Автор: Миндубаева Резеда Ламисовна
Должность: Методист
Учебное заведение: МУ "Отдел образования Исполнительного комитета Спасского муниципального района"
Населённый пункт: г.Болгар
Наименование материала: Проект
Тема: Методический проект, направленный на оказание методической помощи учителям родного (татарского) языка и литературы в развитии их профессионального мастерства и творческого потенциала с помощью применения цифровых образовательных ресурсов.
Раздел: полное образование
МУ «Отдел образования Исполнительного комитета»
Спасского муниципального района
Республики Татарстан
Проект
«Методический портфель»
Методический проект, направленный на оказание методической помощи
учителям
родного
(татарского)
языка
и
литературы
в
развитии
их
профессионального
мастерства
и
творческого
потенциала
с
помощью
применения цифровых образовательных ресурсов.
Автор: Миндубева Р.Л., методист по
национальному образованию
МУ «Отдел образования
исполнительного комитета
Спасского муниципального района»
Республики Татарстан
2022 год
Паспорт проекта
Введение:
Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов
требует определенной системы методической работы, направленной на
повышения
качества
образования,
профессиональной
компетентности
педагогов.
Оказание
реальной
адресной
помощи
учителям
родного
(татарского) языка в развитии их профессионального мастерства и творческого
потенциала проект «Методический портфель учителя родного (татарского)
языка» является инструментом самореализации педагога и позволяет выстроить
перспективу профессионального роста педагога с помощью применения
цифровых образовательных ресурсов.
Актуальность
проекта
Образование постоянно меняется и бросает новые
«вызовы». Изменения, происходящие в современной
системе образования, обязывают учителей постоянно
повышать
свою
квалификацию
и
демонстрировать
педагогический
профессионализм,
иными
словами,
соответствовать
современной
профессиональной
компетентности.
Изучение татарского языка объективно является одним
из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности
у
многих
школьников. Перед
учителем
встаёт
задача поиска более гибких форм организации работы
школьников
на
уроке,
чтобы
побудить
интерес,
повысить
мотивацию
школьников
к
изучению
татарского языка, научить обучающихся прежде всего
коммуникативной деятельности. Успешное обучение
возможно только в том случае, если учителю удастся
постоянно поддерживать интерес к изучению языка.
Для этого методическое объединение учителей родного
(татарского) языка
и методическая служба отдела
образования должны стать центром
по оказанию
адресной
методической
помощи
учителям
по
овладению
методики
преподавания
родного
(татарского) языка.
Обоснование
необходимости
проекта
- Совершенствование методической подготовленности
учителей родного (татарского) языка и литературы.
- Применение эффективных методов и
цифровых
образовательных ресурсов на уроках татарского языка
позволят
индивидуализировать
учебный
процесс,
сделать его более интересным, увлекательным, усилить
положительную мотивацию обучения, активизировать
познавательную
деятельность,
усилить
творческую
составляющую работы как ученика, так и учителя.
Цель
- Оказание методической помощи учителям родного
(татарского) языка и литературы для совершенствования
методики преподавания родного (татарского) языка и
литературы и освоения наиболее рациональных методов
и приемов для обучения и воспитания обучающихся.
Задачи
- Изучение затруднений педагогов в проведении уроков
родного (татарского) языка и литературы, выявление
профессиональных
дефицитов,
оказание
адресной
методической помощи в разработке и конструировании
современного урока;
-
Обеспечение
индивидуального
сопровождения
педагогов,
учащиеся
которых
показывают
низкие
образовательные результаты (работа в группе «Учитель-
учителю»);
-
Повышение
профессиональной
компетенции
и
качества
образования
путем
внедрения
наиболее
эффективных
педагогических технологий
учителей
татарского
языка
и
литературы
(мастер-классы,
открытые уроки);
-
Освоение учителями родного (татарского) языка
навыков работы с современными цифровыми ресурсами
и технологиями;
- Выстраивание взаимодействия между
образовательными организациями, организациями
культуры, учреждениями дополнительного образования
с целью вовлечения обучающихся обучению
практическому овладению языком;
- организация конкурсного движения как инструмента
профессионально-личностного развития учителей
родного (татарского) языка;
- создание банка методических рекомендаций и
материалов для конструирования урока и занятий, банка
эффективных форм, методов и приемов для
использования на уроках родного (татарского) языка и
литературы;
- обобщение и распространение опыта работы, через
РМО;
Ожидаемые
результаты
- Повышение владения учителями родного (татарского)
языка техникой и методикой преподавания урока;
-
расширение
форм
профессионального
мастерства
учителей
в
области
цифровых
образовательных
ресурсов;
- Повышение качества знаний и коммуникативных
навыков обучающихся на уроках татарского языка, через
вовлечение в различные виды урочной и внеурочной
деятельности;
- внедрение новых форм взаимодействия участников
образовательного процесса и демонстрация
педагогического мастерства.
