Автор: Смирнова Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 16 им.О.Л.Лундстрема"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над штрихами на начальном этапе обучения в классе скрипки"
Раздел: дополнительное образование
Работа над штрихами на начальном этапе
обучения в классе скрипки
Введение
Профессионализм, формирующийся с первых лет обучения игре на
скрипке, во многом определяет дальнейший уровень достижений взрослого
музыканта. Способности и талант «сами не играют». Требуется очень
тщательная систематическая работа учителя, а труд педагога скрипичного
класса является одновременно ремеслом, искусством и наукой, поскольку
игра на скрипке с физиологической точки зрения очень сложна. Скрипка –
это один из самых сложных инструментов в плане звукоизвлечения,
координации движений и постоянной работы над интонацией.
Скрипка, альт, виолончель и контрабас сформировались, как кантиленные
инструменты благодаря наличию смычка. По существу, мы имеем второй
инструмент в правой руке, техническая организация которой намного
сложнее технической организации левой руки.
Работа над штрихами в классе скрипки
Весь путь многовековой истории скрипичного искусства был неразрывно
связан с развитием и совершенствованием штриховой техники. Одним их
важных условий для достижения успешных результатов в работе над
штрихами является: соответствие музыкально-выразительного значения того
или иного штриха характеру исполняемого произведения, качество его
звучания, ритмическая точность, координация движения обеих рук,
целесообразность распределения смычка. Невозможно переоценить значение
штрихов в скрипичном исполнительстве, ведь правильное применение
различных смычковых способов произнесения мелодии с вибрато и
определяют культуру звука скрипача.
Работа над штриховой техникой начинается с усвоения навыков
рациональной постановки правой руки, а это – звукоизвлечение,
распределение смычка, несколько видов перехода смычка со струны на
струну, множество различных видов штрихов: прилегающих, отрывистых,
прыгающих, комбинированных и т. д., владение такими средствами
художественной выразительности, как акценты, динамические оттенки.
Изучать штрихи необходимо в определенной последовательности – от
постижения простых штриховых движений к более сложным. Скорость
освоения различных штрихов весьма индивидуальна и зависит от
способностей ученика.
Работать над штрихами начинают, как правило, на отдельных звуках, как
только установиться само штриховое движение, его можно изучать на
материале гамм. Чтобы в гамме не потерять художественный смысл штриха
целесообразно дальнейшую работу над штрихом производить на этюдах.
Только после тщательной отшлифовки штриха на этюдах следует применять
его в художественном произведении. К сожалению, многие педагоги,
рассматривают различные штрихи смычка со стороны их
двигательнотехнической специфики, изолируя тем самым проблему штрихов
от анализа звукоизвлечения, в результате чего получают чисто механические
движения смычка, никоим образом не связанные с образно-
художественными задачами, исполняемого произведения. Работа над
штрихами должна несколько опережать их использование в художественных
произведениях, где штрих желательно применять устоявшийся,
отшлифованный, и работать над ним уже в свете конкретно-художественных
задач данного произведения. Совершенное владение штриховой техникой и
подчинение ее художественно – выразительным задачам – одна из самых
сложных проблем скрипичного искусства. Высокие художественные
требования следует предъявлять уже с детского возраста, с начала обучения.
Методы освоения основных штрихов на начальном периоде обучения
Штрих в переводе с немецкого (Strich) означает — черта, линия. Свое
название этот вид смычковой техники получил от тех черточек и линий,
которые стали ставить над нотами для обозначения способа проведения
смычка, С. Фейнберг писал, что «штрихи смычковых инструментов можно
назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз от правой руки
скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением,
спадом и сменой звучащих образов». Терминология штрихов окончательно
сформировалась в XIX веке, хотя сами штрихи частично употреблялись уже
во времена барокко и в венской классической школе. Скрипичные штрихи
условно можно разделить на две группы: основные и производные.
