Напоминание

"Дикция и артикуляция в пении"


Автор: Юманова Лилия Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 16 им.О.Л.Лундстрема"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Дикция и артикуляция в пении"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дикция и артикуляция в пении

Одна из самых главных задач артистов при обучении вокалу, в частности

певцов, выступающих на сцене – это способность донести до зрителей «свое

слово». Обращаясь к аудитории, речь или пение должно быть ясным и

четким по произношению, а также достаточно громким. Для того, чтобы

артиста было слышно зрителям и с последних рядов, выступающему

необходимо иметь хорошую дикцию. А над ней нужно работать,

совершенствовать артикуляционный аппарат, разрабатывая его технические

возможности.

Артикуляция и дикция – важные составляющие методики вокального

мастерства.

Понятие определений артикуляция и дикция

Проблема формирования навыка певческой дикции и артикуляции является

одной из важнейших в системе музыкального

образования.

Артикуляция (от лат. articulus – членик или articulo – расчленяю) - это,

прежде всего, правильное и отчетливое произношение звуков. В этом

главную роль играют не голосовые связки, а органы произношения, среди

которых, как правило, различаются активные (язык и губы) и пассивные

(зубы, десны, мягкое и твердое нёбо). Механизм произношения слов

представляет собой довольно сложную систему, составными частями

которой являются аппарат дыхания, голосовые связки, полости рта и носа,

язык и губы и т.д.

За правильную артикуляцию отвечают разные органы:

- головной мозг, который через нервную систему посылает импульсы;

- дыхательный аппарат, обеспечивающий воздушную струю, которая

помогает в создании нужных голосовых колебаний;

- органы произношения, благодаря которым и возникает звук.

Начинать артикуляционные упражнения нужно как можно раньше. Для

многих первоклассников характерно слабое развитие артикуляционного

аппарата, скованность, зажатость языка и нижней челюсти, медленный темп

речи, неясное произношение. В работе с младшими школьниками хорошо

помогают различные скороговорки, дикционные упражнения. Звучания речи

зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Дикция (от лат. diction – произношение) – произношение, степень

отчетливости в произношении слов и слогов в речи, пении и декламации.

Главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата

от напряжения.

Дикция показывает насколько человек правильно произносит слова и слоги,

как четко он произносит звуки — все это поддается тренировке,

совершенствованию.

Нечеткое произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо

произнесенная фраза иногда даже лишается смысла. Искажение звуков

может сильно отвлечь внимание аудитории, заставив их заострять внимание

на дефектах звучания, а не на смысле сказанной фразы.

Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной

артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи

свободно и достаточно широко открывать рот, ибо, если рот открывается

плохо, то звуки произносятся как бы сквозь зубы.

Основная задача достижения хорошей дикции вокалиста — это полноценное

усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в

песне неразрывно связана с текстом. Между тем, в вокальном исполнении

очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать

художественным. Четкое произношение слов является непременным

условием хорошего пения.

Формирование хорошей дикции вокалиста основывается на правильно

организованной работе над произношением гласных и согласных. Гласные

звуки — основа пения. Нельзя делать акценты, утрировать гласные и

согласные. Должна быть ровность и единая окраска тембров всех гласных и

спокойное произношение согласных. Слово же органично сочетается с

мелодией. Слова же произносятся свободно и ясно. Главное, чтобы текст был

понятен. В итальянской школе дирижеры не любят утрировать согласные,

так как в результате рвется кантилена — это важнейшее свойство певческого

голоса, которое обеспечивает его инструментальность. Сначала нужно найти

верный механизм звукообразования, а уже потом научиться говорить слова

так, чтобы они не мешали единообразной работе голосового аппарата.

Артикуляционный аппарат

Артикуляционный аппарат – это та часть голосового аппарата,

формирующая звуки речи с помощью органов, которые входят в его состав, и

называются артикуляционными органами. Работа этих органов, которая

направлена на формирование звуков речи (гласных и согласных) называется

артикуляцией.

К артикуляционному аппарату мы можем отнести: ротовую полость (щеки,

губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотку, гортань. Необходимо знать, что

ротовая полость – это очень важный подвижный резонатор. От его строения

зависит качество исполняемого звука. Все это добивается путем освоения

навыков умения довольно широко и естественно открывать рот. Самым

важным критерием в работе всего артикуляционного аппарата является его

естественность и мышечная активность всех органов, входящих голосовой

аппарат, устранение его разных зажатостей. Чтобы устранить эти зажатия, их

необходимо выявить на первоначальном этапе педагогом или перед

зеркалом. После чего необходимо настойчиво трудиться в правильности

исполнения артикуляционных упражнений. Только тогда можно постепенно

исправить эти минусы. Выполнять все требования надо находясь перед

зеркалом, чтобы обучающийся мог сразу увидеть и уловить правильность

данной артикуляционной гимнастики. Упражнения должны выполняться

естественно, легко и свободно, немного утрированно, но активность их

выполнений не должна привести к новым зажатиям. Следовательно, можно

сделать вывод, что активизация и естественность являются самым главным

требованием работы артикуляционного аппарата.

