Автор: Макзумова Светлана Жексеньевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Александрово-Гайский политехнический лицей"
Населённый пункт: с.Александров - Гай Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Бизнес план и его содержание"
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ СО «АГПЛ»
Методическая разработка урока на тему
« Бизнес план и его содержание»
Разработчик:
преподаватель спецдисциплин
С.Ж.Макзумова
2017 год
Цели занятия:
1. Обучающая:
- сформировать знания об основных принципах и элементах планирования
- закрепить навыки о методах планирования;
-получить необходимые теоретические знания о методике разработки бизнес-плана;
- иметь представление о типах бизнес-плана и основных его разделах.
2.Развивающая:
- развитие умения планирования на предприятии;
- развитие внимательности, аккуратности;
- развитие любознательности, стремления получить знания;
- развитие познавательной активности в процессе обучения.
3. Воспитывающая: воспитание чувства ответственности , чувства коллективизма,
коммуникабельности.
Тип урока – комбинированный
Вид урока – урок с применением активных форм образования (игра, кроссворд,
презентации)
Методы обучения –
-проблемно-поисковый
- диалогический, эвристическая беседа
- лабораторно-исследовательский
- игровой
Формы обучения
- индивидуальная
- групповая
- фронтальная
Оборудование - мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций
- раздаточный материал
Ход урока. Этапы занятия.
1. Организационный момент
Проверка присутствующи
Актуализация темы, цели и задач занятия:
Значение и содержание планирования. Методы планирования. Бизнес-планирование,
составные элементы внутрифирменного планирования.
Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана.
2. Основная часть
2.1.
Повторение ранее пройденного материала – в форме Опроса - игры «Принципы и
методы планирования»:
Уметь ориентироваться в основных правилах организации системы планирования и
требования к процессу плановых
Вопросы:
1.
Назовите принцип планирования, при котором детализируются и конкретизируются
планы с учетом внешних и внутренних условий функционирования.
Ответ: точность
2.
Какой из принципов предполагает вовлечение всех участников процесса
функционирования предприятия?
Ответ: участия
3.
При каком принципе планирования используются инженерные и экономические
расчеты?
Ответ: научности
4.
Назовите принцип, предполагающий скользящий характер планирования, например
месяц, квартал, год?
Ответ: непрерывность
5.
Как называется принцип, при котором разрабатывается несколько вариантов
сценариев?
Ответ: многовариантность
Ведущий называет один из принципов или методов планирования, а студенты поясняют
суть данного определения и значение его в системе планирования.
2.2.
- Отгадать кроссворд на тему: «Виды планирования»
Кроссворд состоит из понятий, а также методов и подходов видов планирования
Самостоятельная работа обучающихся.
3. Объяснение нового материала
с применением мультимедийного оборудования
Бизнес-план предприятия
3.1.
Понятие бизнес-плана.
Цели разработки бизнес-плана
Функции бизнес-планов
( проблема, эвристическая беседа.)
Объяснение:
1.Бизнес – план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого
бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных
ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства
для их достижения.
Преподаватель - объяснение
Обучающиеся – запись в тетрадь
(1 слайд)
2.Цели разработки бизнес-плана:
Планирование хозяйственной деятельности фирмы на краткосрочный и
долгосрочный периоды;
Получение кредитов или привлечение инвестиций;
Определение степени достижимости поставленных целей развития фирмы;
Доказательство целесообразности реорганизации фирмы или создания новой
Преподаватель -объяснение
Обучающиеся – запись в тетрадь
(2 -5 слайды)
3.В современной хозяйственной практике бизнес-план выполняет пять функций:
Возможность использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса;
Планирование;
Привлечения внешних источников финансирования;
Привлечения потенциальных партнеров (инвесторов);
Вовлечения персонала предприятия в процесс составления бизнес-плана, координация
усилий, распределения обязанностей
Преподаватель -объяснение
Обучающиеся – запись в тетрадь
(6 слайд)
4.Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на вопросы:
Как начать дело?
Как эффективно организовать производство?
Когда ориентировочно можно получить первые доходы?
Как скоро можно будет расплатиться с кредиторами?
Какими мерами уменьшить возможный риск?
Преподаватель -объяснение
Обучающиеся – запись в тетрадь
(7 слайд)
3.2.
Типовая структура разработки бизнес-плана
В теории и хозяйственной практике отсутствует жестко регламентированная структура
бизнес-плана. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции: одна –
для начинающего предпринимателя, другая – для действующего предприятия.
Структура бизнес-плана и его объем определяются спецификой бизнеса фирмы, ее
размерами, целью составления бизнес-плана, наличием конкурентов, размером
предполагаемого рынка сбыта и прочими факторами.
Преподаватель, обучающиеся – проблема, эвристическая беседа
(8-9 слайд)
Объяснение:
1.
Резюме (концепцию бизнеса), по содержанию инвестор часто судит о том, стоит ли
ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма
убедительно изложить основные положения предполагаемого проекта, чтобы инвестор
смог получить ответы на вопросы: что они получат в случае успешной реализации этого
бизнес-плана и каков риск потери ими денег?
Преподаватель -объяснение
Обучающиеся – запись в тетрадь
2.
Описание предприятия и отрасли
Преподаватель -объяснение
Обучающиеся – запись в тетрадь
3.
Описание продукции и услуг, которое предприятие собирается производить или
предоставлять (какие потребности призван удовлетворять продукт (услуга), какой
полезный эффект можно получить от товара (услуги), чем отличается продукт от товара
конкурента?)
Преподаватель -объяснение
Обучающиеся – запись в тетрадь
4.
Исследование и анализ рынков сбыта, прежде чем начинать дело, следует изучить
рынок, что даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара
(услуг), объемы их производства и реализации, а также необходимые для этого ресурсы
Преподаватель -объяснение
Обучающиеся – запись в тетрадь
5.
План маркетинга, изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее
продвижение товаров (услуг) к потенциальному потребителю, т.е продавать то что
покупается , а не то что производится .
Преподаватель -объяснение
Обучающиеся – запись в тетрадь
6.
Производственный план, содержит описание всего производственного процесса,
при изготовлении какой либо продукции или оказания услуг. Главная задача – подтвердить
расчетами, что создаваемая фирма в состоянии производить необходимое количество
товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.
Преподаватель -объяснение
Обучающиеся – запись в тетрадь
7.
Организационный план, с какими партнерами организуется дело и как
планируется наладить его бесперебойное и успешное функционирование, т.е какие
специалисты понадобятся для ведения дела и на каких условиях они будут привлекаться
(постоянную работу, по контракту и т.д.), оплата работников, стимулирование труда.
Преподаватель -объяснение
Обучающиеся– запись в тетрадь
8.
Финансовый план и финансовая стратегия, обобщает в стоимостном выражении
возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам, включает: расчеты
величины и определение источника получения средств, необходимых для организации
дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, и т.д.
Преподаватель -объяснение
Обучающиеся – запись в тетрадь
4 Закрепление пройденного материала
4.1
Теоретическая часть: цель и структура создания бизнес-плана
- Назовите основные цели разработки бизнес-плана
- На какой период времени рекомендуется составлять бизнес-план?
- На какие вопросы можно получить ответы при разработке бизнес-плана?
5. Заключительная часть
5.1
Для закрепления пройденного материала предлагается Игра-дискуссия
«Альтернатива»
Преподаватель объясняет цель игры, выдает задание, делит обучающихся на две группы и
проводит игру
5.2
Домашнее задание
«Бизнес-план» составить дома кроссворд по теме
6 Выставление оценок за урок с комментарием активности работы обучающихся .