Автор: Коноплева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №3 "Аленушка"
Населённый пункт: Село Александровское Ставропольского края.
Наименование материала: информация из опыта работы
Тема: "Взаимодействие с родителями по проблеме воспитания гражданско – патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ Детский сад №3 «Аленушка»
Информация из опыта работы
«Взаимодействие с родителями по проблеме
воспитания гражданско – патриотических чувств
у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Коноплева Л.Н .
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на
семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического
опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются
жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный
характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная
задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям,
близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во
взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями,
чувствами, переживаниями.
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение
к родителям как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и
не может быть единого стандарта.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы
педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой
области, так и новаторские, нетрадиционные.
К традиционным формам относятся:
День открытых дверей;
Беседы;
Консультации;
Родительские собрания;
Родительские конференции;
«Круглые столы»;
Спортивные праздники;
Организация совместной деятельности по благоустройству помещения
и территории детского сада;
Наглядная педагогическая информация.
Нетрадиционные формы:
Семейные клубы;
«Родительская почта»;
«Телефон доверия»;
Библиотека игр;
Кружок «Очумелые ручки»;
Вечера вопросов и ответов;
Встречи за круглым столом;
Интерактивные игры;
Тематические акции.
Анализируя работу по патриотическому воспитанию детей мы выявили факт
недостаточного подключения родителей к решению данного взгляда. В
основном задачи патриотического воспитания решались в разных видах
деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками
педагогического просвещения. Мы поставили цель – вовлечь родителей в
процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.
Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведение досуговых
форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта
между всеми участниками педагогического процесса. В группе были
организованы и проведены досуг «День матери», «Вечер юмора и шуток».
Традицией стало празднование «Дня рождения детей» с привлечением
родителей, которые заранее готовили рассказ о ребенке, приносили его
фотографии, старались представить интересные факты из жизни семьи.
Создавалась атмосфера общности интересов взрослых и детей.
Традиционно каждой осенью в нашем детском саду проводится осеняя
ярмарка и выставка «Дары осени», а зимой конкурс «Новогодняя игрушка».
Родители вместе с детьми являются их активными участниками, лучшие
работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников чувство
заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого
результата.
Формирование у детей любви к природе родного края, желание беречь ее и
защищать, осуществляется в таких видах деятельности, как озеленение
территории детского сада, участие в конкурсах на лучшую кормушку для
птиц и лучший экологический плакат. Родители проявляют
заинтересованность к таким мероприятиям и демонстрируют свои
творческие способности.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в
повседневной деятельности и на занятиях. Мы стараемся формировать у
детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой
природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью малой Родины.
Родители приняли активное участие в презентации проекта «Народная
игрушка», цель которого обратить внимание на значение фольклора в
развитии патриотических чувств, объяснить необходимость формирования у
детей представлений о родном крае, традициях русского народа.
Замечательной практикой в группе стала организация досуговой
деятельности на тему «День Защитника Отечества». Традиционно в
преддверии этого праздника в группе проводятся спортивно-развлекательные
мероприятия, посвященные нашим папам-солдатам и будущим защитникам
Отечества. Дети и родители с удовольствием становятся непосредственными
участниками спортивных состязаний «Как Баба Яга внука в армию
провожала», «А ну-ка мальчики», «Храбрые солдаты», «Буду в армии
служить».
Несомненно, что такие формы работы формируют у детей чувство гордости и
уважения к своей стране, ее традициям.
Каждый год, накануне Дня Победы, в детском саду проводятся мероприятия,
посвященные этой знаменательной дате. Наши воспитанники принимали
активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для
ветеранов и тружеников тыла в доме престарелых.
Помощь в организации этого мероприятия оказали родители.
При помощи родителей были закуплены и сформированы подарки для
пожилых людей. Дети, совместно с родителями, изготовили книги «Никто не
забыт, ничто не забыто», «Я помню, я горжусь».
Такие формы работы позволяют сформировать у детей чувство гордости за
свою страну, армию, уважение к ветеранам ВОВ, прививают желание
защищать Родину, быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Каждая
семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из
поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с
первых лет жизни, имеет непреходящее значение для человека в любом
возрасте.
Работая над проектом «Моя семья», дети, совместно с родителями,
изготовили семейные гербы, родословные древа, альбом «Наша дружная
семья». Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их
сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей
наполнилось познавательным, эмоционально насыщенным содержанием.
Родители интересуются результатами конкурсов, успехами своих детей,
всегда сопровождают их на конкурс. В нашем детском саду традиционным
стал «Конкурс чтецов», проводимый к разным знаменательным датам: «День
Матери», «День Защитника Отечества», «День села», «Спасем и сохраним
природу».
К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой
интерес вызвали рубрики: «Спрашивали - отвечаем», «Это интересно знать».
Изготовлены папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи «Из жизни
группы», «Мамы всякие нужны…», «Мой папа солдат».
Чтобы повысить уровень общения членов семьи друг с другом, мы
провели следующие виды работ. Попросили изобразить пословицы и
поговорки о семье при помощи семейных фотографии , коллажей, используя
фрагменты из сказок. Посмотрите, что из этого получилось.
