Автор: Зоричева Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 14
Населённый пункт: г.Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде - наше счастье»
Раздел: дошкольное образование
Статья по трудовому воспитанию у детей
подготовительной группы «В труде - наше счастье»
Актуальность: трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную
роль в становлении личности. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели
деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело
до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду;
адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность,
бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно
формируются в старшем дошкольном возрасте. Несформированность иданных
качеств на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-
познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной
трудовой деятельности.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так,
интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное
отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное
выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество взрослых и
детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень
сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности.
Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие
личности в целом.
Аннотация: в старшем дошкольном возрасте у детей уже есть все предпосылки
для воспитания трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание
выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз,
когда они нуждаются в ней.
Поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему
преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости,
воспитывает начала трудолюбия. Необходимо помнить о том, что труд должен
приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в
коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе
труда в небольшие группы с общим заданием. В процессе такого труда воспитатель
формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело,
умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой
работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь
результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает
им положительный характер.
Проблема: вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное
руководство им со стороны взрослого - непременное условие всестороннего
развития психики ребенка. Именно поэтому актуальна становится разработка
проекта «В труде - наше счастье». Воспитание современного ребёнка и его
познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной
педагогики, особенно в современных условиях, поскольку нужны личности с
творческим мышлением, умением управлять своими действиями; самостоятельные,
умелые, уверенные в себе.
Показать, что воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач
при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от
того, насколько ребенок приучен трудиться и сформированы ли у него
необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с
образовательной деятельностью.
О значении труда в жизни человеческого общества, о труде как средстве
всестороннего развития личности писал К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что
воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями, но и зажечь в
человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь чего не может быть ни
достойной, ни счастливой. Трудовое воспитание является необходимым,
важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети,
воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью,
организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок
испытывает радость от труда. Труд объединяет детей, в совместном труде
формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и
дружно работать, помогать друг другу в работе.
Цель: воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду
через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного
возраста
Задачи:
формирование позитивных установок к различным видам труда;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и
его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда;
развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в
различных видах труда.
Проект был реализован через различные виды деятельности:
Беседа. «Трудиться – всегда пригодится!», «Мамины помощники». Чтение
художественной литературы. Т. Шорыгина «Сказка о трёх братьях», А. Барто
«Девочка чумазая», Л. Слуцкая «Трудится Земля». Дидактические игры «Угадай,
что я делаю», «Назови профессию». Сюжетно – ролевые игры
«Магазин». Рисование «Профессия моих родителей». Трудовая
деятельность «Чистим снег», «Дом в порядке», «Наводим порядок в группе»,
«Скорая помощь для книжек». Заучивание пословиц и поговорок о труде «Без
труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет хлеба,
так нет и обеда». Проблемная ситуация «Ждем в гости».
В реализации проекта дети активно участвовали в трудовой деятельности:
занимались уборкой группы, ухаживали за комнатными растениями, занимались
дежурством по группе. Что способствовало привить воспитанникам желание
проявлять заботу о природе, и уважение к труду взрослых.
В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и
забота о себе, уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание
постели, подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка игрушек,
книг.
Труд в природе благотворно влияет на развитие трудовых навыков, а также на
воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического
образования.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом,
направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Этот труд
способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие
мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить
начатое до конца.
Коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищённость, взаимопонимание,
создаёт положительный эмоциональный настрой.
В процессе коллективной работы дети убеждаются, что её успех зависит от труда
каждого. Стимулирует работу ребёнка пример других детей, подражание лучшим
образцам. Анализ проведённой работы с привлечением мнения детей усиливает их
ответственность, помогает им скорректировать свои действия, стимулирует
желание работать, учит объективно оценивать результаты.
Одной из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте является сюжетно-
ролевая игра. Она стимулирует развитие познавательной сферы ребенка, поэтому
в проект были включены такие игры как: «Магазин». Игры
научили дошкольников передавать характер героев, положительные эмоции,
научили проявлять доброе отношение к труду, воспитывали интерес и любовь к
профессиям.
Дидактические игры: «Угадай, что я делаю», «Назови профессию». Они позволили
обогатить знания воспитанников о разнообразных профессиях, их названиях и
роде деятельности, о орудиях труда, инструментами нужными для людей этих
профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Немаловажную роль в развитии дошкольников играет и такой вид деятельности как
восприятие художественной литературы. Через использования текстов
художественной литературы старшие дошкольники приобретают нравственные
качества такие как: трудолюбие, уважение, ответственность, гуманность,
заботливое отношение к людям и природе.
В воспитании старших дошкольников успешно применяется фольклорная проза.
Русские поговорки и пословицы о труде оказывают воздействие на развитие
ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить
труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые
поступки.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили
познавательную активность, использовали грамотно имеющие знания и умения в
познании трудового воспитания. Они были заинтересованы, внимательны,
организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на
заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились
самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.
Итоговым мероприятием стало изготовление с детьми альбома «Копилка Моего
Труда». В альбоме ребята стали фиксировалась выполненную трудовую
деятельность за каждую неделю.
Так же в обязательном порядке велась работа с родителями: со сбора информации
о наличии у них необходимых знаний по вопросам трудового воспитания детей; о
запросах, интересах, потребностях родителей в информации по данной теме,
общекультурном уровне родителей.
В этой работе нами применялись методы педагогической диагностики: наблюдение,
беседы, анкетирование.
При изучении семей наших воспитанников выявились типичные трудности, с
которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемые ими ошибки в
трудовом воспитании детей:
- недооценка важности трудового воспитания;
- незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, незнание
того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или иного возраста,
правильных методов воздействия взрослых на ребенка;
- отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и
обязанностей;
- нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о членах
семьи.
Уже в первые дни проекта были организованы консультации, индивидуальные
беседы, во время которых рассказали родителям о важной роли семьи в
воспитании трудовых навыков.
В работе использовали наглядно - информационные методы. В «Уголок
родителей»: разместила буклеты по трудовому воспитанию, рекомендации «Какой
труд доступен детям». Оформили папку передвижку «Дежурство в уголке природы»
с фотографиями детей, выполняющими трудовые задания.
Так же родителям предложили вместе с детьми на выходных сделать домашнее
задание, направленное на трудовое воспитание.
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных умений.
Выполнение еженедельного «домашнего задания» способствует наилучшему
закреплению изученного материала и даёт возможность свободно использовать
полученные знания.
На выходных родители обращали внимание детей на пользу, которую приносит
труд дошкольников. Родителям предлагалось трудовая деятельность «Дом в
порядке», заучивание пословиц и поговорок о труде «Нет хлеба, так нет и
обеда», чтение художественной литературы «Трудится Земля», экскурсия в
библиотеку.
Таким образом, родители продолжали воспитывать дома у детей желание
участвовать в трудовой деятельности, побуждать к самостоятельному выполнению
поручений, оказывать помощь взрослым
Результат деятельности проекта повлиял на отношение детей к труду. Они
научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым
людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности,
необходимые человеку для жизни. Участие родителей в совместной деятельности
наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример
взрослых в сфере трудовой деятельности детей. В некоторой степени повысилась
активность родителей в жизни группы.