Автор: Ирина Витольдовна Попова
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ%1
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Чтение с листа на уроках фортепиано
Раздел: дополнительное образование
«Методическая разработка»
Чтение с листа на уроках фортепиано
Преподаватель МБУДО
ДШИ№1
Попова Ирина Витольдовна
Г. Тула
2024
1
Оглавление
Введение
1. Значение и роль чтения музыки с листа. …………………………………………………… 3
Основная часть.
2. Главные недостатки в чтении с листа. …………………………………………………………4
3. Навыки необходимые для успешного чтения нот с листа. …………………………4
4. Основные условия чтения нот с листа. ……………………………………………………….5
5. Анализ текста, начальный и последующий этап обучения. ……………………….6
6. Подбор материала ……………………………………………………………………………………….7
Заключение ……………………………………………………………………………………………………8
Список литературы ………………………………………………………………………………………….9
Приложение ……………………………………………………………………………………………………10
2
Введение
Федеральные государственные требования по программе «Фортепиано» гласят, что
ученик, обучаясь в ДШИ, должен научиться самостоятельно анализировать и читать с листа
несложные
музыкальные
произведения.
Ему
необходимо
освоить
целый
комплекс
практических знаний. Наша задача научить ребенка сыграть по нотам без остановок
несложное незнакомое музыкальное произведение, чтобы разбор был не «мучительной
работой», а радостной необходимостью и удовольствием. Если посмотреть на 100 лет назад,
то
чтение
с
листа
было
нормой
домашнего
музицирования,
излюбленным
времяпрепровождением.
1. Значение и роль чтения музыки с листа.
Рассмотрим современные проблемы музыкального образования.
Дети принимаются в ДШИ без конкурсного отбора, поэтому некоторые виды работы
упрощаются. Здоровье современных детей оставляет желать лучшего. Большая нагрузка в
общеобразовательной школе и «отвлекающие факторы» в виде компьютерных игр и прочее.
В
результате
детям
трудно
сосредоточиться
на
определенной
задаче.
Умение
продолжительно концентрировать внимание - главное качество, которое воспитывается
чтением с листа. Необходима способность быстро и синхронно читать сразу несколько
информационных слоев текста: нотный, ритмический, динамический, аппликатурный и при
этом практически не смотреть на клавиатуру. Если у ребенка отсутствует такой зрительно-
моторный навык, эта задача вызывает затруднение и страх. При регулярных занятиях
чтением с листа, расширяется музыкальный кругозор учащихся, развивается музыкальный
слух,
мышление,
облегчается
задача
организации
пианистического
аппарата,
вырабатывается быстрая ориентировка на клавиатуре, развиваются сложные двигательные
навыки, формируется база для аккомпаниаторской практики, игры в ансамбле, оркестре. В
нашей школе этой форме работы уделяют большое внимание, два раза в полугодии
устраиваются зачеты, где мы наблюдаем за ростом учащихся в этой области.
3
Основная часть.
2. Главные недостатки в чтении с листа
.
С какими наиболее распространенными ошибками мне приходится встречаться в
процессе работы:
- элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;
- игнорирование ключевых знаков;
- игра с остановками перед каждым тактом, потактовое чтение;
- невнимательность к динамическим знакам, знакам агогики;
3. Навыки необходимые для успешного чтения нот с листа.
Для приобретения навыка чтения с листа необходим комплекс навыков, который
формируется по нескольким основным принципам:
1) Визуальный - умение быстро анализировать текст, видеть и осознавать все
составляющие элементы. С первых уроков я вырабатываю умение мыслить не отдельными
нотами, а нотными группами, интервалами, аккордами; воспринимать мелодический оборот
как графический рисунок (движение вверх, вниз, с поворотами, ноты на линейках, между
ними), чтобы быстрее переходить от чтения по слогам к слитному процессу исполнения.
2) Двигательный - заключающийся в умении быстро выбрать нужную позицию и
аппликатуру для исполнения пассажа или мелодического оборота или аккорда.
3) Пространственно-ориентированный - научиться быстро ориентироваться в
пространстве. Отработать такие понятия, как «лево-право», «выше-ниже», «над-под»,
«перед-за», «длинный-короткий», «высокий-низкий», чтобы начинающие ученики не
путались в этих понятиях.
4
Для чтения с листа важно еще умение играть «вслепую», не смотря на руки, то есть
развивать тактильное восприятие клавиатуры. Если ученик отвлекается на свои руки, то
периодически можно перекрывать руки листом бумаги.
4. Основные условия чтения нот с листа.
В основе творческого процесса чтения нот с листа лежит:
- умение смотреть вперед в нотном тексте и предслышать.
Формула
процесса
такова:
«вижу-слышу-играю».
Ученик
охватывает
глазами
небольшой отрывок текста, слышит его внутри себя и только после этого начинает играть. В
это время глаза его заняты следующим отрывком. Чем опытнее читающий, тем больше
развит его внутренний слух, тем дальше он смотрит вперед при игре.
М.Н. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» пишет:
«У лиц с
высокоразвитым
слухом
имеет
место
непосредственное
«слышание
глазами»,
превращение зрительного восприятия текста в зрительно-слуховое восприятие».
-
неотрывность
взгляда
от
нотного
текста,
ориентировка
при
игре
по
графическому изображению нотной записи и владение аппликатурными навыками.
