например пьесы Ф. Шуберта и И. Брамса, Ф. Легара и Ж.

Оффенбаха, вальсы И. Штрауса и А. К. Глазунова, «Маленькую ночную

серенаду» В. А. Моцарта.

В этой обширной, а также чрезвычайно разнородной по характеру и

эстетическому уровню области музыкального творчества используются, с

одной стороны, те же выразительные средства, что и в серьезной музыке, с

другой — свои, специфические.

Термин «эстрадный оркестр» был предложен Л. О. Утёсовым в конце 40-х

гг., что дало возможность разделить два понятия:

музыку собственно эстрадную и джазовую.

У современной эстрадной музыки и джаза есть целый ряд общих

признаков: наличие постоянной ритмической пульсации, осуществляемой

ритм-секцией; преимущественно танцевальный характер исполняемых

эстрадными и джазовыми коллективами произведений. Но если джазовой

музыке свойственны импровизационность, особое ритмическое свойство —

свинг, а формы современного джаза порой достаточно сложны для

восприятия, то эстрадная музыка отличается доступностью музыкального

языка, мелодичностью и чрезвычайной ритмической простотой.

Один из самых распространенных видов эстрадных инструментальных

составов — эстрадно-симфонический оркестр (ЭСО), или симфоджаз. В

нашей стране становление и развитие ЭСО связано с именами В. Н.

Кнушевицкого, Н. Г. Минха, Ю. В. Силантьева. Репертуар эстрадно-

симфонических оркестров чрезвычайно обширен: от оригинальных

оркестровых пьес и фантазий на известные темы до аккомпанемента песен и

оперетт.

Кроме непременной ритм-секции и полного духового состава биг-бэнда

(группы саксофонов и медной группы) в состав ЭСО входят традиционные

группы инструментов симфонического оркестра — деревянные духовые,

валторны и струнные (скрипки, альты, виолончели). Соотношение групп в

ЭСО приближается к симфоническому оркестру: струнная группа

доминирует, что связано с преимущественно мелодическим характером

музыки для ЭСО; большую роль играют деревянные духовые инструменты;

сам принцип оркестровки весьма близок к принятому в симфоническом

оркестре, хотя наличие постоянно пульсирующей ритм-секции и более

активная роль медной группы (а иногда и саксофонов) напоминают порой

звучание джаз-оркестра. Важную колористическую роль в ЭСО играют арфа,

вибрафон, литавры.

В нашей стране ЭСО очень популярны. Их выступления передаются по

радио и телевидению, они чаще всего исполняют киномузыку, участвуют в

больших эстрадных концертах и фестивалях. Многие советские композиторы

пишут музыку специально для ЭСО. Это А. Я. Эшпай, И. В. Якушенко, В. Н.

Людви-ковский, О. Н. Хромушин, Р. М. Леденев, Ю. С. Саульский, М. М.

Кажлаев, В. Е. Тер-лецкий, А. С. Мажуков, В. Г. Рубашевский, А. В.

Кальварский и другие.

К жанру эстрадной музыки относятся различные виды эстрадных песен:

традиционный романс, современная лирическая песня, песня в танцевальных

ритмах с развитым инструментальным сопровождением. Главное, что

объединяет многочисленные виды эстрадной песни, — стремление их

авторов к предельной доступности, запоминаемости мелодии. Корни такого

демократизма — в старинном романсе и в современном городском

фольклоре.

Эстрадная песня не сводится к чистой развлекательности. Так, в советских

эстрадных песнях звучат темы гражданственности, патриотизма, борьбы за

мир и т. д. Недаром песни И. О. Дунаевского, В. П. Соловьева-Седого, М. И.

Блантера, А. Н. Пахмутовой, Д. Ф. Тухманова и других советских

композиторов пользуются любовью не только в нашей стране, но и далеко за

ее пределами. Поистине всемирное признание получила песня Соловьева-

Седого «Подмосковные вечера». В XX в. сменяли друг друга различные виды

танцевальной музыки. Так, танго, румбу, фокстрот сменил рок-н-ролл, на

смену ему пришли твист и шейк, большую популярность имели ритмы самбы

и босса-новы. В течение ряда лет в эстрадно-танцевальной музыке был

распространен стиль диско. Он возник из сплава негритянской

инструментальной музыки с элементами пения и пластики, характерных для

эстрадных певцов из Латинской Америки, в частности с острова Ямайки.

Тесно связанная в Западной Европе и США с индустрией грамзаписи и

практикой деятельности дискотек, музыка стиля диско оказалась одним из

быстротекущих направлений эстрадно-танцевальной музыки 2-й половины

XX в.

Среди советских композиторов, заложивших отечественные традиции в

жанре танцевальной музыки, — А. Н. Цфасман, А. В. Варламов, А. М.

Полонский и другие.

