Напоминание

Открытый урок "Политическая элита и политическое лидерство"


Автор: Кузнецова Кристина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы "Школа 2200"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок "Политическая элита и политическое лидерство"
Раздел: полное образование





Назад




Тема: Политическая элита и политическое лидерство

Класс: 10

Цели урока:

Образовательные: дать характеристику понятия «политическая элита»; выявить способы её

рекрутирования; выяснить особенности формирования политической элиты России,

рассмотреть их виды и функции; рассмотреть основные признаки, типы политического

лидерства; определить основные качества политического лидерства; рассмотреть характерные

черты политических лидеров России.

Развивающие: развивать навыки работы с документом, умение выделять главное в изучаемом

объекте; Продолжить отработку заданий 10 (определение понятия) и 24 (составление сложного

плана) согласно кодификатору заданий ЕГЭ по обществознанию 2022 г.

Воспитательные:

выявить

оценочные

суждения

учащихся

о

личностных

качествах

политического лидера; дать оценку действий известных политических лидеров с точки зрения

морали и права.

Средства обучения: учебник под ред. Л.Н.Боголюбова «Обществознание. 11 класс. Базовый

уровень». - М.; Просвещение, 2018., презентация, кодификатор ЕГЭ- 2024 по обществознанию.

Тип урока: комбинированный урок, изучение нового материала.

Методы обучения: эвристическая беседа, практическая работа, работа в группах.

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать понятия политики и власти, уметь

характеризовать особенности политического поведения.

Ход урока

Приветствие.

Здравствуйте, меня зовут Кузнецова Кристина Александровна, я учитель истории и

обществознания Школы №2200 г. Москвы. Сегодня я провожу урок на тему «Политическая

элита и политическое лидерство в рамках участия во втором Всероссийском конкурсе

профессионального мастерства среди учителей обществознания, проводимом Всероссийским

государственным университетом юстиции (РПА Минюста России) в 2023-2024 году.

. Организационный этап:

Добрый день, 10 В класс. Ребята, мы начинаем рассматривать на наших уроках вопросы

социально политического развития современного общества. Тема политики, как и прежде,

остаётся очень актуальной и касается каждого из нас. Французский писатель и политик Шарль

Монталамбер сказал: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами», то есть

данным высказыванием автор хотел сказать, что, даже не имея прямого отношения к своей

власти, каждый человек должен интересоваться политической ситуацией в стране и в мире.

Давайте вспомним вопросы, на которые вы должны были ответить в своем домашнем задании.

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:

а) дать определение понятия «политика»

б) что такое «власть» и «политическая власть»

в) привести возможные характеристики политического поведения;

г) выявить отличия политического поведения от политической активности.

Итак, власть – это право и возможность распоряжаться кем-чем-н., подчинять своей воле. Или:

Политическое господство, государственное управление.

Кто в обществе обладает властью? (ответ учащихся)

А кто обладает политической властью? (ответ учащихся)

В чем отличия? (ответ учащихся)

И прежде чем начать урок, предлагаю вашему вниманию несколько иллюстраций для

размышления. Рассмотрим их, после чего подумайте и попробуйте сформулировать тему урока.

Итак, что объединяет всех этих людей? (Ответы учащихся). – А что их отличает? (разные

уровни

власти

президент,

премьер

министр,

лидеры

партий,

главы

регионов

и

муниципалитетов).

. Работа по теме урока

ⅠⅠ

Существует мнение, что «не все люди могут быть политиками, но все могут оценивать их

деяния». Сегодня мы остановимся на теме, посвященной политической элите и политическому

лидерству.

Записываем тему урока: «Политическая элита и политическое лидерство»

План урока:

1.

Политическая элита

2.

Политическое лидерство

3.

Роль политического лидера

4.

Типы лидерства.

,

,

«

»? (

)

Скажите

пожалуйста

кого мы называем

элитой

Ответы учащихся

Слово «элита» имеет французское происхождение, дословно – «лучший», «отборный».

Под элитой обычно подразумевают лучших представителей общества.

Часто употребляется

«

»,

понятие

политическая элита

,

Политическая элита

группа или совокупность

групп

занимающих привилегированное

,

,

престижное положение в обществе

в связи с участием в принятии решений связанных с

.

использованием государственной власти

Как вы думаете, какими признаками обладает политическая элита?

Помните, что признак – это основная характеристика предмета, понятия.

Запишите свои варианты в тетрадь.

(Обучающиеся называют свои варианты (можно спросить 1-3 обучающихся), затем

демонстрируется слайд презентации с верными ответами.)

