Автор: Губина Мария Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Тазовская детская школа искусств
Населённый пункт: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальная и исполнительская специфика марийского музыкального фольклора
Раздел: среднее профессиональное
МУЗЫКАЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ СПЕЦИФИКА
МАРИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Выполнила преподаватель МБУ ДО Тазовская школа искусств
Губина М.В.
На
формирование
музыкальной
культуры
марийского
народа
оказали
воздействие, как финно-угорские корни, так и контакты с другими этносами.
Важнейшее
место
в
музыкальном
фольклоре
мари
занимает
обрядный
фольклор. В нем почти не сохранилось в системном виде календарно-обрядного
песенного фольклора. Древнейшими пластами национального фольклора являются
прежде
всего
семейно-обрядные
жанры
–
свадебные,
поминальные
напевы.
К
старинным архаическим пластам относятся также песни в сказках, песни-сказки,
древние
ритуальные
напевы,
отчасти
детский
фольклор.
Напевы
эти
строго
локальны, специфичны для каждого музыкально-этнического диалекта. К образцам
старинного
традиционного
марийского
фольклора
относятся
также
песни
празднично-гостевой традиции (застольные, величальные, благодарственные).
Для мелодики марийских песен характерны тенденция графичности линии и
преобладание принципа торжественно повторности в развитии. Кроме того, налицо
силлабичность песенной структуры, незначительность распевов. Все это придает
марийской мелодике строгую простоту и сдержанность.
Одной из особенностей марийской народной песни является отсутствие
внутрислогового
распева,
что
так
характерно
для
фольклора
многих
народов
(русского, татарского и т.д.). Безусловно, с внутрислоговым распева достигают
определенного развития. Например, сиротская песня луговых мари (Л. Викар 1966).
Марийская инструментальная музыка с давних пор была тесно связана с
обрядами,
вокальным
исполнительством.
Самые
древние
музыкальные
инструменты,
о
которых
напоминается
в
источниках XVIII
в.,
-
это
шувыр
(волынка), тумыр (барабан), кусле (гусли), ковыж (варган), Приложение Б, рис. 1, 2,
3). В этнографической литературе XIX в. Мы находим упоминания в описании
других национальных инструментов – сурем пуч (урожайная труба), шыже пуч
(осенняя
труба),
шиялтыш
(свирель)
(Приложение
Б,
рис.
4,
5).
Со
второй
половины XIX столетия среди марийского населения (в начале у горных, затем у
луговых) широкое распространение получает гармоника [3].
Инструментальная
музыка
марийцев
обычно
использовалась
как
сопровождение
к
народным
песням,
пляскам.
Однако
эта
музыка
имела
и
самостоятельное значение. Она выполняла магическую сакральную функцию в
религиозных языческих обрядах и ритуалах (использование сурем пуч, кусле в
религиозных обрядах).
Так же с марийским фольклором тесно связаны и танцы. Они сопровождают
своими изящными движениями марийские обряды и песни.
Марийские народные танцы поражают богатством ритмического рисунка,
россыпью дробей, пластикой рук и композиционной основой. Корпус в марийских
плясках чаще всего бывает прямым и спокойным, без резких движений, даже когда
исполнители
сильно
и
живо
выбивают
дроби.
Женские
движения
плавные,
спокойные, придающие танцу впечатление широты и строгости. Мужчины более
подвижны. Положение головы в марийских танцах определяется их характером и
подчеркивает эмоциональное содержание.
Танцы
народа
мари
различаются
поп
характеру
исполнения,
композиционной выстроенности и лексическо основе и поэтому они делятся на
этнические группы: луговые, горные и восточные.
Говоря о восточных марийцах, сегодня можно сказать, что в танцах данной
этнической группы мало сохранилось хореографической лексики но в это же время
до
нас
дошло
богатство
композиционного
строя
–
«Кандыра»
(«Веревочка»),
«Кандаше»
(«Восьмерка»),
«Вич
мужыр»
(«Пять
пар»),
«Латкокыт»
(«Двенадцать»), «Ваш миен куштымаш» («Строй») и т.д.
Горномарийский же народный танец вполне композиционный построения –
«Горномарийская
круговая»
и
«Сормовская
парная».
Горномарийский
танец
чрезвычайно богат – это многочисленные разновидности «елочек», «гармошек»,
притопов, каблучных движений и т.д. Он по своему образу легкий, воздушный,
грациозный.
Лугомарийский
танец
наиболее
сохранил
древнемарийский
образ.
Это
танцы,
исполненные
горделивости.
Грациозности,
игривости,
плавности,
изяществом и красотой, и разнообразием танцевальной лексики и композиционного
построения.
В
основе
марийской
музыки
–
пентатоника
(пятизвучные
бесполутоновые звукоряды), которая встречается и у других народов, например у
татар, башкир, чуваш и др. [3].
В
основном
в
марийской
музыке
используются
три
вида
пятизвучного
бесполутонового звукоряда:
Так же используются звукоряды, построенные на звукоряде с полутоном:
На шестиступенном звукоряде неполной диатонической гаммы:
Таким
образом,
в
марийской
музыке
бытует
пять
самостоятельных
звукорядов.
Песни марийцев в силу особых историко-географических условий можно
разделить на три основных характерных групп:
1.
горно-марийскую;
2.
луго-марийскую
(делится
на
Йошкар-Олинскую,
Моркинскую,
Сернурскую);
3.
восточно-марийскую.
