Автор: Батчаева Зульфия Башировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ пос. Правокубанский имени Р.И.Койчуева"
Населённый пункт: пос.Правокубанский
Наименование материала: Методическая разработка по русскому языку
Тема: "Не с прилагательными и причастиями"
Раздел: полное образование
Методическая разработка по теме:
«Не с прилагательными и причастиями».
Подготовила: учитель русского языка
и литературы высшей категории
Батчаева З.Б.
:
Введение.
Одно из главных положений образования –целенаправленность
обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного
результата. Целью обучения русскому языку является овладение
обучающимися нормами грамотной письменной и устной речи. С
этой целью в данной методической разработке отобран и
подробно расписан материал по теме «Не с прилагательными и
причастиями», включающий написание не с существительными и
наречиями.
Здесь выбрана оптимальная форма подачи материала: отобраны и
последовательно расположены все данные о слитно-раздельном
написании не с указанными частями речи, выстроена система
тренировочных и проверочных работ.
В данной разработке все подчинено поставленной учителем цели:
отработке навыка правописания данной орфограммы. Материал,
изложенный здесь, сократит время поиска дополнительной информации
по данной орфограмме и легко воспринимается и запоминается
учащимися.
Существуют четыре основных правила, которым должны овладеть
обучающиеся:
1)уметь определять лексическое значение слова;
2)уметь определять части речи;
3)уметь выделять морфемы;
4)знать правила и уметь их применять .
В методической разработке выведен алгоритм написания не с
существительными, прилагательными, причастиями и
наречиями. Алгоритм следующий:
1)определить часть речи;
2)посмотреть, может ли слово употребляться без не;
3)если слово может употребляться без не, пишем слитно;
4)если же не может, необходимо уметь применять правило
слитно-раздельного написания не с указанными частями речи.
Данную методическую разработку можно использовать в
предложенной форме или варьировать способы подачи
материала с учетом реального состояния знаний, умений и
навыков, степени подготовленности обучающихся и их общего
развития.
Тема урока: «Правописание не с прилагательными и
причастиями. Урок повторения и закрепления.».
Цели:
Обучающие: повторить и обобщить знания о правилах
написания не с существительными, прилагательными,
причастиями и наречиями; сформировать навык
правописания данной орфограммы.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные: пробудить интерес к русскому языку;
воспитывать культуру речи.
Оборудование: презентация, интерактивная доска,карточки.
Ход урока.
I.
Организационный момент: создание дружеской
рабочей обстановки.
-Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу,
улыбнитесь, пожелайте хорошего дня. Я вам тоже
желаю позитивных эмоций и результативной
работы на уроке. Садитесь.
II.Актуализация знаний.
-Откуда эти строчки?
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей. (А.С.Пушкин)
-Какие слова в стихотворении могут вызвать сложность при
написании? (Неведомых и невиданных)
-А почему?(Слова с не могут писаться слитно и раздельно)
-Это так. Сегодня мы с вами должны поставить перед собой
проблемный вопрос. Какой бы вы поставили? (Когда не
пишется слитно, а когда раздельно)
-На этот вопрос мы дадим ответ в конце урока.
II.Формулировка темы и целей урока. Оформление
тетрадей.
Сейчас определим тему урока. Учащиеся самостоятельно ее
формулируют, учитель корректирует: «Правописание не с
прилагательными и причастиями».
-Исходя из темы урока, сформулируйте цели (обучающиеся
формулируют цели, учитель их корректирует)
III.Работа по теме урока.
Слово учителя.
Не может со словами писаться и слитно, и раздельно.
-Чем является в каждом случае не? (При слитном
написании-частью корня или приставкой, при раздельном
написании- частицей).
-Сегодня мы повторим правила написания не с
существительными, прилагательными, причастиями,
проведем опережающую работу-посмотрим, как пишутся с
не наречия, выработаем алгоритм для данной орфограммы.
IV. Игра « Да-нет»
-Имя существительное-часть речи, которая обозначает
предмет? (Да)
-Не с существительными всегда пишется раздельно? (Нет)
-Если существительное без не не употребляется, оно
пишется слитно и является частью корня? ( Да)
-Если можно подобрать синоним, не пишем слитно? (Да)
-Если есть противопоставление с союзом но, пишем
слитно? (Да)
-Если есть противопоставление с союзом а , всегда пишем
раздельно? (Нет. Только если противопоставляются
антонимы)
-Если есть отрицание предмета, пишем слитно? (Нет)
V. Игра «Найди ошибку».
Не лепость; невежа; не вежда; неправда; нездоровье, а
болезнь; нерыба; некит; не правда, а ложь.
