Напоминание

"Активизация познавательной активности обучающихся через использование активных и интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико–ориентированного обучения"


Автор: Ермакова Светлана Ивановна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КСМТ имени В.В. Орехова
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Активизация познавательной активности обучающихся через использование активных и интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико–ориентированного обучения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени В.В Орехова

«Активизация познавательной активности

обучающихся через использование

активных и интерактивных форм и методов

работы в рамках реализации

практико – ориентированного обучения»

из опыта работы

преподавателя математики

Ермаковой

Светланы Ивановны

Аннотация

В

данном

выступлении

рассматривается

формирование

общих

компетенций

обучающихся

на

уроках

математики

через

организацию

практических

работ

с

использованием активных форм, методов и приемов обучения.

«Активизация познавательной активности обучающихся через использование

активных и интерактивных форм и методов работы в рамках реализации практико –

ориентированного обучения»

С использованием современных образовательных технологий на уроках математики

меняется

организация

учебного процесса.

Современные

технологии

определяют

системно - деятельностный

подход

в обучении , что позволяет создать ситуацию

«успеха»,

необходимую

для

повышения

мотивации

к

учению

и

активизации

познавательной

деятельности

обучающихся,

а

значит,

приводит

к

повышению

работоспособности на уроках.

На уроках математики сегодня не достаточно, чтобы обучающийся

овладел

полученной

информацией.

Важен

не

только

уровень

достигнутых

знаний,

умений

и

навыков, но и сформированность самостоятельной умственной деятельности.

Активизация – это такая организация познавательной деятельности учащихся, при

которой

учебный

материал

становится

предметом

активных

мыслительных

и

практических

действий

каждого

обучающегося.

Активизация

познавательной

деятельности через отдельные приемы на уроке позволила мне обеспечить не только

запоминание материала и формирование интереса к дисциплине, но и дать обучающимся

некоторые

навыки

и

умения

самостоятельно

добывать

знания.

Главным

условием

формирования

познавательной

активности

обучающихся

являются

содержание

и

организация урока.

Повышение интереса к изучаемой дисциплине.

Слабая подготовка базовых знаний, неумение выражать свои мысли закомплексованность

в ответах.

Не всегда может быть достигнут высокий уровень ожидаемого результата

Реализация данного опыта

потребует от преподавателя организаторского мастерства,

творческого подхода в выборе определенного приема по активизации познавательной

деятельности обучающихся. Умения грамотно использовать активные и интерактивные

формы работы в рамках практико - ориентированного обучения.

Для

того,

чтобы

процесс

формирования

и

самореализации

личности

обучающегося,

формирование

его

индивидуальности

проходил

постепенно

и

ровно,

необходимо

придерживаться стилю общения в формате сотрудничества, при ведущей деятельности

преподавателя.

Преподавателю

на

этапе

активизации

познавательной

деятельности

нельзя

оценивать

ответ обучающегося, в данном случае нужно обеспечить ситуацию «успеха», поощрением

чувства независимости, уверенности в своих ответах.

Активизация

познавательной

деятельности

это

двусторонний

процесс

Условия,

активизирующие

процесс

познания-

создает

преподаватель,

результат

этих

условий

демонстрирует обучающийся.

Описание инновационного опыта педагога

Математика относится к дисциплинам технического профиля и является сложной

учебной

дисциплиной,

вызывающей

трудности

у

многих

обучающихся.

Задача

преподавателя – воспитывать

активно

мыслящую, конкурентно способную личность.

Активность обучающихся и успех урока зависит от тех приемов, которые выбирает

преподаватель.

Интерес

к

математике

формируется

через

самостоятельность

и

активность, через поисковую деятельность, через создание проблемной ситуации, через

новизну материала, через прикладные

задачи с профессиональной

деятельностью и

окружающей действительностью, через исследовательскую и проектную работу.

Управление

активностью

обучающихся

называют

активизацией.

Главная

цель

активизации – формирование активности обучающихся, повышение качества учебно –

воспитательного процесса.

Вашему вниманию будут предложены приемы развития познавательной активности

обучающихся, которые я использую на своих уроках, хотя их очень много и с большим

разнообразием в названиях.

Прием «Урок – презентация»

Помня слова К.Ф Гаусса о том, что математика – наука для глаз, а не для ушей», я

использую

данный

прием

для

объяснения

или

обобщения

материала

по

разделу.

Использование интерактивной доски на разных этапах урока, позволяет довести время

активной работы обучающихся до 70% времени урока. Преподавателю легче привлечь

внимание в нужный момент, повторить пропущенное и внести пояснения.

Методическая ценность данных уроков:

-повышается эффективность восприятия материала

-развивается аналитическое мышление

-пространственное воображение и внимание.

Прием «Урок одной задачи»

Это уроки, где

рассматривается на примере одной задачи

всевозможные способы её

решения. Чаще всего это геометрические задачи.

Методическая ценность данных уроков:

-развивается аналитическое мышление

-включение в работу все группы( решение задачи в подгруппах, парах)

- анализ и отбор рационального решения задачи.

Прием «Урок без темы»

В начале урока

тема не озвучивается, после того как группа была мотивирована

на

изучение новой темы и была решена проблемная ситуация, объявляется тема урока,

изучается

материал,

формируются

первые

навыки.

После

чего

нужно

обязательно

вернуться к заданию (проблемной ситуации), с которой начиналось изучение темы, и дать

возможность группе решить задание повторно.

