Напоминание

Подготовка к ЕГЭ. Анализ текста.


Автор: Безукладникова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБВ(с)ОУО(с)ОШ№1
Населённый пункт: город Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: методический материал
Тема: Подготовка к ЕГЭ. Анализ текста.
Раздел: полное образование





Назад




КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Комплексный анализ текста включает:

КОМПОЗИЦИОННОСОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Необходимо уметь...

• определять основную тему и микротемы текста;

• определять проблему текста;

• находить авторскую позицию в тексте, выявлять отношение автора к описываемым явлениям;

• определять смысловые отношения между предложениями, абзацами; находить средства связи

предложений (морфологические, синтаксические, лексические и др.)

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Необходимо уметь...

• определять функциональносмысловые типы речи, используемые в тексте (повествование,

описание, рассуждение или сочетание нескольких типов речи).

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Необходимо уметь...

• определять стиль речи (научный, официальноделовой, публицистический, разговорный и

художественный);

• определять основные стилевые признаки текста (сферу применения, цели автора, функции

текста, адресата, основные стилевые черты, а также характерные для стиля языковые средства:

лексические, морфологические, синтаксические, словообразовательные);

• находить изобразительновыразительные языковые средства и стилистические приемы,

использованные в тексте (тропы, фигуры речи и др.), определять их функции.

КОМПОЗИЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ТЕКСТ – это последовательность осмысленных высказываний, объединенных одной темой,

обладающих свойствами связности и цельности, направленных на передачу информации.

ТЕМА – это то, о чем говорится в тексте, это круг событий, положенный в основу текста;

жизненный материал, взятый автором для изображения. Чтобы определить тему текста, следует

ответить на вопрос: о чем/ о ком говорит автор? Все предложения текста связаны между собой

таким образом, чтобы выразить какую-то мысль (идею).

ИДЕЯ – это то, что пытается высказать, выразить писатель, исходя из собственного понимания

тех жизненных явлений и процессов, которые положены в основу его произведения. Чтобы

определить основную мысль (идею) текста, следует задать вопрос: что хотел сказать автор? Текст

делится на смысловые части, в которых развиваются его тема и идея. В каждой смысловой части

текста имеется своя микротема (содержание нескольких самостоятельных предложений текста,

связанных одной мыслью), т .е. «маленькая» тема, которая соответствует общей теме и раскрывает

ее. В письменной речи каждая смысловая часть текста оформляется с помощью абзаца, а иногда –

нескольких абзацев.

АБЗАЦ – это часть текста между двумя отступами (красными строками), характеризующаяся

смысловым единством и относительной законченностью содержания. Абзац подчеркивает

логический или содержательный разрыв в тексте (например, описание разных состояний автора

или персонажа; противопоставление общей информации и частного случая, сопоставление

явлений/событий и т.д.)

Тема, проблема и идея

Одной из наиболее распространенных практических трудностей, возникающих при анализе

содержания текста, является неразличение или отождествление темы, проблемы и идеи.

Когда мы говорим о теме, то речь идет исключительно о предмете отражения, о материале для

последующей постановки проблемы. Тема – это своего рода констатация: «автор отразил такие-то

и такие-то характеры в таких-то и таких-то ситуациях».

Уровень проблематики – это уровень постановки вопросов, обсуждения той или иной системы

ценностей, установления значимых связей между явлениями действительности, это та сторона

художественного содержания, где читатель приглашается автором к активному разговору.

Наконец, область идей – это область решений и выводов, идея всегда что-то отрицает или

утверждает.

АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА – авторское пристрастно-избирательное отношение к изображенному.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ – информация, которую хочет донести до читателя писатель.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

ФАКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ-Это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые

происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Автор доносит свою позицию, рассказывая о тех или иных событиях.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ-Это размышления автора, в которых отражается его

субъективное авторское понимание действительности.

Автор анализирует то или иное явление, дает оценку событиям, ищет причинноследственные

связи между явлениями. Этот вид информации раскрывает замысел автора, рисует картину мира

такой, какой он её себе представляет.

Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из

взаимодействия разных видов фактуальной информации.

Более того, концептуальная информация, в особенности в художественном произведении,

предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Может быть выражена словесно, а может подразумеваться в контексте.

ПОДТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ-Это информация, которая скрыта в тексте, но может быть

выявлена, если проанализировать текст, его языковые особенности, стилистические приемы и др.

Наличие авторской позиции свойственно преимущественно художественным и публицистическим

текстам.

АВТОР ТЕКСТА МОЖЕТ ПРЯМО

ВЫРАЗИТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ПРИ

ПОМОЩИ:

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ

СКРЫТА...

• вводных слов (несомненно, безусловно,

конечно, по-моему и т.п.);

• оценочной лексики – слов, передающих

положительную или негативную оценку

явлений действительности (великолепный,

умный, чудесный; мерзкий, отвратительный,

надоедливый); • словообразовательных средств

(например, суффиксов субъективной оценки,

определенных приставок);

• риторических восклицаний, вопросов (Как

приятно ходить по улицам любимого города!

Кто будет решать эти проблемы?); • языковых

средств выразительности (метафор, эпитетов,

сравнений и т.п.);

• полнозначных слов (нужно, важно, следует,

нельзя, самое важное, следует подчеркнуть,

причиной этому является и др.);

• аналогий, примеров, фактов и т.д. (Приведу

пример...);

• открытых прямых оценок, данных явлениям и

событиям (Это хорошо, это плохо);

• глаголов в повелительном наклонении

(Берегите лес!);

• синтаксических средств (разных типов

предложений);

• в авторской пунктуации;

• в словах героя-рассказчика, в его поступках;

• в мыслях героя;

• в специфических средствах выразительности;

• в описаниях внешнего вида героя, пейзажа и

др.;

• в названии, эпиграфах;

• в авторской речи;

• в выборе лексических средств;

• в композиции произведения;



В раздел образования