Участники
проекта
заместители директоров по нац.образованию, учителя
родного (татарского) языка, обучающие, родители
Этапы реализации
проекта
1.
«Подготовительный»
-мониторинг
профессиональных
затруднений
и
информационных потребностей учителей татарского
языка;
-создание базы данных об учителях татарского языка;
- изучение опыта работы учителей татарского языка и
литературы, выявление затруднений в проведении урока
и в применении цифровых образовательных ресурсов.
2. «Основной»
-
изменение
профессиональных
позиций
учителей
родного (татарского) языка и литературы, направленных
на
освоение
современными
профессиональными
компетенциями;
-
повышение
качества
методической
работы
по
обеспечению качества образования;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- представление результаты работы в виде статей,
сборников, методических рекомендаций;
- выявление лучших практик в проведении урока
родного (татарского языка) языка и литературы.
3. «Заключительный»
- обобщение и распространение опыта работы, создание
банка методических рекомендаций и каталога цифровых
образовательных ресурсов
Формы работы
Семинары,
мастер-классы,
конкурсы,
практикумы,
круглые столы, квест-игра, консультации, обобщение
опыта работы, публикация методических материалов,
литературные ярмарки педагогических учебников
Инновационность
Применение цифровых образовательных ресурсов
в
преподавании родного (татарского) языка.
Использование на уроках нетрадиционные формы и
методы работы.
Временные
ресурсы
Проект рассчитан на один год с сентября 2022 г. по
август 2023 года.
План – график реализации проекта
Наименование
Сроки
Участники
1.
«Теоретический»
1.Мониторинг профессиональных
затруднений и информационных
потребностей
учителей
родного
(татарского) языка (приложение №
1)
2.
Разработка
анкеты,
опрос,
обработка результатов.
3.
Изучение
опыта
работы
учителей
татарского
языка
и
литературы,
выявление
затруднений в проведении урока и
в
применении
цифровых
образовательных ресурсов
4.Литературная
ярмарка
педагогических учебников .
август-
сентябрь 2022
г.
Методист
по
нац.образованию
5. Мастер класс «Использование
цифровых
образовательных
ресурсов
для
повышения
мотивации к изучению татарского
языка»
август 2022 г.
методист
по
нац.образованию, учителя
родного (татарского) языка
и литературы
6.Оказание методической
консультационной помощи
Постоянно
методист
по
нац.образованию
2. «Практический»
1.Обеспечение
индивидуального
сопровождения
педагогов,
учащиеся
которых
показывают
низкие
образовательные
результаты
с
целью
оказания
методической помощи учителям
родного (татарского) языка (работа
в группе «Учитель-учителю»)
Постоянно
методист
по
нац.образованию, учителя
родного (татарского) языка
и литературы
2.Семинар
«Индивидуальный
подход
в
формировании
коммуникативной компетенции на
уроках
татарского
языка
и
литературы
»
декабрь 2022г.
Учителя
родного
(татарского) языка
3. Круглый стол «Как привлечь
обучающихся
к
изучению
татарского языка?»
февраль 2023г.
Учителя
родного
(татарского) языка
4.
Муниципальная
квест-игра
«Болгар-Дозор»
апрель 2023г.
Учителя
родного
(татарского) языка
5.
