Напоминание

"Не с прилагательными и причастиями"


Автор: Батчаева Зульфия Башировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ пос. Правокубанский имени Р.И.Койчуева"
Населённый пункт: пос.Правокубанский
Наименование материала: Методическая разработка по русскому языку
Тема: "Не с прилагательными и причастиями"
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка по теме:

«Не с прилагательными и причастиями».

Подготовила: учитель русского языка

и литературы высшей категории

Батчаева З.Б.

:

Введение.

Одно из главных положений образования –целенаправленность

обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного

результата. Целью обучения русскому языку является овладение

обучающимися нормами грамотной письменной и устной речи. С

этой целью в данной методической разработке отобран и

подробно расписан материал по теме «Не с прилагательными и

причастиями», включающий написание не с существительными и

наречиями.

Здесь выбрана оптимальная форма подачи материала: отобраны и

последовательно расположены все данные о слитно-раздельном

написании не с указанными частями речи, выстроена система

тренировочных и проверочных работ.

В данной разработке все подчинено поставленной учителем цели:

отработке навыка правописания данной орфограммы. Материал,

изложенный здесь, сократит время поиска дополнительной информации

по данной орфограмме и легко воспринимается и запоминается

учащимися.

Существуют четыре основных правила, которым должны овладеть

обучающиеся:

1)уметь определять лексическое значение слова;

2)уметь определять части речи;

3)уметь выделять морфемы;

4)знать правила и уметь их применять .

В методической разработке выведен алгоритм написания не с

существительными, прилагательными, причастиями и

наречиями. Алгоритм следующий:

1)определить часть речи;

2)посмотреть, может ли слово употребляться без не;

3)если слово может употребляться без не, пишем слитно;

4)если же не может, необходимо уметь применять правило

слитно-раздельного написания не с указанными частями речи.

Данную методическую разработку можно использовать в

предложенной форме или варьировать способы подачи

материала с учетом реального состояния знаний, умений и

навыков, степени подготовленности обучающихся и их общего

развития.

Тема урока: «Правописание не с прилагательными и

причастиями. Урок повторения и закрепления.».

Цели:

Обучающие: повторить и обобщить знания о правилах

написания не с существительными, прилагательными,

причастиями и наречиями; сформировать навык

правописания данной орфограммы.

Развивающие: развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные: пробудить интерес к русскому языку;

воспитывать культуру речи.

Оборудование: презентация, интерактивная доска,карточки.

Ход урока.

I.

Организационный момент: создание дружеской

рабочей обстановки.

-Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу,

улыбнитесь, пожелайте хорошего дня. Я вам тоже

желаю позитивных эмоций и результативной

работы на уроке. Садитесь.

II.Актуализация знаний.

-Откуда эти строчки?

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей. (А.С.Пушкин)

-Какие слова в стихотворении могут вызвать сложность при

написании? (Неведомых и невиданных)

-А почему?(Слова с не могут писаться слитно и раздельно)

-Это так. Сегодня мы с вами должны поставить перед собой

проблемный вопрос. Какой бы вы поставили? (Когда не

пишется слитно, а когда раздельно)

-На этот вопрос мы дадим ответ в конце урока.

II.Формулировка темы и целей урока. Оформление

тетрадей.

Сейчас определим тему урока. Учащиеся самостоятельно ее

формулируют, учитель корректирует: «Правописание не с

прилагательными и причастиями».

-Исходя из темы урока, сформулируйте цели (обучающиеся

формулируют цели, учитель их корректирует)

III.Работа по теме урока.

Слово учителя.

Не может со словами писаться и слитно, и раздельно.

-Чем является в каждом случае не? (При слитном

написании-частью корня или приставкой, при раздельном

написании- частицей).

-Сегодня мы повторим правила написания не с

существительными, прилагательными, причастиями,

проведем опережающую работу-посмотрим, как пишутся с

не наречия, выработаем алгоритм для данной орфограммы.

IV. Игра « Да-нет»

-Имя существительное-часть речи, которая обозначает

предмет? (Да)

-Не с существительными всегда пишется раздельно? (Нет)

-Если существительное без не не употребляется, оно

пишется слитно и является частью корня? ( Да)

-Если можно подобрать синоним, не пишем слитно? (Да)

-Если есть противопоставление с союзом но, пишем

слитно? (Да)

-Если есть противопоставление с союзом а , всегда пишем

раздельно? (Нет. Только если противопоставляются

антонимы)

-Если есть отрицание предмета, пишем слитно? (Нет)

V. Игра «Найди ошибку».

Не лепость; невежа; не вежда; неправда; нездоровье, а

болезнь; нерыба; некит; не правда, а ложь.

