Напоминание

"Приёмы смыслового чтения"


Автор: Немтурец Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №52 г.Орска"
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Буклет "Приёмы смыслового чтения в условиях внедрения ФГОС"
Тема: "Приёмы смыслового чтения"
Раздел: среднее образование





Назад




“Ассоциативный куст”. Учитель дает

ключевое слово, а обучающие-

ся называют все возможные ассоциа-

ции с этим словом. (Н-р, Книга, муд-

рость, помощник, библиотека, чита-

тель, литература, фолиант). Этот при-

ём позволяет актуализировать уже

имеющиеся знания, активизировать по-

знавательную активность учащихся и

мотивировать их на дальнейшую рабо-

ту

с текстом.

«Тонкие» (простые) вопросы.

Ответом на

них должно быть краткое и точное вос-

произведение содержащейся в тексте

информации. (Как звали главного ге-

роя? Куда впадает Волга?)

«Толстые» вопросы требуют неодно-

значных полных развернутых ответов.

«Чтение с остановками»

1 стадия - «Вызов». Конструирование

предполагаемого текста по опорным

словам, обсуждение заглавия текста и

прогноз его содержания и проблемати-

ки.

На данной стадии на основе лишь за-

главия текста и информации об авторе

дети должны предположить о чем бу-

дет текст.

2 стадия - «Осмысление». Чтение тек-

ста небольшими отрывками с обсужде-

нием содержания каждого и прогнозом

развития сюжета. Вопросы должны

охватывать все уровни таблицы вопро-

сов Блума.

Приемы смыслового чтения Приемы смыслового чтения

Выполнил:

Немтурец Е.В.

Приемы

смыслового

чтения

-

Читать

это ещё ничего не

,

значит что читать и

как понимать прочитанное

-

.

вот в чём главное дело

.

.

К Д Ушинский

«Результат обучения оценивается

не количеством сообщенной

,

информации а качеством усвоения

и развития способностей к

.

обучению и самообразованию»

.

.

Кудрявцев Л Д

Особенность приема в том, что момент

уточнения своего представления (стадия

осмысления) одновременно является и ста-

дией вызова для знакомства со следующим

фрагментом.

3 стадия - «Рефлексия». Заключительная

беседа.

«Чтение с пометками» (Инсерт)

Учитель дает ученикам во время чтения за-

дание написать на полях значками инфор-

мацию по следующему алгоритму:

V Знакомая информация.

! Новая информация.

- Я думал (думала) иначе.

? Это меня заинтересовало (удивило), хо-

чу узнать больше.

Читая второй раз, заполняют соответствую-

щую таблицу. В результате учащиеся будут

иметь мини-конспект. Этот приём способ-

ствует развитию умения классифициро-

вать, систематизировать поступающую ин-

формацию, выделять новое.

«Верные и неверные утверждения». Уни-

версальный прием, способствующий актуа-

лизации знаний учащихся и активизации

мыслительной деятельности. Стратегия

формирует умение оценивать ситуацию или

факты, умение анализировать информацию,

умение отражать свое мнение. Детям пред-

лагается выразить свое отношение к ряду

утверждений по правилу: верно – «+», не

верно – «-».

умение воспринимать текст как

единое смысловое целое (точно

и полно понять содержание тек-

ста

и

практически

осмыслить

из-

влеченную информацию).

Федеральные

стандарты

вклю-

чают в метапредметные результа-

ты

освоения

основной

образова-

тельной программы в качестве обя-

зательного компонента «овладение

навыками смыслового чтения тек-

стов различных стилей и жанров в

соответствии

с

целями

и

задача-

ми».

В

научной

литературе

«стратегии смыслового чтения» по-

нимаются как различные комбина-

ции приемов, которые используют

учащиеся для восприятия графиче-

ски оформленной текстовой инфор-

мации и ее переработки в личност-

но-смысловые установки в соответ-

ствии

с

коммуникативно-

познавательной задачей. В целом

насчитывается около ста стратегий

чтения, около 30-40 применяется в

школе. Сущность состоит в том, что

стратегия имеет отношение к выбо-

ру,

функционирует

автоматически

на бессознательном уровне и фор-

мируется в ходе развития познава-

тельной деятельности

Смысловое чтение — Что и когда делать? Зачем?

К ключевым направлениям формирова-

ния умений работы с текстом относят

следующие:

V – VI классы

выделение главного в тексте;

составление примеров, аналогичных

приведенным в тексте;

умение найти в тексте ответ на постав-

ленный вопрос;

грамотно пересказать прочитанный

текст.

VII – VIII классы

умение составить план прочитанного;

воспроизводить текст по предложенному

плану;

умение пользоваться образцами реше-

ния задач;

запоминание определений, формул,

теорем.

IX – XI классы

работа с иллюстрациями (рисунками,

чертежами, диаграммами);

использование новой теории в различ-

ных учебных и жизненных ситуациях;

подтверждение научных фактов;

конспектирование новой темы.

Работу по формированию умений и

навыков самостоятельного чтения и по-

нимания текста необходимо начинать с

5-го класса и проводить в системе,

усложняя приемы и способы чтения и об-

работки информации от класса к классу.

Составляющие смыслового чтения вхо-

дят

в

структуру

всех

универсальных

учебных действий:

в личностные УУД – входят моти-

вация чтения, мотивы учения, отно-

шение к себе и к школе;

в

регулятивные

УУД

принятие

учеником

учебной

задачи,

произ-

вольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логиче-

ское и абстрактное мышление, опе-

ративная память, творческое вооб-

ражение,

концентрация

внимания,

объем словаря;

в коммуникативные УУД

умение

организовать и осуществить сотруд-

ничество и кооперацию с учителем и

сверстниками,

адекватно

переда-

вать

информацию,

отображать

предметное содержание и условия

деятельности в речи.

Обучение стратегии чтения включа-

ет в себя приобретение навыков:

различения типов содержания со-

общений – факты, мнения, сужде-

ния, оценки;

распознавания иерархии смыслов

в рамках текста – основная идея, те-

ма и ее составляющие;

собственное понимание – процесс

рефлексивного восприятия культур-

ного смысла информации.



В раздел образования