Напоминание

«Практика подбора аккомпанемента и импровизация»


Автор: Хлесткина Светлана Михайловна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 16 им.О.Л.Лундстрема"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Практика подбора аккомпанемента и импровизация»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

В области музыкального искусства

По учебному предмету фортепиано

« Практика подбора аккомпанемента и импровизация»

Автор: Хлесткина Cветлана Михайловна.

Пояснительная записка.

Предмет Импровизация в музыкальных школах по специальности

Фортепиано является

важной

частью

подготовки учащихся старших

классов, необходимой для дальнейшей самостоятельной деятельности.

Данный предмет предусматривает развитие навыков игры на фортепиано в

качестве

подбора

аккомпанемента,

необходимом

для

дальнейшей

практической деятельности.

Цель работы:

Занятия импровизацией благотворно помогают в работе с учащимися:

облегчают

постановку

рук,

позволяют

развивать

и

мелодические

и

ритмические

особенности,

раскрепощают

учащихся

в

овладении

инструментом,

развивают

навыки

интонирования,

сольфеджирования,

секвенцирования, способствуют развитию внутреннего гармонического и

мелодического слуха, дают полезные навыки рефлекторного владения

инструментом. Если бы игра по слуху являлась одним из постоянных

методов занятий и была доведена до умения подбирать не только песенки, но

и относительно сложные музыкальные произведения или отрывки из них, то

этим систематически воспитывались бы способности и умения, необходимые

для уверенной игры наизусть сложных музыкальных произведений.

Овладение

навыками

подбора

по

слуху

будет

способствовать

формированию самостоятельности, пробудит у учащихся потребность в

систематическом музицировании, научит использовать полученные знания

на практике.

1

Существуют методические пособия для ДМШ (С. Ляховицкая,

М.Калугина, П.Халабузарь, методическое пособие « Аккомпанемент на

уроках гармонии»).

В пособии более семисот музыкальных произведений песенно-

вокального жанра, куда вошли народные песни, романсы, вокализы, арии, из

опер и оперетт, песни советской и зарубежной эстрады, мелодии джаза.

Предлагаемая

методика

ориентируется

на

развитие

присущего

человеку от природы внутреннего музыкального гармонического слуха,

организует способность гармонизовать мелодию, включающую в себя

скачки,

неаккордовые

звуки,

хроматизмы,

подключив

специфические

рефлексы, при этом руки пальцы проигрывают уже освоенные аккорды, а

музыкальный слух выбирает наиболее подходящие из них к данной мелодии.

При

регулярных

упражнениях

подбор

аккомпанемента

выполняется

автоматически, как бы непроизвольно, одновременно с прослушиваемой

мелодией.

Аккомпанемент со средним уровнем достаточности.

Каждую

мелодию

можно

гармонизовать

по-разному.

В

рамках

определенного жанра и стиля музыки мы выбираем некий ожидаемый и

привычный

вариант

средней

сложности.

Предлагаемый

вариант

гармонизации может отличаться от оригинала как в сторону упрощения, так

и в сторону усложнения, важно лишь, чтобы при этом не страдал

художественный уровень произведения, чтобы качество гармонизации было

высоким.

Краткие методические указания.

Учитывая заметные различия в музыкальных способностях учащихся,

следует индивидуализировать выбор упражнений. Слабо подготовленных

учащихся

необходимо

больше

ориентировать

на

исполнение

аккомпанемента по нотной записи, а с сильными учащимися заниматься

2

упражнениями на транспозицию в разные тональности. Так же в работе над

гармонизацией важно соблюдать правила. Дается гармоническое соединение

аккордов, где важно соединять аккорды на легато, чтобы руки как можно

меньше отрывались от клавиш, путем общих звуков, при этом хорошо

интонируя мелодию. На уроке необходимо создавать атмосферу творческого

соревнования, эстетического удовлетворения от занятий.

План работы с учащимися 5-7 классов.

5 класс

I

полугодие

1.Подбирание

мелодии

от

любой

черной

и

белой

клавиши,

транспонирование.

2.Разбор музыкальны тем по учебнику «С. Оськина и Д. Парнес»

а) условные обозначения аккордов.

б) гармонизация мелодии.

в) подключение басового голоса, развитие средних голосов.

3.Игра

гармонических

оборотов

и

последовательностей

(плагальный,

автентический оборот, кадансовые квартсекстаккорды мажора и минора).

4.Знакомства с произведениями разных жанров, Марш, Вальс, Песня, Полька,

Танец, импровизация на эти темы.

5.Виды фактур.

Форма контроля.

Контрольный урок:

1.

Cдача 2-х произведений из сборника «C. Оськина и Д. Парнес» в

соответствующей фактуре.

2.

Произведение эстрадного жанра, подобранного на слух.

