Автор: Базарова Ринчинханда Петровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Звездочка" ГО "Поселок Агинское"
Населённый пункт: пгт.Агинское, Забайкальский край
Наименование материала: «Особенности практического использования игрового пособия «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
Тема: "Использование Дары Фребеля в работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ детский сад «Звездочка» ГО «Поселок Агинское»
Мастер-класс для педагогов
«Особенности практического использования игрового
пособия «Дары Фрёбеля» в образовательной
деятельности с дошкольниками»
Агинское 2023
Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах практического
использования игрового пособия «Дары Фрёбеля».
Задачи:
познакомить педагогов с игровым пособием «Дары Фрёбеля», его
особенностями;
развивать творческий познавательный интерес к игровым пособиям
«Дары Фрёбеля»;
вызвать интерес и желание применять полученные знания в своей
педагогической деятельности.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы хотим Вам рассказать об особенностях
практического
использования
игрового
пособия
«Дары
Фрёбеля»
в
образовательной деятельности с дошкольниками.
Вильгельм Август Фрёбель немецкий педагог, родился 12 апреля 1782 году
семье пастора на юге Германии в деревне Обервейсбах. Он был шестым
ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался
без матери – ему было всего лишь 9 месяцев.
В его детстве с ним специально никто не занимался, ребенок был
предоставлен самому себе. Он очень переживал потерю матери.
Видимо, поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием
учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до
школы.
В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка,
который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни",
называли "садовницами". Фребель разработал основы методики обучения
детей в детском саду.
Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе
и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей,
организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети
лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая
преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со
словом, и это было обязательное требование!
В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности:
подвижные игры,
рисование,
работа с мягкими материалами,
плетение и вырезание из бумаги,
вышивание,
конструирование и др.
Фребель
разработал
первый
в
мире
дидактический
материал
для
дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».
Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства,
помогает ребенку налаживать межличностные связи. Фридрих Фребель
писал: «Игра является прообразом всей человеческой жизни».
В 1913 году Фребель появляется в России. Вместе со своими дарами. Хотя в
известном смысле он никуда не исчезал. Ведь главным даром Фридриха
Фребеля - все-таки является детский сад, который он придумал. Как и его
первый проект, как и развивающую предметную среду, в которой этот проект
был воплощен. Включая ее, говоря современным языком, модули -
собственно то, что и называют «дарами Фребеля». Фребель подарил детям не
просто кубики, шары и прочий материал для развлечения и обучения, часто
скрытого. Каждый «модуль» нес особую «идею развития». В соответствии с
этим организовывалось и деятельность ребенка. Его «дары» были и остаются
уникальными игрушками и первыми инструментами в обучении детей.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального
материала (дерева и хлопка). Рекомендации использования в работе с детьми
с младшего возраста с трех лет. Игровой набор обеспечен методическим
сопровождением,
карточками
разного
цвета
в
соответствии
с
образовательными областями ФГОС ДО:
Желтый цвет – Социально-коммуникативное;
Синий цвет – Речевое развитие;
Голубой цвет – Познавательное развитие;
Зеленый цвет – Физическое развитие;
Розовый цвет – Художественно-эстетическое развитие.
В карточках содержатся: название образовательной области, название игры
или игровое упражнение, содержание работы, почти в каждой карточке
присутствует художественное сопровождение, используемые материалы для
данной игры (какие наборы понадобятся), возраст и количество участников,
интеграция с другими образовательными областями, описание хода игры,
иллюстрация в виде схемы, рисунка, фотографии, модификация игры
(разновидность)
Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов
использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор
представляет систему из 14 модулей и предлагаем вам сегодня рассмотреть
эти 14 модулей
Модуль 1: «Шерстяные мячики»: знакомство с цветами; первичное
понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой
моторики.
Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в
цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по
утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч,
потому что:
1.Мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого
количества объектов окружающей среды;
Шар
–
самая
простая
форма
для
восприятия
малышом.
Этот
дар
рекомендуется использовать уже с 3 месяцев. Можно провести с ребенком
следующие игры, используя мягкий мяч: покатать, потрогать, покружить,
поднять и опустить, бросить.
Модуль 2: «Основные тела» - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения,
куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он
устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.
Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с
геометрическими
телами
и
различиями
между
ними,
развивать
исследовательские навыки.
В младшей группе сравниваем мячик и шар.
В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем
цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь
гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти
ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме
круга.
В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на
шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем
факты: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от
куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за
центр ребра, принимает форму цилиндра.
Модуль 3 «Куб из кубиков»
Комплект из 8 деревянных кубиков. Это мини-конструктор, который дарит
новые
возможности
познания
мира
(предметного
и
абстрактного).
Заниматься с ним лучше с 4 лет, когда ребенок уже сформировал
представление о привычных предметах.
Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна
создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушения ее. Таким
образом педагоги с помощью конструктора «Дары Фребеля» воспитывают в
ребенке созидателя и ответственного за свои действия человека.
Модуль 4 «Куб из брусков»
Комплект из 8 деревянных плашек. Принцип работы с ним точно такой же,
как с предыдущим.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем
преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение —
это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое
на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и
воспитывают
терпеливость,
понимание
целого
и
частей
(«сложное
единство»); развитие творческих способностей; развитие координации;
понимание симметрии, развитие пространственного мышления; понимание
взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-
моторной координации.
