Автор: Филатова Ирина Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Реальная школа"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Материал открытого урока
Тема: "Фразеологизмы - сокровища русской лексики"
Раздел: дополнительное образование
1. Вводная часть. Иллюстрации. Один иностранный художник, плохо знающий
русский язык, услышал в разговоре своих знакомых интересные выражения и решил
нарисовать к ним иллюстрации. Вот что у него получилось. (Демонстрируются
юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении:
«Водить за нос», «Сесть в калошу», «Льёт как из ведра», «Съесть пуд соли».
Конечно, вы догадались, что именно услышал художник. Назовите эти выражения.
(Ответы детей). А почему он ошибся? (Ответ).
2. Тематический видеоролик. Разумеется, речь идёт о фразеологизмах – устойчивых
выражениях, которые мы все употребляем в речи. Давайте для начала посмотрим
видеоролик на эту тему.
3.
Работа с рабочими листами. Теоретические сведения.
Обратимся к нашим
сегодняшним рабочим листам.
Дайте полное определение фразеологизма.
Фразеологизм
- устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и
целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию
отдельной лексемы (словарной единицы).
Давайте рассмотрим таблицу, в которой показаны отличия между свободными
словосочетаниями и фразеологическими оборотами.
Свободное словосочетание
Фразеологический оборот
1. можно заменить любое слово в
словосочетании другим словом
1. замена слов невозможна
2. слова сохраняют свою смысловую само-
стоятельность
2. по смыслу каждое зависит от
другого
3. создаются в речи, не требуют запоминания
3. не создаются в речи, требуют
запоминания
Как вы думаете, для чего нам нужны фразеологизмы? Ответы детей.
Действительно, фразеологизмы делают нашу речь ярче, богаче. Специальные
сборники и словари с толкованием фразеологизмов, пословиц и поговорок появились
еще в конце 18 века. Конечно же, в наше время также существует большое количество
таких словарей, например, как у нас с вами.
4.
Происхождение фразеологизмов. Презентация.
Очень интересный вопрос
происхождения фразеологизмов. Посмотрим на презентацию.
Античные.
Дары данайцев. Троянский конь
Выражение употребляется в значении «коварные дары, несущие с собой гибель для
тех, кто их получает». Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы
после длительной и безуспешной осады Трои прибегли к хитрости: они соорудили
огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что
уплывают от берега. Жрец Лаокоон увидел этого коня и, зная хитрости данайцев,
воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!». Но
троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили
коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу,
открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким
образом овладели Троей. Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары
приносящих» вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь»,
употребляемое в значении «тайный, коварный замысел».
Кануть в Лету
В греческой мифологии Лета − река забвения в Аиде, подземном царстве; души
умерших по прибытии в подземное царство пили из неё воду и забывали всю свою
прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения; возникшее отсюда
выражение «кануть в Лету» употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть
забытым.
Яблоко раздора
Выражение это в значении: предмет, причина спора, вражды впервые употребил
римский историк Юстин (II в. н. э.). Основано оно на греческом мифе. Богиня раздора
Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью:
«Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые
заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын
троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита
помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего
произошла Троянская война.
Колесо Фортуны
Фортуна — в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она
изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе и держащей в одной
руке руль, а в другой − рог изобилия. Руль указывал на то, что фортуна управляет
судьбой человека, рог изобилия – на благополучие, изобилие, которое она может
подарить, а шар или колесо подчёркивали её постоянную изменчивость. Имя её и
выражение «колесо Фортуны» употребляется в значении: случай, переменчивость
судьбы
Ахиллесова пята
В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) один из самых сильных и храбрых героев; он
воспет в «Илиаде» Гомера. Миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает,
что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым,
окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не
коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда
он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение
«ахиллесова (или ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое
место кого-либо или чего-либо.