К основной штриховой группе можно отнести легато, деташе, мартле,
сотийе и спиккато. Первые три из них представляют собой фундамент
классической смычковой техники, широко используемой в сочинениях
Корелли, Вивальди, Тартини и других скрипачей-композиторов 17-18 веков,
а также (в значительной мере) у Гайдна, Моцарта, Бетховена. Сотийе и
спиккато рассматриваются в качестве виртуозного владения смычком.
Остальные скрипичные штрихи можно считать производными. Начальный
период обучения на скрипке предусматривает работу над освоением
следующих штрихов: легато, деташе, мартле. Далее подробно рассмотрим
основные принципы работы над каждым из этих штрихов в отдельности.
Деташе
Деташе - в переводе с французского языка означает «Отделять»,
«Разделенное движение» и подразумевает исполнение каждой ноты
отдельным движением смычка по струне, поочередно вниз и вверх. Это один
из самых выразительных наиболее часто применяющихся штрихов и имеет
много возможностей. Его отличают две характерные особенности – это
плавность и размаховость. Исходя из артикуляционных особенностей, можно
выделить три разновидности деташе:
-певучее, слитное;
-декламационное (часто называемое «баховским»);
- маркированное.
Работа над деташе в начальном периоде обучения должна быть самым
тесным образом связана с правильным формированием элементарных
двигательных навыков и основных приѐмов звукоизвлечения. В деташе звук
образуется благодаря работе мышц предплечья в горизонтальном
направлении. Характер штриху придает, как скорость проведения, так и
плотность сцепления смычка со струной, которую обеспечивает пронация, то
есть поворот предплечья с кистью влево при закрытом лучезапястном
суставе. Да, на первый взгляд кажется, что деташе – простой штрих, однако
добиться красивого слитного звучания весьма непросто. Чаще всего
направление смычка «вниз» звучит сильнее, чем «вверх», характерной
ошибкой при исполнении штриха является и «раздувание» звука в середине.
Чтобы исправить этот недостаток можно поупражняться, изменив
направление штриха в противоположную сторону. Но можно использовать
следующий способ: попросить ученика показать, как стирать пятна с одежды
или резинкой стирать написанный текст с бумаги. Какие ощущения
фиксирует рука ребенка? Вправо – влево? Вверх - вниз? Или как одно
движение? Ответ очевиден: как одно движение! Так и со смычком штрих
деташе – как одно движение. Деташе может выражаться в мелких и крупных
длительностях и исполняться, как в быстрых, так и в медленных темпах.
Штрих деташе выдерживает значительные изменения динамики: от piano до
двух forte. Изучать деташе сначала нужно большими участками смычка
(верхним, потом нижним), только потом можно переходить к игре всем
смычком и комбинировать штрихами. Играть в разных частях таким образом,
чтобы не было изменения звучания. Это дает свободу игры, звучность,
качество штриха. Главное следить за атакой звука, как вниз, так и вверх.
Когда штриховые движения станут выверенными и отточенными, обретут
требуемое звуковое качество можно перейти к изучению слитного деташе –
то есть в момент остановки смычка начинать следующий звук. Важнейшую
роль в освоении деташе (как и других основных штрихов) на начальном
этапе обучения должно сыграть целенаправленное изучение этюдного
материала. На основе мелодического строения этюда №33 Ф. Вольфарта,
(здесь мы видим - восьмые попеременно исполняются в различных частях
смычка – верхней и нижней), - отрабатывается навык выравнивания звучания
при помощи регулирования весового давления на струну. Изучая данный
этюд, нужно обращать внимание на его мелодическую выразительность,
следует, как можно раньше, разъяснить ученику, что напевный характер
мелодии этюда требует применения слитного деташе.
Продолжить работу над слитным деташе полезно на «Этюд № 1» Крейцера.
