Напоминание

"Как воспитать маленького патриота"


Автор: Куликова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №25 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Московская обл. г.Ступино
Наименование материала: Буклет
Тема: "Как воспитать маленького патриота"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель:

Куликова В.А.

«

Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко

всем нациям – непременное условие нормального здоровья

ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою

землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так

же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и

нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев.

Патриотизм – это

и

преданность

своему

Отечеству,

и

стремление

сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого

народа, входящего в состав России.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит

в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной

природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной

трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в

детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера,

которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином

своей

страны,

развивать

интерес

к

доступным

ребенку

явлениям

общественной жизни.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети

мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто

равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко

сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями

по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из

самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в

нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей,

отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о

патриотизме,

доброте,

великодушии.

Изменилось

и

отношение

людей

к

Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей

страны,

то

сейчас

о

ней

говорят

в

основном

негативно.

Сегодня

материальные

ценности

доминируют

над

духовными.

Однако

трудности

переходного

периода

не

должны

стать

причиной

прио становки

патриотического

воспитания.

Возрождение

духовно-нравственного

воспитания это шаг к возрождению России.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический

процесс. В основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство

Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-

к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным

домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения

тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает

отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но

пропущенные

через

детское

восприятие,

они

играют

огромную

роль

в

становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к

поколению

нравственные

ценности:

добро,

дружбу,

взаимопомощь,

трудолюбие.

Произведение

устного

народного

творчества

не

только

формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию

личности в духе патриотизма.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его

действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному

городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим

городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких

занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного

воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется

на занятиях,

мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом,

чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к

самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему

дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая

деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и

умение

отражать

все

это

в

продуктивной

деятельности,

формирование

эстетического отношения к окружающей действительности.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной –

процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к

случаю. Положительного результата можно достичь только систематической

работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с

материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды

деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую,

музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.).

В дошкольный период детства происходит становление личности

ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать,

что

на

этом

жизненном

этапе

самыми

близкими

людьми

для

малыша

становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии,

потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь

семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму

отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие

нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй мы

опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как

на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные

эмоции,

заставляет

сопереживать,

внимательно

относиться

к

памяти

прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по

данному

вопросу

способствует

бережному

отношению

к

традициям,

сохранению

вертикальных

семейных

связей.

В

своей

работе

по

патриотическому воспитанию мы используем различные формы и методы

работы с родителями. В первую очередь проводим анкетирование родителей

по

вопросам

семейного

воспитания.

Организовываем

совместную

работу

родителей и детей. С родителями также проводятся тематические беседы,

консультации по вопросам семейного воспитания

Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива

— детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная

направленность

поступков

постепенно

становиться

основой

воспитания

гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно

постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в

нравственных

поступках.

Нужно

чтобы

у

дошкольника

формировалось

представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны

является ЧЕЛОВЕК

В.В.

Сухомлинский

утверждал,

что

детство

– это

каждодневное

открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде

всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него

– родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите

о значении каждого объекта.

*

Дайте

представление

о

работе

общественных

учреждений:

почты,

магазина,

библиотеки

и

т.д.

Понаблюдайте

за

работой

сотрудников

этих

учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других

людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего

народа

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное

поведение в общественных местах.

Советы родителям.

Как приобщить детей к нравственно – патриотическому воспитанию?

1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.

Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному

отношению

к

книгам,

способствуйте

развитию

интереса

к

содержанию.

Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот

игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному

отношению к книге.

2.Дошкольники

очень

рано

начинают

проявлять

интерес

к

истории

страны, края.

Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите

все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по

всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам

и фотографиям.

3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему

построить дом

Когда

дом

построен,

поиграйте

с

ребенком

в

«новоселье»,

помогите

разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом,

красив ли, удобен ли для жилья.

4.

Воспитывайте

у

ребенка

уважительно-бережное

отношение к

хлебу.

Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как

выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите

остатки хлеба, сделайте сухарики.

5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете. Какую пользу

приносит ваш труд людям. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в

игру « Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг

другу, кто больше заметит интересного на нашей улице»

Я

вижу,

что

машины

убирают

улицу.

А

что

ты

видишь?»

игра

учит

наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем.

Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине – это любовь к природе родного края. Общение с

природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом

на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы

полюбоваться

его

красотой,

журчанием

ручья,

пением

птиц.

Воспитывая

любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять

ее.



В раздел образования