Заимствования из других языков
С выcoты птичьeгo пoлeтa (фpaнц.) - с большой высоты, сверху, издалека,
воспринимать картину целиком
Не в своей тарелке - 1. не в обычном состоянии; иначе, чем всегда; 2. стеснённо,
смущаясь, неловко (чувствовать себя), от французского ne pas etre dans son assiette
Охота на ведьм - преследование инакомыслящих (от английского witch-hunt)
Синий чулок - женщина, лишённая женственности, обаяния и всецело поглощённая
книжными, учёными интересами, от английского bluestocking
Имеет место – франц. существовать, присутствовать, происходить
Холодная
война -
враждебно-агрессивная
политика
государств
в
условиях
официального мира (от английского cold war)
Фразеологизмы зарубежных авторов
Быть или не быть? - о колебаниях в решении важного вопроса (У. Шекспир,
«Гамлет»)
Гадкий утёнок - о ребёнке, подростке, у которого неожиданно проявляются
достоинства (Г. Х. Андерсен, «Гадкий утенок»)
Джентльмен удачи - удачливый, предприимчивый человек; авантюрист (Р.Л.
Стивенсон, «Остров сокровищ»)
Искра Божия - 1. талант, выдающиеся способности; 2. порывы благородных чувств,
высокие стремления (И.Ф. Шиллер, «К радости»)
Любовный треугольник - противоречивые романтические взаимоотношения между
тремя людьми (Г. Ибсен, «Гедда Габлер»)
Пригреть змею на груди - проявлять внимание, заботу, любовь к человеку, который
платит за это неблагодарностью (Эзоп, «Крестьянин и Змея»)
Собака на сене - кто-либо сам не пользуется чем-либо и другим не даёт пользоваться
(Эзоп, «Собака на сене»)
Сражаться с ветряными мельницами - бессмысленно тратить время и силы в борьбе
с мнимой опасностью (М. де Сервантес, «Дон Кихот»)
Русские фразеологизмы
1. Шарашкина контора, Шарага. Ненадёжная организация. А в старину — общество
жуликов и воров.
Происходит от диалектного слова «шарань» («шваль», «голытьба», «жульё»).
2. Бить баклуши. Сейчас — бездельничать. Ранее имелась в виду лёгкая работа.
Баклуши — это заготовки для деревянных ложек, мисок, ковшей и другой посуды из
дерева. Заготовки вытёсывались топором, затем обрабатывались более тонкими
инструментами, расписывались и увозились на ярмарку. Заготовщик баклуш был
подмастерьем в народно-промысловых артелях.
3. Сирота казанская. Человек, который прикидывается несчастным, бедным и нищим.
Выражение возникло после завоевания Казани Иваном Грозным. Мурзы (татарские
князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие
поблажки и милости, жалуясь на свое якобы сиротство и горькую участь.
4. Заруби себе на носу. Накрепко запомни нечто важное. Раньше носом помимо части
лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для
учёта работы, долгов и т.п. Благодаря этому возникло выражение «зарубить на носу».
5. Дойти до ручки. Совсем опуститься, потерять человеческий облик и социальные
навыки. В Древней Руси калачи выпекали не круглыми, а в форме замка с круглой
дужкой. Горожане часто покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту
дужку, как за ручку. При этом из соображений гигиены саму ручку в пищу не
употребляли, а либо отдавали её нищим, либо бросали собакам. Про тех, кто не
брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки.
6. Попасть в просак. Оказаться в крайне неудобном или даже опасном положении.
Просак – это барабан с зубьями в машине, при помощи которой чесали шерсть. Попав
в просак – можно было легко покалечиться, лишиться руки.
7. Кричит во всю Ивановскую. То есть вопит громко, во весь голос, привлекая
внимание. Ансамбль кремлёвских соборов в Москве украшает колокольня Ивана
Великого, на которой по праздникам всегда звонили во все её тридцать колоколов.
Звон был чрезвычайно мощным и разносился очень далеко.