К области эстрадной музыки можно отнести современную рок-музыку. В

музыкальной культуре Западной Европы и США — это течение, очень

пестрое по идейно-художественному уровню и эстетическим принципам.

Оно представлено как произведениями, выражающими протест против

социальной несправедливости, милитаризма, войны, так и сочинениями,

проповедующими анархизм, аморальность, насилие. Столь же разнородна

музыкальная стилистика ансамблей, представляющих это течение. Есть у

них, однако, общая основа, некоторые отличительные черты.

Одна из таких черт — использование пения, сольного и ансамблевого, а

следовательно, и текста, несущего самостоятельное содержание, и

человеческого голоса как особой тембровой окраски. Участники ансамблей

или групп нередко совмещают функции инструменталистов и вокалистов.

Ведущие инструменты — гитары, а также различные клавишные, реже

духовые. Звучание инструментов усиливается различными

преобразователями звука, электронными усилителями. От джазовой музыки

рок-музыка отличается более дробной метроритмической структурой.

В нашей стране элементы рок-музыки получили свое отражение в

творчестве вокально-инструментальных ансамблей (ВИА).

Советская эстрадная музыка благодаря своей массовости и широкой

популярности играла значительную роль в эстетическом воспитании

подрастающего поколения.

Характеристика и специфические особенности эстрадного вокала.

Рассматривая понятия «эстрадный вокал» обратимся к истории

возникновения эстрадного вокала как вида музыкального искусства. По

определению международной ассоциации эстрадный вокал (эстрадное пение)

как направление возник с появлением городской культуры. В средние века

это были мотеты, кантаты, позже - романсы. Отличала их простая повторная

форма (чаще куплетная), светское содержание текстов (не духовной

тематики) и доступная манера исполнения. Главное отличие эстрадной

музыки и по сей день - это простота формы и содержания, доступность

понимания массам.

У эстрадного вокала, как особого вида музыкального искусства

существуют свои исполнительские особенности. Рассмотрим более

подробно. Авторы методических пособий по вокальному искусству (В.В.

Емельянов, И.Б. Бархатова) отмечают, что главное отличие эстрадного

вокала от академического и народного состоит в целях и задачах вокалиста,

так как академические и народные певцы всегда работают в рамках

определенного канона или регламентированного звучания и для них

отклоняться от нормы не принято. Методист по музыкально-эстетическому

воспитанию Н.Б. Гонтаренко считает, что задача эстрадного вокалиста

заключается в поиске своего оригинального звука, своей собственной

характерной, легко узнаваемой манеры поведения, а также сценического

образа . Автор отмечает, что по той же причине, в эстрадных песнях гораздо

чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены

дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст

в большей степени адаптируется под музыку. Таким образом, основной

спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование

неповторимого, уникального голоса вокалиста. Все вокальные педагоги

сходятся во мнении, что для того, чтобы найти свою оригинальную манеру

пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических

приемов.

Заведующая кафедры музыкального искусства эстрады И.Б. Бархатова

утверждает, что в эстрадном вокале сочетается техника академического

вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных

именно для эстрады. Иногда многие, кто только начинает постигать азы

техники пения, невольно, а порой и сознательно, пытаются подражать

любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Как

показывает практика, далеко не всем это идет на пользу в будущем. Здесь все

индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет

счастливой неожиданностью, а для других - результатом долгого и

кропотливого труда. Разговорной манерой пения пользуются все. Народную

манеру пения обычно называют «белым звуком», «открытым пением», в

противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической

манере.

Известный педагог, автор книги «Как стать звездой: уроки эстрадного

пения» И.О. Исаева пишет, что эстрадное пение отличается от

академического не только самой манерой исполнения, способами

вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения. Это

сольное и ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном,

напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров (т.е.

объединения вокального исполнения, танцевальных движений и актерского

воплощения образного строя и содержания песен средствами мимики,

пластики, сопровождение исполнения песни яркими костюмами). Внешнее

оформление номера очень важно. Причем, все эти средства нужно применять

так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа. В этом

и заключается сложность музыкального эстрадного номера. На эстраде много

песен, которые невозможно исполнить «в живую», голос исполнителя до

неузнаваемости изменен эффектами. Такие песни выглядят эффектно в

клипах или на сцене, но только за счет танцевальной поддержки и световых

эффектов.

Уточним, что эстрадное пение отличается от других жанров не только

самой манерой исполнения, способами вокализации и фонации, но и

средствами сценического воплощения. Это сольное и ансамблевое пение под

музыкальную фонограмму с микрофоном, напрямую связанное с

постановкой концертных эстрадных номеров (т.е. объединения вокального

исполнения, танцевальных движений и актерского воплощения образного

строя и содержания песен средствами мимики, пластики, сопровождение

исполнения песни яркими костюмами).

