Автор: Куликова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №25 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Московская обл. г.Ступино
Наименование материала: Буклет
Тема: "Как воспитать маленького патриота"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель:
Куликова В.А.
«
Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко
всем нациям – непременное условие нормального здоровья
ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою
землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так
же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и
нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев.
Патриотизм – это
и
преданность
своему
Отечеству,
и
стремление
сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого
народа, входящего в состав России.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит
в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной
природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной
трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в
детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера,
которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином
своей
страны,
развивать
интерес
к
доступным
ребенку
явлениям
общественной жизни.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети
мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто
равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко
сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями
по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из
самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в
нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей,
отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о
патриотизме,
доброте,
великодушии.
Изменилось
и
отношение
людей
к
Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей
страны,
то
сейчас
о
ней
говорят
в
основном
негативно.
Сегодня
материальные
ценности
доминируют
над
духовными.
Однако
трудности
переходного
периода
не
должны
стать
причиной
прио становки
патриотического
воспитания.
Возрождение
духовно-нравственного
воспитания это шаг к возрождению России.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический
процесс. В основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство
Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-
к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным
домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения
тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает
отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но
пропущенные
через
детское
восприятие,
они
играют
огромную
роль
в
становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к
поколению
нравственные
ценности:
добро,
дружбу,
взаимопомощь,
трудолюбие.
Произведение
устного
народного
творчества
не
только
формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию
личности в духе патриотизма.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим
городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких
занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного
воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется
на занятиях,
мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом,
чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к
самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему
дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая
деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и
умение
отражать
все
это
в
продуктивной
деятельности,
формирование
эстетического отношения к окружающей действительности.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной –
процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к
случаю. Положительного результата можно достичь только систематической
работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с
материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды
деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую,
музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.).
В дошкольный период детства происходит становление личности
ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать,
что
на
этом
жизненном
этапе
самыми
близкими
людьми
для
малыша
становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии,
потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь
семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму
отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие
нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй мы
опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как
на равноправных участников формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные
эмоции,
заставляет
сопереживать,
внимательно
относиться
к
памяти
прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по
данному
вопросу
способствует
бережному
отношению
к
традициям,
сохранению
вертикальных
семейных
связей.
В
своей
работе
по
патриотическому воспитанию мы используем различные формы и методы
работы с родителями. В первую очередь проводим анкетирование родителей
по
вопросам
семейного
воспитания.
Организовываем
совместную
работу
родителей и детей. С родителями также проводятся тематические беседы,
консультации по вопросам семейного воспитания
Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива
— детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная
направленность
поступков
постепенно
становиться
основой
воспитания
гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно
постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в
нравственных
поступках.
Нужно
чтобы
у
дошкольника
формировалось
представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны
является ЧЕЛОВЕК
В.В.
Сухомлинский
утверждал,
что
детство
– это
каждодневное
открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде
всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него
– родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите
о значении каждого объекта.
*
Дайте
представление
о
работе
общественных
учреждений:
почты,
магазина,
библиотеки
и
т.д.
Понаблюдайте
за
работой
сотрудников
этих
учреждений, отметьте ценность их труда.
* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
* Расширяйте собственный кругозор
* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других
людей.
* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего
народа
* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное
поведение в общественных местах.
Советы родителям.
Как приобщить детей к нравственно – патриотическому воспитанию?
1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.
Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному
отношению
к
книгам,
способствуйте
развитию
интереса
к
содержанию.
Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот
игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному
отношению к книге.
2.Дошкольники
очень
рано
начинают
проявлять
интерес
к
истории
страны, края.
Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите
все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по
всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам
и фотографиям.
3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему
построить дом
Когда
дом
построен,
поиграйте
с
ребенком
в
«новоселье»,
помогите
разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом,
красив ли, удобен ли для жилья.
4.
Воспитывайте
у
ребенка
уважительно-бережное
отношение к
хлебу.
Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как
выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите
остатки хлеба, сделайте сухарики.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете. Какую пользу
приносит ваш труд людям. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в
игру « Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг
другу, кто больше заметит интересного на нашей улице»
Я
вижу,
что
машины
убирают
улицу.
А
что
ты
видишь?»
игра
учит
наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем.
Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это любовь к природе родного края. Общение с
природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом
на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы
полюбоваться
его
красотой,
журчанием
ручья,
пением
птиц.
Воспитывая
любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять
ее.