Автор: Куклева Марина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Платнировской
Населённый пункт: станица Платнировская, Кореновский район, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия
Тема: "Вверх по радуге"
Раздел: среднее образование
Класс: 7б.
Тема занятия: «Вверх по радуге».
Цель занятия: создание положительной атмосферы, сплочение коллектива.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
продолжать
обучать
участников
группы
принятию
на
себя
ответственности за свои чувства;
продолжать обучать участников группы проигрыванию различных
эмоциональных состояний;
продолжать обучать участников группы осознанию своих сильных
сторон, к принятию себя.
2. Коррекционно-развивающие:
развивать групповую сплочённость;
развивать умение работать самостоятельно и в группе;
развивать восприятие;
развивать память;
развивать выразительность речи;
развивать внимание;
развивать творческий потенциал личности.
3. Воспитательные:
воспитывать коммуникативную культуру;
воспитывать уважение друг к другу;
воспитывать любовь к интеллектуальному труду.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование занятия: плакат «Радуга»; коробка; аудиозапись со звуками
леса; игрушки для театрализации (мышонок, зайчонок, бельчонок, ежонок,
сорока, мяч);
декорации леса; памятный подарок для обучающихся -
кукольный театр.
Ход занятия:
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Звучит позитивная детская песня. Входят обучающиеся.
Цель: Установление контакта с детьми.
Психолог: Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня к нам на
занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваются с
гостями). Сейчас встанем с вами в один общий круг. Вы сегодня, конечно,
уже приветствовали друг друга. Я же предлагаю вам поздороваться ещё раз.
Возьмитесь за руки в одном кругу. Улыбнитесь друг другу. Произнесите
дружно хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!».
Обучающиеся проходят к стенду с изображением РАДУГИ.
Упражнение «Радуга».
Цель: диагностика эмоциональной сферы обучающихся на начало занятия.
Психолог: В начале нашего занятия, каждому из вас я предлагаю выбрать
цветную дорожку на РАДУГЕ, по которой вы пришли и с каким
настроением. (Каждый прикрепляет свой смайлик на РАДУГЕ. Становятся в
круг).
Психолог: Как поднять хорошее настроение? Для этого нужно учиться
улыбаться так, чтобы всем было приятно. Ведь улыбка ничего не стоит, но
много даёт. Она приносит радость тем, кто её получает, не обедняя при этом
тех, кто ею одаривает. Улыбающийся человек – человек с открытой душой,
духовным миром. Улыбка создаёт счастье в доме, порождает атмосферу
доброжелательности.
Упражнение «Брось улыбку».
Цель:
поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения,
выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую
команду для достижения конечного результата работы.
Ход: Обучающиеся стоят в кругу. Психолог начинает игру – улыбается,
потом прикрывает рот ладонью, проводит ей по лицу, будто стирая улыбку.
Когда он убирает ладонь, улыбка исчезла с лица и как бы осталась в ладони.
Психолог «бросает улыбку» другому игроку, который «ловит» её руками,
«наносит» её на лицо, потом «стирает» и «бросает» другому. Тот, кто
засмеётся или улыбнётся не в свою очередь - выбывает.
Обучающиеся проходят на свои места для беседы.
Цель: расширение представлений обучающихся об эмоциях.
Психолог: Сегодня мы продолжим занятие о мире эмоций и чувств. Всё, с
чем человек сталкивается в своей жизни, вызывает у нас то или иное
отношение, т.е. те или иные чувства и эмоции. Одно из того, с чем мы имеем
дело, нравится нам, радует нас, вызывает симпатию к себе, другое неприятно,
огорчает нас, пробуждает отвращение. Скажите, а что нас может порадовать?
(Ответы). А что огорчить? (Ответы). Вы не зря говорили о мимике и жестах,
именно в них мы выражаем эмоции и чувства. Например, горе мы можем
выразить и криком, и словами, но мы можем показать эту эмоцию с
помощью мимики и жестов. Именно мимика и жесты говорят нам без слов о
настроении человека. Если человек улыбается, значит, он радуется;
сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о
недовольстве и гневе. О многом может сказать и взгляд человека. Он может
быть прямой, открытый, доверчивый, ласковый, хмурый. Жестикуляция, т.е.
движение рук, может быть живой, порывистой, вялой, бедной, спокойной.
Оказывается заразиться можно не только гриппом, но и плохим настроением,
тревогой, гневом или страхом. Таких примеров можно привести очень много,
когда необходимо сохранить спокойствие, не паниковать. Например, при
пожаре, при наводнении. А у вас было такое, когда настроение другого
человека передавалось вам? (Ответы).
В следующем упражнении вы попробуете себя в роли актёров.