Начинающим я предлагаю определить диапазон звуков в правой и левой руках и
выбрать удобную аппликатурную позицию для этих звуков.
По мнению Л. Баренбойма: «Позиционная игра способствует быстрому овладению
чтением с листа нотного текста. Она дисциплинирует руку, приучает ее к лучшей
ориентировке на клавиатуре и к аппликатурной организованности».
Игра по фразам несет осмысленность, внутреннюю логику и эмоциональную окраску.
Лучше начинать учиться читать с листа на песенных мелодиях.
5
При чтении с листа рекомендуется не допускать:
- остановки;
- поправки.
Важная задача - игра без остановок со счетом вслух, чувствовать сильные доли.
Допускаются мелкие неточности, упрощение нотной ткани. Сокращению и облегчению
подлежат аккорды, мелизмы, подголоски. Основной принцип «минимум нот, максимум
музыки». Мелодические рисунки и басы требуют к себе бережного отношения.
Игра с листа имеет сложную структуру и включает в себя два взаимосвязанных этапа
деятельности исполнителя: чтение текста глазами, а затем игра на инструменте.
Р. Шуман говорил: «Если тебе предлагают сыграть с листа незнакомое сочинение,
то сначала пробеги его глазами».
5. Анализ текста, начальный и последующий этап обучения.
Таким образом первым действием должен быть анализ текста.
1. Жанр пьесы (Вальс, Марш, Песня), что часто определяет характер музыки, окрасу
звука.
2. Лад, тональный план сочинения, ключевые и случайные знаки.
3. Размер, длительности нот.
4. Анализ мелодического рисунка поможет найти знакомые мелодические обороты,
интервалы.
5. Анализ формы сочинения и строение фраз поможет увидеть повторы, секвенции,
продумать аппликатуру, обратить внимание на штрихи, динамику.
6. Анализ фактуры сочинения: гомофонно-гармонический или полифонический.
Последняя бывает нескольких видов: подголосочная, имитационная или контрастная. Кроме
того,
следует
указать
на
такие
часто
встречающиеся
в
произведениях
формулы
фортепианной техники, как гаммообразные пассажи, арпеджио, аккорды, хроматические
фигурации и т. д.
6
6. Подбор материала
Формирование навыков чтения с листа требует, чтобы материал был последовательно
выстроен и доступен, на один-два класса ниже основного материала индивидуального плана
ученика. Материал должен быть знакомым, интересным, ярким. Можно использовать
ансамбли, аккомпанемент.
На начальном этапе обучения мелодии для чтения должны отвечать следующим
правилам:
1.
Они должны быть в мажорном ладу, в тональности без знаков или с одним
знаком;
2.
Содержать
в
себе
гаммообразные
последовательности
(без
скачков),
повторяющиеся звуки;
3.
Диапазон мелодий должен охватывать звукоряд не более 4-5 звуков;
4.
Мелодия должна начинаться и заканчиваться тоникой;
5.
Исполняться в медленном или умеренном темпе;
6.
Необходимо освоить ритмические блоки (см. приложение)
7.
Играть «бусы» по системе Т. Смирновой.
Работа над ритмическими схемами должна вестись параллельно с игрой песен и пьес.
Первые месяцы использовать слоговую поддержку ритма («та», «ти»), в дальнейшем эта
необходимость отпадет. Надо выработать у ребенка взаимосвязь между ритмической
записью и внутренним чувством метроритма, в результате чего появится легкость в чтении
нот с листа.
Для успеха в решении поставленных задач хочется подчеркнуть роль мышления и
необходимость его развития. Развитое мышление - основное качество, которым должен
обладать исполнитель. Развитое мышление легко может компенсировать недостаток других
природных способностей и поможет их развить.
В дальнейшем усложнение материала происходит постепенно, но всесторонне:
- появляются тональности с большим количеством знаков, отклонения, модуляции;
- расширение диапазона мелодий, появление скачков;
- усложнение ритмического рисунка, появление триолей, пунктирного ритма;
7
- исполнение в более быстрых темпах.
Заключение
Подводя итоги вышесказанного, посмотрим, какие преимущества дает
начинающему пианисту навык свободного чтения с листа:
1) Дает возможность ученику работать над пьесой самостоятельно, расширяет
репертуар;
2) Он может участвовать в художественной самодеятельности, заниматься домашним
музицированием;
3) Появляется интерес к занятиям музыкой.
Еще раз следует подчеркнуть, что чтению с листа следует уделять больше внимания с
самого начального периода обучения, занимаясь этим на уроке и в качестве домашнего
задания для самостоятельной работы.
Гофман И. сказал: «Лучший способ научиться хорошо читать с листа — это как
можно больше читать»
8
Список литературы
1.
А. Алексеев «Фортепианная игра». М.,1978 г
2.
Ф. Брянская «Формирование и развитие навыков чтения с листа в первые годы
обучения пианиста»- М.: ООО Издательский дом «Классика 21» 2005-68 с
3.
Г.Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры: Записи педагога 4-е издание» -М.,
Музыка,1982. 300 с
4.
Т. Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс» М.,1997г33 с
5. М. Теплов «Психология музыкальных способностей». М.,1998г
9
Приложение
10