Автор: Марина Палитовна Маркелова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Лениногорская детская музыкальная школа им. Н.М.Кудашева"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Лениногорск
Наименование материала: Музыкальный творческий проект
Тема: «А знаете ли Вы…» (1 этап)
Раздел: дополнительное образование
Маркелова Марина Палитовна, преподаватель высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Лениногорская детская музыкальная школа им. Н.М. Кудашева»
Музыкальный творческий проект «А знаете ли Вы…»
Краткая аннотация проекта:
Данный проект представляет совместную работу всех
учеников, с 1 по 8 класс, преподавателя М.П. Маркеловой, родителей учеников и самого
преподавателя. Проект позволяет ученикам реализовать свои способности, таланты, достичь
нового уровня в образовании. В ходе выполнения работы над музыкальным творческим
проектом, ученики приобретают новые знания, получают опыт познавательной, учебной и
поисковой деятельности.
Каждый ученик класса выбрал для изучения и исполнения понравившуюся ему пьесу.
Необходимо было найти интересный, информационный материал о жизни и творчестве
композитора, исполняемом произведении. Эти поисковые сведения стали основой сценария.
Отсюда и возникло название проекта «А знаете ли Вы…».
Каждому ученику было предложено воплотить музыкальные образы, характер, настроение
музыки и в художественном творчестве, для более глубокого проникновения в содержание
музыкального произведения. Работы оказались самые разнообразные – это и рисунки, и
аппликации, и раскраски, нарисованные карандашами и фломастерами, мелом и красками, и,
даже картина, вылепленная пластилином.
В последствии, все работы учеников были
использованы в презентации, а в Актовом зале организована выставка художественных работ
каждого ученика.
Такой комплексный подход способствует всестороннему развитию творческих способностей
учащихся на основе синтеза искусств - музыки, изобразительного искусства, литературы.
Активное участие в процессе проектной деятельности приняли родители: оказывали помощь
в поисковой работе, в грамотном подборе материала, в художественном оформлении, а также
в концертном выступлении в составе семейных ансамблей.
Итоговое мероприятие – отчётный концерт. Ведущие концерта- две ученицы класса.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно-творческий. Сочетание внеклассной и учебной работы.
Участники проекта: ученики класса специального фортепиано преподавателя Маркеловой
М.П., родители учеников и сам преподаватель.
Форма участия: индивидуальная, мелкогрупповая, коллективная.
Актуальность:
Основополагающая задача преподавателя по классу фортепиано состоит в том, чтобы суметь
заинтересовать ученика процессом овладения инструментом. Необходимо искать новые
формы обучения, использовать разнообразные виды деятельности обучающихся. Проектная
деятельность вносит разнообразие в учебную работу, стимулирует учащихся к творческому
поиску, самостоятельной работе, способствует инициативности, раскрывает творческий
потенциал в детях с разным уровнем подготовленности, независимо от их возраста. Эта
деятельность способствует сплочению творческого коллектива, что является особенно
ценным в классе фортепиано, где обучение происходит в форме индивидуальных занятий.
Помимо этого, проект стимулируют интерес к обучению у детей и их родителей. Многие
родители не понимают, что обучение игре на музыкальном инструменте непростая задача,
поскольку требует ежедневного труда и больших усилий, а это может быть тяжело даже для
взрослого. В связи с этим, возникла необходимость в организации мероприятия, где
родители вместе с детьми являлись бы активными участниками в реализации проекта,
исполнительского процесса и концертного выступления.
Цель: обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков; вовлечение каждого ученика в
познавательный процесс; вызвать интерес к совместному творческому процессу учеников и
их родителей.
Задачи:
мотивация
к
обучению
посредством
приобщения
к
активной
творческой
деятельности; стимулирование учеников класса к творческому и познавательному поиску;
формирование новых знаний и умений; создание благоприятной среды для творческого
семейного общения и привлечение родителей к совместному творчеству;
приобретение
обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
Форма проведения итогового мероприятия проекта: концерт в школе.
Продукты проекта:
для обучающихся: исполнение музыкального произведения, поиск и изучение материала о
композиторе и исполняемом произведении, художественное, и т.д.)
для родителей: помощь в поиске информационного материала, помощь в художественном
оформлении, а также, для участников ансамблей – разучивание музыкального материала.
для руководителя:
подготовка концертных номеров с учениками, изучение и отбор
информационного материала для сценария, мультимедийная презентация.
Средства: концертный зал, 2 рояля, баян, мультимедийная аппаратура, Интернет-ресурсы,
библиотека, методическая и нотная литература.
Результат реализации данного проекта:
вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность, интеграция классических
музыкальных традиций и современных технологий, развитие образного мышления,
повышение эффективности и качества исполнительского мастерства, заметное повышение
интереса к занятиям музыкально-исполнительским искусством, радость от совместного
творчества с родителями.
Основные этапы работы над музыкальным творческим проектом:
1. Выбор темы проекта.
2.
Выбор
музыкальных
произведений
для
сольного
и
ансамблевого
исполнения,
предварительное прослушивание.
3. Сбор информации по изучаемой теме.
4. Изучение творчества композитора, поиск информации о музыкальном произведении
(совершенствование навыков работы с ПК, знакомство с широкими возможностями
интернета в поиске нужной информации), знакомство со стилем, эпохой.
5. Тщательный анализ и разбор нотного текста музыкальных произведений.
6. Выучивание наизусть, работа над звуком, фразировкой, динамикой, техническое
овладение произведением.
7. Подготовка к публичному исполнению, репетиции в Актовом зале.
8. Для более полного раскрытия образа, понимания музыкального содержания- воплощение
музыки в художественном творчестве.
9. Сбор материала для сценария, разработка сценария.
10. Работа (репетиции) с ведущими концерта – ученицами класса.
11. Подготовка презентации на основе рисунков учеников и родителей.
11. Итоговый концерт.