8. Скатертью дорожка! Сейчас так выгоняют надоевшего гостя или посетителя. Ранее
смысл был противоположным — пожелание доброго пути. В одном из стихотворений
Ивана Аксакова можно прочитать о дороге, которая «пряма, как стрела, широкою
гладью, что скатерть легла». Зная наши пространства, человеку желали
беспрепятственного и лёгкого пути.
Библейские фразеологизмы
БЛУДНЫЙ СЫН. Шутл. 1. Человек беспутный, нравственно нестойкий. 2. О человеке,
раскаявшемся в прегрешениях, заблуждениях и т.п. и вернувшемся на путь истинный.
По названию библейского эпизода: «Притча о блудном сыне». (Лк. 15:11-32).
В ОГОНЬ И В ВОДУ (пойти, идти). Пойти (идти) на все, на любые самоотверженные
поступки, не раздумывая, жертвуя всем. Мф. 17:15. Господи! Помилуй сына моего; он
в полнолунии беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду.
ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ. Книжн. Лицемер, скрывающий пороки под маской
добродетели. Мф. 7:15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей
одежде, а внутри суть волки хищные. (Слова Иисуса из Нагорной проповеди).
ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ. Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время
рождаться, и время умирать, время насаждать, и время вырывать посаженное.
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД (СЛАДОК). Заманчивое, желаемое, но запрещаемое или
недоступное. Быт. 2:16-17. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого
дерева в саду ты будешь есть, а от дерева добра и зла не ешь от него, ибо в день, в
который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
6. ЗАРЫТЬ (ЗАРЫВАТЬ) ТАЛАНТ (В ЗЕМЛЮ). Не заботиться о развитии таланта,
дать ему заглохнуть.
Из притчи Иисуса: Господин некий дал трем рабам соответственно пять, два и один
талант. Раб, получивший один талант, «зарыл его в землю», а другие употребили их в
дело. Когда пришло время и рабы возвратили хозяину деньги, тот вознаградил рабов, а
закопавшего — наказал. (Мф. 25:15-30). Талант (греч. talanton) — слиток серебра или
золота, заключающий крупную сумму денег.
7. КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ. Книжн. Затруднение в определенном деле,
препятствие. Ис. 8:14. И будет Он освящением и камнем преткновения и скалой
соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.
8. МАННА НЕБЕСНАЯ. Что-л. желанное, крайне необходимое, редкое.
Исх. 16:14-16, 31. ...И вот на поверхности [земли] пустыни нечто мелкое, круповидное,
как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: «Что это?» И
Моисей сказал им: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». И нарек дом
Израилев хлеб тому имя: манна. (Манна (ц.-сл.). — хлеб, посланный Богом
израильтянам во время их сорокалетнего странствования в пустыне).
5. Работа с карточками. Сейчас мы узнали о фразеологизмах больше. Но мы также
поняли, что их неисчерпаемое множество. Поэтому сейчас каждый из нас проверит
себя, насколько хорошо он знает фразеологизмы и их толкование.
6. Рабочие листы. Задание 1 и задание 2.
ЗАДАНИЕ 1. Найти в каждом предложении фразеологизмы, подчеркнуть.
1. Через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.
2. Он тяжело дышал и не мог собраться с силами, чтобы заговорить.
3. Лабиринт, заросший травой, остался теперь позади, и мы могли радоваться, что
отделались так дёшево.
4. Оставшийся овёс хранили к началу весенних работ как зеницу ока.
5. Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус не дует.
6. Грушницкого на площадке уже не было. Все в один голос вскрикнули.
7. Товарищи и даже сам инструктор, кривя душой, принялись наперебой хвалить его.
8. Его выступление сыграло большую роль в реорганизации предприятия.
9. После обеда вдруг, откуда ни возьмись, задул сильный, но попутный ветер.
10. Вы начинаете выходить из себя, часто вздыхать, то бегать по комнате, то
останавливаться.
11. Сами заварили кашу, сами и поезжайте разбираться.
12. Он взглянул на неё и вдруг упал духом, радость его как в воду канула.
