Автор: Светлана Николаевна Петрова
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ им.В.В.Андреева"
Населённый пункт: ХМАО-Югра г.Нефтеюганск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Воспитание и организация самостоятельной работы учащихся по классу фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«
Воспитание и организация самостоятельной работы
учащихся по классу фортепиано
»
Подготовила:
преподаватель высшей категории
фортепианного отделения
МБУ ДО «ДМШ им.В.В.Андреева»
Петрова С.Н.
г.Нефтеюганск
2024 г.
Воспитание и организация самостоятельной работы
учащихся по классу фортепиано
Недостаточно, чтобы ученик был внимательным, воспринимал изучаемый
предмет, его запоминал и был в состоянии его воспроизвести. Нет! Заставь ученика
работать, работать самодеятельно, приучи его к тому, чтобы для него немыслимо иначе,
как собственными силами, что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал,
проявлял себя, развивал свои дремлющие силы.
А. Дистервег
Воспитание самостоятельности ученика в детской музыкальной школе всегда стояло в
центре музыкальной педагогики. На пути к этой цели перед педагогом встают разные
задачи. Как мотивировать ученика на самостоятельную работу? Как заинтересовать
родителей ученика процессом обучения ребёнка в музыкальной школе? Как правильно
организовать и проконтролировать родителю ученика самостоятельную работу ребёнка
дома? Как воспитать в ученике любовь к музыке и желание после окончания музыкальной
школы продолжать играть на инструменте в дальнейшей его жизни?
Самостоятельность учеников младших, средних и старших классов выражается по-
разному. На начальном этапе обучения ученик должен закрепить все те действия, которые
были сделаны на уроке с преподавателем. Со временем овладев определёнными игровыми
навыками и музыкальной грамотностью, он уже может что-то попытаться сделать сам.
В средних и старших классах самостоятельность ученика выражается в том, что на
основе своих знаний и умений, ученик пытается перенести методы работы изучаемых
ранее
произведений
на
новые
произведения.
Увидеть
знакомый
ритм,
штрихи,
аппликатуру,
динамику.
Ученики
старших
классов
это
выполняют
наиболее
сосредоточеннее и внимательнее, так как опыта в этом деле уже больше, чем у учащихся
средних классов.
Когда семилетнего, а порой и шестилетнего ребёнка после детского сада отдают сразу в
две школы - общеобразовательную и музыкальную, это вносит в его порядок жизни
психологические перемены. Если раньше всё преподносилось ему в игровой форме,
теперь он понимает, что ему нужно трудиться. Многие дети не всегда готовы к такому
большому
потоку
информации,
требующего
концентрации
внимания,
активной
умственной деятельности, а главное терпения. Поэтому часто у детей начинает пропадать
интерес и учёба идёт «из-под палки». Из опыта своей работы преподаватели должны
учесть этот момент, и попытаться найти подход к таким детям.
Возможно, дать юному ученику произведения по силам, чтоб работа над ними сильно
его не угнетала. Преподаватель своим маленьким ученикам может постараться придумать
образы в музыкальных произведениях, которые они изучают, особенно в таких сложных
для восприятия произведениях, как например сонатина. Можно представить для ученика
бытовую сценку, которая по своему содержанию была бы ему близка. Например: главная
партия – это ты. Ты выбежал на улицу гулять, у тебя хорошее настроение. Ты собрался
кататься на ледянке с горки, а навстречу тебе идёт грустная твоя подруга Алиса – это уже
побочная партия. У Алисы сегодня не очень хорошее настроение, поэтому она грустная.
Вы встретились, поговорили и отправились кататься на ледянке вместе – это разработка.
Наступил вечер, и вы с Алисой разошлись по домам – это реприза.
Если у маленького ученика нет положительного настроя на работу, то новые знания не
будут усваиваться, а старые закрепляться. Так же влияет и темп ведения урока. В слишком
быстром темпе маленький ученик не успевает всё запомнить, и информация в его голове
мелькает как в калейдоскопе. Приходя домой, большую часть информации он уже не
помнит. Если урок проходит в медленном темпе, всё понятно, но ему уже как-то скучно и
хочется зевать.
С учениками младших и средних классов преподаватель разбирает новые произведения
на уроке вместе с ними для того, чтобы научить их грамотному чтению нотного текста.
