Автор: Винокурова Анастасия Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБООДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: Усть-Майский район Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Эвенкийский танец «Рассвет тундры» и особенности его исполнения»
Раздел: дополнительное образование
Винокурова Анастасия Алексеевна, педагог дополнительного образования
Эжанского филиала МБООДО «Центр внешкольной работы»,
с. Эжанцы/Усть-Майский район
Конспект открытого занятия
Тема: «Эвенкийский танец «Рассвет тундры» и особенности его исполнения»
Тип занятия: изучение нового материала
Вид занятия: открытое занятие
Цель занятия: создание условий для развития у детей мотивации к занятиям танцевальным
искусством в процессе обучения подражающему эвенкийскому танцу «Рассвет тундры»
Задачи:
Обучающие:
1. Дать представление о характерных особенностях танцев народов Севера Якутии
2. Познакомить с элементами эвенкийского танца «Рассвет тундры»
3. Научить исполнять танец «Рассвет тундры»
Развивающие:
1. Развитие техники исполнения движений эвенкийского танца
2.Развитие музыкального слуха, чувства ритма, пластичности, гибкости, пространственной
ориентировки
3. Развитие познавательного интереса и творческих способностей
Воспитательные:
1. Воспитание живого интереса к танцевальному фольклору и духовным ценностям народа Севера
Якутии
2. Содействие формированию умения работать в коллективе
Методическое оснащение:
- методы обучения: словесный метод (рассказ, диалог); наглядный метод (презентация к занятию,
видеоролик «Фрагмент эвенкийского танца); практический (упражнения); метод разучивания по
частям и в целом; методические приемы: проговаривание последовательности исполнения
движений в танце.
Педагогические технологии: игровая технология; здоровье сберегающая технология; личностно-
ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Техническое оснащение: ноутбук с колонками для усиления звука, мультимедийный экран,
проектор, музыкальный центр с флеш накопителем.
План занятия:
№
Этап занятия
Время
1.
Вводная часть
15 минут
2.
Основная часть
25 минут
3.
Подведение итогов
5 минут
Содержание занятия:
№
Этап занятия
Содержание этапа занятия
Действия учащихся
1. Вводная часть
1.1.
Вход в зал,
приветствие
- Здравствуйте, ребята! (Поклон) Меня зовут
Анастасия Алексеевна. Я живу и работаю в с.
Эжанцы, в Эжанском филиале Центра внешкольной
работы и учу танцевать таких же мальчишек и
девчонок как Вы! Давайте построимся в круг и
познакомимся!
Я бросаю вам мяч, вы его ловите и называете свое
Приветствие детей
Строятся в круг
Игра на знакомство
имя и бросаете его обратно!
Попробуем? Начали!
- Спасибо! Очень приятно познакомиться!
- Ребята, а вы любите танцевать?
- А кто-то из Вас уже посещал танцевальные
кружки?
- Какие танцы вы знаете?
Отвечают на
вопросы
1.2.
Сообщение темы
занятия и плана
занятия
- Отлично! Да, верно, существуют различные виды
танцев: классический, народный, современный,
спортивный, бальный, эстрадный, балет, уличный и
хороводный танец и многие другие!
(рассказ сопровождается показом презентации с
разными видами танцев)
А сегодня на занятии мы познакомимся с северными
танцами и постараемся разучить движения
подражающего эвенкийского танца «Рассвет
тундры»
Смотрят
презентацию,
называют танцы
1.3.
Разминка.
Общеразвивающая
разминка для
разогрева мышц
под музыку
- Каждое танцевальное занятие начинается с
разминки.
- Как вы думаете для чего нужна разминка?
Правильно, чтобы приготовить наши мышцы к
работе, разогреть их, чтобы не было травм и
растяжений!
- Налево, шагом марш!
Упражнения в ходьбе, беге:
Движение по кругу за педагогом:
- на носках;
- перекаты стопы;
-подскоки;
- бег с вытягиванием ног вперед
- бег с вытягиванием ног назад
- бег вытягивание ног в стороны
- бег с высоким подниманием бедра
- бег с за хлёстом ног назад
- ходьба по кругу, восстановления дыхания
Общеразвивающие упражнения:
- Попрошу Вас рассчитаться я на первый/второй.
Первые номера остаются на месте, вторые номера
делают два шага вперед. Молодцы! Начинаем!
- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад,
круговые движения;
- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;
- подъем и опускание плеч (поочередно правого,
левого и синхронно обоих);
- круговое движение плечами вперед и назад
поочередно правого, и левого;
- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;
- повороты корпуса вправо, влево, круговые
движения;
- движения рук «волна»;
- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка»;
- перенос веса тела с одной ноги на другую
Молодцы! Восстанавливаем дыхание! Вдох-выдох.
