Напоминание

"Использование Дары Фребеля в работе с детьми"


Автор: Базарова Ринчинханда Петровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Звездочка" ГО "Поселок Агинское"
Населённый пункт: пгт.Агинское, Забайкальский край
Наименование материала: «Особенности практического использования игрового пособия «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
Тема: "Использование Дары Фребеля в работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ детский сад «Звездочка» ГО «Поселок Агинское»

Мастер-класс для педагогов

«Особенности практического использования игрового

пособия «Дары Фрёбеля» в образовательной

деятельности с дошкольниками»

Агинское 2023

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах практического

использования игрового пособия «Дары Фрёбеля».

Задачи:

познакомить педагогов с игровым пособием «Дары Фрёбеля», его

особенностями;

развивать творческий познавательный интерес к игровым пособиям

«Дары Фрёбеля»;

вызвать интерес и желание применять полученные знания в своей

педагогической деятельности.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы хотим Вам рассказать об особенностях

практического

использования

игрового

пособия

«Дары

Фрёбеля»

в

образовательной деятельности с дошкольниками.

Вильгельм Август Фрёбель немецкий педагог, родился 12 апреля 1782 году

семье пастора на юге Германии в деревне Обервейсбах. Он был шестым

ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался

без матери – ему было всего лишь 9 месяцев.

В его детстве с ним специально никто не занимался, ребенок был

предоставлен самому себе. Он очень переживал потерю матери.

Видимо, поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием

учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до

школы.

В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка,

который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни",

называли "садовницами". Фребель разработал основы методики обучения

детей в детском саду.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе

и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей,

организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети

лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая

преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со

словом, и это было обязательное требование!

В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности:

подвижные игры,

рисование,

работа с мягкими материалами,

плетение и вырезание из бумаги,

вышивание,

конструирование и др.

Фребель

разработал

первый

в

мире

дидактический

материал

для

дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства,

помогает ребенку налаживать межличностные связи. Фридрих Фребель

писал: «Игра является прообразом всей человеческой жизни».

В 1913 году Фребель появляется в России. Вместе со своими дарами. Хотя в

известном смысле он никуда не исчезал. Ведь главным даром Фридриха

Фребеля - все-таки является детский сад, который он придумал. Как и его

первый проект, как и развивающую предметную среду, в которой этот проект

был воплощен. Включая ее, говоря современным языком, модули -

собственно то, что и называют «дарами Фребеля». Фребель подарил детям не

просто кубики, шары и прочий материал для развлечения и обучения, часто

скрытого. Каждый «модуль» нес особую «идею развития». В соответствии с

этим организовывалось и деятельность ребенка. Его «дары» были и остаются

уникальными игрушками и первыми инструментами в обучении детей.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального

материала (дерева и хлопка). Рекомендации использования в работе с детьми

с младшего возраста с трех лет. Игровой набор обеспечен методическим

сопровождением,

карточками

разного

цвета

в

соответствии

с

образовательными областями ФГОС ДО:

Желтый цвет – Социально-коммуникативное;

Синий цвет – Речевое развитие;

Голубой цвет – Познавательное развитие;

Зеленый цвет – Физическое развитие;

Розовый цвет – Художественно-эстетическое развитие.

В карточках содержатся: название образовательной области, название игры

или игровое упражнение, содержание работы, почти в каждой карточке

присутствует художественное сопровождение, используемые материалы для

данной игры (какие наборы понадобятся), возраст и количество участников,

интеграция с другими образовательными областями, описание хода игры,

иллюстрация в виде схемы, рисунка, фотографии, модификация игры

(разновидность)

Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов

использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор

представляет систему из 14 модулей и предлагаем вам сегодня рассмотреть

эти 14 модулей

Модуль 1: «Шерстяные мячики»: знакомство с цветами; первичное

понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой

моторики.

Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в

цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по

утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч,

потому что:

1.Мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого

количества объектов окружающей среды;

Шар

самая

простая

форма

для

восприятия

малышом.

Этот

дар

рекомендуется использовать уже с 3 месяцев. Можно провести с ребенком

следующие игры, используя мягкий мяч: покатать, потрогать, покружить,

поднять и опустить, бросить.

Модуль 2: «Основные тела» - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения,

куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он

устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.

Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с

геометрическими

телами

и

различиями

между

ними,

развивать

исследовательские навыки.

В младшей группе сравниваем мячик и шар.

В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем

цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь

гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти

ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме

круга.

В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на

шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем

факты: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от

куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за

центр ребра, принимает форму цилиндра.

Модуль 3 «Куб из кубиков»

Комплект из 8 деревянных кубиков. Это мини-конструктор, который дарит

новые

возможности

познания

мира

(предметного

и

абстрактного).

Заниматься с ним лучше с 4 лет, когда ребенок уже сформировал

представление о привычных предметах.

Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна

создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушения ее. Таким

образом педагоги с помощью конструктора «Дары Фребеля» воспитывают в

ребенке созидателя и ответственного за свои действия человека.

Модуль 4 «Куб из брусков»

Комплект из 8 деревянных плашек. Принцип работы с ним точно такой же,

как с предыдущим.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем

преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение —

это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое

на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и

воспитывают

терпеливость,

понимание

целого

и

частей

(«сложное

единство»); развитие творческих способностей; развитие координации;

понимание симметрии, развитие пространственного мышления; понимание

взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-

моторной координации.

