Автор: Балабаева Оксана Михайловна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦРТДиЮ "Радуга"
Населённый пункт: Город Воронеж
Наименование материала: План-конспект открытого занятия
Тема: "Развитие творческого мышления при изготовлении георгиевской ленты, с элементами декорирования в технике канзаши."
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества «Радуга»
Отдел: «Декоративно-прикладного творчества»
План – конспект открытого занятия
Тема: «Развитие творческого мышления при изготовлении
георгиевской ленты, с элементами декорирования в
технике канзаши»
Разработал:
руководитель объединения
«Моделирование одежды»,
педагог д/о
Балабаева Оксана Михайловна
г. Воронеж
2024 год
1
План – конспект занятия
(2 - й год обучения)
Тема: «Развитие творческого мышления при изготовлении георгиевской
ленты, с элементами декорирования в технике канзаши».
Цель
занятия:
Познакомить
учащихся
с
технологической
последовательностью изготовления георгиевской ленты, с элементами
декорирования в технике канзаши.
Задачи:
Образовательные
обучить
технологии
обработки
цветка
в
технике канзаши;
формировать умения и навыки в области
обработки цветка, изготовленного в технике
канзаши, с применением их на практике;
расширять
кругозор
учащихся
в
процессе
изучения темы;
формировать
у
обучающихся
умения
творчески соединять полученные знания и
навыки для изготовления изделия.
Развивающие
развивать творческое мышление;
развивать
умение
пользоваться
ранее
изученным
материалом,
технологическими
понятиями, ИТК;
развивать
воображение,
творческую
фантазию,
эстетический
вкус,
мануальную
ловкость рук, память;
развивать коммуникативные навыки, умения
участвовать в диалоге.
Воспитательные
воспитывать
чувство
взаимопомощи,
взаимопонимания, взаимоконтроль;
приучать
к
самостоятельности,
к
самоконтролю;
воспитывать
собранность,
усидчивость,
внимательность, терпение;
воспитывать бережное отношение к рабочим
инструментам и оборудованию, обязательное
соблюдение Т.Б.;
прививать
способность
к
принятию
самостоятельных решений и формированию
активной жизненной позиции
2
Методы обучения:
Словесные (объяснение, рассказ, беседа);
Наглядные
(иллюстрация,
демонстрация,
показ
трудовых
приемов,
образцы поэтапного выполнения работы);
Практические (самостоятельная работа);
Проверка знаний и умений (текущее наблюдение, устный опрос);
Игровые
Объект
работы:
георгиевская
лента,
цветок
(колосок),
вопросы
на
карточках, кроссворд, ИТК.
Наглядно–иллюстративный
материал:
образцы
лепестков,
готовое
изделие, выполненное в технике канзаши;
Дидактический материал:
инструкционно-технологическая карта (ИТК),
кроссворд;
Оборудование, инструменты, приспособление, материалы: рабочий стол,
ножницы, линейка, мыло, пинцет, зажигалка, клей - пистолет;
Тип занятия: комбинированный;
Время: занятие 40 мин.
План:
I. Вступительная часть (5 мин)
1.1.
Организационный
момент
(отметка
посещаемости,
проверка
готовности, состояние рабочего места, инструментов);
1.2. Мотивация учебной деятельности воспитанников на занятии. Игровая
мотивация - разгадать кроссворд;
1.3. Сообщение темы и цели занятия, порядок работы, прогнозирование
конечного результата
II. Основная часть (30 мин.)
2.1. Повторение пройденного материала - ответить на вопросы;
2.2. Изложение нового материала;
2.3. Повторение Т.Б. при выполнении ручных работ (устный опрос);
2.4. Освоение на практике полученных знаний, умений и навыков.
(практическая работа, текущий инструктаж, самоконтроль, целевые обходы);
2.5. Обобщение и контроль знаний, полученных на занятии (ответы на
вопросы).
III. Заключительная часть (5мин.)
3.1. Сообщение о достижении цели занятия;
3.2. Анализ деятельности учащихся на занятии;
3.3. Рефлексия. Эмоциональная оценка результатов занятия;
3
3.4. Мини-выставка законченных работ;
3.5. Уборка рабочего места.