Вокальное развитие детей в процессе певческой артикуляции и дикции

1.Подготовительный этап к выполнению упражнений на артикуляцию

Во время пения артикуляционный аппарат вокалиста необходимо

держать естественно и в активной форме. Есть учащиеся, у которых это

совершается без особых затрат. Но, в основном, педагогу приходится

устранять разного рода зажатости, чтобы четко без напряжения заработали

мышцы и органы., необходимые для пения. Сначала перед ним стоит задача

раскрыть все эти недочеты в зажатости аппарата, а затем кропотливо из

урока в урок следует трудиться над их устранением с постоянным

вниманием. Только с большим усердием и настойчивостью можно

ликвидировать их. Обязательным условием в работе над зажатостями

является прямое положение корпуса и головы. В этом случае плечевой

корпус должен быть расправлен, руки свободно опущены вниз при

положении стоя.

Специальные упражнения, помогающие избавиться от зажатости

способствуют правильному, четкому произношению во время пения, а также

выполняют функцию зарядки для развития и активизации мышц,

участвующих в процессе пения. Характер и методика упражнений зависит от

особенностей учебного предмета, конкретного материала. Изучаемого

вопроса и возраста школьников. При выполнении каждого из них школьники

совершают умственную и практическую деятельность.

Упражнения как метод должны удовлетворять следующим основным

требованиям:

- упражнения – это не только повторение, но и движение вперед;

- каждое упражнение должно иметь четкую цель: чему научиться, что

освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть

и т.д;

- упражнения выполняются четко под руководством. Цель учителя при

руководстве упражнениями должна быть и целью учащихся;

- выполняя упражнения, учащийся должен иметь прочную сознательную

ориентировочную основу своих действий, четко знать, что, как и почему

именно так надо выполнять задания;

- высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и

позитивной мотивацией деятельности учащихся;

- на каждом этапе выполнения упражнения учащийся должен четко

представлять, каких результатов он добился.

2.Упражнения на артикуляцию и дикцию

Артикуляционная гимнастика проводится на каждом занятии

непосредственно перед вокальными упражнениями для активизации мышц

артикуляционного аппарата и подготовки к дальнейшей работе.

При работе с учащимися младшего школьного возраста можно применять

упражнения в игровой форме.

Упражнение «Варенье»

Мы вареньем с крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья

Угощенье-объеденье.

Облизываем верхнюю губу, затем нижнюю языком. Делаем круговые

движения языком.

На первоначальном этапе с детьми младшего возраста можно

использовать артикуляционную гимнастику В.В.Емельянова. Они помогает

устранить ряд зажатостей у учащихся: улучшить свободу нижней челюсти,

укрепить мышцы языка, губ, ощутить поднятое небо.

Упражнение «Футбол»:

Буду я в футбол играть

Буду мяч не пропускать.

Протыкаем языком верхнюю губу, затем нижнюю, щеки, как будто

иголочкой (улучшает работу мышц языка и щек).

Упражнение «Лошадка»:

Причешу лошадке хвостик

И верхом поеду в гости.

Щелкаем языком, как лошадка, звонко, активно цокая языком, ударяя с

силой о верхнее небо (упражнение активизирует работу мышц языка,

помогает почувствовать высоту верхнего неба).

2) Упражнения на освобождение зажатости языка и гортани:

а) при закрытой ротовой полости представим по своим внутренним

ощущениям всю полость рта, почувствуем, как свободно в нижней челюсти

располагается язык, который кончиком касается внутренней стороны корней

нижних зубов;

Мягкое небо привести в движение и поднять его, будто на зевке язык должен

остаться в том же положении, даже немного уложен ложечкой.

б) быстро набрать глубокий вдох через нос, щеки приподняты, ощущение

певческой маски на лице, задержать это положение и выдохнуть через рот со

звуком «Фу», щеки опущены;

в) для укрепления мышц гортани добавляем энергично произнесенные

звуки: «К-Г, К-Г, К-Г,К-Х, К-Х, К-Х», делаем выдох;

г) открываем рот максимально вверх, вниз и в стороны (пасть льва) и

высовываем язык, доставая до подбородка (при этом устраняется зажим

нижней челюсти, активизируются мышцы языка и, самое важное —

приходит ощущение трубы в гортани за счет присоединения корня языка к

передней стенке гортани.

