Напоминание

Деятельностный подход в изучении истории


Автор: Полтаева Гульмдан Феритовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУСОШ №1
Населённый пункт: с.Летняя Ставка Туркменский район Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Деятельностный подход в изучении истории
Раздел: среднее образование





Назад




Статья «Деятельностный подход в изучении истории»

Учитель истории и обществознания

МБОУСОШ №1 с.Летняя Ставка

Туркменский муниципальный район

Ставропольский край

Полтаева Гульмдан Феритовна

История занимает особое место среди предметов школы, так как она,

как никакой другой предмет, создает благоприятные условия для воспитания.

История является уникальной учебной дисциплиной, обладающей особыми

средствами

воздействия

на

разум

и

воображение:

ее

изучение

позволяет

школьникам

овладеть

знаниями,

необходимыми,

чтобы

понимать

точку

зрения другого человека.

Изучение истории помогает школьникам воспринимать события в их

временной последовательности и взаимосвязи, облегчает усвоение сущности

таких понятий как «причина» и «результат», «изменение» и «развитие».

С учетом возможностей исторического познания надо изучать прошлое

в

его

синтетической

целостности.

Объектом

преподавания

и

усвоения

должны быть не разрозненные сведения из политической, экономической,

дипломатической или военной истории, а все аспекты жизни былых эпох и

цивилизаций: духовных, социальных, экономических, культурных, научных,

технических и т.д. При этом речь должна идти

не о механическом

запоминании

и

воспроизведении

некоторой

суммы

фактов.

Факты,

разумеется, на уроках истории и в учебниках необходимы, но акцент все же

следует делать на формирование умений и навыков.

Другими словами, изучение истории – это активный процесс,

стимулирующий

самостоятельную

исследовательскую

деятельность

школьников,

побуждающий

их

к

анализу

собственных

выводов

и

умозаключений, развивающий способность выражать мысли. Школьники

должны обрести опыт критической оценки различного рода свидетельств о

прошлом и настоящем навыки анализа о любых сведениях, в том числе и

сообщений средств массовой информации. Изучение истории должно помочь

людям критически воспринимать содержание газетных статей, телепередач,

фильмов и книг.

Конечно, школьные учебники и уроки не являются единственным

источником сведений об истории, единственной информационной основой

суждений. Не меньшее воздействие на формирующуюся личность оказывает

семья, компании сверстников, очевидна и роль СМИ, Интернета.

И все же школа остается важнейшим институтом общества, без которого

немыслима

социализация

личности.

Школьное

образование

вообще

и

историческое

образование

в

частности,

должно

способствовать

решению

следующих задач:

- помочь учениками осознать взаимосвязь политических,

экономических,

социальных

проблем,

воспринимать

эти

проблемы

в

комплексе;

- научить школьников ценить культурное многообразие мира;

- сформировать умения и навыки ответственного использования

информации;

- приучить молодых людей к терпимости, привить им способность

сопереживать другим людям и проявлять солидарность.

Историческое образование должно также способствовать становлению

ряда

важных

навыков

поведения

и

черт

личности,

в

том

числе

любознательность,

открытость,

гражданское

мужество.

Изучение

истории

призвано стимулировать развитие воображения, а также доставлять детям

удовольствие, приносить им радость. Дух исторического образования, его

сущность – это постижение многообразия мира.

Сегодня, в xxi веке, учителя истории и методисты продолжают искать

пути и способы совершенствования преподавание истории. Традиционные

методы обучения подвергались и подвергаются резкой критике. Учителя

стремятся к такому построении урока, которое стимулировало бы

самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, формировало у

них потребность в знаниях. Но нельзя, учить всех одновременно одному и

тому же, в одном и том же объеме, используя одинаковые для всех

приемы.

Поэтому

я

в

своей

работе

использую

личностно

ориентированный, деятельностный

подход

к

учащимся. Осуществляю

дифференциацию

работы

на

уроках, при

даче

домашних

заданий,

учитываю индивидуальные особенности развития детей.

Самостоятельная работа как деятельностный подход в образовании призвана

способствовать наиболее полной реализации образовательно-воспитательных

задач урока, темы, курса, предмета, школьного обучения в целом.

В

дидактических

и

педагогических

исследованиях

отмечается,

что

самостоятельная

работа

способствует

прочному

усвоению

знаний,

формированию умению и навыков учебного и умственного труда, развитию

познавательных

способностей,

подготовке

к

самостоятельному

труду

к

дальнейшему самообразованию.

Самостоятельная

работа

школьников

по

истории

связывается

с

осуществлением следующих целей:

-формирование способности разбираться в явлениях общественной жизни,

объяснять их сущность;

-обучение некоторым методам исторической науки:

-развитие

познавательных

способностей

учащихся,

их

преобразующие

деятельности;

-обучение оценивающей деятельности;

-формирование умения правильно организовать учебный труд;

-формирование умений самостоятельно изучать первоисточники, документы;

-обучение использованию знаний и умений их практике.

Ещё одна задача самостоятельной работы:

-формирование познавательной активности и самостоятельности ученика.

Под

познавательной

способностью

понимается

свойство

личности,

характеризующейся её определениями изменением без посторонней помощи

овладеть знаниями и способами деятельности

Учителя

используют

самостоятельную

работу

для

формирования

у

учащихся осознанных и прочных знаний и умений, выработке необходимых

для выпускника школы личностных и предметных компетенций.

Особое

место

занимает

самостоятельная

работа

при

изучении

новой

и

новейшей

истории.

