Автор: Евгения Александровна Гудкова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №157
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: "Разделительный мягкий знак"
Раздел: начальное образование
Государственное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования»
ДПП ПП «Педагогика и психология начального образования»
КОНСТРУКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 класс
Слушатель: Гудкова Евгения Александровна
Екатеринбург 2020
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Гудкова Е.А.
Класс: 2
Предмет: русский язык.
Ресурсы учителя: «Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов Канакина " Школа России" ФГОС», методическое пособие
«Поурочные разработки по русскому языку», автор Дмитриева О.И., интернет.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, схемы, магнитная доска.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные.
Тема
Разделительный ь
Тип урока
Урок открытия нового знания.
Цели
Содержательная:
Дать представление о функциях разделительного мягкого знака, расширить знания обучающихся за счет
включения новых определений и терминов, ввести правило написания разделительного мягкого знака в словах,
сформировать умение объяснять написание разделительного ь в словах.
Деятельностная:
Научить детей новым способам написания слов с разделительным мягким знаком.
Основное содержание
темы, термины
и понятия
Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного ь. Наблюдение над произношением
слов с разделительным мягким знаком.
Правило написания разделительного ь в словах.
Планируемые
результаты
Предметные
Метапредметные (УУД)
Личностные
Обучающиеся
научатся писать
слова с
разделительным
мягким знаком
Регулятивные:
умение принимать и сохранять последовательность
действий по достижению цели;
сличение способа действия и его результата с заданным
эталоном (контроль);
умение осуществлять рефлексию собственной
деятельности и деятельности других людей;
Познавательные:
построение сообщения в устной и письменной речи;
умение осуществлять анализ, синтез, сравнение,
обобщение умение обобщать.
Положительная мотивация
к учебной деятельности.
Осознание границ собственного
знания и незнания.
Умения адекватно оценивать себя,
свою деятельность.
Коммуникативные:
совершенствование навыков учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
управление своим поведением и поведением партнёра при
работе в паре (группе), приход к общему решению
в совместной деятельности;
уважительного отношения к партнёрам.
Ход урока
Дидактическая структура
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
ФОУД
урока
Организационный
момент.
Мотивировать
обучающихся
к учебной деятельности
посредством создания
комфортной обстановки,
проверить готовность
к работе.
Читает стихотворение:
Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
Слушают учителя, настраиваются на урок.
Актуализация знаний,
определение темы и цели
урока.
Повторить, что знают
обучающиеся по данной
теме, подвести
к необходимости введения
нового знания (создать
ситуацию затруднения).
Минутка чистописания
Прочитайте буквосочетания, найдите
ошибки. Аргументируйте свой ответ.
тьм // льб // льн// чьк // льш // чьн // ньч
Какую роль играет буква ь в остальных
буквосочетаниях?
Спишите буквосочетания аккуратно,
соблюдая наклон и высоту букв.
Словарная работа:
Догадайтесь, какие словарные слова
спрятались в следующих ребусах.
(Восемь, морковь, обезьяна, ноябрь, кровать)
Проверьте, правильно ли вы записали
словарные слова. Оцените свою работу.
Верите ли вы, что
Во всех словах есть орфограмма
«Безударная непроверяемая гласная в корне
слова»
Все слова – имена существительные?
Все слова двусложные?
Читают буквосочетания. Находят ошибки.
Указывает на мягкость
предшествующего согласного.
Списывают буквосочетании.
Разгадывают ребусы, записывают словарные
слова в тетрадь самостоятельно.
Сверяются с образцом, оценивают результат.
Критерии оценивания на доске.
Отвечают на вопросы, аргументирую ответ.
развитие у
учащихся
основных
мыслительных
операций
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение
В каждом слове буква ь указывает на
мягкость предшествующего согласного? –
ситуация затруднения
Назовите тему урока (учитель записывает на
доске)
Попробуйте назвать цель урока (на доске
первое слово «Научиться …»)
Подумаем, какие задачи нужно решить,
чтобы научиться писать слова с
разделительным ь.
(На доске слова:
Сформулировать правило…
Составить алгоритм …
Научиться применять …
Нет, в слове обезь
я
на
буква ь будто
разделяет слово на две половинки, это
орфограмма «Разделительный ь»
Называют тему урока «Разделительный ь»
Формулируют цель: «На уроке мы должны
научиться писать слова с разделительным ь»
Сформулировать правило написания
слов с разделительным ь
Составить алгоритм действий при
написании слов с разделительным ь
Научиться применять правило и
алгоритм действий при написании слов
с разделительным ь.
Изучение нового
материала (постановка
учебной задачи).
Организовать
коммуникативное
взаимодействие через
выполнение конкретных
заданий. Результатом
Давайте выясним, когда пишется
разделительный ь. Запишем слова:
Листья, воробьи, ружьё, вьюга, ателье.
Что объединяет все слова?
Выделим корень в словах. В какой части
слова записан разделительный ь?
Записывают слова в тетради.
Орфограмма разделительный ь.
Разделительный ь пишется в корне
слова.
