Автор: Ермакова Светлана Ивановна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КСМТ имени В.В. Орехова
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Активизация познавательной активности обучающихся через использование активных и интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико–ориентированного обучения"
Раздел: среднее профессиональное
Краевое государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени В.В Орехова
«Активизация познавательной активности
обучающихся через использование
активных и интерактивных форм и методов
работы в рамках реализации
практико – ориентированного обучения»
из опыта работы
преподавателя математики
Ермаковой
Светланы Ивановны
Аннотация
В
данном
выступлении
рассматривается
формирование
общих
компетенций
обучающихся
на
уроках
математики
через
организацию
практических
работ
с
использованием активных форм, методов и приемов обучения.
«Активизация познавательной активности обучающихся через использование
активных и интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико –
ориентированного обучения»
С использованием современных образовательных технологий на уроках математики
меняется
организация
учебного процесса.
Современные
технологии
определяют
системно - деятельностный
подход
в обучении , что позволяет создать ситуацию
«успеха»,
необходимую
для
повышения
мотивации
к
учению
и
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся,
а
значит,
приводит
к
повышению
работоспособности на уроках.
На уроках математики сегодня не достаточно, чтобы обучающийся
овладел
полученной
информацией.
Важен
не
только
уровень
достигнутых
знаний,
умений
и
навыков, но и сформированность самостоятельной умственной деятельности.
Активизация – это такая организация познавательной деятельности учащихся, при
которой
учебный
материал
становится
предметом
активных
мыслительных
и
практических
действий
каждого
обучающегося.
Активизация
познавательной
деятельности через отдельные приемы на уроке позволила мне обеспечить не только
запоминание материала и формирование интереса к дисциплине, но и дать обучающимся
некоторые
навыки
и
умения
самостоятельно
добывать
знания.
Главным
условием
формирования
познавательной
активности
обучающихся
являются
содержание
и
организация урока.
Повышение интереса к изучаемой дисциплине.
Слабая подготовка базовых знаний, неумение выражать свои мысли закомплексованность
в ответах.
Не всегда может быть достигнут высокий уровень ожидаемого результата
Реализация данного опыта
потребует от преподавателя организаторского мастерства,
творческого подхода в выборе определенного приема по активизации познавательной
деятельности обучающихся. Умения грамотно использовать активные и интерактивные
формы работы в рамках практико - ориентированного обучения.
Для
того,
чтобы
процесс
формирования
и
самореализации
личности
обучающегося,
формирование
его
индивидуальности
проходил
постепенно
и
ровно,
необходимо
придерживаться стилю общения в формате сотрудничества, при ведущей деятельности
преподавателя.
Преподавателю
на
этапе
активизации
познавательной
деятельности
нельзя
оценивать
ответ обучающегося, в данном случае нужно обеспечить ситуацию «успеха», поощрением
чувства независимости, уверенности в своих ответах.
Активизация
познавательной
деятельности
–
это
двусторонний
процесс
Условия,
активизирующие
процесс
познания-
создает
преподаватель,
результат
этих
условий
демонстрирует обучающийся.
Описание инновационного опыта педагога
Математика относится к дисциплинам технического профиля и является сложной
учебной
дисциплиной,
вызывающей
трудности
у
многих
обучающихся.
Задача
преподавателя – воспитывать
активно
мыслящую, конкурентно способную личность.
Активность обучающихся и успех урока зависит от тех приемов, которые выбирает
преподаватель.
Интерес
к
математике
формируется
через
самостоятельность
и
активность, через поисковую деятельность, через создание проблемной ситуации, через
новизну материала, через прикладные
задачи с профессиональной
деятельностью и
окружающей действительностью, через исследовательскую и проектную работу.
Управление
активностью
обучающихся
называют
активизацией.
Главная
цель
активизации – формирование активности обучающихся, повышение качества учебно –
воспитательного процесса.
Вашему вниманию будут предложены приемы развития познавательной активности
обучающихся, которые я использую на своих уроках, хотя их очень много и с большим
разнообразием в названиях.
Прием «Урок – презентация»
Помня слова К.Ф Гаусса о том, что математика – наука для глаз, а не для ушей», я
использую
данный
прием
для
объяснения
или
обобщения
материала
по
разделу.
Использование интерактивной доски на разных этапах урока, позволяет довести время
активной работы обучающихся до 70% времени урока. Преподавателю легче привлечь
внимание в нужный момент, повторить пропущенное и внести пояснения.
Методическая ценность данных уроков:
-повышается эффективность восприятия материала
-развивается аналитическое мышление
-пространственное воображение и внимание.
Прием «Урок одной задачи»
Это уроки, где
рассматривается на примере одной задачи
всевозможные способы её
решения. Чаще всего это геометрические задачи.
Методическая ценность данных уроков:
-развивается аналитическое мышление
-включение в работу все группы( решение задачи в подгруппах, парах)
- анализ и отбор рационального решения задачи.
Прием «Урок без темы»
В начале урока
тема не озвучивается, после того как группа была мотивирована
на
изучение новой темы и была решена проблемная ситуация, объявляется тема урока,
изучается
материал,
формируются
первые
навыки.
После
чего
нужно
обязательно
вернуться к заданию (проблемной ситуации), с которой начиналось изучение темы, и дать
возможность группе решить задание повторно.
Методическая ценность данных уроков:
- обучающиеся являются активными участниками образовательного процесса
Прием «Опорный конспект», «Карточка – информатор»
Работает вся группа, заполняется информация – поступательно на протяжении изучения
темы.