3) Упражнения для мышц губ:

а) вытянуть губы вперед в форме трубочки;

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну.

б) вытянуть губы в стороны на улыбке;

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Попеременно чередуем вытягивание губ в трубочку с растягиванием их на

улыбке.

в) для укрепления и активности мышц губ, надо надуть щеки и через зажатые

губы резким хлопком со звуками «П-Б, П-Б, П-Б» выдуваем «воз».

4) Упражнения для свободы верхней и нижней челюсти:

а) с широко открытым ртом произносим «тпрыыы», можно поднести ко рту

сжатый кулак для ощущения хорошо открытой нижней челюсти и огромного

пространства во рту;

5) Упражнения для мышц лица:

Упражнение «Назойливый комар»

Летает по ночам

Не даёт заснуть он нам.

Представьте, что на лицо всё время садится комар. Мы можем отогнать его

только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более

активно. Внимание на дыхании не акцентрируем.

Упражнение «Хомячок» - пожевать воображаемую жвачку, так, чтобы

двигалось всё лицо. Начиная со второго добавить хвастовство. Дети

выбирают себе пару и хватаются друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

Упражнения для мышц языка:

а) кончиком языка дотянуться до конца подбородка, широко открыв рот,

затем коснуться им мягкого неба;

б) кончиком языка проводим скользящие движения от верхних зубов по

верхнему небу и направляем его глубоко в гортань. Это упражнение

укрепляет мышцы вокруг голосовых связок;

в) побить кончиком языка по внутренней стороне зубов, как будто говорим:

да-да-да-да, но без звука. Это помогает почувствовать мышцы языка, сделать

его твердым и активным, так как он отвечает за правильную артикуляцию и

звукоизвлечение;

г) пошевелить языков вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад, свернуть его

в трубочку, пошевелить трубочкой в разные стороны при сомкнутых губах,

затем проделать то же самое при открытых;

д) высунуть твердый кончик языка и быстро шевелить им из одного угла губ

в другой;

- скороговорки, которые следует использовать для активизации мышц

артикуляционного аппарата, а также формирования навыков чистоговорения;

Например такие:

Би, Бэ, Ба, Бы,Бу;

Би-би-би-би-бип;

Бэ-бэ-,бэ-,бэ-,бэп;

Ба-ба-ба-ба-бап;

Бы-бы-бы-бы-бып;

Бу-бу-бу-бу-буп.

Аналогично с буквой «П»

Пи, Пэ, ПА, Пы, Пу;

Пи-пи-пи-пи-пиб;

Пэ-пэ-пэ-пэ-пэб;

Па-па-па-па-паб;

Пы-пы-пы-пы-пыб;

Пу-пу-пу-пу-пуб.

«Водовоз вёз воду из-под водопровода»,

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»,

«Ткёт ткач ткани на платки Тане»,

«На дворе трава, на траве дрова»,

«Без труда не выловишь и рыбки из пруда»,

«Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая»,

«Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас»,

«Чудак под диванчик прячет чемоданчик».

- вокальные упражнения, представляющие собой небольшие попевки на один

или несколько фонем, или слогов, выполняют функцию попевок;

Преимущественно распределения материала упражнений именно таким

образом (по видам) позволяет перед каждым занятием выбрать по одному

упражнению из каждого блока сообразно с теми задачами, над которыми ему

необходимо будет работать на конкретном этапе.

Применение комплекса певческих упражнений открывает большие

возможности для формирования умений, навыков; создает атмосферу

увлеченности, позволяет преодолеть психологические барьеры, тем самым

расширяет возможности для усвоения новых знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задача педагога чувствовать индивидуальную природу каждого голоса и

всю его физиологию. В связи с этим, подходить индивидуально к подбору

удобных и полезных упражнений для каждого вокалиста. Сюда вошли

упражнения для мышц языка, ощущения объема во рту, освобождения

зажатостей мышц языка и гортани, для мышц губ, свободы нижней и верхней

челюстей, мышц лица. Все эти упражнения неоднократно применялись в

личной практике и показывали положительные результаты.

Таким образом, певческая дикция и артикуляция в частности, является

весьма важным и сильным средством музыкальной выразительности.

Певческая дикция и артикуляция – это «показатели вежливости», они

являются средством донесения текстового содержания до слушателей, и

одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия

музыкального образа. Работа над певческой дикцией и артикуляцией должна

вестись одновременно, а навыки развиваться постепенно. Это потребует

элементарной последовательности и систематичности от простого к

сложному. Навыки певческой дикции и артикуляции тесно связаны между

собой. Выработанные навыки певческой дикции и артикуляции, позволяют

свободно проявляться творческому подходу к исполнению.



В раздел образования