Модуль 5 «Кубики и призмы»
Это 27 деревянных кубиков, часть которых поделена пополам или на 4
детали (всего 39 элементов). Целью игры с ними является изучение понятий
«часть/целое»,
развитие
конструкторских
способностей,
расширения
восприятия мира. Предназначены для занятий с детьми от 5 лет.
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
27 деревянных плиток, часть которых поделена на составляющие (всего 33
элемента). Цель игры та же, что в предыдущем комплекте, поэтому их можно
активно комбинировать.
Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с
геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.
Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные,
одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая
фигура.
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Включает в себя цветные круги, полукруги, треугольники и квадратики.
Ее цель- изучение различных плоскостных геометр.фигур. В первую очередь
обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне
куба. Рассказываем ребенку про параллельные стороны. Разрезаем квадраты
по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим
диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие
углы у треугольников острые, прямые и тупые.
Модуль 8 «Палочки»
Включает деревянные палочки разных длин. Сортировка и упорядочивание
фигур по цвету, форме. Тренировка мелкой моторики рук, развитие
зрительно-моторной координации. Соотношение количества и размера.
Простейшие математические действия – сложение и вычитание. Состав
числа. Конструирование.
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Включает кольца и полукольца трех типов размеров (малые, средние,
большие). Развивает Логическое мышление у детей. понятие часть и целое,
тренировка
мелкой
моторики
рук,
развитие
зрительно-моторной
координации. Развитие творческих и речевых способностей.
Модуль10 «Фишки»
Предметы-заменители. Состав числа. Конструирование. Обучение счету,
использование в качестве счетного материала. Последовательность действий.
Выкладывание по образцу.
Модуль 11 «Цветные тела».
Тренировка мелкой моторики (в набор входит шнуровка). Сенсомоторные
навыки (с закрытыми глазами – что это за фигура). Изучение различных
геометр. форм. Развитие умений классификации, сортировки, сравнения,
выполнение задания по образцу, по заданному алгоритму.
Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка».
Изучение комбинаций форм и цветов. Развитие сенсомоторных навыков,
умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.
Модуль 13 «Башенки»
Её
цель-
Закрепление
названий
геометр.
фигур.
Конструирование.
Продолжаем учить строить, не разрушая, а дорабатывая предыдущее. Такие
игры способствуют развитию логики, мышления, творческого воображения.
Умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа,
сбоку, между - способствует развитию пространственного мышления.
Модуль 14. «Арки и цифры».
Конструирование. Часть – целое. Поддержание порядка. Усвоение образа
цифр. Соответствие цифры кол-ву подобранного материала.
- А сейчас мы предлагаем поиграть с набором «Дары Фребеля».
Поиграем с Модулем
1. Возьмите мячики и повторяйте за мной движения
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
В саду у Фребеля работали женщины и раньше их называли садовницы, и
мы с вами сейчас будем украшать наших садовниц, а украшать будем
дарами, точками, кольцами палочками, но не просто украшать, а украшать в
стиле дымковской росписи. Для этого мы используем дары -7,8,9,10.
Это задание предлагаю вам выполнить парами, а элементы дымковской
росписи вы можете увидеть на экране.
(Пока воспит выполняют задание читаю слова)
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста, мы
учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого
ребёнка, в частности, а также их желания, интересы. Дары Фребеля – это
мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход
игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое –
хорошо забытое старое!
Следующее задание мы будем выполнять с помощью наборов 7,9,10. а какое
будет
задание
вы
узнаете,
отгадав
загадку,
а
потом
отгадку
мы
сконструируем.
Увидев на клумбе прекрасный цветок
Сорвать я его захотел,
Но стоило тронуть рукой стебелек
Как сразу цветок улетел. Кто это?
Сейчас мы будем делать интересное задание, я бы сказала, что мы будем
рисовать конструктором. Я буду рассказывать и действовать, а вы
повторяйте за мной
Однажды летом прекрасная бабочка летала с лепестка на лепесток и возле
одного лепестка остановилась и отложила туда яички свои, они были вот
такими. Положила она их на лепесток и улетела. а они висели на этом
лепестке и стали расти и вскоре из них появились маленькие гусеницы. Они
тоже росли, росли и превратились каждая в большую гусеницу и была она
вот такая, а потом наступила осень, и гусеница стала обматывать себя
тоненькими нитками паутинками, обматывала, обматывала и превратилась в
такую куколку. Наступила зима, куколка перезимовала, а весной, когда снег
растаял куколка зашевелилась, и когда уже стало совсем тепло кожица
куколки лопнула и оттуда стала появляться сначала вот такая головка с
усиками, а потом длинное туловище. А что же не хватает бабочке? для этого
предлагаю вам сделать крылья из модулей 7,9, 10
Игра «Пожелание»
В завершении нашей с вами встречи, своей командой, сложите на столе
общую картину из любых фигур набора, о впечатлениях нашего мастер-
класса и что бы вы хотели пожелать всем.
Вот и подошел к завершению наш мастер-класс. В нем мы постарались
напомнить о замечательных дарах, которые были изобретены Фридрихом
Фребелем в 19 веке, но и не утратили своей актуальности, значимости и в 21
веке. Фребель видел своей целью воспитание свободно думающего и
действующего человека. Помогал раскрыть индивидуальность каждого
ребенка.
Все вы славно потрудились
Хорошо подзарядились.
Как? Во что с детьми играть?
Можно в садике узнать!
Спасибо за внимание!