Методическая ценность данных уроков:

- обучающиеся являются активными участниками образовательного процесса

Прием «Опорный конспект», «Карточка – информатор»

Работает вся группа, заполняется информация – поступательно на протяжении изучения

темы.

Используется

как

справочный

материал

при

выполнении

практических

и

контрольных работах.

Методическая ценность данных уроков:

-развивается аналитическое мышление

-анализ потока информации

-обобщение и систематизация полученных знаний

Прием «Лицом к лицу»

В своей практике предпочтение отдаю работе в парах, где ребята учатся сопоставлять,

сравнивать, доказывать свою точку зрения, анализировать, развивая самостоятельность и

самообразование. Работа в паре необходима для самоконтроля и взаимоконтроля.

Методическая ценность приема:

- все «+» и «-» данного объекта( т.е. знаю –понимаю)

-развитие логического и критического мышления

-систематизация знаний

- пошаговая отработка алгоритмов

Прием « Стол консультаций»

К столу приглашаются представители каждой группы, где по предложенному им заданию,

обсуждая его отбирают, ищут необходимый материал, который смогут использовать при

выполнении группового задания, где будут выполнять роль тьютера. В это время группы

работают фронтально с преподавателем.

Методическая ценность приема:

- развитие логического и критического мышления

- систематизация знаний и умений

-повышается

эффективность

применения

своих

знаний

и

умений

(дети

зажатые

и

раскрываются лучше со сверстниками, что позволяет включить их в работу на уроке)

- активное включение в работу

Планируя способ включения всех учащихся в работу использую:

ПРИЕМ «Удивляй»

Суть этого приема состоит в том, чтобы вовлечь в работу группу, привлечь интерес к

предстоящей

работе

чем-то

необычным,

загадочным,

проблемным.

Здесь

хорошо

подойдут задачи открытого типа – это технология «ТРИЗ задач», можно использовать

на начальном этапе урока и в конце урока или в качестве домашнего задания. Например,

очень простой вопрос: «Почему канализационные люки круглые, а не квадратные?»

Методическая ценность данных уроков:

-повышение мотивации к изучению учебной дисциплины.

-вовлечение в работу всех обучающихся

- возможность самовыражения

Прием «Интеллектуальная разминка»

Группе предлагается карточка (с рисунком, изображением геометрического тела, графика,

фотографией предмета и т.д. с исходными данными или вовсе без них).

Глядя на карточку группа сама должна придумать задачу или поставить вопрос.

(Хорошо использовать как домашнее задание)

Методическая ценность приема:

- активное включение в работу всех;

-систематизация знаний и умений;

-развитие логического, критического и пространственного мышления;

- возможность самовыражения;

-умение составлять задачу или задание приводит к умению решать.

Прием «Найди ошибку», Прием « Математический ребус»; Прием «Чистая доска»;

Прием «Найди меня»;

Прием «Логическая цепочка»,

Прием «Кодированная

работа»

Меняются задания, схемы, графики и рисунки, в которых необходимо увидеть знакомые

фигуры, их элементы, символы,

формулы. Установить логические связи, ответить на

вопросы или выявить и изложить идею, заложенную в данном приеме.

Методическая ценность приемов:

-активное включение в работу

-возможность выбора (ребенок имеет право выбора знакомых и понятных ему фактов)

-обеспечивается системность знаний и умений;

-обнаруживается проблема, решение которой связано с исследованием каких либо фактов

(вопрос для исследования определяет сама группа)

Прием «Историческая справка»

Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на

уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкоре

отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с

историей изучаемого предмета.

Данный

прием

использую

при

введении

нового

математического

термина,

короткое

сообщение о его происхождении и о людях творивших науку (обычно готовят дети).

Методическая ценность данных уроков:

- мотивация устойчивого интереса к предмету

Прием «Устный счет»

Устные

задания

активизируют

мыслительную

деятельность,

требуют

осознанного

усвоения

учебного

материала,

что

способствует

развитию

памяти,

речи,

внимания,

быстроты реакции обучающегося.

Методическая ценность приема:

-воспроизводство

и

корректировка

знаний,

необходимых

для

самостоятельной

деятельности

-автоматизация вычислительных навыков

-контроль состояния знаний обучающихся

Создание мотивационного поля на уроках математики при изложении нового

теоретического

материала

можно

начинать

с

прикладных

задач

по

рекомендации

известного математика Н.Я. Виленкина. В своей работе я так же придерживаюсь этой

рекомендации. Использование на данном этапе урока интересного факта из жизни или

профессии

активизирует

познавательную

активность

обучающихся

при

рассмотрении

новой темы на уроке. С помощью обучающихся сформированы папки: «Математика в

моей профессии» и «Задачи с профессиональным содержанием», которые я использую на

своих занятиях.

Для активизации обучающихся в учебном процессе, а следовательно, развития интереса к

предмету, можно использовать различные приемы. Все они способствуют росту интереса

обучающихся к предмету; улучшают качество усвоения материала; позволяют

индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективности

оценки и способствуют проявлению самостоятельности обучающихся при овладении

учебным материалом. Стимулируя познавательную деятельность обучающихся, можно

добиться развития познавательного интереса к математике. Использование рассмотренных

приемов в учебном процессе способствует активизации познавательной деятельности в

рамках практико- ориентированного обучения.

Информационные источники:

1.

Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия»,

2009. - 192 с.

2.

Педагогические

технологии:

Учебное

пособие

для

студентов

педагогических

специальностей/

под

общей

ред.

В.С.

Кукушина.

Серия

«Педагогическое

образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. –

336с.

3.

Карп,А.П. Даю уроки математики Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1992. – 191с.



В раздел образования