Ход занятия
I. Вступительная часть. Приветствие.
1.1. Организационный момент:
Проверка явки воспитанников;
Проверка готовности, состояние рабочего места, инструментов, ИТК.
1.2. В качестве мотивации учебной деятельности воспитанников на
занятии, педагог предлагает разгадать кроссворд, где зашифрована слово по
горизонтали – название техники, в которой будет изготовляться цветок
(колосок) на георгиевской ленте.
1.3. Педагог сообщает тему и цели занятия (тема занятия написана на
доске).
Я
И
Ц
А
А
К
А
К
П
К
И
Е
Ь
Л
Р
Л
П
К
У
П
А
П
1К 2А 3Н
4
З
5А
6
Ш
7И
А
О
К
Г
Л
Ж
С
Л
Ь
Н
Е
А
К
И
С
А
Ц
С
Ы
У
А
Р
II. Основная часть.
2.1.
Повторение пройденного материала - ответить на вопросы.
4
На предыдущем занятии девочки сделали заготовку. Педагог предлагает
вспомнить пройденный материал.
1. Как можно сложить ленту. Показать складывание ленты, при помощи
шаблона;
2. Перечислите этапы изготовления застежки на георгиевскую ленту?
3. Какие существуют способы прикрепления застежки?
2.2. Педагог излагает новый материал.
Педагог читает стихотворение Олеси Емельяновой
Со времен Екатерины…
Со времен Екатерины
И до самых наших дней
Храбрых и непобедимых
В битвах награждали ей –
Тех, кто, бросив вызов смерти,
5
Защитили Русь от бед.
На георгиевской ленте
Дым и пламя тех побед.
Ленту эту повяжи,
«Помню и горжусь!» – скажи.
Георгиевская лента — это символ праздника Победы, она является
олицетворением памяти о тех подвигах, которые были совершены за годы
тяжелой войны, показывает уважение и благодарность ветеранам. Поэтому
ленточку в этот день надевают все: от самых маленьких, до самых больших.
Георгиевская лента — главный атрибут Дня Победы. Но мало кто знает,
что означает этот символ, как он появился и куда его правильно крепить.
История георгиевской ленты
Лента возникла в 1769 году, когда императрица Екатерина II утвердила
орден Святого Георгия. Этот знак отличия вручали офицерам за подвиги в
Русско-турецкой
войне. Награду следовало носить на полосатой ленте
государственных цветов — чёрного и жёлтого. По названию ордена она
получила имя георгиевской.
Позже появились другие знаки отличия на этой же ленте — кресты,
медали. Причём лента была не просто их деталью: она служила официальной
заменой, если орден или крест не успели вручить.
Период Великой Отечественной Войны
Особый статус георгиевской ленты сохранялся до тех пор, пока
большевики не отменили все царские награды. Однако лента вернулась в самом
начале ВОВ. Солдатам нужен был общий символ, который способен поднять
дух и повести в атаку. Новые награды только вводились и не успели заслужить
всеобщего
уважения,
поэтому
обратились
к
георгиевской
ленте
—
олицетворению мужества и героизма.
Правда, теперь ленту назвали гвардейской — так исчезала ассоциация с
царской Россией. Позже новое имя оставило след: за проявленное мужество
личный состав получал высокое звание — Гвардейских. В дальнейшем
появились медали с георгиевскими планками и ордена с георгиевскими
лентами.
Наше время
Новый виток в истории ленты случился в 2005 году, на 60-летие Победы.
Тогда впервые провели акцию «Георгиевская ленточка». Как и раньше, лента
объединила людей и впоследствии стала знаком благодарности за мирное небо
над головой.
Что символизирует лента и зачем её носить
6
Многим интересно, что означают цвета георгиевской ленты. При
Екатерине II они соответствовали палитре герба Российской империи: там на
золотом фоне располагался чёрный орёл. В период Великой Отечественной
войны полоски на ленте воспринимали как цвета пороха и огня. Но во все
времена этот символ ассоциировался с мужеством, героизмом и победой.