Песни этих групп имеют различные в ладовом, ритмическом отношениях,
различны по форме, по диапазону и т.д.
Песни горных мари (Горно-Марийский район, расположенный на правом
берегу Волги) строятся на звукорядах:
И имеют в основном двух частичную куплетную форму, состоящую из двух
периодов, где вторая часть обычно является тональным ответом, построенным
квинтой ниже или квартой выше.
Для лирико-повествовательных горных напевов мари свойственны широта и
распевность,
обилие
скачков
на
ч.4,
ч.5,
м.6,
большой
диапазон
мелодии,
достигающий квартдецимы.
В этих напевах преобладают размеры 2/4 и 4/4, встречаются 3/8, 6/8, часто
встречаются смешные размеры. Ритмический рисунок разнообразии. Танцевальные
мелодии горных мари строятся шестиступенном звукоряде с четким двухдольным
размером [4]:
Не смотря на то, что песня луговым мари делятся на несколько групп по
территориальному принципу, но наряду с этим имеют свои отличительные черты.
Так для протяжных песен Йошкар-Олинской группы характерна 2-х частная
форма
с
строением
куплена
из
2-х
периодом,
где
второй
период
является
повторением первого. Такое строение расширяет ее диапазон до децимы.
Песни Йошкар-Олинской группы построены на звукоряде:
Для
ритмического
рисунка
протяжных
песен
свойственны
триоли
и
синкопы.
Для плясовых характерен четкий ритм и 2-х дольный размер (Приложение
А, № 1).
В луговых песнях преобладает бестерцовая пентатоника в пределах сексты
типа c-d-f-g-a (Йошкар-Олинские, Моркинско-волжские мари). Так же встречается
пентатонная мелодия мажорного наклонения, основанная на звукоряде c-d-e-g-a.
Песни
Моркинской
группы
(Моркинский,
Сотнурский,
Волжский,
Звениговский районы) во многом схожи с предыдущей группой марийцев, но они
отличаются по ритму. Для них характерны 3-х и 6-ти дольные размеры. Особенно
распространены свадебные песни с четким ритмом и размером 6/8.
В
районах
Сернурской
группы
(Ронгинский,
Сернурский,
Ново-
Торьяльский, Куженерский, Мари-Турекский и прилагающие районы Кировской
области) широко бытуют звукоряды:
Каждый из этих звукорядов тяготеет к определенному району (например: 1-
й к бывшему Косолаповскому, 2-й Сернурскому и Торьяльскому, 3-й к районам
Кировской области), но их можно встретить повсеместно.
Песни этой группы не широки по объему. В них преобладают 2-х, 3-х и 4-х
дольные размеры.
Песни
марийцев
Кировской
области
более
развиты
и
имеют
богатое
ритмическое строение (Приложение А, № 2).
Песни восточных марийцев (Белебеевский, Краснокамский, Мишкинский,
Калтасинский
районы
Башкирской
АССР
и
населенные
марийцами
районы
Свердловской и Пермской областей) находятся под влиянием башкирской музыки.
У восточных марийцев часто встречаются мелодии песен, основанные на
пентатонике с мажорной (c-d-e-g-a) и минорной (a-c-d-e-g) окраской. Композитор и
фольклорист
Я.
Эшпай
отмечал,
что
«музыка
восточных
мари
больше
всего
мажорного наклонения, что происходит, очевидно, под влиянием окружающих их
башкир» [2].
Мелодика восточно-марийских песен формируется из трихордовых попевок
преимущественно прямого движения на основе кварто-квинтового строя.
Наиболее часто встречаются звукоряды:
По форме песни восточных мари куплетны. Наиболее распространена 2-х
частная форма с повтором второй части. Диапазон песен в большинстве случаев не
превышает октавы.
Песни отличаются свободным и многообразным ритмическим строением
(часты размеры 4/4, встречаются 2/4, ¾, 7/4, 3/8, 5/8 и др.).
В старинных песнях часто встречаются смешанные размеры, в позднейших
– стремление к единой метрической структуре.
Таким
образом,
в
основе
большинства
марийских
песен
лежит
пятиступенная ладовая система (ангемитоника). Но наряду с этим для певческого
музыкального фольклора характерна и диатоника.
Другими
характерными
особенностями
марийского
музыкального
фольклора являются: синкретический характер исполнения – синтез вокального,
инструментального,
хореографического
творчества;
специфика
одноголосного
изложения мелодики марийских народных песен. В современном исполнительском
творчестве
коллективы
народно-певческой
направленности
(профессиональных,
самодеятельных)
интерпретируют
образцы
марийской
традиционной
вокальной
музыки
иначе
–
фактура
изложения
песен
(хоровых,
ансамблевых)
двух-
трехголосная. Состав певческих коллективов соответствует традиционным формам
исполнения: однородные (мужские, женские) и смешанные.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Мамаева
М.
Своеобразие
марийской
пентатоники
/
глав.
ред.
А. Т. Тимиркаев // Ончыко. – 2010. – № 10. -192с.
2.
Марийские
народные
музыкальные
инструменты
[Электронный
ресурс] // Козьмодемьянск РМЭ.
3.
Народный танец луговых мари [Электронный ресурс] // ГБУК РМЭ
«Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-
досуговой деятельности».
4.
Резников Б. Марийская хоровая культура / Б. Резников. – Йошкар-Ола:
Мар. книж. изд-во, 1960. – 293 с.