Напоминание

Воспитание патриотизма, гражданственности, национального самосознания на уроках литературы в старших классах


Автор: Ламанова Вера Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №7 с.Рагули
Населённый пункт: село Рагули Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотизма, гражданственности, национального самосознания на уроках литературы в старших классах
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание патриотизма, гражданственности, национального

самосознания на уроках литературы в старших классах

Федеральная целевая программа утверждает патриотизм как важную

социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества,

укрепления его государственности. Программа ставит своей целью развитие

у граждан России активного и заинтересованного отношения к отечественной

истории, культуре, государственности в единстве национально-самобытных

и общих цивилизованных начал. Для решения поставленных задач в

распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. "Я

не вижу предмета, - писал М.И. Калинин, - который не давал бы возможности

развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в

молодежи". Литература и русский язык располагают для этого большими

возможностями. Тема, над которой я работаю, - "Воспитание патриотизма,

гражданственности и национального самосознания на уроках литературы" -

позволяет влиять на формирование личности ученика, развивать умения и

навыки как литературные, так и связанные с изучением других предметов.

Перед учителем литературы и русского языка ставятся следующие

задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:

- формировать у детей любовь и преданность Родине;

- развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и

традициям;

- воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку

межнационального общения;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей

малой родине;

- формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и

защищать ее;

- развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей

как

шаг

к

воспитанию

у

них

патриотизма,

гражданственности

и

национального самосознания.

Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой

организации обучения и воспитания учащихся. Однако это не значит, что

урок - нечто застывшее и нерушимое. Я считаю, что есть большие

возможности

для

его

совершенствования

и

модернизации.

Только

творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области

педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень

преподавания. В своей работе я стараюсь учитывать и состав класса, и

особенности

текущего

учебного

материала.

Каждый

урок

имеет

определенные цели, задачи, единые требования. Кроме того, при построении

урока

считаю

целесообразным

использование

принципа

"кольцевой

композиции": к целям и задачам, поставленным в начале урока, необходимо

вернуться в конце урока, делая выводы и подводя итоги изученного. Чтобы

повысить интерес учащихся к литературе и русскому языку и активизировать

познавательную

деятельность

школьников,

я

использую

на

практике

различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-

беседа, урок-сопоставление-дискуссия, урок жизни, урок-журнал, урок-

анализ, урок ученика, урок – заочная экскурсия, библиотечный и музейный

уроки, уроки развития речи.

Уроки любого типа позволяют вести разговор о патриотизме и

гражданственности. Целям воспитания патриотизма, гражданственности и

национального самосознания подчинена и историко-краеведческая работа,

которую я провожу с обучающимися.

Задачи историко-краеведческой работы в школе - познакомить

обучающихся с историей и современностью родного края в увлекательной

для них форме - экскурсии, туристические и краеведческие походы,

подготовка экспонатов для выставок и др. Знание истории своего края

обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.

Данные мероприятия разнообразны:

- экскурсии в Ставропольский государственный историко-культурный и

природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К.

Праве и

в Государственный Музей-Заповедник М.Ю. Лермонтова в

Пятигорске;

- знакомство с историко-архитектурными памятниками городов Ставрополя

и Пятигорска

- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев

и праздников;

- проведение библиотечных занятий "Час краеведения";

- встречи с выдающимися земляками, деятелями искусства, литературы;

- оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю

с любовью";

- конкурсы чтецов;

- посещение ГКБУК СК «Ставропольский Академический ордена «Знак

Почёта» театр драмы им. М. Ю. Лермонтова», просмотр спектаклей;

- экскурсии по литературным местам.

Экскурсии пользуются особой любовью обучающихся. В ходе экскурсии

происходит:

-обогащение знаний обучающихся;

-установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и

процессами;

- развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности,

организованности;

- воспитание положительного отношения к учению.

Важным аспектом использования материалов литературного краеведения

является знакомство обучающихся с творчеством местных авторов. Ученики

знают

и

любят

произведения

А.Губина,

А.Екимцева,

И.Кашпурова,

В.Гнеушева, М.Усова, а также других писателей. Хороший материал для

бесед предоставляет альманах «Ставрополье» - литературно-краеведческий

журнал, печатный орган Ставропольской краевой писательской организации.

У каждого обучающегося закладываются основы формирования системы

знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности,

небезразличной к судьбе своей малой Родины. Наше будущее - в нашем

настоящем и нашем прошлом. Высказанную мысль трудно вместить в рамки

только урока литературы. Да этого и не требуется. Следуя от частного к

общему, я думаю, что литературное краеведение служит гражданскому

образованию. А гражданское образование - это вовсе не школьный предмет,

это вся окружающая среда, атмосфера школы, совместные со взрослыми

проекты, реальное участие в жизни своего села, города. Я стараюсь сделать

так, чтобы школьники научились, сталкиваясь с проблемами современного

общества, с различными общественно-политическими вопросами, применять

полученные знания, чтобы они приобрели навыки коллективной работы по

достижению общих целей, могли критически рассматривать различные точки

зрения и факты, оценивать ситуацию, принимать решения в спорных

вопросах и отстаивать их.

Мои уроки не связаны с принуждением ребенка, со страхом, с

превалированием негативных переживаний, с эмоциональными стрессами.

Зачастую я не передаю знания, информацию, а являюсь организатором

процесса учения, сотрудничающим с ребенком. Мы вместе идем к предмету.

Я как учитель даю ученику способы понимания целостной картины мира,

создаю «ситуацию успеха», которая так необходима обучающемуся.

Осуществляя личностно-индивидуальный подход, я активизирую уроки,

добиваюсь включения обучающихся в работу на всех этапах деятельности.

Считаю,

что

необходимо

развивать

способности

ученика:

его

самостоятельность, творческие возможности, оригинальность мышления.

Учеников следует побуждать к поиску, побуждать к маленьким

открытиям, просто учить фантазировать. Уроки литературы призваны

помочь школьникам понять природу и сущность литературы как вида

искусства, ее место в жизни человека и общества, узнать основные законы

литературного

творчества,

освоить

опорные

понятия

и

категории

литературоведения, овладеть навыками анализа художественного текста,

чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от нее

глубокое

эстетическое

наслаждение.

Уроки

литературы

не

только

предполагают научить детей решать социальные и нравственные проблемы

на

художественном

материале,

но

и

соотносить

искусство

и

действительность, уметь через прошлое видеть настоящее и будущее. Только

так можно воспитать патриотизм, гражданственность и национальное

сознание у наших учеников.



В раздел образования