Каждый год 9 мая мы крепим георгиевские ленточки, чтобы проявить
уважение к воинам и показать, что память об их подвиге жива.
Как правильно носить ленту
К сожалению, некоторые воспринимают символ Победы как украшение и
крепят
его
куда
хотят.
Организаторы
акции
«Георгиевская
ленточка»
призывают носить ленту у сердца — как награду и знак памяти. Закрепить её
можно в виде банта или петельки.
Сегодня мы изготовим георгиевскую ленту и украсим ее колоском,
выполненным в технике канзаши, самым популярным способом украшения,
которая пришла к нам из Японии, и сразу же завоевала наши сердца.
Канзаши – это японское традиционное украшение для волос, которое
издавна носили женщины. Обычно их одевают вместе с кимоно. Канзаши
имеют интересную историю появления.
Все началось еще в 1603 году, когда к власти пришел клан Токугава.
Тогда членам этого клана было принято решение уделить особое внимание
общему состоянию страны. Япония практически перестала сотрудничать с
другими странами и сосредоточилась на своей культуре и традициях. В начале
следующего столетия в Японии появляются первые гейши.
Существует мнение, что именно гейши придумали укладывать свои
волосы в различные интересные формы. До прихода к власти клана Токугава
традиционно женщины Японии ходили только с распущенными волосами.
Обычай украшать себя живыми цветами, в качестве защиты от злых
духов, появился Японии с незапамятных времен. Правда, сорванные цветы
вянут, а сделанные из тончайшего шелка лепесточки, посаженные на крепкий
рисовый клей, передаются из поколения в поколение.
Для того, чтобы уложить свои волосы гейшам нужны были специальные
заколки и шпильки, дабы создать ту форму, которая нужна. Тогда не было
никаких производств
такого типа, поэтому все заколки женщины делали
самостоятельно из материалов, которые были в то время. Помимо того, что
заколка была сделана вручную, она должна была быть красивой внешне и
удобной, чтобы держать длинные локоны.
Канзаши должны быть непросто такими, как хочет женщина, они должны
строго соответствовать статусу женщины и ее возрасту. Глядя на женскую
7
прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит
женщина, была ли она в браке или одинока и, даже, сколько у нее детей.
В наше время женщины сочетают их с другими украшениями. Тогда в
древней Японии женщинам было запрещено украшать свое тело, какими - либо
украшениями. Единственное, что могла сделать любая японка, это украсить
свои волосы. Японский традиционный женский костюм не допускал наручных
украшений и ожерелий, поэтому украшения причесок являлись главной
красотой и полем для самовыражения - а также демонстрации вкуса и толщины
кошелька владелицы. Зачастую затраты на украшения волос превышали
стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно.
На гравюрах можно видеть – если присмотреться- как японки запросто
навешивали в свои прически до 20 дорогих канзаши.
Молодым девушкам считалось уместным носить канзаши с большим
количеством цветов. Женщины в возрасте, наоборот должны использовать в
канзаши поменьше цветков в украшении. Их можно одевать на праздники, и для
повседневной жизни.
В настоящее время, канзаши чаще всего носят невесты и те, кто надевает
кимоно, или люди, связанные с кимоно ввиду своей профессии, такие как
гейши, таю и юдзо или знатоки японских традиций, на японской чайной
церемонии и во время создания икебаны. Однако в настоящее время
наблюдается возрождения традиций использовать канзаши среди молодых
японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим
прическам.
Есть ряд требований, какими должны быть канзаши:
1.
Они должны быть такого же цвета, как и кимоно;
2.
Должны соответствовать цвету глаз девушки;
3.
Соответствовать социальному статусу женщины;
4.
Соответствовать времени года.
Из чего должны изготовлять канзаши?
Если говорить про традиционные японские канзаши, то их можно
изготовлять из любых материалов. Очень много девушек делают канзаши из
настоящего дерева, которое впоследствии покрывается японским лаком. Также
часто украшения для волос делают из золота или серебра. Встречаются и
украшения, которые делают из настоящего шелка, панциря черепахи. Самыми
дорогими и редкими считаются канзаши, которые были сделаны во временя
периода Эдо.