Этюд № 1 является, возможно, самым популярным среди этюдов для
скрипки и исполняется сочным, красивым звуком в нюансе forte, широким
движением смычка, желательно добиваться глубокого погружения смычка в
струну на начале штриха и тонкой филировки в его конце. Далее деташе
следует изучать в разных частях смычка – верхней половине, нижней
половине, в средней части. Исполнение этюда в медленном темпе поможет
осмыслению художественно-исполнительских задач. Но длительное
исполнение его в медленном темпе становится тормозом для исполнения в
темпе, предложенном автором – Allegro moderato. Постепенно следует
увеличивать темп.
Певучий по характеру этюд - Ф. Мазас «Этюд № 5» можно изучать,
используя различные виды штриха деташе, а так же различных его
комбинаций с легато. Характер мелодии этого этюда позволяет использовать
его для освоения декламационного деташе.
Баховское деташе
По характеру этот штрих менее плотный, чем деташе, упругий, но не
прыгающий, объемный и как будто наполненный воздухом. В идеале
баховское деташе исполняется ближе к нижней половине смычка, захватывая
середину. Активной (ведущей) мышцей является плечо, причем сразу в двух
направлениях: горизонтальными движениями плечо озвучивает этот штрих, а
вертикальными придает штриху упругий характер. Наложение
горизонтальных движений плеча на вертикальные движения плеча вызывает
ассоциацию с раскачиванием на качелях. Смены смычка кистью не делаются;
кистевой и локтевой суставы «закрыты»; рука ощущается цельно.
Штрих баховское деташе как бы имитирует звучание органа, где ноты
«окутаны» потоками воздуха. Этот штрих применяется не только в
произведениях И. С. Баха, но и других композиторов эпохи Барокко,
главенствующим инструментом которой был орган. Во многих изданиях
концертов А. Вивальди баховское деташе обозначено точкой и акцентом над
этой же нотой.
Эти указания зачастую расшифровываются, как динамические акценты с
резкими остановками после каждой ноты. Такой прием искажает смысл
барочного штриха, прививая ребенку неправильное слуховое представление.
Если у ученика не получается баховское деташе, то лучше играть деташе, как
заготовку к будущему штриху.
Маркированное деташе
Маркированное деташе исполняется на весь смычок вверх и вниз с
акцентами. После акцента звук не угасает, продолжая оставаться
наполненным. Акценты должны звучать одинаково в обе стороны. У колодки
акцент достигается практически только весом смычка, с минимальным
нажимом мизинца на трость, а у конца исполняется по типу штриха мартле.
Знакомить ученика с приемом «маркирования» звука нужно довольно рано.
В учебном репертуаре младших классов школы маркированный штрих
применяется в «Концертино» А. Яньшинова, исполнение темы которого
слитным звучанием потеряло бы свой художественный смысл.
Отрабатывать маркированное деташе хорошо на материале этюда - Ф.
Мазас «Этюд № 2», этот этюд исполняется разными видами деташе, а также
другими штрихами. Немалое место в нем занимают мартеле, пунктирные
штрихи и т.д. Все это делает этюд №2 очень полезным в освоении штриховой
техники начинающего скрипача.
Раннее освоение всех трёх видов деташе – слитного, декламационного и
маркированного – создаёт прочный фундамент для дальнейшей
разносторонней работы над данным штрихом и гибкого его применения в
процессе исполнения музыки самого различного характера.
Легато
Легато в переводе с итальянского означает «связный», «соединенный» и
является вторым основным штрихом. Так же, как и деташе, легато является
прилегающим штрихом. Скрипка считается гомофонным, мелодически -
поющим инструментом. Ее главным экспрессивным качеством всегда
остается кантиленная мелодическая линия. Сложность исполнения штриха и
основная его трудность, как писал Л.Ауэр в «осуществление идеала мягкого,
округленного, непрерывного потока звуков». Под легато подразумевается
соединение двух и более нот на один смычок, обозначающееся над нотным
текстом изогнутой линей. В художественном смысле, если следовать
формулировке Л. Ауэра, то «легато – это уничтожение углов в скрипичной
игре». Поэтому, как считал выдающийся педагог, данный штрих «должен
быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы
пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и
плавным». В технологическом плане, если скрипач владеет незаметными
сменами струн, неслышными сменами смычка, управляет скоростью его
проведения, то можно с уверенностью сказать, что у него прекрасное легато.