Другие родители сделали ассоциацию своей семьи (поясняю, если бы
вам предложили нарисовать свою семью, то в виде чего или кого вы бы ее
изобразили). Думаю, что все после такого вечернего досуга были довольны
и счастливы.
Знакомство с народным творчеством произошло совместно сделанным
панно «Чайный сервиз» - роспись бумажной посуды гжелью родителями с
детьми.
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал
развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Хочу ко всему этому добавить, что наглядно-информационное
направление в группе - это родительские уголки, различные папки
передвижки; фотомонтажи, фотовыставки, семейные вернисажи, картотека
игр. В группе можно подобрать библиотеку специальной литературы по
проблемам воспитания, обучения и развития детей. Нам необходимо
следить за своевременным обменом, подбором необходимых книг,
составлять аннотации новинок.
В группе, учитывая занятость родителей, можно использовать такую
формы общения с семьей, как «Родительская почта» - любой член
семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по
поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к
конкретному специалисту, предупредить педагогов о замеченных
необычных проявлениях детей. И «шкатулка хорошего настроения»,
где воспитатель помещает сообщения для родителей об успехах ребенка
и папка школа мудрости.
Надеюсь, что все эти формы нам помогут активизировать родителей
в дальнейшей нашей совместной деятельности по нравственно-
патриотическому воспитанию детей.
Все это дает возможность донести до родителей любую
информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских
обязанностях и ответственности.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без
поддержки родителей. Именно поэтому у нас в группе многое сделано
руками пап и мам наших детей. Они помогли приобрести магнитную
доску и ее повесили, приобрели различные пособия к занятиям,
помогают в оформлении различных уголков в группе. С помощью
родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для
развития детей: в уютной кухне с мойкой и газовой плитой, красивой
посудой девочки просто обожают готовить; так же в уютном домике
любят рассказать интересные истории и просто посидеть и книгу
посмотреть .Доверительные отношения устанавливаются постепенно в
совместной деятельности родителей и воспитателей.
На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт мебели в
группе, игрушек, помощь в создании предметно-развивающей среды
налаживается атмосфера мира и теплоты, взаимопонимания между
мной и родителями. Мы стремимся, чтобы детям в группе было хорошо
и уютно. В.А. Сухомлинский отмечал: "В детстве человек должен
пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств". Первую школу
добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья - это маленький
коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи,
где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на
себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Чтобы научить
детей этому искусству, родители должны показывать своим примером
нравственные правила общения между людьми.
В нашей группе было проведено нетрадиционное родительское
собрание"Урок воспитания". Цель собрания: активизация родительского
участия в воспитании нравственно-патриотических чувств детей, развитие
умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность,
критически её оценивать.
На этом собрании мы постарались донести до родителей мысль о том, что
нравственно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят
традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым,
настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его
семья.
Родителям было предложено рассказать о том, что они, совместно с детьми,
изобразили на своих семейных гербах. Все с гордостью рассказывали о своих
семьях, о семейных увлечениях, о том, что больше всего ценят в их семье.
Воспитательный акцент был направлен на то, что благодаря разработке с
детьми семейного герба у молодого поколения будут воспитываться
патриотические чувства, появятся знания о геральдике в целом и её
особенностях, обогатится словарный запас и будет возможность проявить
фантазию, поучаствовать наравне со взрослыми в создании семейной
реликвии. Польза такого увлекательного времяпровождения ещё и в глубоком
исследовании истории семьи, сборе информации о жизни предков.
Один из приёмов, направленный на объективность оценки родителями
воспитанности своих детей, заключался в следующем: родителям было
предложено ответить письменно на вопрос "Каким вы хотите видеть своего
ребенка, когда он вырастет?". Родители перечислили много хороших качеств.
Затем родителям предложили проанализировать поведение своих детей с
помощью фишек. Воспитатель зачитывал правило, а родители выкладывали
фишки: красную - если ребёнок выполняет данное правило, желтую - если не
всегда, не совсем правильно, синюю - если не выполняет. При помощи такого
приёма родители смогли критически оценить поведение своих детей, сделать
вывод, над чем ещё следует поработать с детьми.
Ещё один приём, помогающий передать родителям те неожиданные или
интересные знания о ребёнке, которые не могли быть ими получены в семье,
это применение ИКТ. При помощи интерактивной доски родители смогли
послушать высказывания своих детей на тему "Что такое доброта", "Что
значит совершать добрые поступки?". В этом случае помимо внешней цели -
знакомство родителей с особенностями ребёнка, проявляющимися в
отличающейся от семьи социальной среде, - существует внутренняя цель:
сформировать у родителей установку на сотрудничество.
Мы обратили внимание родителей на то, как важно научить детей искренне
радоваться успехам других, чужим удачам. Передавая "свечу радости",
стоящему рядом, родители показывали, как они умеют это делать.
Соединяя лепестки "волшебного" цветка, на котором были написаны "Десять
заповедей родителей", участники собрания помогли распуститься нашему
"цветку воспитания".
Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта,
чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.
Всем участникам нашего урока воспитания было присвоено почетное звание
"Домашний воспитатель" с вручением диплома. В конце собрания
предложили родителям посмотреть спектакль, подготовленный детьми.
Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что родители
наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам
нравственно-патриотического воспитания, их участие в жизни группы стало
более активным и ощутимым.