Доктор педагогических наук В.Г. Кузнецов писал: «Одной из главных

особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или

инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный

исполнитель непременно обращается к зрителю». Ученый-исследователь,

музыкант В.В. Емельянов, обращает внимание на то, что не менее важна

актёрская интерпретация - это взгляд на данный материал через своё, личное

состояние и отношение, где вокальная техника является активной

помощницей актёрского мастерства. По нашему мнению, используя знания

различных манер, ребенок постепенно находит свой стиль, близкий ему по

духу и природным качествам. В.В. Емельянов также высказывает точку

зрения, что создание собственного образа есть долгий путь и он складывается

из предшествующих знаний, практического опыта, навыков и состояния

души. «Как создать свой образ?» - это главный вопрос для эстрадного

исполнителя вокального жанра, на который он должен ответить сам.

Мы пришли к выводу, что эстрадный вокал является особым видом

музыкального искусства, который имеет свои специфические особенности

необходимые для исполнения. Этому искусству свойственны такие качества,

как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность,

зрелищность, так как, развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада

всегда стремилась к необычности и разнообразию.

Занятие эстрадным пением как музыкально-образовательная среда

для детей

Для всестороннего развития личности школьников имеет огромное

значение среда, в которой и происходит становление и развитие личности.

Советский педагог Г.Г.Нейгауз говорил о том что: «таланты создавать

нельзя, но можно создавать среду для их проявления и роста». Мы согласны

с такой точкой зрения, так как считаем, что занятия эстрадным вокалом

создают творческую атмосферу и благоприятную среду для раскрытия

творческого потенциала ребенка.

Рассмотрим значение эстрадного пения, которое мы можем обозначить как

певческую деятельность, для всестороннего образования личности

ребенка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой

деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и

общительны. По мнению ученых (Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, О.П.

Радынова, Л.В. Горюнова и др.) певческая деятельность является одним из

основных, доступных и любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Ученые-музыканты (Г.А. Семячкина, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина)

установили, что в процессе певческой деятельности успешно формируются

весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на

музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того решаются

воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. В

то же время занятия вокально-эстрадным пением позволяют выявить лучшие

физические качества голоса, раскрытие его красоты; накопление опыта

вокального интонирования, обучение приемам пения, навыкам

выразительного исполнения; на основе цветоэмоциональной отзывчивости -

обогащение тембровых красок голоса, музыкального слуха; освоение

приемов снятия психического и мышечного напряжения; расширение знаний

об искусстве, певческой культуре. Наукой доказано, что пение оказывает

глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, на умственное

развитие, а также совершенствует основные психические функции растущего

организма. По мнению врачей, пение является не только лучшей формой

дыхательной гимнастики увеличивающей амплитуду дыхания, лёгочную

вентиляцию, так же поднимает эмоциональный тонус, улучшает

работоспособность организма.

Мы считаем, что занятие эстрадным пением способствует тому, что дети

глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и

чувства. Это нам доказывает доктор педагогических наук Радынова О.П.,

которая пишет, что детская эстрада - это достаточно новое направление

детского музыкального творчества. Оно привлекает современных

школьников своей яркой выразительностью, «взрослыми» аранжировками,

современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить

свои креативные способности. По мнению ученого, внеклассные занятия

эстрадным вокалом направлены, прежде всего, на становление и развитие

личности ребенка, формирование его духовной культуры и развитию его

индивидуальных музыкальных способностей. Автор считает, что занимаясь

эстрадным пением, школьник не только овладевает искусством вокала,

специфическими приемами, характерными для различных жанров

современной популярной музыки, но и учится работать в команде с другими

детьми.

Согласно мнению Ветлугиной Н.А. в условиях коллективного исполнения у

школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к

нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует

преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного

типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений

ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни

усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к

каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно

исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм,

движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и

усиливает их самооценку.

На наш взгляд, занятия эстрадным вокалом, кроме навыков сцены,

воспитывают важные качества необходимые в работе и в жизни -

дисциплину, ценностное отношение к своему и чужому времени, а так же

уважение к труду. Известные отечественные ученые в области психологии,

педагогики, музыкальной педагогики (Б.Г. Ананьев, О.П. Радынова, С.Л.

Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов) сходятся во мнении, что

певческая деятельность представляет собой систему, связанную с

формированием единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики

человека.

Мы можем предположить, что занятия эстрадным пением, которое на

сегодняшний день является основным средством приобщения школьников к

музыкальному искусству, помогают детям добиться положительных

результатов в образовательной, воспитательной и развивающей сфере.

Роль эстрадного вокала в развитии эмоционально-чувственной сферы

детей.

