Напоминание

"Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"


Автор: Козулева Марина Ивановна
Должность: учитель нчальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №7 им. К.Д. Ушинского"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: урок
Тема: "Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев":

сюжет.

Цель урока: продолжить работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака

«Двенадцать месяцев».

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи:

- раскрыть стороны профессиональной деятельности Маршака;

-развивать навык чтения по ролям.

-учить обобщать, делать выводы;

- развивать умение рассуждать;

- расширить круг нравственных представлений на основе сказки С. Я.

Маршака « Двенадцать месяцев».

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

- формирование умения определять значение слов и обосновывать своё

мнение;

- сравнивать героев произведения;

- определять особенности пьесы-сказки.

Регулятивные УУД:

- формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с

материалом учебника, текстом.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного

диалога;

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами;

- Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в

паре, группе (планирование совместной деятельности).

Предметные УУД:

- формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям, речи;

составлять словесный портрет литературного героя;

- формирование умения читать по ролям;

- обогащение словарного запаса.

Личностные УУД:

- формирование умения высказывать свое отношение к героям, выражать

свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

- умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему

решению.

Оборудование: портрет С. Я. Маршака; проектор; иллюстрации зимнего

пейзажа; музыка П.И. Чайковского «Времена года» (Зима); корзина с

подснежниками; толковый словарь; конверты с заданиями; макет костра;

рабочие листы.

Ход урока

1.

Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным

настроением. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

– Потому что наступила настоящая весна.

– Сегодня светит солнце.

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем

тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада.

2.

Работа над выразительностью речи.

Где мороз ступает, там он снежные розы

роняет.

(на мониторе)

- Прочитайте выразительно.

- Прочитайте грустно.

-Прочитайте весело.

–Прочитайте скороговоркой.

3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.

- А сейчас закройте глаза, расслабьтесь, послушайте музыку П.И.

Чайковского «Времена года» (Зима) и подумайте, какую картину можно

представить, слушая эту музыку.

- Какие чувства на вас навеяла эта музыка?

- Какую картину можно нарисовать? ( Зимний лес). Вывешиваю на доску

картину зимнего леса.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? ( Ответы детей).

- Как вы думаете что тут может находиться? (в подарочной упаковке стоит

корзина с подснежниками)

4. Сообщение темы и цели урока. ( Открывается запись на доске).

-Ребята, как вы думаете что это за цветы? (подснежники)

- А для чего нам сегодня с вами подснежники?

( мы сегодня продолжим работать со сказкой С. Я. Маршака « Двенадцать

месяцев».)

- Какая тема сегодняшнего урока? (Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака

«Двенадцать)

- Какие сказки бывают?(народные и авторские)

- Чем они отличаются? (народные: составил народ; авторские: у сказки есть

автор)

5. Биография С.Я. Маршака ( рассказывают 3 ученика)

-Ребята, давайте немного вспомним с вами о биографии писателя.

(составляем паспорт автора через вопросы; ответы высвечивются на

экране)

-Об интересных фактах из жизни писателя нам расскажет Данила, Егор и

Настя.

6. Вторичное восприятие произведения.

- Произведение «Двенадцать месяцев» это не просто сказка. Это сказка –

пьеса.

- А что же такое пьеса. Давайте с вами обратимся к толковому словарю. Нам

сейчас Егор найдет и прочитает.( один ученик находит определение и

зачитывает вслух)

Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки

на сцене театра.

– Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для

постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли).

– Назовите действующих лиц пьесы.

1гр. : характеристика месяцев

2гр. характеристика падчерицы, мачехи и ее дочери

3гр. характеристика королевского двора

4гр.: работа с картинами сюжетов сказки.

(выступление групп)

7. Физкультминутка.

- Представьте себя в роли актеров.

- Мальчики, покажите нам бравого солдата. Помаршируйте. Покажите, как

отдают честь.

- Девочки, представьте себя придворными дамами.

Покажите свою

безупречную осанку, грациозно помашите веером. Начинается бал, входит

королева. Изобразите реверанс.

- А теперь представьте, что вы идёте вперёд, преодолевая сильные порывы

ветра.

- Уже наступила зима. Как говорится в пословице «Мороз не велик, а стоять

не велит». Покажите, что вам холодно, вы замерзли.

- Зимой многие любят греться у огня. Это может быть костёр в лесу или

домашний камин. Изобразите это действие.

- А теперь поаплодируйте себе.

- Спасибо. Тихо садимся на места.

8. Постановка пьесы – сказки.

- Где могут ставить пьесы – сказки?

- Кто из вас видел представление сказок?

- А вы хотите сыграть пьесу здесь в классе?

- Закройте на минутку глаза, представьте, как происходили события у

Новогоднего костра. ( В это время учитель ставит макет костра на

середину класса). Представили. Выходим к костру. Ученики выходят к

костру. Падчерица с корзиной подходит к ним.

- Чтение пьесы – сказки по ролям.

9. Сравнение русской народной сказки « Двенадцать месяцев» и пьесы –

сказки С.Я.Маршака.

- Как бы вы закончили эту сказку по – своему? Почему? (работа в парах,

зачитывает одна пара каждого ряда)

(ЕСЛИ ХВАТИТ ВРЕМЯ)

10. Итог урока.

- Чему учит нас пьеса – сказка С.Я.Маршака?(ответы детей)

Вы сегодня побывали и в роли актёров, и в роли зрителей, героев сказки.

- У каждой группы на парте лежит лист, разделите его на две колонки и

напишите “Отрицательные и положительные качества героев”, которые

показал С.Я. Маршак в своей пьесе-сказке. (готовый рабочий лист)

Доброта

Бессердечность

Доброжелательность

Жадность

Трудолюбие

Злость

Скромность

Непонимание

Бескорыстность

Несправедливость

Смелость

Чёрствость

-Кто желает ответить?

11. Рефлекс

- Ребята, у вас на столе у каждого две картины с изображением пейзажа

зимы. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая -

радостным, веселым. Вы выбираете только ту картину, которая соответствует

вашему настроению и крепите ее на доску. На обратной стороне картины вы

можете написать свое отношение к уроку. (сначала выходят девочки, а после

мальчики.)

- Мои дорогие ребята, я хочу подарить вам подснежники. Я оставляю их

вам на память о хороших впечатлениях об уроке. Пусть они для вас будут как

символ успеха и положительных воспоминаний.

- Спасибо большое за урок! Мне приятно было с вами работать.



В раздел образования