Напоминание

Музыкальная и исполнительская специфика марийского музыкального фольклора


Автор: Губина Мария Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Тазовская детская школа искусств
Населённый пункт: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальная и исполнительская специфика марийского музыкального фольклора
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МУЗЫКАЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ СПЕЦИФИКА

МАРИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Выполнила преподаватель МБУ ДО Тазовская школа искусств

Губина М.В.

На

формирование

музыкальной

культуры

марийского

народа

оказали

воздействие, как финно-угорские корни, так и контакты с другими этносами.

Важнейшее

место

в

музыкальном

фольклоре

мари

занимает

обрядный

фольклор. В нем почти не сохранилось в системном виде календарно-обрядного

песенного фольклора. Древнейшими пластами национального фольклора являются

прежде

всего

семейно-обрядные

жанры

свадебные,

поминальные

напевы.

К

старинным архаическим пластам относятся также песни в сказках, песни-сказки,

древние

ритуальные

напевы,

отчасти

детский

фольклор.

Напевы

эти

строго

локальны, специфичны для каждого музыкально-этнического диалекта. К образцам

старинного

традиционного

марийского

фольклора

относятся

также

песни

празднично-гостевой традиции (застольные, величальные, благодарственные).

Для мелодики марийских песен характерны тенденция графичности линии и

преобладание принципа торжественно повторности в развитии. Кроме того, налицо

силлабичность песенной структуры, незначительность распевов. Все это придает

марийской мелодике строгую простоту и сдержанность.

Одной из особенностей марийской народной песни является отсутствие

внутрислогового

распева,

что

так

характерно

для

фольклора

многих

народов

(русского, татарского и т.д.). Безусловно, с внутрислоговым распева достигают

определенного развития. Например, сиротская песня луговых мари (Л. Викар 1966).

Марийская инструментальная музыка с давних пор была тесно связана с

обрядами,

вокальным

исполнительством.

Самые

древние

музыкальные

инструменты,

о

которых

напоминается

в

источниках XVIII

в.,

-

это

шувыр

(волынка), тумыр (барабан), кусле (гусли), ковыж (варган), Приложение Б, рис. 1, 2,

3). В этнографической литературе XIX в. Мы находим упоминания в описании

других национальных инструментов – сурем пуч (урожайная труба), шыже пуч

(осенняя

труба),

шиялтыш

(свирель)

(Приложение

Б,

рис.

4,

5).

Со

второй

половины XIX столетия среди марийского населения (в начале у горных, затем у

луговых) широкое распространение получает гармоника [3].

Инструментальная

музыка

марийцев

обычно

использовалась

как

сопровождение

к

народным

песням,

пляскам.

Однако

эта

музыка

имела

и

самостоятельное значение. Она выполняла магическую сакральную функцию в

религиозных языческих обрядах и ритуалах (использование сурем пуч, кусле в

религиозных обрядах).

Так же с марийским фольклором тесно связаны и танцы. Они сопровождают

своими изящными движениями марийские обряды и песни.

Марийские народные танцы поражают богатством ритмического рисунка,

россыпью дробей, пластикой рук и композиционной основой. Корпус в марийских

плясках чаще всего бывает прямым и спокойным, без резких движений, даже когда

исполнители

сильно

и

живо

выбивают

дроби.

Женские

движения

плавные,

спокойные, придающие танцу впечатление широты и строгости. Мужчины более

подвижны. Положение головы в марийских танцах определяется их характером и

подчеркивает эмоциональное содержание.

Танцы

народа

мари

различаются

поп

характеру

исполнения,

композиционной выстроенности и лексическо основе и поэтому они делятся на

этнические группы: луговые, горные и восточные.

Говоря о восточных марийцах, сегодня можно сказать, что в танцах данной

этнической группы мало сохранилось хореографической лексики но в это же время

до

нас

дошло

богатство

композиционного

строя

«Кандыра»

(«Веревочка»),

«Кандаше»

(«Восьмерка»),

«Вич

мужыр»

(«Пять

пар»),

«Латкокыт»

(«Двенадцать»), «Ваш миен куштымаш» («Строй») и т.д.

Горномарийский же народный танец вполне композиционный построения –

«Горномарийская

круговая»

и

«Сормовская

парная».

Горномарийский

танец

чрезвычайно богат – это многочисленные разновидности «елочек», «гармошек»,

притопов, каблучных движений и т.д. Он по своему образу легкий, воздушный,

грациозный.

Лугомарийский

танец

наиболее

сохранил

древнемарийский

образ.

Это

танцы,

исполненные

горделивости.

Грациозности,

игривости,

плавности,

изяществом и красотой, и разнообразием танцевальной лексики и композиционного

построения.

В

основе

марийской

музыки

пентатоника

(пятизвучные

бесполутоновые звукоряды), которая встречается и у других народов, например у

татар, башкир, чуваш и др. [3].

В

основном

в

марийской

музыке

используются

три

вида

пятизвучного

бесполутонового звукоряда:

Так же используются звукоряды, построенные на звукоряде с полутоном:

На шестиступенном звукоряде неполной диатонической гаммы:

Таким

образом,

в

марийской

музыке

бытует

пять

самостоятельных

звукорядов.

Песни марийцев в силу особых историко-географических условий можно

разделить на три основных характерных групп:

1.

горно-марийскую;

2.

луго-марийскую

(делится

на

Йошкар-Олинскую,

Моркинскую,

Сернурскую);

3.

