Напоминание

Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде - наше счастье»


Автор: Зоричева Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 14
Населённый пункт: г.Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде - наше счастье»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья по трудовому воспитанию у детей

подготовительной группы «В труде - наше счастье»

Актуальность: трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную

роль в становлении личности. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели

деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело

до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду;

адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность,

бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно

формируются в старшем дошкольном возрасте. Несформированность иданных

качеств на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-

познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной

трудовой деятельности.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так,

интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное

отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное

выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество взрослых и

детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень

сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности.

Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие

личности в целом.

Аннотация: в старшем дошкольном возрасте у детей уже есть все предпосылки

для воспитания трудолюбия, ответственности, самостоятельности.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание

выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз,

когда они нуждаются в ней.

Поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему

преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости,

воспитывает начала трудолюбия. Необходимо помнить о том, что труд должен

приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в

коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе

труда в небольшие группы с общим заданием. В процессе такого труда воспитатель

формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело,

умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой

работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь

результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает

им положительный характер.

Проблема: вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное

руководство им со стороны взрослого - непременное условие всестороннего

развития психики ребенка. Именно поэтому актуальна становится разработка

проекта «В труде - наше счастье». Воспитание современного ребёнка и его

познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной

педагогики, особенно в современных условиях, поскольку нужны личности с

творческим мышлением, умением управлять своими действиями; самостоятельные,

умелые, уверенные в себе.

Показать, что воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач

при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от

того, насколько ребенок приучен трудиться и сформированы ли у него

необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с

образовательной деятельностью.

О значении труда в жизни человеческого общества, о труде как средстве

всестороннего развития личности писал К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что

воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями, но и зажечь в

человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь чего не может быть ни

достойной, ни счастливой. Трудовое воспитание является необходимым,

важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети,

воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью,

организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок

испытывает радость от труда. Труд объединяет детей, в совместном труде

формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и

дружно работать, помогать друг другу в работе.

Цель: воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду

через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного

возраста

Задачи:

формирование позитивных установок к различным видам труда;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и

его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда;

развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в

различных видах труда.

Проект был реализован через различные виды деятельности:

Беседа. «Трудиться – всегда пригодится!», «Мамины помощники». Чтение

художественной литературы. Т. Шорыгина «Сказка о трёх братьях», А. Барто

«Девочка чумазая», Л. Слуцкая «Трудится Земля». Дидактические игры «Угадай,

что я делаю», «Назови профессию». Сюжетно – ролевые игры

«Магазин». Рисование «Профессия моих родителей». Трудовая

деятельность «Чистим снег», «Дом в порядке», «Наводим порядок в группе»,

«Скорая помощь для книжек». Заучивание пословиц и поговорок о труде «Без

труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет хлеба,

так нет и обеда». Проблемная ситуация «Ждем в гости».

В реализации проекта дети активно участвовали в трудовой деятельности:

занимались уборкой группы, ухаживали за комнатными растениями, занимались

дежурством по группе. Что способствовало привить воспитанникам желание

проявлять заботу о природе, и уважение к труду взрослых.

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и

забота о себе, уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание

постели, подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка игрушек,

книг.

Труд в природе благотворно влияет на развитие трудовых навыков, а также на

воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического

образования.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом,

направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Этот труд

способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие

мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить

начатое до конца.

Коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищённость, взаимопонимание,

создаёт положительный эмоциональный настрой.

В процессе коллективной работы дети убеждаются, что её успех зависит от труда

каждого. Стимулирует работу ребёнка пример других детей, подражание лучшим

образцам. Анализ проведённой работы с привлечением мнения детей усиливает их

ответственность, помогает им скорректировать свои действия, стимулирует

желание работать, учит объективно оценивать результаты.

Одной из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте является сюжетно-

ролевая игра. Она стимулирует развитие познавательной сферы ребенка, поэтому

в проект были включены такие игры как: «Магазин». Игры

научили дошкольников передавать характер героев, положительные эмоции,

научили проявлять доброе отношение к труду, воспитывали интерес и любовь к

профессиям.

Дидактические игры: «Угадай, что я делаю», «Назови профессию». Они позволили

обогатить знания воспитанников о разнообразных профессиях, их названиях и

роде деятельности, о орудиях труда, инструментами нужными для людей этих

профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Немаловажную роль в развитии дошкольников играет и такой вид деятельности как

восприятие художественной литературы. Через использования текстов

художественной литературы старшие дошкольники приобретают нравственные

качества такие как: трудолюбие, уважение, ответственность, гуманность,

заботливое отношение к людям и природе.

В воспитании старших дошкольников успешно применяется фольклорная проза.

Русские поговорки и пословицы о труде оказывают воздействие на развитие

ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить

труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые

поступки.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили

познавательную активность, использовали грамотно имеющие знания и умения в

познании трудового воспитания. Они были заинтересованы, внимательны,

организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на

заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились

самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Итоговым мероприятием стало изготовление с детьми альбома «Копилка Моего

Труда». В альбоме ребята стали фиксировалась выполненную трудовую

деятельность за каждую неделю.

Так же в обязательном порядке велась работа с родителями: со сбора информации

о наличии у них необходимых знаний по вопросам трудового воспитания детей; о

запросах, интересах, потребностях родителей в информации по данной теме,

общекультурном уровне родителей.

В этой работе нами применялись методы педагогической диагностики: наблюдение,

беседы, анкетирование.

При изучении семей наших воспитанников выявились типичные трудности, с

которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемые ими ошибки в

трудовом воспитании детей:

- недооценка важности трудового воспитания;

- незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, незнание

того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или иного возраста,

правильных методов воздействия взрослых на ребенка;

- отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и

обязанностей;

- нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о членах

семьи.

Уже в первые дни проекта были организованы консультации, индивидуальные

беседы, во время которых рассказали родителям о важной роли семьи в

воспитании трудовых навыков.

В работе использовали наглядно - информационные методы. В «Уголок

родителей»: разместила буклеты по трудовому воспитанию, рекомендации «Какой

труд доступен детям». Оформили папку передвижку «Дежурство в уголке природы»

с фотографиями детей, выполняющими трудовые задания.

Так же родителям предложили вместе с детьми на выходных сделать домашнее

задание, направленное на трудовое воспитание.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных умений.

Выполнение еженедельного «домашнего задания» способствует наилучшему

закреплению изученного материала и даёт возможность свободно использовать

полученные знания.

На выходных родители обращали внимание детей на пользу, которую приносит

труд дошкольников. Родителям предлагалось трудовая деятельность «Дом в

порядке», заучивание пословиц и поговорок о труде «Нет хлеба, так нет и

обеда», чтение художественной литературы «Трудится Земля», экскурсия в

библиотеку.

Таким образом, родители продолжали воспитывать дома у детей желание

участвовать в трудовой деятельности, побуждать к самостоятельному выполнению

поручений, оказывать помощь взрослым

Результат деятельности проекта повлиял на отношение детей к труду. Они

научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым

людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности,

необходимые человеку для жизни. Участие родителей в совместной деятельности

наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример

взрослых в сфере трудовой деятельности детей. В некоторой степени повысилась

активность родителей в жизни группы.



В раздел образования