Автор: Ламанова Вера Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №7 с.Рагули
Населённый пункт: село Рагули Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотизма, гражданственности, национального самосознания на уроках литературы в старших классах
Раздел: полное образование
Воспитание патриотизма, гражданственности, национального
самосознания на уроках литературы в старших классах
Федеральная целевая программа утверждает патриотизм как важную
социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества,
укрепления его государственности. Программа ставит своей целью развитие
у граждан России активного и заинтересованного отношения к отечественной
истории, культуре, государственности в единстве национально-самобытных
и общих цивилизованных начал. Для решения поставленных задач в
распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. "Я
не вижу предмета, - писал М.И. Калинин, - который не давал бы возможности
развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в
молодежи". Литература и русский язык располагают для этого большими
возможностями. Тема, над которой я работаю, - "Воспитание патриотизма,
гражданственности и национального самосознания на уроках литературы" -
позволяет влиять на формирование личности ученика, развивать умения и
навыки как литературные, так и связанные с изучением других предметов.
Перед учителем литературы и русского языка ставятся следующие
задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:
- формировать у детей любовь и преданность Родине;
- развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и
традициям;
- воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку
межнационального общения;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей
малой родине;
- формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и
защищать ее;
- развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей
как
шаг
к
воспитанию
у
них
патриотизма,
гражданственности
и
национального самосознания.
Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой
организации обучения и воспитания учащихся. Однако это не значит, что
урок - нечто застывшее и нерушимое. Я считаю, что есть большие
возможности
для
его
совершенствования
и
модернизации.
Только
творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области
педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень
преподавания. В своей работе я стараюсь учитывать и состав класса, и
особенности
текущего
учебного
материала.
Каждый
урок
имеет
определенные цели, задачи, единые требования. Кроме того, при построении
урока
считаю
целесообразным
использование
принципа
"кольцевой
композиции": к целям и задачам, поставленным в начале урока, необходимо
вернуться в конце урока, делая выводы и подводя итоги изученного. Чтобы
повысить интерес учащихся к литературе и русскому языку и активизировать
познавательную
деятельность
школьников,
я
использую
на
практике
различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-
беседа, урок-сопоставление-дискуссия, урок жизни, урок-журнал, урок-
анализ, урок ученика, урок – заочная экскурсия, библиотечный и музейный
уроки, уроки развития речи.
Уроки любого типа позволяют вести разговор о патриотизме и
гражданственности. Целям воспитания патриотизма, гражданственности и
национального самосознания подчинена и историко-краеведческая работа,
которую я провожу с обучающимися.
Задачи историко-краеведческой работы в школе - познакомить
обучающихся с историей и современностью родного края в увлекательной
для них форме - экскурсии, туристические и краеведческие походы,
подготовка экспонатов для выставок и др. Знание истории своего края
обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Данные мероприятия разнообразны:
- экскурсии в Ставропольский государственный историко-культурный и
природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К.
Праве и
в Государственный Музей-Заповедник М.Ю. Лермонтова в
Пятигорске;
- знакомство с историко-архитектурными памятниками городов Ставрополя
и Пятигорска
- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев
и праздников;
- проведение библиотечных занятий "Час краеведения";
- встречи с выдающимися земляками, деятелями искусства, литературы;
- оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю
с любовью";
- конкурсы чтецов;
- посещение ГКБУК СК «Ставропольский Академический ордена «Знак
Почёта» театр драмы им. М. Ю. Лермонтова», просмотр спектаклей;
- экскурсии по литературным местам.
Экскурсии пользуются особой любовью обучающихся. В ходе экскурсии
происходит:
-обогащение знаний обучающихся;
-установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и
процессами;
- развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности,
организованности;
- воспитание положительного отношения к учению.
Важным аспектом использования материалов литературного краеведения
является знакомство обучающихся с творчеством местных авторов. Ученики
знают
и
любят
произведения
А.Губина,
А.Екимцева,
И.Кашпурова,
В.Гнеушева, М.Усова, а также других писателей. Хороший материал для
бесед предоставляет альманах «Ставрополье» - литературно-краеведческий
журнал, печатный орган Ставропольской краевой писательской организации.
У каждого обучающегося закладываются основы формирования системы
знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности,
небезразличной к судьбе своей малой Родины. Наше будущее - в нашем
настоящем и нашем прошлом. Высказанную мысль трудно вместить в рамки
только урока литературы. Да этого и не требуется. Следуя от частного к
общему, я думаю, что литературное краеведение служит гражданскому
образованию. А гражданское образование - это вовсе не школьный предмет,
это вся окружающая среда, атмосфера школы, совместные со взрослыми
проекты, реальное участие в жизни своего села, города. Я стараюсь сделать
так, чтобы школьники научились, сталкиваясь с проблемами современного
общества, с различными общественно-политическими вопросами, применять
полученные знания, чтобы они приобрели навыки коллективной работы по
достижению общих целей, могли критически рассматривать различные точки
зрения и факты, оценивать ситуацию, принимать решения в спорных
вопросах и отстаивать их.
Мои уроки не связаны с принуждением ребенка, со страхом, с
превалированием негативных переживаний, с эмоциональными стрессами.
Зачастую я не передаю знания, информацию, а являюсь организатором
процесса учения, сотрудничающим с ребенком. Мы вместе идем к предмету.
Я как учитель даю ученику способы понимания целостной картины мира,
создаю «ситуацию успеха», которая так необходима обучающемуся.
Осуществляя личностно-индивидуальный подход, я активизирую уроки,
добиваюсь включения обучающихся в работу на всех этапах деятельности.
Считаю,
что
необходимо
развивать
способности
ученика:
его
самостоятельность, творческие возможности, оригинальность мышления.
Учеников следует побуждать к поиску, побуждать к маленьким
открытиям, просто учить фантазировать. Уроки литературы призваны
помочь школьникам понять природу и сущность литературы как вида
искусства, ее место в жизни человека и общества, узнать основные законы
литературного
творчества,
освоить
опорные
понятия
и
категории
литературоведения, овладеть навыками анализа художественного текста,
чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от нее
глубокое
эстетическое
наслаждение.
Уроки
литературы
не
только
предполагают научить детей решать социальные и нравственные проблемы
на
художественном
материале,
но
и
соотносить
искусство
и
действительность, уметь через прошлое видеть настоящее и будущее. Только
так можно воспитать патриотизм, гражданственность и национальное
сознание у наших учеников.