Конкурс
на
лучшую
методическую
разработку
урока
для
развития
коммуникативных
навыков
обучающихся
с
применением ЦОР
на уроках
татарского языка «Моя лучшая
методическая разработка»
март-апрель
2023г.
Учителя
родного
(татарского) языка
6. Выстраивание взаимодействия
между
образовательными
организациями,
организациями
культуры
и
учреждениями
дополнительного
образования
с
целью вовлечения обучающихся
практическому овладению языком
(проведение
праздников,
фестивалей, акций, флешмобов)
Постоянно
методист
по
нац.образованию, учителя
родного (татарского) языка
и литературы
7.
Проведение
методической
недели
«Функциональная
грамотность»
Октябрь 2024г.
Учителя
родного
(татарского)
языка
и
литературы
3. «Реализация творческого мастерства»
1.
Создание
базы
методических,
образовательных
продуктов для учебного процесса
(создание каталога ЦОР, сборник
методических разработок уроков
по итогам конкурса «Моя лучшая
методическая разработка».
2.
Обобщение
и
распространение
опыта
работы
(создание каталога видеоуроков).
3.
Трансляция
достигнутых
результатов
(проведение
семинаров, круглых столов).
август 2023г.
методист
по
нац.образованию
Приложение № 1
ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
1. Ф.И.О._______________________________________________________
2. Индивидуальная методическая тема _____________________________
_______________________________________________________________
3. По каким вопросам Вы считаете целесообразным углубить свои
профессиональные знания (отметьте все подходящие варианты)
3.1. Нормативно – правовые основы ФГОС
3.2.Составление
учебно-методического
комплекса
дисциплины/профессионального модуля
3.3. Использование современных педагогических технологий
3.4. Организация самостоятельной работы обучающихся
3.5. Методы контроля и оценки знаний обучающихся с учетом новых
требований оценивания результатов обучения
3.6.
Психологические
основы
профессиональной
деятельности
преподавателя в условиях реализации ФГОС
3.7.Другое _____________________________________________________
5. Разделив лист на две части, слева напишите, что Вам, на Ваш взгляд,
более всего удается в вашей работе, справа – в чем Вы испытываете
затруднения
6. Где и когда Вы повышали свою квалификацию
_______________________________________________________________
7. Каким формам повышения квалификации своих профессиональных
знаний, умений Вы отдали бы предпочтение в первую, вторую и т.д.
очередь (укажите номер)
- Самообразованию
- Теоретическому семинару
- Семинару - практикуму
- Круглые и дискуссионные столы по проблемам
- Проблемно-деловые игры
- Индивидуальной помощи со стороны методической службы
- Ваши предложения и пожелания по работе районного методического
объединения учителей родного (татарского) языка
8. В какой форме вы занимаетесь самообразованием и чего Вам удалось
достигнуть?
9. Запишите, каких достижений Вы добились в этом учебном году в
преподавании своего предмета
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
10. Есть ли в Вашем коллективе коллеги, которые оказывают Вам
профессиональную помощь, и есть ли педагоги, которым Вы оказываете
помощь?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
11. Сколько времени у вас уходит на подготовку к одному уроку (в
среднем)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
12. Последнее время вы работаете над:
- составлением новой программы;
- разработкой новой методики;
- написанием статьи, учебного пособия, сценарием;
- разработкой средств наглядности;
- допишите недостающее
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
13. Уроки кого из коллег Вы хотели би посетить
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
14. Где, чему и у кого Вы хотели бы учиться?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
15. Каких знаний, компетенций Вам не хватает (в т.ч. в цифровых
образовательных ресурсах)_______________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
16. Какие темы в рамках работы РМО учителей родного (татарского)
языка Вы предложили бы к обсуждению
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
17. В каких инновационных проектах Вы хотели бы участвовать? В каком
качестве?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Приложение 2
База данных о педагогических работниках
образовательных учреждений района
№ Наименовани
е ОО
ФИО
педагога
Дата
рождения
Образование
Должность
Курсы
повышения
квалификации
Квалификационна
я категория
Стаж
(общий/
педагогич
еский)