Автор: Гольцова Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ООЦ
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: ОБОГАЩЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ
Раздел: дополнительное образование
ОБОГАЩЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ
В.А. Гришан; Е.Н. Гольцова, г. Екатеринбург, МБОУ ДО СШ Верх-Исетского р-на
Двигательная
сфера
определяется
словом
двигать,
т.е.
создавать
движение или содействовать движению чего-либо. Под понятием двигательная
сфера
в
нашем
случае
стоит
понимать
степень
развития
физических
способностей, а именно, кондиционных физических качеств (сила, гибкость,
выносливость, быстрота) и координационных.
Понятие «аэробика» было предложено К.Купером в конце 60-х годов.
Аэробика по К.Куперу — это «систематическое применение умеренных по
интенсивности физических упражнений для укрепления здоровья». В 70-е годы
основной целью занятий аэробикой было снижение веса. В 90-е годы
Международным Олимпийским Комитетом спортивная аэробика была признана
официальной дисциплиной и вошла в Международную Федерацию Гимнастики.
Таким образом, спортивная аэробика — это сложнокоординационный вид
спорта, где спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный
комплекс упражнений, включающий сложнокоординационные циклические
движения, различные по сложности элементы из разных структурных групп.
Основу хореографии в этих упражнениях составляют базовые «аэробные» шаги
и их соединения.
Совокупность этих соединений, а так же синтез прыжков, перемещений,
взаимодействий и элементов определенных групп сложности составляют
соревновательную программу, которая выполняется под музыку. Спортсмены
выступают в 4-х номинациях: одиночные выступления (мужчины, женщины),
смешанные
пары,
трио,
группы
из
шести
человек.
Длительность
соревновательной
программы
и
количество
выполняемых
элементов
в
композиции зависит от возрастной категории спортсмена.
В настоящее время распространение получила детская спортивная
аэробика. Этим видом спорта дети начинают заниматься в дошкольном возрасте
(5-6 лет). Специализируясь в данном виде спорта, дети, начиная с дошкольного
возраста,
ориентируются
на
специфику
этого
вида
спорта,
начинают
приобретать «аэробный стиль» выполнения движений (четкость и резкость),
осваивать подводящие упражнения для элементов, требующих разносторонней
подготовленности. Благодаря этому у детей формируются разнообразные
умения и навыки, тип телосложения, осанка, укрепляется здоровье, т.е.
создается фундамент всестороннего физического развития. Но нужно отметить,
что
развитие
физических
способностей
в
данный
период
происходит
неодинаково. Для каждого периода характерен свой сенситивный период,
который определяется биологическими законами и требует своевременного
воздействия на отдельные стороны двигательной функции.
На рисунке показана кинетика развития кондиционных физических
качеств, стрелками обозначены возрастные максимумы сенситивных периодов.
Следовательно, отсрочить или перенести этот период развития на другое время
нельзя (П.К.Анохин, 1975; Л.М.Коц, 1986). И чем раньше движения войдут в
жизнь ребёнка, тем лучше он будет развит. Поэтому под понятием обогащение
двигательной сферы дошкольников следует понимать не увеличение её объёма,
а в первую очередь разнообразие движений.
Чем больше приобретено и усвоено двигательных умений и навыков,
чем разнообразнее багаж приобретенных их ранее, тем быстрее и легче
произойдёт освоение и формирование новых двигательных действий в
дальнейшем ‚ а, следовательно, обогащение и расширение двигательной сферы
ребёнка.
Рис. Сенситивные периоды развития двигательных качеств у детей