Автор: Козулева Марина Ивановна
Должность: учитель нчальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №7 им. К.Д. Ушинского"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: урок
Тема: "Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"
Раздел: начальное образование
Тема: Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев":
сюжет.
Цель урока: продолжить работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака
«Двенадцать месяцев».
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи:
- раскрыть стороны профессиональной деятельности Маршака;
-развивать навык чтения по ролям.
-учить обобщать, делать выводы;
- развивать умение рассуждать;
- расширить круг нравственных представлений на основе сказки С. Я.
Маршака « Двенадцать месяцев».
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- формирование умения определять значение слов и обосновывать своё
мнение;
- сравнивать героев произведения;
- определять особенности пьесы-сказки.
Регулятивные УУД:
- формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника, текстом.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного
диалога;
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
- Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в
паре, группе (планирование совместной деятельности).
Предметные УУД:
- формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям, речи;
составлять словесный портрет литературного героя;
- формирование умения читать по ролям;
- обогащение словарного запаса.
Личностные УУД:
- формирование умения высказывать свое отношение к героям, выражать
свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
- умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему
решению.
Оборудование: портрет С. Я. Маршака; проектор; иллюстрации зимнего
пейзажа; музыка П.И. Чайковского «Времена года» (Зима); корзина с
подснежниками; толковый словарь; конверты с заданиями; макет костра;
рабочие листы.
Ход урока
1.
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным
настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем
тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада.
2.
Работа над выразительностью речи.
Где мороз ступает, там он снежные розы
роняет.
(на мониторе)
- Прочитайте выразительно.
- Прочитайте грустно.
-Прочитайте весело.
–Прочитайте скороговоркой.
3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.
- А сейчас закройте глаза, расслабьтесь, послушайте музыку П.И.
Чайковского «Времена года» (Зима) и подумайте, какую картину можно
представить, слушая эту музыку.
- Какие чувства на вас навеяла эта музыка?
- Какую картину можно нарисовать? ( Зимний лес). Вывешиваю на доску
картину зимнего леса.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? ( Ответы детей).
- Как вы думаете что тут может находиться? (в подарочной упаковке стоит
корзина с подснежниками)
4. Сообщение темы и цели урока. ( Открывается запись на доске).
-Ребята, как вы думаете что это за цветы? (подснежники)
- А для чего нам сегодня с вами подснежники?
( мы сегодня продолжим работать со сказкой С. Я. Маршака « Двенадцать
месяцев».)
- Какая тема сегодняшнего урока? (Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака
«Двенадцать)
- Какие сказки бывают?(народные и авторские)
- Чем они отличаются? (народные: составил народ; авторские: у сказки есть
автор)
5. Биография С.Я. Маршака ( рассказывают 3 ученика)
-Ребята, давайте немного вспомним с вами о биографии писателя.
(составляем паспорт автора через вопросы; ответы высвечивются на
экране)
-Об интересных фактах из жизни писателя нам расскажет Данила, Егор и
Настя.
6. Вторичное восприятие произведения.
- Произведение «Двенадцать месяцев» это не просто сказка. Это сказка –
пьеса.
- А что же такое пьеса. Давайте с вами обратимся к толковому словарю. Нам
сейчас Егор найдет и прочитает.( один ученик находит определение и
зачитывает вслух)
Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки
на сцене театра.
– Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для
постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли).
– Назовите действующих лиц пьесы.
1гр. : характеристика месяцев
2гр. характеристика падчерицы, мачехи и ее дочери
3гр. характеристика королевского двора
4гр.: работа с картинами сюжетов сказки.
(выступление групп)
7. Физкультминутка.
- Представьте себя в роли актеров.
- Мальчики, покажите нам бравого солдата. Помаршируйте. Покажите, как
отдают честь.
- Девочки, представьте себя придворными дамами.
Покажите свою
безупречную осанку, грациозно помашите веером. Начинается бал, входит
королева. Изобразите реверанс.
- А теперь представьте, что вы идёте вперёд, преодолевая сильные порывы
ветра.
- Уже наступила зима. Как говорится в пословице «Мороз не велик, а стоять
не велит». Покажите, что вам холодно, вы замерзли.
- Зимой многие любят греться у огня. Это может быть костёр в лесу или
домашний камин. Изобразите это действие.
- А теперь поаплодируйте себе.
- Спасибо. Тихо садимся на места.
8. Постановка пьесы – сказки.
- Где могут ставить пьесы – сказки?
- Кто из вас видел представление сказок?
- А вы хотите сыграть пьесу здесь в классе?
- Закройте на минутку глаза, представьте, как происходили события у
Новогоднего костра. ( В это время учитель ставит макет костра на
середину класса). Представили. Выходим к костру. Ученики выходят к
костру. Падчерица с корзиной подходит к ним.
- Чтение пьесы – сказки по ролям.
9. Сравнение русской народной сказки « Двенадцать месяцев» и пьесы –
сказки С.Я.Маршака.
- Как бы вы закончили эту сказку по – своему? Почему? (работа в парах,
зачитывает одна пара каждого ряда)
(ЕСЛИ ХВАТИТ ВРЕМЯ)
10. Итог урока.
- Чему учит нас пьеса – сказка С.Я.Маршака?(ответы детей)
Вы сегодня побывали и в роли актёров, и в роли зрителей, героев сказки.
- У каждой группы на парте лежит лист, разделите его на две колонки и
напишите “Отрицательные и положительные качества героев”, которые
показал С.Я. Маршак в своей пьесе-сказке. (готовый рабочий лист)
Доброта
Бессердечность
Доброжелательность
Жадность
Трудолюбие
Злость
Скромность
Непонимание
Бескорыстность
Несправедливость
Смелость
Чёрствость
-Кто желает ответить?
11. Рефлекс
- Ребята, у вас на столе у каждого две картины с изображением пейзажа
зимы. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая -
радостным, веселым. Вы выбираете только ту картину, которая соответствует
вашему настроению и крепите ее на доску. На обратной стороне картины вы
можете написать свое отношение к уроку. (сначала выходят девочки, а после
мальчики.)
- Мои дорогие ребята, я хочу подарить вам подснежники. Я оставляю их
вам на память о хороших впечатлениях об уроке. Пусть они для вас будут как
символ успеха и положительных воспоминаний.
- Спасибо большое за урок! Мне приятно было с вами работать.