Автор: Белинина Ирина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №87"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Решение задач и уравнений с десятичными дробями
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Белинина Ирина Николаевна, учитель математики МАОУ «Гимназия №87» г. Саратов, учитель высшей категории
Предмет: математика. Класс: 5. Учебник (УМК): Мерзляк А.Г. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-
Граф, 2014.
Тема урока: Решение задач и уравнений с десятичными дробями
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания, умения и навыки обучающихся по темам: «Десятичные дроби», «Сложение,
вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных дробей»
Ресурсы: доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для выполнения на уроке; карточки самооценивания.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Учащиеся владеют
регулятивными УУД:формировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов; преобразовывать практическую
задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;
познавательные УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя
коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
личностные УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Организационный
этап
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация
внимания детей.
- Здравствуйте, ребята!
-Откройте тетради и запишите число и классная работа. У
каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете
фиксировать свои достижения на каждом этапе, в конце урока
оцените свою работу, вычислите средний балл.
На перемене детям раздаются тетради. В оценочный лист они
Включаются в деловой ритм урока.
Учащиеся слушают учителя,
подписывают карточки
самооценивания
выставляют оценку, полученную за выполнение домашней
работы
2.
Постановка цели
урока. Мотивация к
учебной деятельности
Координирует деятельность учащихся.
- Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова
«Математика – царица наук, а арифметика – царица
математики».
Кто автор этих слов? – Карл Гаусс.
Как вы думаете, в чем смысл данного высказывания?
- Мы закончили изучение большой главы «Десятичные дроби».
Научились сравнивать, округлять, складывать и вычитать,
умножать и делить. Как вы думаете, чем мы с вами будем
заниматься на уроке?
Давайте вместе сформулируем тему урока.
Тема нашего урока: Решение задач и уравнений с десятичными
дробями.
- Чему вы хотите научиться на уроке?
Наша цель_ обобщить знания по теме «Десятичные дроби».
Отвечают на вопросы учителя.
Ни одна наука не обходится без
математики, а умение правильно
выполнять вычисления- это основа
всего.
Формулируют тему и цель урока,
задачи
3.
Актуализация знаний
Устная работа
-Сравните дроби
- Определите до какого разряда выполнено округление дробей
- Представьте число в виде десятичной дроби и наоборот
- Выполните вычислительные цепочки
Учащиеся устно выполняют
предложенные задания. Повторяют
правила действия с дробями.
4.
Применение знаний и
умений в новой
ситуации
У доски 3 учащихся решают по карточкам.
Работа в группах
1 ряд решает с первым учеником, 2-со вторым, 3- с третьим.
Затем проводят самопроверку.
1)
5 L 0,042 : 0,5 + 0, 35
∙
5,2
2)
9 L 0,039 : 0,6 + 0, 25 · 3,4
3)
15, 81 : (24
̶
23,66) + 18 : 37,5
Весь класс решает задачу:
На автозаправке таксист отдал кассиру 1000 рублей. Залил в бак
25 литров бензина по 28 р. 50 к. за литр. Сколько рублей сдачи
должен получить у кассира?
Ответ: 287,5 р.
Работа по вариантам
1 вариант
Решите уравнение 5,8a+7,04a=3,21
Учащиеся проверяют свои решения
2 вариант
Решите уравнение 0,32b – 7, 29 = 5,67
Решения данных уравнений являются сторонами
прямоугольника. Найдите его площадь (1 вариант) и периметр (2
вариант).
5.
Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку
учащихся
Учащиеся сменили вид
деятельности (отдохнули) и
продолжили работу
6.
Самостоятельная
работа. Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных ошибок
и их коррекция
Самостоятельная работа выполняется по карточках в двух
вариантах.
Для проверки ответы заготовлены за боковыми досками. Ребята
выполняют взаимопроверку.
Выставляют оценки: за три верно решенных задания – «5»; за
два – «4», за одно- «3».
Вариант 1
1.
Три неразлучных друга Ваня, Коля и Петя решили узнать
свой вес. Но шкала весов до 35 кг была повреждена и
показания в ней прочитать невозможно, Поэтому Ваня
взвесился сначала с Колей, получилось 62,4 кг, затем с
Петей, получилось 57,5 кг, потом взвесились вместе и
получилось 96, 7 кг. Какова масса каждого из них в
отдельности?
2.
Найдите значение выражения
(21 – 18, 3) · 6, 6 + 3 : 0,6
Ответ округлите до целых
Вариант 2
1.
Валя, Нина и Оля зашли в магазин и решили купить
шоколадку стоимостью 35рублей. У Вали и Нины было
30,6 р,, у Вали и Оли 23,8 р., а у Нины и Оли 19,5 р.
Хватит ли денег на шоколадку у девочек? Сколько денег
было у каждой?
2.
Найдите значение выражения
(41 – 38,7) · 8,8 + 4 : 0,8
Ответ округлите до целых
Взаимопроверка, работа в парах
7.
Рефлексия
(подведение итогов)
Используя буквы слова ДРОБИ, скажите, каким для вас был
урок. Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и почему?
Ответы учеников:
Д-динамичный
Ребята, благодарю вас за работу.
Р-развлекательный
О-обучающий
Б-безупречный
И-интересный
8.
Домашнее задание
№ 999(2), 1003(1), 1005
Записывают в дневник домашнее
задание