Этим самым старается заложить основу для последующей самостоятельной работы
ученика дома. В средних классах педагог с учеником на уроке вместе разбирают первые
две строчки или первых два предложения нового произведения. Обращают внимание на
размер, знаки и совместно определяют тональность произведения. На следующем уроке,
если ученик принёс всё «шиворот - на выворот», тогда нужно задать вопрос: «Скажи, эта
музыка, которую ты сейчас сыграл, тебе нравится?». Если ученик вдруг утвердительно
кивает головой в знак согласия, тогда нужно задать второй вопрос: «Скажи, а твоя музыка
очень похожа на ту, которую я играла тебе, перед тем как мы с тобой выбрали это
произведение? Давай я тебе ещё раз сыграю, а ты сравнишь». Ученик сравнивает, и вместе
с преподавателем разбирается, в чём причина, почему произведение одно, а звуки звучат в
исполнении ученика и преподавателя совершенно по - разному.
Перед тем, как начинать изучать произведение с учеником младших и средних классов,
можно попросить его посмотреть знаки при ключе, затем проставить карандашом их в
нотах на первой странице или в первом разделе музыкального произведения, если в этом
есть необходимость. Почему это нужно делать? Дело в том, что у детей гармонический
слух ещё недостаточно развит и многие дети фальшивые ноты просто не слышат. На
данном этапе развития играет большую роль именно внимательное чтение нотного текста.
В старших классах у ученика формируется гармонический слух, а также ощущение
тональности на интуитивном уровне. В отличие от учеников младших и средних классов,
ученик старших классов в состоянии услышать сам свои фальшивые ноты и
самостоятельно их устранить. Поэтому к учащимся старших классов, имеющих
достаточно развитый гармонический слух, можно не предъявлять требования проставить
знаки. На первом уроке нужно проверить, как ученик справился с заданием. Если знаки
появляются не там, где надо, или пропускаются в нужных местах, преподаватель может
проиграть на инструменте правильный и не правильный вариант нотного текста, затем
спросить ученика его мнение, какой вариант на его взгляд лучше.
Такое же задание можно дать и по аппликатуре. Подобрать дома удобную аппликатуру,
затем расставить карандашом её в нотах. Если ученик подобрал не очень удобную
аппликатуру, тогда преподаватель может предложить ученику проиграть рассматриваемое
место в произведении аппликатурой ученика, а затем аппликатурой, которую подобрал
преподаватель. После обсудить, чей вариант аппликатуры удобнее. В любом возрасте
ученика, педагог должен постараться уделить должное внимание аппликатуре. Если
ученик играет из раза в раз хорошо подобранной аппликатурой – это способствует
автоматизации его игровых движений. Если ученик постоянно переучивает аппликатуру,
это влечёт за собой не уверенное исполнение на сцене, спотыкание, остановки, ошибки.
Для развития самостоятельности и ответственности у учащихся старших классов,
полезно поставить их в роль педагога и попросить позаниматься с учащимися младших
или средних классов. В такой ситуации старший ученик, глядя в ноты младшему ученику,
старается напрячь все свои усилия и объяснить всё, что он знает, младшему ученику.
После таких занятий с младшим учеником, старший в процессе своей самостоятельной
работы становится более внимательным и к своей программе. Начинает обращать
внимание на те вещи, которые он выпускал из вида.
В самостоятельных занятиях многое зависит, от того, как преподаватель записывает
домашнее задание в дневник. Нужно постараться, чтоб запись домашнего задания была
регулярной, ясной и конкретной. Почерк был аккуратный и понятный для ученика, чтоб
ученик смог сам прочитать и вникнуть в суть задания. Очень важно, чтобы преподаватель
дал совет своему ученику выполнять домашнее задание не сразу всё за один раз перед
уроком,
что
может
быть
очень
утомительно.
Педагог
должен
порекомендовать
распределить выполнение задания в течение нескольких дней для того, чтобы
самостоятельная работа была регулярной и более эффективной. Также рекомендовать
выбрать одно время для ежедневных занятий. Привычка к ежедневным самостоятельным
занятиям в определённое время создаёт свой психологический комфорт. Это позволяет
избежать ситуаций, когда ученик приходит на урок и говорит: «У меня не было времени
заниматься». Должно быть железное правило у самого ученика, например, с шести часов
до семи часов он откладывает всё и садится за фортепиано, а после семи продолжает
делать всё остальное. Тогда только можно будет ощутить какой- то результат от
самостоятельных занятий.
