Напоминание

Основные этапы работы над музыкальным произведением


Автор: Гришаева Олеся Сергеевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Детская школа искусств
Населённый пункт: Зеленодольск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Основные этапы работы над музыкальным произведением
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МБОУ ДОД «Детская школа искусств г.Зеленодольска РТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

НА

ТЕМУ

«ОСНОВНЫЕ

ЭТАПЫ

РАБОТЫ

НАД

МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ»

ГРИШАЕВА О.С.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД

МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.

Разучивание нового произведения процесс сложный и требует многогранной

работы как от учащегося, так и от преподавателя. Подбор репертуара – одна

из важнейших задач педагога, которая включает в себя понимание

необходимости разучивания произведения, определения целей и задач.

Сложность состоит в том, что уровень развития ученика не поддается

измерениям в тот или иной момент времени из-за изменчивости и

взаимодействия всех компонентов обучения. Принцип индивидуального

подхода – важная составляющая при работе в музыкальном классе.

Необходимо учитывать свойственные каждому ученику черты и особенности

его музыкальной индивидуальности. Так как занятия проходят

индивидуально, педагог может эффективно воздействовать на музыкальное

развитие учащегося. Задача педагога понять образ мышления ученика, его

желания и увлечения, склонности и интересы. Надо понимать, как и чем

помочь ученику в процессе урока, какие наставления дать для

самостоятельной работы. Также педагог должен беспристрастно

анализировать его успехи и неудачи, при этом иметь педагогическую

выдержку.

Можно выделить три категории учеников с которыми работает педагог в

процессе обучения. Первая – это яркие талантливые ребята, прирожденные

солисты, которые встречаются довольно редко и для педагога это

невероятная удача работать с таким учеником.

Вторая категория – ученики, проявляющие способности к анализу и

большинство из них склоняется к педагогической деятельности. Требования

к выразительному, яркому исполнению здесь стоит занизить, так как не стоит

ожидать больших откровений от человека, который стремится к наблюдению

и порицательной оценки от окружающих. У этих детей не должно быть

проблем с сольными выступлениями, и в техническом, и в стилистическом

плане, но, надо признать, что их исполнение будет не таким ярким и

обогащенным индивидуальными чертами.

Третья категория – ученики, больше склонные к ансамблевой игре, но не

менее одаренные. В работе с ними надо уделить внимание развитию

музыкальных способностей, техники и чтению с листа.

Анализ прочитанной литературы по методике, теории, истории

фортепианного искусства выявил определенные закономерности в работе над

произведением, которых придерживаются многие исполнители и педагоги.

Поэтому можно выделить базовые принципы работы над художественным

образом.

В работе над произведением нужно определить структуру процесса работы:

– ознакомительный этап – формирование образа (прослушивание, беседа,

разбор);

– детальная работа над произведением;

– заключительный этап – предконцeртная подготовка;

На первом и третьем этапах преобладает целостный, обобщенный подход к

произведению. На втором – более подробная и детальная работа. То есть мы

идем от общего, целого – к единичному, частному, – и вновь к общему,

целому, но уже на другом, более высоком уровне. Рассмотрим подробнее все

эти этапы.

1. Ознакомительный этап

На данном этапе создается первоначальное представление о характере и

настроении музыки. Это очень важный этап, так как первоначальный образ

отпечатывается в сознании ученика и, от того на сколько он будет ярким,

стилистически верным и точно отображающим авторский замысел зависит

весь дальнейший процесс работы над прелюдией.

В формировании музыкального образа помогает прослушивание

произведения в исполнении известных пианистов и обсудить прослушанный

материал с учеником. Это поможет найти собственную трактовку

произведения, понять многозначность музыкального образа и проявить свою

творческую индивидуальность. Необходимо поговорить об истории создания

, особенностях стиля композитора, характера и замысла произведения,

проанализировать форму , характер тем, фактуру. Если «…не

выкристаллизовался жизненный образ произведения, – отмечает

С. И. Савшинский, – то вся дальнейшая над ним работа будет вестись

вслепую».

При более детальном разборе важна точность воспроизведения текста, так

как некоторые неточности игры прочно закрепляются в сознании и требуют

много сил и времени при переучивании. Точное прочтение текста в

медленном темпе, правильная аппликатура и артикуляция, метроритмическая

точность, осмысленная фразировка, понимание фактурного изложения и

динамического развития – основные требования при прочтении текста,

обязательно в медленном темпе. Немаловажную роль в этом играют навыки

быстрой ориентации в нотном тексте и умение читать с листа. Если учение

не имеет хорошего навыка чтения с листа, нужно подключить слуховое

воображение – мысленно воспроизводить музыкальный материал,

проигрывать трудные части «в уме». Необходимо закрепить свои

впечатления после проигрывания в словесной форме, дать краткие

характеристики из нескольких слов, которые отображают эмоциональную

окраску музыкального образа.

