Автор: Немтурец Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №52 г.Орска"
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Буклет "Приёмы смыслового чтения в условиях внедрения ФГОС"
Тема: "Приёмы смыслового чтения"
Раздел: среднее образование
“Ассоциативный куст”. Учитель дает
ключевое слово, а обучающие-
ся называют все возможные ассоциа-
ции с этим словом. (Н-р, Книга, муд-
рость, помощник, библиотека, чита-
тель, литература, фолиант). Этот при-
ём позволяет актуализировать уже
имеющиеся знания, активизировать по-
знавательную активность учащихся и
мотивировать их на дальнейшую рабо-
ту
с текстом.
«Тонкие» (простые) вопросы.
Ответом на
них должно быть краткое и точное вос-
произведение содержащейся в тексте
информации. (Как звали главного ге-
роя? Куда впадает Волга?)
«Толстые» вопросы требуют неодно-
значных полных развернутых ответов.
«Чтение с остановками»
1 стадия - «Вызов». Конструирование
предполагаемого текста по опорным
словам, обсуждение заглавия текста и
прогноз его содержания и проблемати-
ки.
На данной стадии на основе лишь за-
главия текста и информации об авторе
дети должны предположить о чем бу-
дет текст.
2 стадия - «Осмысление». Чтение тек-
ста небольшими отрывками с обсужде-
нием содержания каждого и прогнозом
развития сюжета. Вопросы должны
охватывать все уровни таблицы вопро-
сов Блума.
Приемы смыслового чтения Приемы смыслового чтения
Выполнил:
Немтурец Е.В.
Приемы
смыслового
чтения
-
Читать
это ещё ничего не
,
значит что читать и
как понимать прочитанное
-
.
вот в чём главное дело
.
.
К Д Ушинский
«Результат обучения оценивается
не количеством сообщенной
,
информации а качеством усвоения
и развития способностей к
.
обучению и самообразованию»
.
.
Кудрявцев Л Д
Особенность приема в том, что момент
уточнения своего представления (стадия
осмысления) одновременно является и ста-
дией вызова для знакомства со следующим
фрагментом.
3 стадия - «Рефлексия». Заключительная
беседа.
«Чтение с пометками» (Инсерт)
Учитель дает ученикам во время чтения за-
дание написать на полях значками инфор-
мацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация.
! Новая информация.
- Я думал (думала) иначе.
? Это меня заинтересовало (удивило), хо-
чу узнать больше.
Читая второй раз, заполняют соответствую-
щую таблицу. В результате учащиеся будут
иметь мини-конспект. Этот приём способ-
ствует развитию умения классифициро-
вать, систематизировать поступающую ин-
формацию, выделять новое.
«Верные и неверные утверждения». Уни-
версальный прием, способствующий актуа-
лизации знаний учащихся и активизации
мыслительной деятельности. Стратегия
формирует умение оценивать ситуацию или
факты, умение анализировать информацию,
умение отражать свое мнение. Детям пред-
лагается выразить свое отношение к ряду
утверждений по правилу: верно – «+», не
верно – «-».
умение воспринимать текст как
единое смысловое целое (точно
и полно понять содержание тек-
ста
и
практически
осмыслить
из-
влеченную информацию).
Федеральные
стандарты
вклю-
чают в метапредметные результа-
ты
освоения
основной
образова-
тельной программы в качестве обя-
зательного компонента «овладение
навыками смыслового чтения тек-
стов различных стилей и жанров в
соответствии
с
целями
и
задача-
ми».
В
научной
литературе
«стратегии смыслового чтения» по-
нимаются как различные комбина-
ции приемов, которые используют
учащиеся для восприятия графиче-
ски оформленной текстовой инфор-
мации и ее переработки в личност-
но-смысловые установки в соответ-
ствии
с
коммуникативно-
познавательной задачей. В целом
насчитывается около ста стратегий
чтения, около 30-40 применяется в
школе. Сущность состоит в том, что
стратегия имеет отношение к выбо-
ру,
функционирует
автоматически
на бессознательном уровне и фор-
мируется в ходе развития познава-
тельной деятельности
Смысловое чтение — Что и когда делать? Зачем?
К ключевым направлениям формирова-
ния умений работы с текстом относят
следующие:
V – VI классы
выделение главного в тексте;
составление примеров, аналогичных
приведенным в тексте;
умение найти в тексте ответ на постав-
ленный вопрос;
грамотно пересказать прочитанный
текст.
VII – VIII классы
умение составить план прочитанного;
воспроизводить текст по предложенному
плану;
умение пользоваться образцами реше-
ния задач;
запоминание определений, формул,
теорем.
IX – XI классы
работа с иллюстрациями (рисунками,
чертежами, диаграммами);
использование новой теории в различ-
ных учебных и жизненных ситуациях;
подтверждение научных фактов;
конспектирование новой темы.
Работу по формированию умений и
навыков самостоятельного чтения и по-
нимания текста необходимо начинать с
5-го класса и проводить в системе,
усложняя приемы и способы чтения и об-
работки информации от класса к классу.
Составляющие смыслового чтения вхо-
дят
в
структуру
всех
универсальных
учебных действий:
в личностные УУД – входят моти-
вация чтения, мотивы учения, отно-
шение к себе и к школе;
в
регулятивные
УУД
–
принятие
учеником
учебной
задачи,
произ-
вольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логиче-
ское и абстрактное мышление, опе-
ративная память, творческое вооб-
ражение,
концентрация
внимания,
объем словаря;
в коммуникативные УУД
–
умение
организовать и осуществить сотруд-
ничество и кооперацию с учителем и
сверстниками,
адекватно
переда-
вать
информацию,
отображать
предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Обучение стратегии чтения включа-
ет в себя приобретение навыков:
различения типов содержания со-
общений – факты, мнения, сужде-
ния, оценки;
распознавания иерархии смыслов
в рамках текста – основная идея, те-
ма и ее составляющие;
собственное понимание – процесс
рефлексивного восприятия культур-
ного смысла информации.