Напоминание

Работа концертмейстера в классе скрипки


Автор: Вельгас Ильсур Сергеевич
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 16 им.О.Л.Лундстрема"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Работа концертмейстера в классе скрипки
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа концертмейстера в классе скрипки

Задача данной методической статьи выяснить, каков комплекс

качеств, необходимый концертмейстеру, работающему в классе скрипки.

Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на методическую

литературу и собственный педагогический опыт, определить особенности

работы концертмейстера в классе скрипки и поделиться этими мыслями с

коллегами.

Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы

стать хорошим концертмейстером?

В деятельности концертмейстера ДМШ объединяются творческие,

педагогические и психологические качества. Творческие качества и навыки:

- владение инструментом, как в техническом, так и в музыкальном

плане;

- усвоение знаний законов ансамблевого соотношения;

- музыкальная чуткость к ученику – солисту;

- неразрывное взаимодействие между партией солиста и партией

концертмейстера.

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный

репертуар, чтобы чувствовать музыку разных стилей. Хороший

концертмейстер проявляет интерес к познанию новой музыки, знакомству с

нотами тех или иных композиторов, слушая их в записи и на концертах. Для

музыкально-творческой деятельности концертмейстера бывает недостаточно

знаний по своему предмету. Нужны глубокие знания по дисциплинам

музыкально-теоретического цикла: гармонии, анализа форм, полифонии.

Концертмейстер должен обладать рядом положительных

психологических качеств:

- мобильность, быстрота и активность реакции: бывают случаи, когда

учащийся переволновался, что-то забыл, нужно «спасать» ситуацию и на

концертмейстера ложится груз ответственности за удачное исполнение

произведения.

- вдохновенная игра и артистизм;

- сценическая выдержка и самообладание;

- слуховой контроль;

- внимание концертмейстера – многополостное. Его надо распределять

не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту. В

каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль,

слуховое внимание занято звуковым балансом; ансамблевое внимание следит

за воплощением единства музыкального замысла. Такое напряжение требует

огромной затраты физических и душевных сил.

Педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от

пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков

и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также

педагогического чутья и такта.

Особенности работы концертмейстера в классе скрипки

Концертмейстер в классе скрипки должен знать особенности этого

инструмента. Природа звука фортепиано и скрипки диаметрально

противоположны. Рояль имеет ударное начало звука и его последующее

неизбежное затухание. Скрипка имеет мягкую атаку и естественное певучее

продолжение, длительную протяжённость звучания. В разных регистрах

звучания скрипки ей требуется разная по интенсивности и окраске

поддержка. Мы учимся у скрипачей длинному звуку, великолепному

legatissimo, они у нас – точности звуковой атаки, чёткости, определённости

штриха.

Основная задача концертмейстера в классе скрипки заключается в том,

чтобы совместно с преподавателем помочь ученику овладеть произведением,

подготовить его к концертному выступлению. Обычно работа учащегося над

пьесой состоит из следующих стадий: разбор, фрагментарное исполнение,

репетиционное исполнение, которое предшествует концертному. Хорошо,

когда концертмейстер включается в работу на начальной стадии разучивания

и весь путь до концертного выступления, проходит вместе с учеником и его

преподавателем-наставником.

Преимущества этого метода:

- ученик хорошо будет знать партию фортепиано;

- концертмейстер в процессе работы будет знать слабые стороны

ученика, трудные места и сможет ему помочь в случае неудач;

- при таком методе лучше достигается ансамблевое единение в

раскрытии художественного образа (правильная фразировка, использование

динамики, выбор правильного темпа, выучивание ритмических трудностей).

На начальном этапе работы над произведением, юному скрипачу часто

помогает быстрее освоить свою партию временное видоизменение фактуры

аккомпанемента. Концертмейстеру необязательно играть свою партию в

полном объеме, можно ограничиться лишь главными элементами:

важнейшими басами, гармониями.

Существует два момента в аккомпанементе, учет которых обеспечивает

целостность и законченность исполнения. Это темпоритм и динамика.

Работа над темпоритмом является одним из важных пунктов в

деятельности концертмейстера при подготовке к концертному выступлению.

Необходимо уметь "держать" темп и легко переключаться на новый, иметь

«темповую память», нужную при возвращении после ряда отклонений к

первоначальному темпу. Многое зависит от опыта концертмейстера, наличия

в нем дирижёрского начала, умения при необходимости вести солиста за

собой, направляя общее движение.

Вопросы скорости движения темпа непосредственно связаны с

вопросами ритма. Концертмейстеру необходимо стремиться найти

художественно наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости

ритмического рисунка.

Одним из важнейших этапов является, также, работа над динамикой.

Способность, услышать фортепианную партию в разных оркестровых

тембрах, помогает концертмейстеру создать художественные образы. Первое,

о чем необходимо помнить концертмейстеру в работе с юным скрипачом –

это соблюдение звукового баланса. Важно не забывать о физических

возможностях ученика, его возрасте и качестве его инструмента.

Существует специфика исполнения аккомпанемента при следующих

приемах игры на струнно-смычковых инструментах:

- разнообразие скрипичных штрихов требует различного

сопровождения, основанного на подражании;

- необходимо помнить, что скрипичные аккорды при исполнении

делятся пополам, соответствующие аккорды пианиста должны приходиться

на верхние звуки;

- чередование ломаных аккордов с мелкими нотами. Это пример того,

когда музыкальная логика расходится с инструментальной технологией;

-флажолет – своеобразный высокий звук, извлекаемый особым

способом. Во время его звучания, для соблюдения звукового баланса,

сопровождение должно звучать тише;

- двойные ноты - как правило, на их озвучивание тратиться время, и

темп замедляется;

- бывает, что солисту выгодно немного ускорить темп, если несколько

нот приходится на один смычок. Все это не может не учитывать пианист в

аккомпанементе;

- особое внимание к использованию педали. Так называемая «жирная»

педаль, как правило, противопоказана струнным инструментам. Она как бы

затапливает их. В произведениях, связанных с полифоническим развитием,

педаль сводится до минимума. Очень точно следует снимать педаль при

окончаниях общих фраз или совместных снятий, когда прекращении звука

должно быть одновременным с остановкой смычка;

- слаженность ансамбля аккомпаниатора и юного скрипача зависит и от

умения последнего вести смычок. На этапе выхода произведения на

концертное исполнение, концертмейстер обязан продумать все

организационные детали.

Заключение

Большое значение для эффективности классной работы имеет характер

общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только

музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека. В

процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру

пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на такие замечания

имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь

заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик.

Для педагога по специальности концертмейстер — правая рука и

первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста —

концертмейстер наперсник его творческих дел, помощник, друг, наставник,

тренер и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый

концертмейстер. Оно завоёвывается авторитетом, творческой собранностью,

волей, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных

художественных результатов при совместной работе с солистами и в

собственном музыкальном совершенствовании.

Концертмейстер должен, помимо музыкальной чуткости, обладать

ясным мышлением, крепкими нервами и хорошей интуицией. Кроме того, он

обязан быть широко эрудированным музыкантом, знающим большое

количество стилей, умеющим моментально сориентироваться в нотном

тексте, читать с листа и транспонировать. Хочется подчеркнуть: умение

быстро ориентироваться в тексте – один из самых главных навыков работы

концертмейстера.

Список литературы

1. Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера:

от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского

мастерства.-Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998.

2. Живов Л. О работе концертмейстера. Сб. статей, ред. М.Смирнов, С-

П, Музыка, 1997.

3.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая

деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2

4. Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ //

О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина.

– Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.

5. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления

педагога. - М.:Музыка, 1996.



В раздел образования