13. Сердце у него стучало так, как будто он пробежал во весь дух несколько вёрст.
14. Одно заруби себе на носу: выдержки тебе надо побольше.
15. По дороге в Вёшенскую они заговорили о создавшемся положении и очень быстро
нашли общий язык.
16. Из уцелевших брёвен на скорую руку сколотили избёнку, покрыли её тёсом.
17. Пехота вела себя героически, артиллерия подавно не ударила в грязь лицом.
18. Тишин кричал, что он выведет на чистую воду всех хвастунов и зазнаек.
19. Полярные станции внесли большой вклад в освоение Арктики.
20. Казалось, в страшном отдалении, на самом краю света, кто-то стонал и плакал на весь
лес.
21. Он у нас и учёный, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом,
мастер на все руки.
22. Калиныч каждый день ходил с барином на охоту, без него Полутыкин шагу ступить не
мог.
23. Без тебя я как без рук, точно на необитаемом острове.
24. Решив уехать во что бы то ни стало, она почувствовала себя вне опасности.
25. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё.
26. Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам.
27. Он работал не покладая рук и наконец увидел, что сделано уже много.
28. Актовый зал был полон, яблоку негде упасть, а у дверей ещё много ребят стояло.
Задание 2. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых
средством выразительности речи является фразеологизм.
1. 1) А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!
2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.
3) — Вот что значит – друзья! — сказал Пашка во весь голос и слегка качнул
загипсованной рукой.
4) — Ну, дают! — разозлился Пашка. — Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся:
заберут они своё заявление как миленькие!
5) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате...
Укажите
варианты
ответов,
в
которых
средством
выразительности
речи
является фразеологизм.
2. 1) В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам,
а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью — всё честь по
чести! — было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе
девятой начальной школы.
2) Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это
ведь стихия.
3) — Теперь вы понимаете свою ответственность? — спросила она уже обыкновенным,
спокойным голосом.
4) Выходило, что книжки читать будем мы и терять, если доведётся, тоже будем их мы, а
вот мамам ни много ни мало придётся страдать из-за этого, будто им и так не достаётся.
5) Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть
строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.
3. 1) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в
который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам — в виде сказочной
ладьи, плывущей над сосновым лесом.
2) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень
недоволен, когда их мало.
3) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех
пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
4) Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к
несуществующей публике…
5) Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в
сторону, в одну точку, и лицо у нее напряжённое и печальное, что мне становится не по себе.
4. 1) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги,
которую мы оба читали.
2) — Какая диковинная память, а! — радостно говорит он.
3) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из
них выделять.
4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают
проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
5) Без царя в голове я, что ли?
5. 1) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной
жизни абсолютно неприменимо.
2) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести
сыновьям пиджаки.
3) Он уже предвкушал, что дня через два наденет в школу свой старый тёмно-синий
свитер крупной вязки, но мама притащила с работы ещё один пиджак.
4) Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный,
как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая
коричневая клетка.
5) — Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.
6. 1) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и
всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
2) А осложнения, как он понимал, неизбежны.
3) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её
голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
4) Впереди праздник, и жизнь — как праздник.
5) Чего она мне нервы мотает?
7. 1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух,
падал редкий снег.
2) Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина,
которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.
3) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы,
и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
4) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял
её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней
прикоснуться.
5) Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку!
8. Укажите варианты ответов, в которых не использован фразеологизм.
1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий,
покладистый Павлик.
2) Он сидел за пустой партой далеко от меня.
3) На первый взгляд так оно и было.
4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
5) У него были какие-то странные глаза — красные и налитые влагой.
9. 1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил,
но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к
доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
2) Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько
непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые
глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
5) Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда.
10. 1) По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё,
наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.
2) Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой
сидели два злющих волка.
3) Днём волков отгонял служитель.
4) Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож.
5) Она изо всех сил кидалась то на одного, то на другого волка, увёртывалась от их
укусов, бросалась опять, не давая им подойти к детям.
11. Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.
1) Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.
2) Всё равно не дам, пока не дочитаю! — отчаянно сказал я, потому что расстаться с
повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.
3) Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к
нему лезли под руку во время важной работы.
4) Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и
боком скользнул на кухню.
5) Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но
сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у
необозримого моря.
12. 1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и
почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и
жалобный вой...
2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
4) Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
5) — Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке.
13. 1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась
настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.
2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
3) Но я даже не подал виду.
4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.
5) Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!
14. 1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.
2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
3) Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
4) — Федя с Гринькой от пчёл убежали,— сказала бабушка,— а наш простофиля полез
Васятку спасать.
5) Что-то здесь пчёл видимо-невидимо!
15. 1) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре
пальца.
2) Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.
3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что
из глаз моих посыпались искры.
4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
5) Я с кличем «ура» во весь дух рванулся ему навстречу.
16. 1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.
2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами,
словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не
научившийся лаять.
3) Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе.
4) Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел
на неё сквозь шерстяные сосульки.
5) Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров.
17. Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.
1) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
2) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
3) После уроков Женя летел домой как на крыльях.
4) Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину
технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед.
5) Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю
расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймет
и утешит?
18. 1) А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра.
2) Я вынимал моё помятое, изуродованное добро и плакал.
3) Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в мыльную глубину, куда
проваливается лучшее, что у тебя есть.
4) Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше.
5) Ему было страшно неудобно, он не знал, куда деваться.
7. Подведение итогов, домашнее задание.
Приложение 1
Приложение 2
реветь белугой
громко
расправить крылья
взбодриться, собраться с
силами
брать под крыло
защищать,
покровительствовать
делить шкуру неубитого
медведя
рано подводить итоги
поставить не на ту лошадку
ошибиться, связывая
надежды с каким-либо
человеком
распустить хвост
красоваться
медведь на ухо наступил
об отсутствии музыкального
слуха
делать из мухи слона
преувеличивать
белая ворона
о чудаке
в мутной воде рыбку ловить
мухлевать
валаамова ослица
заговорила
о внезапно проявившем
протест покорном человеке
буриданов осел
о нерешительном человеке
собака на сене
об эгоисте
заблудшая овечка
о человеке, сбившемся с
правильного жизненного
пути
волк в овечьей шкуре
о лицемере
метать бисер перед
свиньями
стараться зря кого-то
убедить, вдохновить,
задобрить
хоть волком вой
о страдании
с поганой (паршивой) овцы
хоть шерсти клок
о небольшой выгоде вместо
отсутствия выгоды
поступать как свинья
сделать втихомолку кому-то
неприятность
свинья (везде) грязь найдет
о неряшливом,
нечистоплотном человеке
набычиться
обидеться, насупиться
дойная корова
об источнике дохода
чья бы корова мычала
о человеке с двойными
стандартами, обвиняющем
кого-то
как корова на льду
о неловком человеке
(идет) как корове седло
не подходит
бред сивой кобылы
о лживой или глупой
информации
врет как сивый мерин
о человеке, который
обманывает без меры
укатали сивку крутые горки
об уставшем человеке
тянуть кота за хвост
тянуть время
все коту под хвост
напрасно, зря
кот наплакал
мало
как угорелая кошка
бегать суетливо
кошки на душе скребут
тоска, печаль
как кошка с собакой (живут)
ссорятся
любить как собака палку
не любить
собаке (псу) под хвост
(выбросить)
испортить
собачья верность, собачья
преданность
о безмерно преданном
человеке
подложить свинью
Устроить неприятность
клюнуть на крючок
поддаться на провокацию
рыльце в пушку
о замеченном в грешках
человеке
ходить на задних лапках
подлизываться
трудится как пчелка
о работящем человеке
мухи не обидит
о добром человеке
тараканы в голове
о психологических
проблемах
взять быка за рога
резко приступить к делу
вставать с петухами
очень рано
где собака зарыта
о решении проблемы
как белка в колесе
о человеке в бесконечном
потоке дел
павлиний хвост
о вызывающей яркой
внешности
куда Макар телят не гонял
далеко
как собак нерезаных
большое количество
курам на смех
о плохо выполненной работе
как курица лапой
неаккуратно
когда рак на горе свистнет
никогда
как рыба в воде
уверенно, естественно
накаркал беду
о человеке,
предупреждавшем о беде
как баран на новые ворота
(смотрит)
о тугодуме
волчьи законы, волчьи
повадки
о жестокости
не прикидывайся овцой
о человеке, изображающем
покорность
лисьи ухватки
о хитрости
медвежья болезнь
о расстройстве кишечника от
страха
комар носу не подточит
о качественной работе
Приложение 3
РАБОЧИЙ ЛИСТ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – СОКРОВИЩА РУССКОЙ ЛЕКСИКИ
Фразеологизм
- устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и
целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию
отдельной лексемы (словарной единицы).