Как же организовать перспективное освоение и развитие многочисленных
приемов и навыков, составляющих мастерство владения скрипичным легато?
Прежде всего, нужно как можно раньше сформировать у ученика
представление о том, что исполнить на скрипке музыкальную фразу легато
означает не просто сыграть несколько звуков одним движением смычка.
Главное состоит в том, чтобы достичь особого характера звучания:
слитности, непрерывности, выразительности – качеств, которые присуще
певческому голосу. Для ученика младшего возраста, будет очень
эффективно, сравнить легато с деташе используя материал Этюда А.
Комаровского № 9, и к различию двух способов соединения звуков в
мелодии – менее связного, осуществляемого разными движениями (деташе) и
более связного, выполняемого одним движением смычка (легато). Написан
этюд в трехчастной форме, где первая и третья части исполняются штрихом
деташе, а вторая – легато. В представлении ученика младшего возраста это
может ассоциироваться с разграничением понятий «говорить» - деташе и
«петь» - легато.
Нужно начинать разучивать легато с ровного разделения смычка на
количество нот в лиге, но вместе с тем не следует надолго откладывать
ознакомление ученика с закономерностями неравномерного распределения
смычка в связи с фразировкой. Распределение смычка в штрихе не носит
чисто математический характер, и зависит не только от количества нот на
смычок, а от динамики и фразировки. На начальном этапе обучения Этюд Н.
Баклановой № 16 поможет понять ученику, что при исполнении мелодии
произнесение звуков не всегда ограничивается лигой, указанной в нотном
тексте, а нередко простирается на значительно больший отрезок музыки. При
этом ряд небольших лиг объединяются одной длинной (можно
воображаемой) лигой, обозначающей границы фразировочной волны.
К особым видам скрипичного легато относится и специфическая его форма
– бариолаж (в переводе с французского – пестро раскрашивать). Штрих
бариолаж представляет собой быстрое чередование соседних струн в легато и
в основном встречается в виртуозно-скрипичной литературе. Незаметная
смена струн достигается свободными, плавными кистевыми движениями в
правой руке. Однако необходимо отметить, что кистевые движения не
изолированы, а связаны в одно общее, согласованное движение с
предплечьем. «Этюд» №11 Р. Крейцера, изложенный в технике бариолажа,
поможет учащимся успешно решать эту проблему. Для совершенствования
кистевого движения А. Ямпольский предлагает различные штриховые
варианты. Данный этюд исполняется в верхней половине смычка, однако,
целесообразно учить его в различных частях, включая колодку. Легкость,
плавность кистевых движений, интонационная красота разложенных
аккордов, создают образ спокойного покачивания, умиротворения.
Существует бесконечное множество вариантов соединения легато и деташе
другими штрихами, получившее название «комбинированные штрихи».
Выбор сочетаний залигованных и отдельных нот должен подчиняться
художественным задачам, поскольку влияет на артикуляцию во фразе.
Мартле
Штрих Мартле – от французского «marteau» - молоток – означает «бить
молоточком». Резкий, отрывистый, представляет собой острый звук с паузой,
равной ему по длительности, исполняется движениями смычка по струне
поочередно вверх и вниз. Мартле исполняется как целым смычком, так и его
частью (главным образом в верней половине). В работе над штрихом мартле
очень важно следить за каждым движением: начало звука – яркая, острая
атака, активный импульс движения руки вдоль струны, дающий возможность
быстро и энергично провести смычок и окончание – резкое угасание звука,
сообщающее ударный, отрывистый характер всему штриху. На начальном
этапе обучения – мартле исполняется по принципу деташе с остановками, но
начинается с резкого «укола» струны, совершаемого нажимом указательного
пальца с помощью не большого небольшого вращательного движения
предплечья, одновременно с импульсом горизонтального ведения смычка.
