Напоминание

Урок литературы в 9 классе по миниатюре Е.Носова "Травный ветер"


Автор: Парфенюкова Галина Васильевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 г. Верхнеуральска"
Населённый пункт: г. Вернеуральск
Наименование материала: материалы к уроку
Тема: Урок литературы в 9 классе по миниатюре Е.Носова "Травный ветер"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы (внеклассное чтение) в 9 классе.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №1 г. Верхнеуральска»

Парфенюкова Г.В.

«Тихая моя Родина!» По миниатюре Е. Носова «Травный ветер».

Цели урока:

1.

Побудить учащихся к размышлению о жизни русского человека.

2.

Продолжить работу по формированию представлений о языке

художественного произведения как особом явлении и воспитанию бережного

отношения к слову.

3.

Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

4.

Воспитание нравственного и духовного начала в личности через слово

писателя.

Оборудование: портрет Е.Носова; репродукции картин А. Шилова «Зацвел

багульник», А.М. Васнецова «Родина». Текст Е. Носова «Травный ветер».

Тихая моя Родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать здесь моя похоронена

В детские годы мои.

- Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу…

Тихая моя Родина!

Я ничего не забыл.

Н. Рубцов.

-Чем Вас тронули слова Н. Рубцова?

-Что для вас Родина?

Сегодня мы с вами вместе с писателем Е. Носовым поразмышляем о том, как и

чем живет русский человек через родное русское слово, постигая душу человека.

Пропуская через сердце родное и близкое.

«На рассвете будили журавли. Я просыпался в пепельном полусвете северного

утра. Свет этот всю ночь брезжил в окнах. Казалось, истекал он отовсюду:

светилось серенькое и ровное, будто натянутая волглая холстина, небо, светились

из мореных глубин тихие озера…». Это строчки Е. Носова. в основу творчества

которого легли поля и леса, люди труда, русские люди. Его Родина, малая родина

– Курская земля, воспетая автором «Слова о полку Игореве», И.С. Тургеневым,

И.А. Буниным.

- А как бы воспели свою Родину? Какие произведения русских писателей

вспомнили?

-Почему «тихая» Родина?

Послушаем миниатюру Е. Носова «Травный ветер».

- Что значит «травный»? Дайте понятие через подбор синонимов (травяной,

духовитый, душистый)

- А ветер? (Помогает ощутить запах). Запах Родины душевный, сердечный,

согревающий: «Травный ветер-родная деревня…ветер с родины, врачующий,

согревающий сердце, душу.»

Эта первая фраза настраивает нас на определенную волну, помогает

вникнуть в тему/

-Какое настроение у вас возникло?

Драматизм, драматический (работа со словарем)

За горечью скрывается теплота, горький мед.

-Какие слова передают горечь? (работа с текстом). Послевоенная,

неустроенная… боль.

- На сколько частей можно разбить миниатюру?

1 часть. Героиня.

- как складывается жизнь в этом краю?

-Что значит «судьба»? Чем наполнена жизнь героини? (работа с глаголами и

прилагательными). Тяжелая работа, тяжелая доля, горькая судьба. Почему

так сложилась жизнь?

Война распорядилась человеческой судьбой, изменила жизнь женщины. Но

не это делает ее жизнь однообразной, изнуряющей. Нет духовной жизни. Это

лишает человека счастья.

-Почему несчастлив человек сегодня?

2 часть. Родина.

-О чем 2 часть?

Вторая часть-это речь героини. Она все помнит, ничего не забыла.

(можно послушать отрывок из произведения В. Белова «На родине»: и вот

опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника.

Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот дом с

потрескавшимися углами».

-Когда душа плачет от переполняющих его чувств?

-Зачитайте описание чувств тети Валентины, какой она увидела родину.

Появилось счастье.

-Найдите выразительные средства, которые служат для создания образа

(эпитеты).

Писатель умеет увидеть и понять, передать чувства, которые посещают

человека, когда начинает работать душа. Когда все предстает вокруг в ином

свете. И это все –Родина!

-Найдите слова в тексте, которыми бы вы заменили слова «родина».

( Землица, жменька, детство, мама).

-В чем ценность родной земли?

- Что значит любить родину?

А каков характер русского человека?

Работа по картине А. Шилова Зацвел багульник».

Картина создана на контрасте. Опишите тон, настроение.

- А как связаны картина и произведение Е. Носова?

(Выбор темы, прием антитезы, драматизм, человеческая душа).

Тема: тоска по родине, любовь к родине, чувство счастья, свободы души,

душевных порывов.

Исследуя судьбу своих героев Е. Носов обнаруживает редкостное духовное

зрение, проникающее сквозь невзрачную и обыденную наружность в

потаенные сокровища русского характера.

Попробуйте и вы рассказать о своей родине по-своему.

Домашнее задание: Письменно ответьте на вопрос: на что откликнулась ваша

душа при чтении миниатюры Е. Носова?



В раздел образования