Давайте рассмотрим таблицу, в которой показаны отличия между свободными
словосочетаниями и фразеологическими оборотами.
Свободное словосочетание
Фразеологический оборот
1. можно заменить любое слово в
словосочетании другим словом
1. замена слов невозможна
2. слова сохраняют свою смысловую само-
стоятельность
2. по смыслу каждое зависит от
другого
3. создаются в речи, не требуют запоминания
3. не создаются в речи, требуют
запоминания
ЗАДАНИЕ 1. Найти в каждом предложении фразеологизмы, подчеркнуть.
1. Через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.
2. Он тяжело дышал и не мог собраться с силами, чтобы заговорить.
3. Лабиринт, заросший травой, остался теперь позади, и мы могли радоваться, что
отделались так дёшево.
4. Оставшийся овёс хранили к началу весенних работ как зеницу ока.
5. Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус не дует.
6. Грушницкого на площадке уже не было. Все в один голос вскрикнули.
7. Товарищи и даже сам инструктор, кривя душой, принялись наперебой хвалить его.
8. Его выступление сыграло большую роль в реорганизации предприятия.
9. После обеда вдруг, откуда ни возьмись, задул сильный, но попутный ветер.
10. Вы начинаете выходить из себя, часто вздыхать, то бегать по комнате, то
останавливаться.
11. Сами заварили кашу, сами и поезжайте разбираться.
12. Он взглянул на неё и вдруг упал духом, радость его как в воду канула.
13. Сердце у него стучало так, как будто он пробежал во весь дух несколько вёрст.
14. Одно заруби себе на носу: выдержки тебе надо побольше.
15. По дороге в Вёшенскую они заговорили о создавшемся положении и очень быстро
нашли общий язык.
16. Из уцелевших брёвен на скорую руку сколотили избёнку, покрыли её тёсом.
17. Пехота вела себя героически, артиллерия подавно не ударила в грязь лицом.
18. Тишин кричал, что он выведет на чистую воду всех хвастунов и зазнаек.
19. Полярные станции внесли большой вклад в освоение Арктики.
20. Казалось, в страшном отдалении, на самом краю света, кто-то стонал и плакал на весь
лес.
21. Он у нас и учёный, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом,
мастер на все руки.
22. Калиныч каждый день ходил с барином на охоту, без него Полутыкин шагу ступить не
мог.
23. Без тебя я как без рук, точно на необитаемом острове.
24. Решив уехать во что бы то ни стало, она почувствовала себя вне опасности.
25. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё.
26. Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам.
27. Он работал не покладая рук и наконец увидел, что сделано уже много.
28. Актовый зал был полон, яблоку негде упасть, а у дверей ещё много ребят стояло.
Задание 2. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых
средством выразительности речи является фразеологизм.
1. 1) А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!
2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.
3) — Вот что значит – друзья! — сказал Пашка во весь голос и слегка качнул
загипсованной рукой.