Признаки политической элиты:

1. власть

2. влияние

3. привилегированное положение

4. престиж

5. принятие важных для страны решений.

Элита и ее характеристики стали предметом изучения, дискуссий. Давайте с вами рассмотрим

самые популярные теории элит, заполняя таблицу, которая лежит на ваших столах.

Автор

Страна

Название теории

Характеристика

В политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, лидеры партий,

главы региональных администраций, руководители крупных общественно-политических

организаций.

Как вы думаете, в чем отличие политической элиты от правящей политической элиты? (Ответы

учащихся)

В зависимости от места в политической системе и объёма властных полномочий выделяют

правящую элиту и неправящую (или контрэлиту).

К правящей элите относятся лица, участвующие в управлении государством. К неправящей,

соответственно, те кто, обладая необходимыми для элиты качествами, не имеет доступа к

управлению

Правящая элита — это организованное меньшинство общества, внутренне

дифференцированная, но высоко сплоченная социальная группа, обладающая качествами

лидерства и подготовленная к выполнению управленческих функций, занимающая

руководящие позиции в общественных институтах и непосредственно опосредованно

влияющая на принятие властных решений в обществе.

Кроме

политической

элиты

выделяют

еще

экономическую

(олигархи,

крупные

предприниматели) и другие властные группы, которые оказывают влияние на принятие

политических решений.

Самостоятельная работа

Задание. Вам необходимо в парах подумать и написать, какие, на ваш взгляд, элитные

группы, оказывающие влияние на принятие политических решений. Время на работу – 3

минуты.

1) _______________________

2) _______________________

3) _______________________

4) _______________________

5) _______________________

6) _______________________

Теперь разберем следующий вопрос:

- Как рекрутируется (формируется) политическая элита? (ответы учащихся)

Как мы с вами определим значение выражения «рекрутирование политической элиты»?

Ожидаемый ответ: формирование, набор, процесс вхождения в политическую элиту.

Итак, два основных способа рекрутирования политической элиты

1. Закрытая система отбора. Отбор осуществляется узким кругом высших руководителей.

Набираются представители определенной соц. группы, учитывается возраст рекрутируемых,

образование карьера. Чаще всего в тоталитарных, авторитарных государствах.

2. Как вы думаете, как называется вторая? Противоположная по смыслу – открытая система.

Какие признаки, как вы думаете? Возможность продвижения представителей различных соц.

групп, рабочие, интеллигенция, большее значение придается выборам, высокая конкурентность,

большую роль играют личные качества. Открытая система рекрутирования элит характерна для

демократического общества.

Какая система рекрутирования характерна для современной России? (Ожидаемый ответ:

открытая с элементами закрытости).

Какая система рекрутирования характерна для СССР? России до революции 1917 г.?

(Ожидаемые ответы: преимущественно закрытая система рекрутирования была характерна

для революционной России и СССР).

- Как вы считаете, можем ли мы обойтись без политической элиты? (Возможны различные

варианты ответов, допустима небольшая дискуссия по данной проблеме)

Политологи пришли к выводу: мы не можем без политической элиты. Деление на правящее

меньшинство (политическая элита) и большинство, которое подчиняется меньшинству,

закономерно. Общество не может обойтись без людей, управляющих массами. Почему?

(Ответы учащихся)

Какие

же

задачи

решает

политическая

элита,

или

по-другому,

какие функции она

осуществляет:

2. Политическое лидерство

Изучая историю, вы узнали о людях, за которыми шел народ, которые управляли

государствами. Как их называют? (Ответы учащихся: их называют лидерами, от английского

руководитель, ведущий).

Записываем определение:

Личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на организацию, государство,

общество в целом.

Политическое лидерство – влияние на большие группы людей, связанное с: 1.личные качества.

2.формально-должностной статус

Вопрос: есть ли отличие в понятиях «Политический лидер» и «Политический руководитель»?

Задание: составьте сравнительную таблицу «Политическое лидерство». Укажите

качества для каждой группы лидерства

Политический

лидер

Политический

руководитель

1)

2)

3) и т.д.

1)

2)

3) и т.д.

Лидер имеет влияние на других людей.

Учитель рисует лидера на доске.

Представим, что это наш политический лидер.

Давайте попробуем определить его ведущие признаки и существенные характеристики.

Политический лидер – это человек, во-первых, имеющий постоянное, широкое, охватывающее

все общество влияние, подкрепленное авторитетом и личными качествами; во-вторых, человек,

обладающий должностным статусом, предполагающим обладание властью – король, президент,

глава политической партии .

