Напоминание

Из опыта работы с детским театральным коллективом


Авторы: Сиваченко Ольга Алексеевна, Сиваченко Анатолий Владимирович
Должность: Педагог дополнительного образования, концертмейстер
Учебное заведение: МУДО ЦДО Заводского района
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Наш принцип подбора пьесы для детского театрального коллектива
Тема: Из опыта работы с детским театральным коллективом
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ольга Сиваченко, педагог дополнительного образования,

Анатолий Сиваченко, концертмейстер

Руководитель Театра, Где Играют Дети «НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО»

(г.Саратов)

Наш принцип подбора пьесы для детского театрального коллектива

«Драмотборщик»… Такая должность существовала в театрах а 19 веке.

По названию уже ясно – чем занимается этот человек: отбирает драмы – или вернее

сказать: подбирает пьесу для постановки. (В современном театре это называется

«Зав.литературной частью» - и он не только ищет пьесы, но и редактирует их,

переделывает под актёрский состав (вместо Матери – Отец; вместо 3 Лягушек – пять и

т.п.)

Все руководители детских театров признают – ХОРОШИХ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ сейчас нет.

Их никто не пишет. Профессиональные театры (за редким исключением) ставят либо

классику (Пушкин, Чехов) – либо шлягеры (Снежная Королева, Аленький цветочек,

Буратино и т.д.)

Мне ставить шлягеры неинтересно. Да и не сумею я. Пушкин-Чехов – прекрасно (и опыт

был!) – но трудно и по актёрскому составу, и по костюмам-декорациям.

Надо искать такое, что было бы интересно мне самой, моим актёрам и ПУБЛИКЕ.

Есть много сайтов, которые размещают пьесы («Драматешка», Театральная библиотека

Сергея Ефимова и другие). Пьес там – тысячи!!!

Заходим в номинацию «Пьесы для детей». Примерно 1\3 – новогодние, они пока не

нужны. Значит, надо перечитать 2\3 всего, что там выложено.

Первое на что я смотрю – НАЗВАНИЕ. Есть интригующие «Чёрные в белый горошек»,

«Остров Большой Обиды»… но чаще за названием прячется полная хрень. Но пока не

прочитаешь – не поймёшь. Иногда достаточно 2-3 страниц.

Второе, на что я смотрю – количество действующих лиц. Пьесы, где «Аня, Петя, Король и

МарьИванна 55 лет» (то есть менее 10 человек) закрываю сразу. И те, где один Петя и 10

взрослых персонажей – тоже. Лепить бороды и рисовать морщины на румяные детские

лица – это не моё. Не беру я пьесы, где 10 – 15 мужских персонажей. Ну нет у меня

столько пацанов!!! Прятать косы под фуражки и клеить девкам усы… да ну его, фу.

…Ну, а когда название нравится (или поддаётся изменению) и количество действующих

лиц устраивает – начинается самое трудное: читка.

Заметила тенденцию: драматурги вводят героев просто так, типа «прохожий». Читаешь в

«Действующих лицах» - Голубь. Думаешь: о, надо вчитаться – обязательно ли мальчик,

или роль бесполая, можно и девочку поставить? А он, оказывается, просто сидит… герои

(в данной пьесе это Коты) на него нападают, он взлетает и говорит: «Идиоты». ВСЁ! Роль

закончена. «Кушать подано!» - тоже, конечно, роль…. Но жалко ребёнка-исполнителя.

Финал. Вот тут вообще мне кажется, что драматурги пишут ручкой, у них стержень

заканчивается, а нового нет. Ну, и они кое-как докарябывают «конец» и сдают…

Или (если на компе) клавиатура ломается насмерть. То есть финал не сделан. Непонятно –

с чего это отрицательный герой изменился и раскаялся. Но ещё хуже, когда финал в духе

«Ералаша» - «парам-парам-пам.. фьють!»

Кстати, и начало пьесы всё чаще встречается такое: «Здравствуйте, дорогие зрители!

Сказку увидеть не хотите ли?» НЕ ХОЧУ, БЛИН!

«Ой, вы гой еси… Ребята, а вы знаете, кто я такой?... «Я пришла в лес ягоды поискать, а

заколдовала меня злая колдунья, щас расскажу - за что… надо идти на лужок, сяду там на

пенёк…» Да иди и садись уже, что за «театр у микрофона»?

… Совсем беда с пьесами про современных подростков. Либо плохие перепевы «Чучела»,

либо какие-то надуманные проблемы «не дал списать», «не дала посмотреть модный

журнал». Диалоги из смеси сленга (ну, это драматургу так кажется - что он успевает за

молодёжным сленгом!) и каких-то деепричастных оборотов… Либо герой ударяется в

дурные привычки, отрицательные герои его губят, героиня спасает…в 50% пьес кто-то

гибнет от передоза.. «в общем, все умерли». (Я сама когда-то писала такие пьесы. Но я

всё-таки старалась провести больше линий, мотивов… и уж не предлагала это к

публикации и постановке! Сейчас не возьмусь за такое ни за что)

… Куча пьес «а-ля русская сказка». С диалогами Царя и Ивана на 4 страницы, с

капризными Царевнами и Змеем Горынычем, который «появляется» и «улетает». В

условиях нашей глухой непроходной сцены «улетать» довольно сложно, кроме как

галопом убежать за кулисы. Многие драматурги путают пьесу и киносценарий, где

несложно исчезнуть, спуститься с неба, появиться из-под земли. Конечно, хороший

режиссёр придумает, как все эти волшебства устроить на сцене, где за задником – глухая

стена, кулисы – тряпочки шириной 50 см, а занавеса нет совсем… Но мне это трудновато.

…И всё же, пьесы находились: это и «Позовите Синего Слона!» («Розовый Бантик»

К.Степанычевой), и «Куриный Детектив» Г.Латышевой – редактировала нещадно; и

«Снегурочка с переулочка» А. Донатовой (почти полностью переписала!) и мой

обожаемый Д.Салимзянов – три его пьесы мы поставили, перекроила я их тоже весьма и

весьма… простите, Дамир Халимович!)

.. Итак, прошло почти 3 (три) дня Нового 2018 Года.

Прочитано внимательно 38 пьес (отбирала их ещё с сентября).

У меня 22 актёра. Мне нужна густонаселённая пьеса.

Декорации должны быть складные, перевозимые. Переодеваний должно быть минимум:

22 костюма вообще нелегко сшить, а если они ещё по ходу пьесы переодеваться будут?

НЕЕЕТ!!!!)

… И да – пьеса нужна интересная Мне&Актёрам&Публике.

У меня отобрано 3 пьесы. И осталось немного времени для окончательного выбора и

редактирования. Я – ДРАМОТБОРЩИК.



В раздел образования