Отличительная

черта

данной

части

курса

всеобщей

истории заключается в том, что происходит значительное увеличение числа

рассматриваемых

стран

и

регионов

мира.

Их

в

2-3

раза

больше,

чем

в

разделах древней и средневековой истории.

Изучение

новой

и

новейшей

истории

предполагает

систематизацию,

обобщение данных из нескольких источников, сопоставление фактов истории

разных стран, выявление общего и особенного, оценки происшедших в то

время событий.

Полное

осмысление,

освоение

учащимися

сложного

и

многопланового

материала новой и новейшей истории достижимы лишь в процессе активной,

самостоятельной познавательной деятельности.

Самостоятельная работа над поставленным учителем вопросом или

заданием побуждает учащихся систематизировать факты, выделить главное,

оценить событие .Самостоятельная работа как форма организации учебной

деятельности

школьников

является

не

самоцелью,

а

действительно

необходимым

компонентом

изучения

данного

курса

истории.

Классно-

урочная

система,

как

изве стно,

предусматривает

организацию

познавательной деятельности одновременно со всеми учащимися.

Главное преимущество фронтальной самостоятельной работы заключается

в том, что здесь возможны устремления к общей цели, решений единых

задач,

побуждает

учащихся

к сотрудничеству.

Промежуточные

и

качественные результаты самостоятельной деятельности могут успешно

обсуждаться со всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю.

Таким образом, наибольший эффект деятельностного подхода

достигается тогда, когда сочетается индивидуальная и фронтальная формы

организации труда с

самостоятельной работой

учащихся. Эта форма

работы не позволяет ребенку оставаться пассивным в учебном процессе,

безразличным

к

мнениям

других,

стимулирует

такие

важные

способы

взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь,

преодоления замкнутости учеников.

Это оказывает существенное внимание на качество знаний,

стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. Не смотря на

то, что учащиеся выполняют общее задание, получают общий инструктаж,

каждый выполняет задание самостоятельно.

Самостоятельная проработка материала группой оправдана, когда этот

материал имеет широкие связи с ранее изученным материалом. Основные

положения

программного

материала

может

объяснить

сам

учитель,

а

группы – продолжить учёбу, подбирая формы, примеры и обсуждая их.

Групповая

форма

организации

самостоятельной

деятельности

углубляет образовательную и воспитательную функцию самостоятельной

работы, т.к. создаёт благоприятные условия для их взаимного обогащения и

активного общения.

Самостоятельная работа учащихся связана с живым словом учителя,

с различными методами изложения исторического материала. Посредством

этой

активной

работы

реализуются

основные

дидактические

задачи

восприятие, осмысление, закрепление, применение, и правила довоенных

знаний,

умений

и

навыков

учащихся

в

области

истории.

Восприятие

и

осмысление нового осуществляется на основе применения ранее усвоенных

знаний и умений.

В VI классе учащиеся с помощью учителя записывают план изложения

нового материала, в VII классе самостоятельно записывают план. Например,

после

изложения

рассказа

«Индия

в XIX

в.»

ребятам

полезно

сделать

пояснительную информацию о формах и методах английского колониального

типа в Индии.

На уроке истории очень важно научить учащихся доказательному

изложению, т.е. рассуждению. Этому обучению могут служить:

а) чёткое раскрытие логики событий, например, военной операции и

требование чёткого и логичного изложения от учащихся;

б) логически встроенного изложения;

в) постановка перед учащимися логических задач на сравнение,

сопоставление, на самостоятельные выводы.

Очень важно научить школьников давать описание – характеристику

исторических явлений. При этом используются иллюстрации в учебнике,

учебные картины. Очень важно для развития познавательной деятельности

применение исторических документов. Исторический документ привлекается

с

целью

усилить

доказательность,

убедительность,

изложение

учителем

материала.

При

чтении

документов,

учащиеся

делают

анализ

и

синтез

исторических явлений и событий.

Работа над текстом исторического документа может быть организована

следующим образом:

1.

Разбор документа самим учителем.

2.

Разбор документа учащимися под руководством учителя.

3.

Самостоятельная работа учащихся по документу на уроке по заданию

учителя.

При работе с документом учитель делает анализ: название, где, когда, кем

был издан. Также на уроке применяют ученические доклады, сообщения,

рефераты о том или ином политическом лидере, герое, личности событии.

Широко

применяется

доклад

при

изучении

нового

материала,

на

семинарских занятиях, при подготовке к которым каждый ученик делает

сообщение по заданным вопросам и по своим собственным выводам. На

уроках истории применяются творческие сочинения, рисунки, карикатуры. В

них учащиеся показывают своё отношение к событиям, личностям. Дети с

огромным

желанием

готовят

сочинения,

в

которых

развивается

их

отношение к действительности, их речь, мышление.

Огромное значение на уроке имеет карта. Самостоятельная работа

учащихся по исторической карте не обязательно связана с выполнением

графического характера. Основная цель работы по карте состоит в том, чтобы

научить учащихся читать и понимать карту, извлекая из неё познавательный

материал.

Поэтому

основным

содержанием

самостоятельной

работы

учащихся по карте есть осмысление. Форма домашнего задания по карте

связана

с

выполнением

устной

работы

описательного

характера

путём

сравнения двух карт, анализа общей и тематической карты в учебнике или

историческом атласе.

Формирование

самостоятельности

требует

так

организовать

процесс

обучения, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к добыванию знаний,

выработать

у

них

способность

действовать

независимо.

Самостоятельная

работа

настолько

значительна,

что

без

неё

не

могут

быть

достигнуты

общественные и личностные цели обучения.



В раздел образования