Упражнение «Курсы актёрского мастерства».
Цель: проигрывание эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов,
звуков.
Ход: Каждый обучающийся вытягивает карточку с описанием ситуации из
жизни детей. Читает ситуацию. Далее должен с помощью жестов, звуков и
выражения лица изобразить, что чувствует герой ситуации. Примеры
ситуаций: Получил 2. Получил 5. Находишься в тёмной комнате. Предал
друг. Угостили мороженым. Поссорился с мамой. Подрался с ребятами. Не
хочешь делать уборку. Не хочешь обедать. Садишься за вкусный обед.
Читаешь интересную книгу. Нашёл бездомного котёнка. Большой, чёрный
паук спустился на тебя. Случайно разбил мамину вазу. Назойливая муха не
даёт спать. Разрушили твою постройку из конструктора. За тобой бежит
большая злая собака. Потерял любимую игрушку. Смотришь на вечерний
закат солнца. Сделали неожиданный приятный сюрприз. Выпал первый
долгожданный снег. Оступился и упал в грязную лужу.
Упражнение «Как я говорю?».
Цель: проигрывание эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов
и слов.
Ход: Обучающимся предлагается произнести одну и ту же обычную фразу,
например: «Доброе утро!», но с разными интонациями (радостно, грустно,
зло, удивлённо, испуганно и т.д.).
Психолог: Не бывает человека только с положительными эмоциями, потому
что всегда хорошее настроение сменяется плохим. Оно идёт то вверх, то вниз
как волна.
Упражнение «Волна».
Цель: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.
Ход: Обучающимся предлагается стать в круг, изобразить море, которое в
зависимости от погоды может быть самым разным. Психолог даёт команду
«Штиль!». Все дети замирают. По команде «Волна!» дети берутся за руки.
Ведущий указывает силу волны, а дети приседают с интервалом 1-2 секунды,
встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!».
Основная часть.
Театрализация сказки. Сказка о мышонке Тёме.
«В одном лесу, на краю большой поляны, в глубокой и темной норе
жил-был мышонок по имени Тёма. В этой норе он родился, в ней он и жил.
Когда другие зверята прыгали и играли, греясь в ласковых лучах веселого
солнца, Тёма сидел в своей норе, закопавшись в бурые прошлогодние листья,
и думал. Думал Тёма о солнце, о зелёной листве, о легком ветре. Думал о
том, что все играют вместе, а он здесь один сидит в темноте... И становилось
мышонку грустно и очень жалко себя, бедного и одинокого. Снова
закапывался он в старые листья и закрывал глаза. Лучше уж сидеть здесь,
чем вылезать наружу: мало ли что там может случиться! Да и привык наш
мышонок к темноте. Страшно вылезти, страшно!
Но однажды утром Тёма проснулся и услышал громкое щебетание
птиц, услышал ласковый шелест листвы. В нору заглянул тонкий золотистый
лучик солнца и погладил шерстку мышонка. Тёма принюхался. С поляны
доносился запах цветов и трав. И тут Тёма решился, и осторожно высунул
нос из норы. В глаза ему ударил яркий свет. А привыкнув к нему, Тёма
увидел, что на поляне идет игра: зайчонок, бельчонок и ежонок бросали друг
другу большой разноцветный мяч. Ах, как захотелось Тёме присоединиться к
ним! Как захотелось потрогать этот прекрасный мяч, а может быть, даже
поиграть с ним! Вот сейчас бельчонок бросит его зайчонку, а зайчик заметит
Тёму, скромно выглядывающего из норы, и бросит мяч ему!
— Ну же, зайка, кидай мне! - крикнул ежонок.
Зайчонок размахнулся и... И вдруг большой мяч с размаху ударил Тёму по
носу! Тёма пугливо отпрянул и залез поглубже. Из самого темного угла он
смотрел, как зайчонок подходит к его норе, подбирает мяч и идет к своим
друзьям. Слезы потекли по щекам мышонка. Как больно ему было, как
обидно!
«А я еще хотел с ними поиграть! Вон они какие — меня даже не заметили, да
еще мячом ударили! Наверное, они не хотят меня видеть. И правильно, зачем
я им нужен, такой пугливый и неуклюжий...» Вытер Тёма слезы и решил
никогда больше не вылезать из норы.
Так прошло лето, потом осень и зима. А мышонок все сидел в своей
норе. Только глубокой ночью вылезал он, чтобы пополнить запасы еды. А
потом быстрее бежал обратно — прятаться от своего страха.
Но вот пригрело солнце, стал подтаивать снег. Наступила весна. Теперь
с поляны часто доносился звон ручейка, пока еще тихий и неуверенный. И
решил Тёма устроить уборку — выбросить старые листья из норы. А мимо
пролетала сорока. Видит, возле старой березы листья сами собой шевелятся.