данной работы должно
стать открытие новых
знаний
Подчеркните буквы перед и после
разделительного ь. Подумайте, что их
объединяет?
Обозначим звуки, которые обозначают
буквы после разделительного ь.
Подведем итог. Попробуйте сформулировать
правило, когда в словах пишется разделительный ь
– работа в парах.
На парте листок-памятка. Дано правило написания
в словах разделительного ь. Ключевые слова
пропущены. Нужно вставить эти слова.
Учитель предлагает проверить результат работу по
образу.
Читает стихотворение
Слева от меня - согласный,
Справа - е,ё,и,ю,я,
Чтобы не было слиянья,
Разделил их ловко я.
Интересно, в каких словах будем писать
разделительный ь. Попробуем составить
алгоритм действий при написании таких
слов.
Помогут нам в этом слова.
Разделительный ь пишется после
букв, обозначающих согласные звуки.
После разделительного ь гласные
нижнего ряда обозначают два звука.
Обозначают звуки.
Вставляют ключевые слова в правило:
Разделительный мягкий знак пишется в
________ слова после букв, обозначающих
___________ звуки, перед буквами
_______________, если слышим звук [__]
Сверяются с образцом.
Слушают учителя (эмоциональная разрядка)
Семья –семя, колья – Коля, нальёт – налёт.
чем схожи эти слова?
Что различает эти слова?
Как нужно прочитать эти слова, чтобы
услышать разницу в произношении?
Попробуйте самостоятельно составить
алгоритм действий при написании слов с
разделительным ь. – работа в группах по 4
человека.
На листке-памятке в схему нужно вписать нужные
слова. Затем этот листок-памятка вклеивается в
блокнот.
Схожи по написанию.
В первом слове каждой пары стоит
разделительный ь. Различаются
лексическим значением и
произношением. В первом слове
слышим [й']. Во втором слове
согласный сливается с гласным.
Медленно, четко.
Произносим слово
__________________
_________________
Все ли гласн
ы
е сливаютс
я?
да
Нет, сл
ы
шим
звук [й']
Проверьте результат своей работы (образец
на доске)
Вписывают нужные слова.
Сверяются с образцом.
Физкультминутка
Первичное закрепление
нового материала.
Закрепить знания,
полученные на уроке,
используя опорный сигнал,
схему, таблицу, материалы
раб. тетради и др.
Используя правило и алгоритм, выполните
следующее задание: распределите слова в три
столбика:
Счастье, терраса, коньки, белка, бьёт, варенье,
небо, друзья, Катя, сентябрь.
ь
Ь – показатель
мгкости
разделительны
й ь
Распределяют слова в три колонки,
аргументируют ответ – работа ведется
фронтально (обучающиеся по очереди
проговаривают ответы).
Самопроверка.
Проверить уровень
усвоения нового знания и
умения его применять.
Выпишите слова с разделительным ь.
1.Стихотворение записано на доске.
Я скажу, дружок, на ушко:
Здесь поставлена «ловушка»,
Ты в неё не попадай,
А найди и разгадай –
Братья, перя, вьюга, плате, ручи, соловьи.
Выписывают самостоятельно слова с
разделительным ь, исправляют ошибки.
2. Учитель читает, обучающие выписывают слова
«на слух»
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед я, ю, и, е, ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
Предлагает проверить и оценить результат своей
работы. Помогает обучающимся исправить
ошибки.
Критерии оценивания на доске.
Слушают стихи, выписывают самостоятельно
слова с разделительным ь.
Сверяются с образцом. Исправляют ошибки.
Оценивают свою работу.
Домашнее задание.
Обеспечить условия для
качественной
самостоятельной работы
обучающегося при
выполнении Д.З.
Упр. 127 уч. с. 69
Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Какое из выделенных слов самое молодое?
Прочитать слова. Ответить на опрос,
какое из выделенных слов самое
«молодое»? Назвать орфограммы в
словах. Записать слова в тетрадь,
разделяя, где это возможно черточками
для переноса.
Самое «молодое» слово компьютер,
оно появилось сравнительно недавно, в
середине прошлого века.
Вспомним правила переноса слов.
Дома вы самостоятельно определите
орфограммы в словах. Запишете слова в
тетрадь, разделяя, где это возможно
черточками для переноса. На следующем
уроке мы проверим, как вы справились с
этим заданием.
Называют правила переноса слов с одной
строки на другую.
Рефлексия.
Соотнести полученные
результаты урока
с целевым компонентом,
оценивание обучающимися
своей роли в уроке, своего
самочувствия, удач и
достижений.
Ответьте на вопрос:
Сегодня я узнал… Я выполнял задания…
Было интересно… Я понял, что…
Было трудно… Теперь я могу…
Я почувствовал, что… Я научился…
Я приобрёл… Я смог…
У меня получилось… Я попробую…
Меня удивило… Урок дал мне для жизни…
Ребята, закройте глаза и вспомните
приятные моменты нашего урока. Я рада,
что на протяжении всего урока вы были
внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал
хорошо, улыбнулись мне, а кто чувствует в
себе потенциал работать ещё лучше –
Отвечают на вопросы.
поаплодировали себе.