Отвечают на
вопросы
Выполнение
упражнений
2. Основная часть
2.1.
Проверка
имеющихся
знаний, умений и
навыков.
- Отлично, ребята! Мы с Вами разогрелись, а теперь
ответьте пожалуйста
Для начала давайте вспомним, какие народы живут в
Якутии?
- Знакомы ли Вы с танцами народов Якутии?
- А какие танцы относятся к северным танцам?
Отвечают на
вопросы педагога
2.2.
Знакомство с
новым материалом
- Да, к северным танцам относятся: хороводные
танцы «Дэвэйдэ», «Манчора «Госигор» «Гошунга»,
«Осорай». И танцы - подражания животным и
птицам.
(рассказ сопровождается показом презентации)
В основу танцев народа Севера Якутии заложены
сюжеты из традиций и обрядов, связанных с
исконным бытом и образом жизни народа: камлание
шамана, обряд посвящения в воины, картины
народных праздников, культ охоты, преклонение
тотемам родов, единение с природой отражается в
подражании повадок птиц и зверей, ставших
элементами того или иного танца. Северные танцы
отличаются экзотичностью, свободной пластикой,
сплетением вокала и горлового пения. Движение
рук девушек максимально приближены ко
взмаху крыльев птиц (чаек, стерхов или лебедей).
(педагог во время рассказа демонстрирует
характерные движения)
Мягкая едва уловимая поступь танцоров взято во
многом их темы охоты: преследуя добычу по снегу
необходимо наличие обуви с мягкой широкой
подошвой, что обеспечивает почти бесшумное
движение. Отличительной чертой северных танцев
является пружинистая походка с наклоненным
вперед корпусом. Кроме того, в танцах
присутствует характерное для восточных танцев
движение головы из стороны в сторону.
Крайний Север –это суровый климат, но даже в
таких условиях люди живут и одеваются красив.
Одежда имеет свои особенности, украшения и стиль.
Она должна быть удобной, теплой и комфортной.
Сценический костюм повторяет традиции народного
костюма, богато украшен мехом, бисером,
орнаментом.
Изменения в укладе жизни и нормах поведения
людей приводили к изменениям в характере и
манере исполнения одних и тех же танцев, к
появлению новых их форм.
- На экране Вы видите фрагмент эвенкийского танца
«Рассвет тундры», движения которого мы с вами
сегодня будем учить.
Эвенки с древних времен были близки к природе,
понимали ее язык, бережно относились к каждому
дереву, речке, животному, птице.
Когда водоемы и реки освобождаются ото льда из
теплых стран прилетают северные утки, с
Слушают педагога
Повторяют
движения за
педагогом
пробуждением природы рождаются оленята,
появляются первые цветы. Эти звери и птицы
являются не только вестниками весны, но и
источником пищи, пробуждая охотничий инстинкт.
В танце «Рассвет тундры» движения головы, рук и
тела в танце – это подражание движениям
животных, птиц. Все действия танца отражают
рассказ о том, как пробуждается природа, звери и
птицы начали обустраиваться на месте и создали
друг с другом брачный союз.
Давайте приступим к разучиванию движений танца.
2.3.
Разучивание танца
После каждого
объяснения и
показа педагогом,
танцевальное
движение
выполняется
вместе с детьми.
Показ и объяснение движения №1
- выполнение учащимися движения №1 под счет
- показ и объяснение движения №2
- выполнение и объяснение движения №2 под счет
-показ и объяснение движения №3
- выполнение и объяснение движения №3 под счет
Количество выполнения движений 6-8 раз, после
каждого разученного движения проводится
небольшая пауза для восстановления дыхания,
расслабления мышц.
- соединение движений №1, №2, №3 в единую
танцевальную композицию и исполнение ее под
музыку
Выполняют
движения
3. Подведение итогов
3.1.
Обобщение
материала занятия
Спасибо ребята! Присаживайтесь на свои места.
Мне очень понравилось с вами сегодня работать.
Мы сегодня успели всё: познакомились с
характерными особенностями танцев народов
Севера Якутии, выучили движения подражательного
эвенкийского танца «Рассвет тундры» и даже успели
выступить перед нашими зрителями. Поаплодируйте
себе!
3.2.
Рефлексия
Скажите, пожалуйста:
- Понравился ли вам этот танец?
-Как Вы считаете, получились ли у Вас
подражательные движения?
- Что вызвало затруднения?
- Кто из Вас хотел бы продолжить заниматься
танцами?
- Вы большие молодцы! Теперь Вы знаете, что
существует такой танец и Вы легко сможете
показать эти движения Вашим друзьям и родным!
- Давайте поблагодарим друг друга поклоном с
аплодисментами!
До новых встреч!
Ответы детей