Одна из форм работы по воспитанию самостоятельности у учащихся фортепианного
отделения-исполнение самостоятельно выученных произведений на классных часах и
концертах. Игра учеником самостоятельно выученного произведения показывает, чему он
научился за время обучения в музыкальной школе. Как разбирается в нотном тексте, как
слушает и контролирует себя, на что стоит обратить внимание, и над чем выстроить свою
работу с этим учеником. В нашей школе фортепианным отделом ежегодно проводится
концерт «Мои любимые мелодии». На летние каникулы преподаватели дают ученикам для
самостоятельного разбора произведения достаточно лёгкие, на класс или два ниже для
того, чтобы нотный текст был понятным и доступным для ученика. После летних каникул
проводится концерт. На нем ученики играли друг для друга то, что выучили за лето сами.
Как правило, дети относятся достаточно отвественно к данному мероприятию и любят
такие концерты.
Очень важно заинтересовать обучением в музыкальной школе родителей ученика. Со
стороны родителей должны идти поддержка и поощрение даже самых маленьких успехов
ребёнка. Необходимо, чтобы родители приходили на концерты и все различные
выступления ребёнка. Ребёнок должен хорошо чувствовать, что родителям небезразлично
его обучение в музыкальной школе, когда родители проявляют активный интерес к
обучению ребёнка, тогда и ребёнок чувствует за собой ответственность.
Также нужно обратить внимание родителей ученика, на каком инструменте занимается
ребёнок дома, в каком состояние находится инструмент. Невозможно добиться от ученика
хорошей самостоятельной работы, если он играет на расстроенном инструменте, где
клавиши отвечают совершенно другими звуками или вообще не отвечают. Ученик в такой
ситуации, даже не слышит своих ошибок, а порой привыкает к звучанию своего
инструмента и в классе ему играть вдвойне сложнее. Важно объяснить это родителям
ученика, чтобы родители не пожалели своих средств и настроили инструмент для своего
ребёнка, а порой приобрели более лучший инструмент.
Необходимо попросить родителей взять под контроль посадку ребёнка за
инструментом. Например, чтобы ребёнок не сутулился сидя за инструментом так, как это
может повлечь за собой искривление позвоночника - сколиоз. Преподаватель может
порекомендовать родителям своих учеников обратить внимание на простые физические
упражнения укрепляющие мышцы позвоночника такие как «Лодочка», «Корзиночка» и
«Колечко». Упражнение «Лодочка»: ребёнок ложится на живот тянется прямыми руками и
ногами вверх. Упражнение «Корзиночка»: ребёнок ложится на живот, обхватывает руками
ступни ног, голову тянет вверх. Упражнение «Колечко»: ребёнок ложится на живот,
поднимается на руках, голову тянет к ногам, ноги согнуты в коленях – тянутся к голове.
Важно обратить внимание родителей на высоту сидения за инструментом, чтобы
высота стула не была слишком низкой, потому что будут свисать локти и ломаться
постановка руки. Для учеников младших классов важно, чтобы была подставка для ног,
чтобы ноги не свисали и ученик чувствовал опору под ногами. Из опыта работы
становится ясно, что к родителям не только можно, но и нужно обращаться за помощью в
организации самостоятельных занятий. Если родителям ученика действительно важно,
чтобы ребёнок научился играть на инструменте, родители постараются выполнить все
просьбы преподавателя.
Очень важно преподавателю воспитать в ученике самостоятельность и любовь к
музыке. Возможно, в будущем ребёнок не станет профессиональным музыкантом, но
будет продолжать тянуться к искусству. Что-то сможет сыграть на инструменте для себя,
своих близких, а в будущем попытается привить любовь и интерес к музыке своим детям.
В жизни не так важно, на какую оценку ребёнок сдал свой выпускной экзамен, главное
музыкальное
обучение
помогает
ему
стать
личностью.
Находить
творческие
и
неординарные решения в жизненных ситуациях, ставить перед собой цели и их достигать,
а также не останавливаться на достигнутом. Именно эти важные черты характера
закладывает
музыкальное
воспитание
в
жизни
каждого
ученика,
закончившего
музыкальную школу.