Работа над гармонизацией. Технические задачи, штрихи, аппликатура.

3.

Определение тональностей.

4.

Проигрывание последовательностей в разны типа фактуры.

3

5.

Процесс

работы

обусловлен

необходимостью

добиваться

максимального автоматизма рук.

6.

Транспонирование в тональностях до 2х знаков.

7.

Подбор на слух мелодий.

8.

Особенность

исполнений

эстрадных,

джазовых

мелодий,

ритмические задачи.

9.

Запись аккомпанемента в тетрадь.

Контрольный урок

.

10.

Проверка аккомпанементов в тетради.

1.

Cдача 2-х произведений из сборника. 1 произведение эстрадное.

5 класс

I

полугодие.

1. Работа с учебником. « С. Оськина и Д. Парнес.

2. Запись аккомпанемента в тетрадь. Элементы грамотности и нотной записи.

3. Игра обращений аккордов и гармонических последовательностей в разных

типах фактуры.

4. Гармонический анализ произведений, подобранных по слуху.

5. Сольфеджирование мелодии при игре аккомпанемента.

Контрольный урок.

1.Cдача 2х инструментальных произведений из сборника, 1 произведение по

слуху.

2 . Мелодии инструментального жанра (музыка кино, мультфильмов и т.д.)

6

класс

I

полугодие

1.

Работа над гармонизацией в разных тональностях.

2.

Работа над аккомпанементом в целом.

4

а) заполнение длинных нот и пауз в виде пассажей.

б) элементы полифонии, работа над техникой.

3. Дополнительно предлагаемой мелодии, составляющей от 1 до 4, 4 и 8

тактов до более сложной формы в любом характере и жанре

4. Задания на выбор , пройденного материала.

5. Прослушивание музыки , исполнененной преподавателем.

Контрольный урок.

1.

Игра 3х произведений на выбор, 2 произведений из сборника « С.

Оськина и Д. Парнес»,

2.

Демонстрация собственных композиций по желанию.

6 класс II полугодие.

1.

Работа с учебником.

2.

Разбор мелодии без условных обозначений. Определение характера

музыки и вида фактуры.

3.

Игра в разных видах фактуры.

4.

Мелодии подобранные на слух, их гармонический анализ, показ

эстрадной, джазовой гармонии.

5.

Аранжировка

произведений,

записанных

в

краткой

фактуре,

произведения

для

детских

хоров

с

сопровождением

современных

композиторов.

6.

Собственные сочинения, их запись.

7.

Транспорт.

Зачет.

1.

Игра 3х произведений на выбор с транспортом в разные тональности.

2.

Задания на скорость подбора , любая популярная мелодия, песня.

3.

Демонстрация собственных сочинений.

7 класс

I

полугодие

.

5

1.

Игра последовательностей в разных тональностях, доведенная до

автоматизма рук.

2. Транспонирование.

3. Собственные композиции и сочинения на заданную тему , их запиcь.

4 Задания на скорость гармонизации.

Контрольный урок.

1.

Сыграть на слух популярную мелодию за короткое время подготовки.

2.

Игра

произведений

из

сборника

и

подобранные

по

слуху

3

произведения.

Учитывая различия в музыкальных способностях и интересах учащихся,

следует индивидуализировать выбор произведений. Произведения могут

предлагаться и учащимися.

Экзаменационные требования.

Cборник произведений С. Оськина и Д. Парнес:

1. «А я по лугу» Русская народная песня

2. «Пряха» Русская народная песня

3. «Во кузнице» Русская народная песня

4. «Колыбельная песня»

5. «Вечерний звон» Русская народная песня

6. «Очи черные» Старинный романс.

7. «Веселые утята» Французская песня.

8 «Ночь листвою чуть колышет» Т. Хренников.

9. «Вижу чудное приволье» Русская народная песня

10 «Ноченька» Русская народная песня.

11. «На заре ты ее не буди» А. Варламов

12. «Одинокая гармонь». Б. Мокроусов

13 « Раскинулось море широко» Русская народная песня

14. «Лирическая песенка» Ю.Милютин.

6

15.« Песня о Москве».Т. Хренников.

16 « Вальс» Делиб.

17. « Я помню вальса звук прелестный» К. Листов. 18. « Дороги» А.Новиков

18. « Подмосковные вечера». В. Соловьев – Седой.

19. « Неудачное свидание» А. Цфасман.

20. « Я на солнышке лежу» Г.Гладков.

Список предлагаемой литературы

1. О. Булаева «Учусь импровизировать и сочинять.»

2. С. Гуреев « Играем с музыкой.»

3. О. Хромушин «Учебник Джазовой импровизации.»

4. О. Геталлова «Импровизация.»

7



В раздел образования