Автор: Дарья Викторовна Жавновская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Иркутска детский сад №184
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Педагогическая копилка
Тема: Дошкольное программирование – «ПиктоМир», как форма продуктивной интеллектуальной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Дошкольное программирование – «ПиктоМир», как форма продуктивной
интеллектуальной деятельности
Жавновская Д.В
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска Детский сад №184
kalachik
.
dacha
@
bk
.
ru
В настоящее время в мире происходит четвертая технологическая
революция: стремительный поток информации, высокотехнологичные
инновации и разработки преобразовывают все сферы нашей жизни. Меняются
и запросы общества, интересы личности.
Современная система жизни, ориентирована на непрерывное
образование, провозглашает учебную деятельность человека неотъемлемой
частью его жизни.
Поэтому основная цель образования в современном детском саду не
только знания, но и опыт их самостоятельного приобретения. Дети быстро
учатся. Основной задачей дошкольного образования является достижением
ребенком социально-нормативных возрастных характеристик, возрастных
ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Целевые
ориентиры обуславливают формирование у детей предпосылок к учебной
деятельности, необходимые ребенку для нормальной адаптации в школе.
Дошкольник должен быть способен общаться и взаимодействовать с
взрослыми и сверстниками адекватно, использовать вербальные и
невербальные средства общения, обладать умением вести диалог, то есть
обладать коммуникативными, универсальными учебными действиями согласно
возрасту. Ставить и решать учебные проблемы, интеллектуальные задачи, то
есть обладать предпосылками к формированию обще учебных логических
универсальных действий, собственно, овладеть предпосылками учебной
деятельности. Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого –
«алгоритмические умения».
Робототехника, конструирование, программирование, моделирование и
многое другое, вот что теперь интересует современных детей. Для реализации
этих интересов необходимы более сложные навыки и компетенции.
И одна из них это – умение программировать.
«Обучение программированию — это возможность создать на
компьютере что-то свое, выразить себя, почувствовать свое творцом» Митч
Резник.
Программирование — это одно из самых интересных полезных занятий в
мире. Что же сказать о программирование – это алгоритм.
Слово «Алгоритм» произошло от написания имени великого математика
IX века Аль-Хорезми или Абу Джафар Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми,
который сформулировал правила выполнения арифметических действий.
Алгоритмами в то время называли правила выполнения четырех
арифметических действий. С появлением информатики понятие «Алгоритм»
стало приобретать самостоятельное значение.
Алгоритм — это предписание как выполнить в определенном порядке
некоторую систему операции, которая ведет к решению задач данного типа.
Алгоритмические умения, алгоритмические способности,
алгоритмическая культура, алгоритмическое мышление: все эти термины
связаны между собой, в их основе и лежит понятие «алгоритм».
Алгоритмическое умение: включает в себя не только умения понимать и
выполнять алгоритмы по образцу, но и понимание необходимости
планирования своих действий, умение самостоятельно составлять алгоритмы,
анализировать, корректировать свою деятельность, описывая ее понятным
языком и средствами.
Алгоритмическое мышление: Основные компоненты алгоритмического
мышления – структурный анализ задачи, разбивание основной задачи на
составляющие, сведения переменной задачи к решенным ранее, планирование
возможных ситуаций при решении задачи и реакции на них, выбор наиболее
оптимального способа решения задачи, понимание и использование
алгоритмического языка.
Формирование алгоритмическим мышлением невозможно без владения
алгоритмическими умениями, но кроме последних ребенку необходимо еще
уметь сравнивать, обобщать, анализировать, выбирая наиболее оптимальное
решение из возможных, предвидеть результат выполнения алгоритма.
Алгоритмические способности: для формирования алгоритмических
способностей необходимо сначала сформировать у ребенка алгоритмические
мышления, затем алгоритмическое мышление, затем овладев еще и творческой
составляющей при выполнении алгоритмических действия, ребенок
приобретает алгоритмические способности.