Таким образом, главные признаки политического лидерства – влияние на большие группы

людей, наличие многочисленных сторонников, последователей и наличие официального

властного статуса (слайд презентации).

Роль политического лидера

Политический лидер является, как мы видели, ведущей политической фигурой: главой

государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения.

Являясь субъектами политики, лидеры выполняют важную роль в политической жизни

современного общества. Каковы же его ролевые функции? Записываем.

А какими качествами должен обладать политический лидер? Давайте попробуем определить,

качества политического лидера, при отсутствии которых его деятельность не

будет успешной (учитель рисует на доске справа от рисунка качества лидера)

Типы лидерства

В политологии существуют различные подходы к определению типов лидерства.

Работа в группах по 4 человека

Задание. Мы будем сейчас заполнять таблицу по типологии политического лидерства

вместе, но примеры для каждого типа вы должны будете подобрать сами. Примеры на

этот раз не простые: это портреты отечественных и мировых политических лидеров за

все периоды истории человечества. Вы должны будете подобрать подходящий портрет,

вспомнить из истории, что это за человек и подписать его, а также вклеить на

соответствующее место в таблице. На работу с каждым портретом отводится не более

30 секунд.

№1

№2

№3

№4

№5

1.

По масштабам

лидерства

2.

По характеру

деятельности

3.

По стилю

управления

4.

По содержанию

деятельности

5.

Классификация Г.

Лассауэла по

модели поведения

6.

Классификация М.

Вебера по истокам

власти

7.

Типология В.

Парето

Сверка результатов выполнения задания с портретами

. Закрепление полученных знаний

ⅠⅠⅠ

Что мы вкладываем в понятие политическая элита?

Предлагаю ознакомиться с приведенной инфографикой. Это опрос ВЦИОм. Респондентам

задавался вопрос:

Какими качествами должен обладать политический лидер? (Ожидаемые ответы: ум, воля,

смелость и т.д.)

Тестовые задания ЕГЭ-2024

1.

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они

указаны:

1)

В демократическом обществе отсутствуют политические элиты.

2)

Механизм пополнения или изменения состава политической элиты зависит от

сложившегося политического (государственного) режима.

3)

Политическая

элита

–это

группа

лиц,

профессионально

занимающаяся

деятельностью в сфере власти и управления государством.

4)

Политическая элита – это лишь определённая часть широких элитарных слоёв

общества в целом.

5)

Принятие

политических

решений

в

любом

государстве

осуществляется

исключительно в интересах политической элиты.

Ответ:________________________

2.

Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми

они указаны:

1)

Политическим лидерством называют способность определенного лица решающим

образом постоянно влиять на всё общество, социальную группу, организацию.

2)

Авторитет и влияние политического лидера харизматического типа, как правило,

основаны на вере народа в особый дар лидера, его сверхъестественную способность

эффективно решать все проблемы.

3)

Демократический тип политического лидерства характеризуется тем, что выполняя

все функции, лидер опирается на активность подчинённых, учитывает их мнение.

4)

Рационально-легальное лидерство основано на традиции, вере подчиненных, то что,

власть законна, поскольку она существовала всегда.

5)

Политический лидер вырабатывает политический курс, в той или иной мере

отражающий реалии жизни общества.

Ответ:______________

Подведение итога занятия.

Что вы узнали сегодня?

1). Признаки, функции политической элиты

2). Сущность понятия «политическое лидерство»

3). Роль политического лидера

4). Особенности политической элиты и политических лидеров России

Домашнее задание: параграф 15, письменно выполнить следующие задания:

1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЮБОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА РОССИИ ПО ПЛАНУ

1. Тип лидерства

2. Качества политического лидера

2.1. острый ум, воля, смелость, решительность

2.2. честность, верность общественному долгу

2.3. общительность, умение ориентироваться в политической обстановке

2.4. управленческие способности, политическая мудрость, большая гибкость, умение

маневрировать между политическими силами

2.5. ораторское искусство, харизма, чувство юмора

3. Насколько успешно лидер справляется со своей ролью?

4. Вывод.

(После того, как каждая группа пояснит свою точку зрения, проводится общее

обсуждение

2.Задание формата ЕГЭ

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по

существу тему «Политическое лидерство как институт политической системы». Сложный план

должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу,

из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за

исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два

подпункта.)

Использованные материалы:

Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных

учреждений. Базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др. – М.:

Просвещение, 2009. – 349с.



В раздел образования