Отечественные ученые В.М. Бехтерев, И.М. Догель, И.М. Сеченов выявили

положительное влияние музыки на различные системы человека. Авторы

научных работ определили взаимосвязь музыки и ритмических движений,

которая повышает общий жизненный тонус, формирует произвольность

психических функций, воспитывает способность эстетически воспринимать

действительность и приобретать социальный опыт для творческой,

созидательной жизнедеятельности. На эти имена ссылается известный

педагог Г.И. Анисимова в книге «100 музыкальных игр для развития

дошкольников». Автор считает, что музыкальная деятельность вызывает у

детей эмоциональную отзывчивость, которая выражается в чувственном

восприятии мира и придерживается точки зрения, что необходимо с раннего

возраста развивать эмоционально-чувственную сферу детей.

Всем известно, что в процессе обучения детей пению одновременно у них

воспитываются любовь к прекрасному в жизни и искусстве, развиваются

внимание, воображение, мышление, память. В контексте темы нашего

исследования нам интересна позиция педагога-вокалиста Т.Г. Кроник -

автора методической работы по вопросу развития эмоционально-чувственной

сферы детей школьного возраста посредством занятий в студии эстрадного

вокала. Автор методической работы пишет о том, что многие дети, придя в

вокально-эстрадный коллектив, не обладая яркими музыкальными

способностями, добились эмоциональной свободы на сцене, раскрыли

актерские способности и стали победителями во Всероссийских и

Международных конкурсах.

Проанализировав работы ученых, мы можем сделать вывод, что музыка

положительно воздействует на развитие детей не только в творческом плане,

но и в развитии психологических функций и организма в целом. Обратим

внимание на рассуждение педагога практика Ю.А. Ивановского, который

пишет: «В отличие от других искусств музыка действует на человека

исключительно звуковыми средствами, отражая мир душевных переживаний

человека, многообразную гамму его чувств и настроений». Мы считаем, что

занятия музыкой, пением, в том числе занятия эстрадным вокалом

способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Доктор

педагогических наук Н.Г. Тагильцева пишет, что на занятиях вокалом в

творческих коллективах, студиях, в рамках школьной внеучебной

деятельности детей учат правильно петь, красиво танцевать, свободно и

раскрепощенно чувствовать себя в любой обстановке, в том числе на сцене.

Т.Г. Кроник обращает внимание на факторы, способствующие успешному

овладению детьми эстрадным искусством в рамках вокальной студии.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. Песенный репертуар необходимо тщательно подбирать, он должен

отвечать возрасту певца и его духовно - нравственному обогащению,

вызывать эмоциональный отклик. Предпочтение отдавать музыкальным

произведениям, которые имеют свою драматургию, содержат яркие и

узнаваемые образы, доступные детям, близкие их жизненному опыту и

выраженные простыми, ясными средствами.

2. В создании того или иного песенного образа участвуют интонация,

мимика, пластика. Для этого можно использовать различные виды

театральных этюдов и музыкальных игр. Для артистизма свойственно

обостренное чувство выразительности интонации, тембровой окраски

звучания, тактильная чувствительность, подвижность мимики,

непосредственная выразительность движений. Эти качества открывают

широкие возможности для дальнейшего пробуждения у детей сенсорных

способностей через освоение особенностей природных и художественных

явлений – звука, формы, движения, возможностей слова и речи. Детям

нравятся такие упражнения, когда они действуют от имени персонажа.

3. Различные творческие задания ставят детей перед необходимостью

самостоятельно комбинировать, импровизировать, помогают детям «войти» в

воображаемую ситуацию, вызвать соответствующие чувства. Знакомство с

каждым жестом или танцевальным движением начинается с сообщения его

значения. Интонированное произнесение слова или фразы, соответствующих

этому значению, сопровождаются эмоционально-выразительным

исполнением движения.

Н.Г. Тагильцева подчеркивает, что вокальные занятия, в том числе занятия

эстрадным вокалом помогают ребенку сориентироваться в музыкальном

мире, развивают его коммуникативные способности, расширяют

представления о мире и людях, облегчая процесс прохождения ребенком

социальной адаптации, помогают ему в сложном и неоднозначном процессе

самосознания. Нам очень импонирует данное высказывание, так как данная

позиция автора, вызывает у нас интерес к занятиям эстрадным вокалом с

детьми школьного возраста в общеобразовательной школе в рамках

внеучебной деятельности, так как, по нашему мнению, занятия эстрадным

вокалом способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы детей

данного возраста.

В заключении отметим, что эстрадный вокал как особый вид

музыкального искусства имеет значение для всестороннего развития

личности школьников. По нашему мнению, тема нашей статьи интересна и

акутальна, так как эстрадный вокал, на сегодняшний день набирает

огромную популярность и в системе отечественной музыкальной педагогики

эстрада является самой молодой.



В раздел образования