Подлетела она поближе и увидела Тёму.
— Здравствуй, мышонок, - давно я тебя не видела. Пошли к ручью. Там
кораблики пускают.
— Правда?! — обрадовался Тёма, но вспомнил прошлое лето и нахмурился,
— Нет, не пойду. Там меня всякий обидеть может. Мне и так хорошо.
— И совсем не хорошо тебе так! - не унималась сорока. - Пошли, иначе ты
просидишь в своей норе всю весну!
«Да я могу и всю жизнь в ней просидеть!» — испугался мышонок и решил
вылезти, а там будь что будет.
Вот идет Тёма, озираясь, к ручью. А там бельчонок, ежонок и зайчонок
сидят, кораблики делают и по ручью пускают. Испугался Тёма, попятился. А
бельчонок его заметил и воскликнул:
— Эй, смотрите, это же настоящий мышонок! А почему мы тебя раньше не
видели?
Рассказал им мышонок свою грустную историю. Удивились зверята, а зайка
сказал:
— Так ты живешь у старой березы? А я-то думал, что наш мяч о кочку
споткнулся! Ты уж прости меня, Тёма, за то, что я тебе по носу попал.
— Это вы меня простите, — сказал Тёма, — я думал, вы со мной играть не
хотите.
— Это мы-то не хотим?! — воскликнул ежонок, — да нам как раз еще один
помощник нужен! Смотри, сколько мы еще можем корабликов сделать! За
работу!
Так у Тёмы появились верные друзья, и зверята были рады новому
товарищу. А темная нора напрасно ждала мышонка целыми днями, Тёма
приходил сюда только вечером, поправлял свою мягкую подушечку из
золотистого сена и думал: «Какой же я молодец, что вышел тогда из норы!».
Психолог: Какие эмоции испытывал мышонок? (Ответы). Кто помог ему
справиться со страхом? (Ответы). Как мышонок поборол страх? (Ответы).
Так и в нашей жизни, человек, панически боящийся, не может радоваться
жизни, т.к. не уверен в себе, угнетён тревожными мыслями. Чтобы
чувствовать себя уверенным и сильным, нужно просто расслабить лицо и
улыбнуться.
А ещё можно избавиться от плохого настроения с помощью «Коробки
переживаний».
Упражнение «Коробка переживаний».
Цель: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и
формулировать свои проблемы.
Ход: психолог показывает небольшую коробку и говорит: «В эту коробку мы
соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то
мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу.
Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши
переживания».
Упражнение «Пирамида радости».
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание условий для повышения
сплочённости группы.
Ход: Вспомнить с детьми, что мы все чему-то радуемся. У кого-то это семья,
у кого-то любимая игрушка. Предлагается построить «пирамиду радости».
Психолог начинает её строить, называя то, чему он радуется и кладёт руку в
центр. Затем каждый из детей называет то, чему он радуется и кладёт свою
руку сверху. Таким образом, получается целая «пирамида радости».
Заключительная часть.
Упражнение «Радуга».
Цель: диагностика эмоциональной сферы обучающихся на конец занятия.
Получить обратную связь от обучающихся. Рефлексия. Подвести итог
занятия.
Психолог: В конце нашего занятия, каждому из вас я предлагаю выбрать
цветную дорожку на РАДУГЕ, по которой вы уходите и с каким
настроением. (Каждый прикрепляет свой смайлик на РАДУГЕ. Становятся в
круг). Делятся впечатлениями о сегодняшнем занятии, отвечая на вопросы:
- Что вам понравилось больше всего?
- Что оказалось сложным для вас?
- Какое настроение было у вас во время занятия?
Психолог: Вот мы и поделились впечатлениями.
Итог занятия.
Психолог: Сегодня мы с вами учились выражать наши эмоции и чувства.
Помните, что ваши эмоции в вашей власти. Мы можем, и должны ими
управлять. Я дарю вам памятки с советами по управлению своими эмоциями.
(Психолог раздаёт памятки обучающимся и гостям). Ищите в жизни радость,
стремитесь к ней. Чувство радости вызывает самое благоприятное действие
на наш организм и на наше настроение. Говорите друг другу чаще
комплименты, улыбайтесь друг другу, уважайте друг друга, относитесь друг
к другу с пониманием, цените друг друга.
Спасибо вам за работу на занятии, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что
над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.
Сюрпризный
момент.
Вручить
памятный
подарок
обучающимся
–
кукольный театр.
Ритуал прощания.
Психолог: И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем
фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Давайте поаплодируем друг другу за
работу на занятии! Спасибо, до свидания!