восточно-марийскую.

Песни этих групп имеют различные в ладовом, ритмическом отношениях,

различны по форме, по диапазону и т.д.

Песни горных мари (Горно-Марийский район, расположенный на правом

берегу Волги) строятся на звукорядах:

И имеют в основном двух частичную куплетную форму, состоящую из двух

периодов, где вторая часть обычно является тональным ответом, построенным

квинтой ниже или квартой выше.

Для лирико-повествовательных горных напевов мари свойственны широта и

распевность,

обилие

скачков

на

ч.4,

ч.5,

м.6,

большой

диапазон

мелодии,

достигающий квартдецимы.

В этих напевах преобладают размеры 2/4 и 4/4, встречаются 3/8, 6/8, часто

встречаются смешные размеры. Ритмический рисунок разнообразии. Танцевальные

мелодии горных мари строятся шестиступенном звукоряде с четким двухдольным

размером [4]:

Не смотря на то, что песня луговым мари делятся на несколько групп по

территориальному принципу, но наряду с этим имеют свои отличительные черты.

Так для протяжных песен Йошкар-Олинской группы характерна 2-х частная

форма

с

строением

куплена

из

2-х

периодом,

где

второй

период

является

повторением первого. Такое строение расширяет ее диапазон до децимы.

Песни Йошкар-Олинской группы построены на звукоряде:

Для

ритмического

рисунка

протяжных

песен

свойственны

триоли

и

синкопы.

Для плясовых характерен четкий ритм и 2-х дольный размер (Приложение

А, № 1).

В луговых песнях преобладает бестерцовая пентатоника в пределах сексты

типа c-d-f-g-a (Йошкар-Олинские, Моркинско-волжские мари). Так же встречается

пентатонная мелодия мажорного наклонения, основанная на звукоряде c-d-e-g-a.

Песни

Моркинской

группы

(Моркинский,

Сотнурский,

Волжский,

Звениговский районы) во многом схожи с предыдущей группой марийцев, но они

отличаются по ритму. Для них характерны 3-х и 6-ти дольные размеры. Особенно

распространены свадебные песни с четким ритмом и размером 6/8.

В

районах

Сернурской

группы

(Ронгинский,

Сернурский,

Ново-

Торьяльский, Куженерский, Мари-Турекский и прилагающие районы Кировской

области) широко бытуют звукоряды:

Каждый из этих звукорядов тяготеет к определенному району (например: 1-

й к бывшему Косолаповскому, 2-й Сернурскому и Торьяльскому, 3-й к районам

Кировской области), но их можно встретить повсеместно.

Песни этой группы не широки по объему. В них преобладают 2-х, 3-х и 4-х

дольные размеры.

Песни

марийцев

Кировской

области

более

развиты

и

имеют

богатое

ритмическое строение (Приложение А, № 2).

Песни восточных марийцев (Белебеевский, Краснокамский, Мишкинский,

Калтасинский

районы

Башкирской

АССР

и

населенные

марийцами

районы

Свердловской и Пермской областей) находятся под влиянием башкирской музыки.

У восточных марийцев часто встречаются мелодии песен, основанные на

пентатонике с мажорной (c-d-e-g-a) и минорной (a-c-d-e-g) окраской. Композитор и

фольклорист

Я.

Эшпай

отмечал,

что

«музыка

восточных

мари

больше

всего

мажорного наклонения, что происходит, очевидно, под влиянием окружающих их

башкир» [2].

Мелодика восточно-марийских песен формируется из трихордовых попевок

преимущественно прямого движения на основе кварто-квинтового строя.

Наиболее часто встречаются звукоряды:

По форме песни восточных мари куплетны. Наиболее распространена 2-х

частная форма с повтором второй части. Диапазон песен в большинстве случаев не

превышает октавы.

Песни отличаются свободным и многообразным ритмическим строением

(часты размеры 4/4, встречаются 2/4, ¾, 7/4, 3/8, 5/8 и др.).

В старинных песнях часто встречаются смешанные размеры, в позднейших

– стремление к единой метрической структуре.

Таким

образом,

в

основе

большинства

марийских

песен

лежит

пятиступенная ладовая система (ангемитоника). Но наряду с этим для певческого

музыкального фольклора характерна и диатоника.

Другими

характерными

особенностями

марийского

музыкального

фольклора являются: синкретический характер исполнения – синтез вокального,

инструментального,

хореографического

творчества;

специфика

одноголосного

изложения мелодики марийских народных песен. В современном исполнительском

творчестве

коллективы

народно-певческой

направленности

(профессиональных,

самодеятельных)

интерпретируют

образцы

марийской

традиционной

вокальной

музыки

иначе

фактура

изложения

песен

(хоровых,

ансамблевых)

двух-

трехголосная. Состав певческих коллективов соответствует традиционным формам

исполнения: однородные (мужские, женские) и смешанные.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.

Мамаева

М.

Своеобразие

марийской

пентатоники

/

глав.

ред.

А. Т. Тимиркаев // Ончыко. – 2010. – № 10. -192с.

2.

Марийские

народные

музыкальные

инструменты

[Электронный

ресурс] // Козьмодемьянск РМЭ.

3.

Народный танец луговых мари [Электронный ресурс] // ГБУК РМЭ

«Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-

досуговой деятельности».

4.

Резников Б. Марийская хоровая культура / Б. Резников. – Йошкар-Ола:

Мар. книж. изд-во, 1960. – 293 с.



В раздел образования