VI. Проверка теории.
Не с существительными
Слитно Раздельно
1)если слово без не не 1) если есть противопостав-
употребляется: нелепость ление с союзом а
(не является частью корня); антонимов: не правда,а
2)если можно заменить ложь;
синонимом или близким 2) если есть отрицание
по значению словом без предмета: не рыба, не кит
не: неправда (ложь)
( не является приставкой)
Не с полными прилагательными
Слитно Раздельно
1)первые 2 пункта 1) первый пункт как
у как существительного ; существительного;
2)если есть союз но: 2) если есть отрицательные
не дорогой,но хороший; со словами далеко не,вовсе не,
3)если есть союз а ,но ничуть не, чуть не, нисколько
противопоставлены не не, отнюдь не: далеко не
антонимы: книга легкое дело;
небольшая, а интересная; 3)с относительными и притя-
4)если есть слова очень, жательными прилагательны-
совсем, чрезвычайно, ми: не кожаный портфель;
весьма, крайне,совершенно: не лисья нора;
совершенно неинтересная 4) с прилагательными со
книга. значением цвета: не синее
небо;
5) с прилагательными в
сравнительной степени:
не тяжелее.
Слово учителя.
-Мы с вами вспомнили написание не с полными
прилагательными. А как не пишется с краткими
прилагательными? Выведем правило, выполняя задание.
-Слитно или раздельно?
1)Капля невелика(мала), а камень разрушает.
Вывод: нет условий раздельного написания.
2)Кепка не велика, а мала.
Вывод: есть условия раздельного написания: союз а с
антонимом.
3) Он неумен(почти глуп)
Он не умен( он не глуп, но не отличается большим умом)
Вывод: написание не зависит от значения слова.
4)Не рад, не должен, не готов, не горазд, не жаль.
Вывод: всегда раздельно, запомнить.
VII. Индивидуальная работа с карточками.
Карточка №1.
Объясните написание не со словами.
Трава не скошена, нескошенная трава, не скошенная
вовремя трава, еще не скошенная трава; не скошенная, а
вырванная трава.
Карточка №1.
Объясните написание не со словами.
Полы не покрашены, непокрашенные полы, не
покрашенные мною полы, еще не покрашенные полы; не
покрашенные, а вымытые полы.
Не с причастиями
Слитно Раздельно
с полными причастиями 1) если есть противопо-
1)если нет противопоставле- ставление с союзом а:
ния с союзом а: немороженая не жареная, а печеная
рыба; картошка;
2)если нет зависимых слов: 2) если есть зависимые
нежареная рыба слова: не скошенная еще
трава.
3) с краткими причастиями: работа не выполнена, книга не
прочитана.
- Запомнить: так как наречия образуются от
прилагательных и причастий, правописание их с не
определяется теми же правилами: невысоко- невысокий.
VIII.Задание №5 ОГЭ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное
объяснение написания выделенного слова.
1. НЕДОРОГОЕ (изделие) – имя прилагательное пишется с
НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без
НЕ.
2. НЕВЗРАЧНЫЙ – НЕ пишется слитно с именем
прилагательным, которое не употребляется без НЕ
3. НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) – частица НЕ с деепричастием
пишется раздельно.
4. НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ
слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
5. НЕ РАЗРАБОТАН (вопрос) – краткое страдательное
причастие прошедшего времени с частицей НЕ пишется с
НЕ раздельно.
6. НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы) – частица НЕ с кратким
страдательным причастием прошедшего времени пишется
раздельно.
7. НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ (к труду) – частица НЕ с
кратким страдательным причастием пишется раздельно.
8. (далеко) НЕ ОДНОЗНАЧНЫЙ – раздельное написание
частицы НЕ с именем прилагательным определяется
словом, усиливающим отрицание.
9. (ещё) НЕ РЕШЁННЫЙ – частица НЕ с кратким
причастием пишется раздельно.
IX.Задание № 13 ЕГЭ.
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным
словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1)Быстрое и (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение тренера привело
к проигрышу.
2) Это здание до сих пор (НЕ)ДОСТРОЕНО.
3) Глебов был уж (НЕ)РАД, что затеял разговор.
4) (НЕ)ПОЛУЧЕННЫЙ вовремя отчет заставил начальника
станции переживать.
5) В этот раз я купила (НЕ)МОЛОЧНЫЙ напиток.
X. Рефлексия:
-Какую проблему мы для себя определили в начале урока?
-Решили ли мы ее?
-Для чего нам нужно знать правописание не с
прилагательными?
-Какой алгоритм надо применять для написания не со всеми
частями речи?
)Уметь определять лексическое значение слова.
2)Уметь определять части речи.
3)Уметь выделять морфемы.
4)Знать правила и уметь их применять .
XI. Домашнее задание: составить рассказ или сказку о
правописании не.
XII. Самооценка учащихся ,оценка учителя.