VI. Проверка теории.

Не с существительными

Слитно Раздельно

1)если слово без не не 1) если есть противопостав-

употребляется: нелепость ление с союзом а

(не является частью корня); антонимов: не правда,а

2)если можно заменить ложь;

синонимом или близким 2) если есть отрицание

по значению словом без предмета: не рыба, не кит

не: неправда (ложь)

( не является приставкой)

Не с полными прилагательными

Слитно Раздельно

1)первые 2 пункта 1) первый пункт как

у как существительного ; существительного;

2)если есть союз но: 2) если есть отрицательные

не дорогой,но хороший; со словами далеко не,вовсе не,

3)если есть союз а ,но ничуть не, чуть не, нисколько

противопоставлены не не, отнюдь не: далеко не

антонимы: книга легкое дело;

небольшая, а интересная; 3)с относительными и притя-

4)если есть слова очень, жательными прилагательны-

совсем, чрезвычайно, ми: не кожаный портфель;

весьма, крайне,совершенно: не лисья нора;

совершенно неинтересная 4) с прилагательными со

книга. значением цвета: не синее

небо;

5) с прилагательными в

сравнительной степени:

не тяжелее.

Слово учителя.

-Мы с вами вспомнили написание не с полными

прилагательными. А как не пишется с краткими

прилагательными? Выведем правило, выполняя задание.

-Слитно или раздельно?

1)Капля невелика(мала), а камень разрушает.

Вывод: нет условий раздельного написания.

2)Кепка не велика, а мала.

Вывод: есть условия раздельного написания: союз а с

антонимом.

3) Он неумен(почти глуп)

Он не умен( он не глуп, но не отличается большим умом)

Вывод: написание не зависит от значения слова.

4)Не рад, не должен, не готов, не горазд, не жаль.

Вывод: всегда раздельно, запомнить.

VII. Индивидуальная работа с карточками.

Карточка №1.

Объясните написание не со словами.

Трава не скошена, нескошенная трава, не скошенная

вовремя трава, еще не скошенная трава; не скошенная, а

вырванная трава.

Карточка №1.

Объясните написание не со словами.

Полы не покрашены, непокрашенные полы, не

покрашенные мною полы, еще не покрашенные полы; не

покрашенные, а вымытые полы.

Не с причастиями

Слитно Раздельно

с полными причастиями 1) если есть противопо-

1)если нет противопоставле- ставление с союзом а:

ния с союзом а: немороженая не жареная, а печеная

рыба; картошка;

2)если нет зависимых слов: 2) если есть зависимые

нежареная рыба слова: не скошенная еще

трава.

3) с краткими причастиями: работа не выполнена, книга не

прочитана.

- Запомнить: так как наречия образуются от

прилагательных и причастий, правописание их с не

определяется теми же правилами: невысоко- невысокий.

VIII.Задание №5 ОГЭ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное

объяснение написания выделенного слова.

1. НЕДОРОГОЕ (изделие) – имя прилагательное пишется с

НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без

НЕ.

2. НЕВЗРАЧНЫЙ – НЕ пишется слитно с именем

прилагательным, которое не употребляется без НЕ

3. НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) – частица НЕ с деепричастием

пишется раздельно.

4. НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ

слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

5. НЕ РАЗРАБОТАН (вопрос) – краткое страдательное

причастие прошедшего времени с частицей НЕ пишется с

НЕ раздельно.

6. НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы) – частица НЕ с кратким

страдательным причастием прошедшего времени пишется

раздельно.

7. НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ (к труду) – частица НЕ с

кратким страдательным причастием пишется раздельно.

8. (далеко) НЕ ОДНОЗНАЧНЫЙ – раздельное написание

частицы НЕ с именем прилагательным определяется

словом, усиливающим отрицание.

9. (ещё) НЕ РЕШЁННЫЙ – частица НЕ с кратким

причастием пишется раздельно.

IX.Задание № 13 ЕГЭ.

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным

словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1)Быстрое и (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение тренера привело

к проигрышу.

2) Это здание до сих пор (НЕ)ДОСТРОЕНО.

3) Глебов был уж (НЕ)РАД, что затеял разговор.

4) (НЕ)ПОЛУЧЕННЫЙ вовремя отчет заставил начальника

станции переживать.

5) В этот раз я купила (НЕ)МОЛОЧНЫЙ напиток.

X. Рефлексия:

-Какую проблему мы для себя определили в начале урока?

-Решили ли мы ее?

-Для чего нам нужно знать правописание не с

прилагательными?

-Какой алгоритм надо применять для написания не со всеми

частями речи?

)Уметь определять лексическое значение слова.

2)Уметь определять части речи.

3)Уметь выделять морфемы.

4)Знать правила и уметь их применять .

XI. Домашнее задание: составить рассказ или сказку о

правописании не.

XII. Самооценка учащихся ,оценка учителя.



В раздел образования