4) — Ну, дают! — разозлился Пашка. — Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся:
заберут они своё заявление как миленькие!
5) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате...
Укажите
варианты
ответов,
в
которых
средством
выразительности
речи
является фразеологизм.
2. 1) В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам,
а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью — всё честь по
чести! — было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе
девятой начальной школы.
2) Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это
ведь стихия.
3) — Теперь вы понимаете свою ответственность? — спросила она уже обыкновенным,
спокойным голосом.
4) Выходило, что книжки читать будем мы и терять, если доведётся, тоже будем их мы, а
вот мамам ни много ни мало придётся страдать из-за этого, будто им и так не достаётся.
5) Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть
строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.
3. 1) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в
который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам — в виде сказочной
ладьи, плывущей над сосновым лесом.
2) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень
недоволен, когда их мало.
3) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех
пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
4) Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к
несуществующей публике…
5) Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в
сторону, в одну точку, и лицо у нее напряжённое и печальное, что мне становится не по себе.
4. 1) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги,
которую мы оба читали.
2) — Какая диковинная память, а! — радостно говорит он.
3) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из
них выделять.
4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают
проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
5) Без царя в голове я, что ли?
5. 1) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной
жизни абсолютно неприменимо.
2) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести
сыновьям пиджаки.
3) Он уже предвкушал, что дня через два наденет в школу свой старый тёмно-синий
свитер крупной вязки, но мама притащила с работы ещё один пиджак.
4) Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный,
как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая
коричневая клетка.
5) — Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.
6. 1) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и
всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
2) А осложнения, как он понимал, неизбежны.
3) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её
голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
4) Впереди праздник, и жизнь — как праздник.
5) Чего она мне нервы мотает?
7. 1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух,
падал редкий снег.
2) Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина,
которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.
3) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы,
и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
4) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял
её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней
прикоснуться.
5) Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку!
8. Укажите варианты ответов, в которых не использован фразеологизм.
1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий,
покладистый Павлик.
2) Он сидел за пустой партой далеко от меня.
3) На первый взгляд так оно и было.
4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
5) У него были какие-то странные глаза — красные и налитые влагой.
9. 1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил,
но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к
доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
2) Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько
непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые
глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
5) Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда.
10. 1) По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё,
наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.
2) Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой
сидели два злющих волка.
3) Днём волков отгонял служитель.
4) Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож.
5) Она изо всех сил кидалась то на одного, то на другого волка, увёртывалась от их
укусов, бросалась опять, не давая им подойти к детям.
11. Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.
1) Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.
2) Всё равно не дам, пока не дочитаю! — отчаянно сказал я, потому что расстаться с
повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.
3) Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к
нему лезли под руку во время важной работы.
4) Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и
боком скользнул на кухню.
5) Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но
сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у
необозримого моря.
12. 1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и
почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и
жалобный вой...
2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
4) Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
5) — Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке.
13. 1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась
настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.
2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
3) Но я даже не подал виду.
4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.
5) Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!
14. 1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.
2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
3) Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
4) — Федя с Гринькой от пчёл убежали,— сказала бабушка,— а наш простофиля полез
Васятку спасать.
5) Что-то здесь пчёл видимо-невидимо!
15. 1) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре
пальца.
2) Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.
3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что
из глаз моих посыпались искры.
4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
5) Я с кличем «ура» во весь дух рванулся ему навстречу.
16. 1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.
2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами,
словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не
научившийся лаять.
3) Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе.
4) Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел
на неё сквозь шерстяные сосульки.
5) Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров.
17. Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.
1) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
2) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
3) После уроков Женя летел домой как на крыльях.
4) Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину
технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед.
5) Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю
расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймет
и утешит?
18. 1) А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра.
2) Я вынимал моё помятое, изуродованное добро и плакал.
3) Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в мыльную глубину, куда
проваливается лучшее, что у тебя есть.
4) Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше.
5) Ему было страшно неудобно, он не знал, куда деваться.