Модуль 5 «Кубики и призмы»

Это 27 деревянных кубиков, часть которых поделена пополам или на 4

детали (всего 39 элементов). Целью игры с ними является изучение понятий

«часть/целое»,

развитие

конструкторских

способностей,

расширения

восприятия мира. Предназначены для занятий с детьми от 5 лет.

Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

27 деревянных плиток, часть которых поделена на составляющие (всего 33

элемента). Цель игры та же, что в предыдущем комплекте, поэтому их можно

активно комбинировать.

Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с

геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.

Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные,

одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая

фигура.

Модуль 7 «Цветные фигуры»

Включает в себя цветные круги, полукруги, треугольники и квадратики.

Ее цель- изучение различных плоскостных геометр.фигур. В первую очередь

обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне

куба. Рассказываем ребенку про параллельные стороны. Разрезаем квадраты

по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим

диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие

углы у треугольников острые, прямые и тупые.

Модуль 8 «Палочки»

Включает деревянные палочки разных длин. Сортировка и упорядочивание

фигур по цвету, форме. Тренировка мелкой моторики рук, развитие

зрительно-моторной координации. Соотношение количества и размера.

Простейшие математические действия – сложение и вычитание. Состав

числа. Конструирование.

Модуль 9 «Кольца и полукольца»

Включает кольца и полукольца трех типов размеров (малые, средние,

большие). Развивает Логическое мышление у детей. понятие часть и целое,

тренировка

мелкой

моторики

рук,

развитие

зрительно-моторной

координации. Развитие творческих и речевых способностей.

Модуль10 «Фишки»

Предметы-заменители. Состав числа. Конструирование. Обучение счету,

использование в качестве счетного материала. Последовательность действий.

Выкладывание по образцу.

Модуль 11 «Цветные тела».

Тренировка мелкой моторики (в набор входит шнуровка). Сенсомоторные

навыки (с закрытыми глазами – что это за фигура). Изучение различных

геометр. форм. Развитие умений классификации, сортировки, сравнения,

выполнение задания по образцу, по заданному алгоритму.

Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка».

Изучение комбинаций форм и цветов. Развитие сенсомоторных навыков,

умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.

Модуль 13 «Башенки»

Её

цель-

Закрепление

названий

геометр.

фигур.

Конструирование.

Продолжаем учить строить, не разрушая, а дорабатывая предыдущее. Такие

игры способствуют развитию логики, мышления, творческого воображения.

Умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа,

сбоку, между - способствует развитию пространственного мышления.

Модуль 14. «Арки и цифры».

Конструирование. Часть – целое. Поддержание порядка. Усвоение образа

цифр. Соответствие цифры кол-ву подобранного материала.

- А сейчас мы предлагаем поиграть с набором «Дары Фребеля».

Поиграем с Модулем

1. Возьмите мячики и повторяйте за мной движения

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

В саду у Фребеля работали женщины и раньше их называли садовницы, и

мы с вами сейчас будем украшать наших садовниц, а украшать будем

дарами, точками, кольцами палочками, но не просто украшать, а украшать в

стиле дымковской росписи. Для этого мы используем дары -7,8,9,10.

Это задание предлагаю вам выполнить парами, а элементы дымковской

росписи вы можете увидеть на экране.

(Пока воспит выполняют задание читаю слова)

Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста, мы

учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого

ребёнка, в частности, а также их желания, интересы. Дары Фребеля – это

мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход

игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое –

хорошо забытое старое!

Следующее задание мы будем выполнять с помощью наборов 7,9,10. а какое

будет

задание

вы

узнаете,

отгадав

загадку,

а

потом

отгадку

мы

сконструируем.

Увидев на клумбе прекрасный цветок

Сорвать я его захотел,

Но стоило тронуть рукой стебелек

Как сразу цветок улетел. Кто это?

Сейчас мы будем делать интересное задание, я бы сказала, что мы будем

рисовать конструктором. Я буду рассказывать и действовать, а вы

повторяйте за мной

Однажды летом прекрасная бабочка летала с лепестка на лепесток и возле

одного лепестка остановилась и отложила туда яички свои, они были вот

такими. Положила она их на лепесток и улетела. а они висели на этом

лепестке и стали расти и вскоре из них появились маленькие гусеницы. Они

тоже росли, росли и превратились каждая в большую гусеницу и была она

вот такая, а потом наступила осень, и гусеница стала обматывать себя

тоненькими нитками паутинками, обматывала, обматывала и превратилась в

такую куколку. Наступила зима, куколка перезимовала, а весной, когда снег

растаял куколка зашевелилась, и когда уже стало совсем тепло кожица

куколки лопнула и оттуда стала появляться сначала вот такая головка с

усиками, а потом длинное туловище. А что же не хватает бабочке? для этого

предлагаю вам сделать крылья из модулей 7,9, 10

Игра «Пожелание»

В завершении нашей с вами встречи, своей командой, сложите на столе

общую картину из любых фигур набора, о впечатлениях нашего мастер-

класса и что бы вы хотели пожелать всем.

Вот и подошел к завершению наш мастер-класс. В нем мы постарались

напомнить о замечательных дарах, которые были изобретены Фридрихом

Фребелем в 19 веке, но и не утратили своей актуальности, значимости и в 21

веке. Фребель видел своей целью воспитание свободно думающего и

действующего человека. Помогал раскрыть индивидуальность каждого

ребенка.

Все вы славно потрудились

Хорошо подзарядились.

Как? Во что с детьми играть?

Можно в садике узнать!

Спасибо за внимание!



В раздел образования