Приготовления нажима в паузе перед звуком не желательно, т.к. оно мешает
свободному окончанию штриха и освобождению руки перед новым
движением. Первоначально мартле целесообразно изучать в верхней
половине смычка.
Для выработки нажима – «укола» струны полезно освоить следующее
упражнение: свободно положив в верхней части смычок на струну, нажать на
трость, а затем оторвать смычок от струны, быстро повернув его на 180
градусов, пользуясь исключительно вращением предплечья (без малейшего
горизонтального проведения руки). Следует стремиться к звуковому
результату, напоминающему упражнение «укола» струны на атаку звука. Это
упражнение хорошо бы осваивать во всех частях смычка, т.к. оно дает
возможность сократить до минимума время на подготовку нажима – «укола»
в мартле, что является необходимым требованием, а иначе штрих будет
носить лишь технический, а не художественный характер. Характерные,
выразительные качества, которые подчёркивает этот штрих - воля,
мужественность, героика, а также упругая танцевальная ритмика.
Четкое исполнение штриха, возможно лишь до определенных темповых
границ, так как при дальнейшем ускорении будет потеряна рельефность
паузы и штрих фактически, превратиться в маркированный вид деташе. Если
характер эпизода требует подвижного темпа, как например, в «Каприсе П.
Роде № 5, то это будет уже менее острый штрих по типу мартле.
Сотийе
Сотийе (sautille) в переводе с французского языка означает
«подпрыгивать». Это легкий, изящный, прыгающий штрих. Он обладает
стремительностью, виртуозной полетностью, феерической легкостью.
Сотийе возможно только в быстром темпе и при небольшой силе звучания
(pp-mf), и исполняется в темпах Allegro assai, Presto или Vivace. В
скрипичной литературе сотийе применяется чрезвычайно широко. На основе
этого штриха написаны все perpetuum mobile, большие разделы скрипичных
концертов и виртуозных пьес. Штрих ограничен в динамике, поэтому при
усилении звука до crescendo и forte, необходимо переходить на деташе. Этот
штрих получается только в одной точке смычка, вблизи его середины. Штрих
сотийе возникает из штриха деташе при игре piano, в быстром темпе и
небольшим отрезком смычка. В отечественной скрипичной школе большое
значение придается раннему развитию этого штриха. Д ля овладения им
следует достаточно плотно играть маленьким отрезком в середине смычка с
помощью мелких движений предплечья и пальцев. Первоначально
осваивается двойной штрих на открытых струнах, а затем изучается в таких
пьесах начального репертуара, как «Непрерывное движение» П. Шольца,
«Игра в лошадки» П.Чайковского, «Вперегонки» А.Комаровского.
В исполнении сотийе часто встречаются две ошибки: либо штрих
исполняется изолированным движением кисти, что приводит к зажатости
остальной части руки и штрих не может качественно исполняться длительно,
либо штрих плохо отскакивает от струны из-за «запертости» кистевого
сустава при исполнении его исключительно предплечьем. При изучении
штриха важно предварительно тщательно отработать быстрое и ровное
тремоло (мелкое деташе) одной кистью в конце смычка, а затем в середине и
точке центра тяжести. Затем следует играть мелкое деташе всей рукой чуть
ниже середины смычка и попробовать постепенно добавить к нему движение
кисти.
Заключение
Начальный период обучения игре на скрипке – этап, закладывающий
основы штриховой техники. Получая хорошую техническую базу и
приобретая необходимые игровые навыки, ученик приобретает возможность
развиваться гармонично, так как технический и художественный материал не
могут существовать отдельно друг от друга. В процессе работы над
штриховой техникой следует, прежде всего, исходить именно из их
художественной цели, которая должна быть ясно поставлена, в доступной
для возраста учащегося форме. Ученику необходимо обладать внутренним
слышанием того звукового результата, которого следует достичь. В
художественных произведениях желательно применять устоявшийся,
отшлифованный штрих, и работать над ним уже в свете конкретно –
художественных задач данного произведения.