Используется
как
справочный
материал
при
выполнении
практических
и
контрольных работах.
Методическая ценность данных уроков:
-развивается аналитическое мышление
-анализ потока информации
-обобщение и систематизация полученных знаний
Прием «Лицом к лицу»
В своей практике предпочтение отдаю работе в парах, где ребята учатся сопоставлять,
сравнивать, доказывать свою точку зрения, анализировать, развивая самостоятельность и
самообразование. Работа в паре необходима для самоконтроля и взаимоконтроля.
Методическая ценность приема:
- все «+» и «-» данного объекта( т.е. знаю –понимаю)
-развитие логического и критического мышления
-систематизация знаний
- пошаговая отработка алгоритмов
Прием « Стол консультаций»
К столу приглашаются представители каждой группы, где по предложенному им заданию,
обсуждая его отбирают, ищут необходимый материал, который смогут использовать при
выполнении группового задания, где будут выполнять роль тьютера. В это время группы
работают фронтально с преподавателем.
Методическая ценность приема:
- развитие логического и критического мышления
- систематизация знаний и умений
-повышается
эффективность
применения
своих
знаний
и
умений
(дети
зажатые
и
раскрываются лучше со сверстниками, что позволяет включить их в работу на уроке)
- активное включение в работу
Планируя способ включения всех учащихся в работу использую:
ПРИЕМ «Удивляй»
Суть этого приема состоит в том, чтобы вовлечь в работу группу, привлечь интерес к
предстоящей
работе
чем-то
необычным,
загадочным,
проблемным.
Здесь
хорошо
подойдут задачи открытого типа – это технология «ТРИЗ задач», можно использовать
на начальном этапе урока и в конце урока или в качестве домашнего задания. Например,
очень простой вопрос: «Почему канализационные люки круглые, а не квадратные?»
Методическая ценность данных уроков:
-повышение мотивации к изучению учебной дисциплины.
-вовлечение в работу всех обучающихся
- возможность самовыражения
Прием «Интеллектуальная разминка»
Группе предлагается карточка (с рисунком, изображением геометрического тела, графика,
фотографией предмета и т.д. с исходными данными или вовсе без них).
Глядя на карточку группа сама должна придумать задачу или поставить вопрос.
(Хорошо использовать как домашнее задание)
Методическая ценность приема:
- активное включение в работу всех;
-систематизация знаний и умений;
-развитие логического, критического и пространственного мышления;
- возможность самовыражения;
-умение составлять задачу или задание приводит к умению решать.
Прием «Найди ошибку», Прием « Математический ребус»; Прием «Чистая доска»;
Прием «Найди меня»;
Прием «Логическая цепочка»,
Прием «Кодированная
работа»
Меняются задания, схемы, графики и рисунки, в которых необходимо увидеть знакомые
фигуры, их элементы, символы,
формулы. Установить логические связи, ответить на
вопросы или выявить и изложить идею, заложенную в данном приеме.
Методическая ценность приемов:
-активное включение в работу
-возможность выбора (ребенок имеет право выбора знакомых и понятных ему фактов)
-обеспечивается системность знаний и умений;
-обнаруживается проблема, решение которой связано с исследованием каких либо фактов
(вопрос для исследования определяет сама группа)
Прием «Историческая справка»
Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на
уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкоре
отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с
историей изучаемого предмета.
Данный
прием
использую
при
введении
нового
математического
термина,
короткое
сообщение о его происхождении и о людях творивших науку (обычно готовят дети).
Методическая ценность данных уроков:
- мотивация устойчивого интереса к предмету
Прием «Устный счет»
Устные
задания
активизируют
мыслительную
деятельность,
требуют
осознанного
усвоения
учебного
материала,
что
способствует
развитию
памяти,
речи,
внимания,
быстроты реакции обучающегося.
Методическая ценность приема:
-воспроизводство
и
корректировка
знаний,
необходимых
для
самостоятельной
деятельности
-автоматизация вычислительных навыков
-контроль состояния знаний обучающихся
Создание мотивационного поля на уроках математики при изложении нового
теоретического
материала
можно
начинать
с
прикладных
задач
по
рекомендации
известного математика Н.Я. Виленкина. В своей работе я так же придерживаюсь этой
рекомендации. Использование на данном этапе урока интересного факта из жизни или
профессии
активизирует
познавательную
активность
обучающихся
при
рассмотрении
новой темы на уроке. С помощью обучающихся сформированы папки: «Математика в
моей профессии» и «Задачи с профессиональным содержанием», которые я использую на
своих занятиях.
Для активизации обучающихся в учебном процессе, а следовательно, развития интереса к
предмету, можно использовать различные приемы. Все они способствуют росту интереса
обучающихся к предмету; улучшают качество усвоения материала; позволяют
индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективности
оценки и способствуют проявлению самостоятельности обучающихся при овладении
учебным материалом. Стимулируя познавательную деятельность обучающихся, можно
добиться развития познавательного интереса к математике. Использование рассмотренных
приемов в учебном процессе способствует активизации познавательной деятельности в
рамках практико- ориентированного обучения.
Информационные источники:
1.
Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия»,
2009. - 192 с.
2.
Педагогические
технологии:
Учебное
пособие
для
студентов
педагогических
специальностей/
под
общей
ред.
В.С.
Кукушина.
–
Серия
«Педагогическое
образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. –
336с.
3.
Карп,А.П. Даю уроки математики Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1992. – 191с.