Алгоритмическая культура: для развития алгоритмической культуры у
ребенка необходимо не только сформировать технологическую, когнитивную
составляющую, то есть собственно алгоритмические умения, также у него
должно быть сформирована познавательная мотивация в сфере
алгоритмической деятельности и развиты такие качества личности, как
активность и самостоятельность, способность к рефлексии и переносу знаний в
новые ситуации.
Алгоритмические умения составляют основу формирования
алгоритмического мышления, алгоритмических способностей и
алгоритмической культуры личности. По мнению А.А. Столяра в дошкольном
возрасте не только возможно формирование алгоритмического умения, но и
необходимо начинать формировать их именно в ДОУ.
Программирование – это тренировка мозга. Как обучить
программированию маленького ребенка? Это ведь очень сложно! Но можно
задачу упростить, отправиться вместе с ребенком в «ПиктоМир».
Алгоритмика «ПиктоМир»: освоение азов алгоритмики в реально-
виртуальных средах «ПиктоМир» прекрасный инструмент ускорения
познавательно-речевого и социально-коммуникативного развития
дошкольников, предусмотренных ФГОС ДО. Система основных понятий
программирования скорее всего окажется первой освоенной ребенком системой
научных понятий и успех в ее освоении, гарантированный деятельностно-
игровым, практико – ориентированным подходом ЦОС ПиктоМир, мотивирует
ребенка на освоение STEM – тематики в детском саду.
Программа «ПиктоМир» ориентирована на развитие познавательной
деятельности, самостоятельности, любознательности, информирование основ
IT грамотности, IT компетентности, как готовности к решению задач
прикладного характера с использованием современных информационных и теле
– коммуникативных технологий.
Изучение дошкольниками азов алгоритмизации и программирования в
цифровой образовательной среде «ПиктоМир» требует соответствующих
методик. Отличительные особенности программы заключается в том, что дети
включаются в техническую среду основу которой составляют такие действия,
как умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы, также дети включаются в
коммуникативную деятельность где преобладают такие ее виды, как умение
полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения,
работать в группе, вступать в диалог.
ПиктоМир – это свободная распространяемая программная среда для
изучения азов программирования дошкольниками, которые еще не умеют
писать. Чтобы дети могли успешно освоить программирование я выделила 3
основных модуля.
1. Введение: разминка – игра роботы и капитаны, лабиринты, бумажные
игры – продолжи алгоритм, коллективные рисунки – нарисуй пиктограмму.
2. Знакомство с роботом – вертуном.
3. Выполнение творческих заданий. Технология, основанная на наглядно-
действенном мышлении.
Это технология – инфографика, основана на использовании изображений.
Ведь одно грамотное изображение стоит 1000 слов. Изображение, которое
упрощает смысл, но при этом передает всю необходимую информацию.
Ментальная карта или интеллект – карта – это отображение на бумаге
эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие
задачи.
У современных детей интересы связаны с современным развитием
техники, а для реализации этих интересов необходимы более сложные навыки и
компетенции. Важно не только знать и уметь, но также исследовать и
изобретать. Необходимо одновременно развиваться в таких ключевых
академических областях, как наука, математика, технология и инженерия,
которые можно объединить одним словом – STEM.
Суть метода – наука и техника: все что побуждает изучать,
конструировать, изобретать, мыслить научно, нестандартно, инновационно.
Эта программа позволяет детям не только освоить азы
программирования, но и учиться договариваться, работать в группе, решать
совместные задачи, принимать и выполнять правила. Дети учатся владеть
устной речью, использовать предметы заместители, у них развивается крупная
и мелкая моторика, воображение, они способны к волевым усилиям, могут
следовать социальным нормам поведения.
Список литература:
Алгоритмика – как система формирования алгоритмической культуры у
детей дошкольного возраста и создание предпосылок первичного интереса к
программированию. [Ю.Е. Пономарева 2021].
Введение в основы алгоритмизации в дошкольном образовании с
использование цифровых образовательных сред. [А.Г. Кушнаренко 2020].
«Ребенок дошкольник в мире цифровых технологий» [А.Ю. Бастрыкина
2019].