Подведем итог и отметим основные моменты работы на ознакомительном

этапе:

– целостный охват произведения посредством чтения с листа и мысленного

проигрывания;

– прослушивание звукозаписи;

– словесная характеристика музыкального образа.

«Ясно намеченная, ясно поставленная, ясно сознаваемая цель, – пишет Г. М.

Коган, – первое условие успеха в какой бы то ни было работе».

2. Детальная работа над произведением

Данный этап технического освоения произведения является самым важным и

длительным. Происходит работа над каждой деталью текста, фразировкой,

звукоизвлечeнием, динамикой, техническими трудностями и выучиванием

наизусть. Анализ любого произведения прежде всего должен быть

художественным, направленным на поиск смысла через выделение и

детальное изучение отдельных компонентов, входящих в целостную

структуру музыкального образа. Основные задачи эмоционально-слухового

анализа:

– выявить структуру содержания произведения, ее разделы, характер тем, их

выразительное значение;

– проследить динамику развития, определить моменты подъема и спада

напряженности, кульминационные эпизоды, точки смены настроения на

протяжении всего произведения;

– проанализировать используемые средства музыкальной выразительности –

мелодию, ритм, гармонию, элементы полифонии, фактуру изложения,

штрихи т. д.;

Также важны и другие методы работы – пропевание мелодии, метод

ассоциаций, сравнение и сопоставление.

Г. М. Коган писал: «Певучесть звука достигается на фортепиано особым

способом удара, вернее – нажима клавиш. Суть его состоит в том, чтобы не

толкать клавишу, не ударять по ней, а сперва «нащупать» ее поверхность,

«прижаться», «приклеиться» к ней не только пальцем, но и – через

посредство пальца – всей рукой, всем телом, и задержа ее на кончике (точнее

на «подушечке») «длинного», словно от локтя или даже от плеча тянущегося

пальца, постепенно усиливать давление, пока рука не «погрузится» в

клавиатуру до отказа, до «дна» – таким движением, каким опираются на стол,

нажимают на чужие плечи, вдавливают печать в сургуч» .

3. Заключительный этап

Заключительный этап включает в себя формирование целостного

музыкально-исполнительского образа и его реальное воплощение в

исполнении, а также подготовка к концертному выступлению. Этот этап

предполагает целостный охват произведения, проигрывание его целиком. В

отличии от первого этапа, целостное представление формируется на другом,

более высоком уровне, с учетом всех охваченных знаний и впечатлений.

Исполнение от начала до конца укрепляет слуховое внимание и помогает

большей концентрации и сосредоточенности во время выступления. На

данном тапе происходит выявление недочетов, притирка всех кусков друг к

другу и их слияние в одно целое. Проигрывания должны проходить в темпе и

в полную силу, как на концерте.

Отдельное внимание нужно уделить формированию эмоциональной

культуры исполнения. А. Г. Рубинштейн говорил об этом так: «Чувства не

может быть слишком много: чувство может быть только в меру, а если его

много, то оно фальшивое». Поэтому важно уметь держать себя в руках и

контролировать свое эмоциональное состояние.

Можно отметить следующие этапы работы над произведением в

завершающей стадии:

– создание эмоционального плана выступления;

– пробные проигрывания в темпе и характере;

– тренировка исполнительской воли и выдержки;

– исполнение на воображаемую зрительскую аудиторию;

– возврат к медленному темпу, при необходимости или перерыв в работе над

произведением.

Каждый из перечисленных этапов работы несомненно важен, заключает в

себе определенные трудности и требует кропотливой работы, как над

отдельными деталями, так и над воплощением художественного целого.

2024г

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства. Ч. 3 / А Д. Алексеев.

– Москва : Музыка, 1982. – 286 с.

2. Баренбойм, Л. Музыкальная педагогика и исполнительство /

Л. А. Баренбойм. – Ленинград, 1974. – 337 с.

3. Вицинский, А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над

музыкальным произведением. Психологический анализ / А. В. Вицинский. –

Москва : Классика-XXI, 2003. – 100с.

4. Голубовская, Н. И. О музыкальном исполнительстве / Н. И. Голубовская. –

Москва : Музыка, 1985. – 143с.

5. Гофман, Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре /

Й. Гофман. – Москва : Классика-XXI, 2013. – 192с.

6. Коган, Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. – 3-е изд. – Москва : Музыка,

1979. – 182 с.

7. Коган, Г. М. У врат мастерства / Г. М. Коган. – Москва : Музыка, 1969. –

341 с.

8. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. – Изд. 7-е.

– Москва : Музыка, 1967. – 135 с.

9 Щапов, А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А. П.

Щапов. – Москва : Классика-XXI, 2002. – 173 с.



В раздел образования