8
Современное канзаши уже давно не то, что было в эпоху Эдо. Его сегодня
носят как с кимоно, так и с деловым костюмом, что является вопиющим
нарушением традиций.
Если
говорить
про
канзаши,
которые
делают
сегодня,
то
часто
изготовляют из не очень дорогостоящего материала, а также пластика. Все
декоративные цветы, которыми украшают канзаши, делаются из любой ткани
или шелковых лент, джинсовой ткани, кожи, и даже просто из дорогой бумаги.
Таким образом, старинное искусство отлично приспособилось, живет и
развивается в современном мире.
Основа техники канзаши
В основе технике хана – канзаши лежит складывание (цумами)
квадратных
или
прямоугольных
кусочков
ткани
в
форме
округлых,
продолговатых или острых лепестков. Кусочки сложенного шелка (лепестки
будущих цветов) наклеиваются на основу.
Большинство видов хана – канзаши создается из двух типов лепестков –
острых и круглых.
Инструменты и материалы для цумами канзаши:
Ткань для лепестков и листьев (шелк, атласная лента, шифон, нейлон,
органза, креп – сатин, капрон);
Линейка, кусочек мыла или портновский карандаш для разметки ткани;
Ножницы;
Длинный пинцет для работы с мелкими деталями;
Иголка с ниткой для соединения лепестков;
Зажигалка или свеча для опаливания краев ткани и соединения деталей;
Фурнитура, бусины, пайетки, стразы, бисер по желанию;
Клей для соединения деталей и закрепления украшений на шпильках и
заколках.
Мы сделаем нежный колосок в этой технике.
9
Вам понадобится:
георгиевская лента;
атласные ленты черного и оранжевого цветов, подходящие по тону;
пинцет;
черные полубусины или стразы для декора;
клей, можно пистолет с термоклеем;
ножницы;
Этапы изготовления колоска:
1.
Возьмите атласные ленты и нарежьте их
квадратами со стороной 5 см. Всего нужно
сделать 7 квадратов из черной ленты и 14 из
оранжевой.
Срезы обработайте пламенем, чтобы они не
осыпались.
2.
Возьмите квадрат оранжевого цвета и согните
по диагонали.
3.
Получившийся треугольник сложите еще раз,
при этом сформируйте лепесток острой формы.
Зафиксируйте элемент пинцетом.
10
4.
Обрежьте срез ножницами и обработайте
пламенем.
4.
Заготовку возьмите пинцетом вдоль и обрежьте
нижнюю сторону, вновь обработайте пламенем.
Аналогичным образом сделайте еще 13
оранжевых лепестков.
5.
Возьмите квадрат черного цвета и сложите по
диагонали. Возьмите оранжевый лепесток и
оберните его черным треугольником. А поверх
черного элемента наложите еще один
оранжевый лепесток. У вас должна получиться
деталь из трех слоев атласных лент.
6.
Обрежьте нижнюю часть и обработайте
пламенем, чтобы все кромки соединились друг с
другом.
7.
Повторите действия с другими черными
квадратами и оранжевыми заготовками. У вас
должно получиться семь острых лепестков.
Соберите их в красивый колосок, закрепив
лепестки друг другу при помощи термоклея. А
центральную линию сформируйте из
11
декоративных черных полубусинок или страз.
8.
Возьмите георгиевскую ленту и сделайте из нее
петельку (можно воспользоваться шаблоном).
Половинки между собой склейте.
9.
Сзади можете сделать крепежный элемент и
получится брошь. Для этого нужна круглая
основа из фетра (2 шт.), диаметром 3 и 2,5 см
10.
Теперь используйте основу из фетра, диаметром
3 см.
12
11.
Одну сторону основы промажьте клеем.
12.
Основа приклейте на изнанку георгиевской
ленты.
13.
Прикрепление металлической застежки.
Первый вариант – приклеить прииклеить,
Второй вариант – пришить застежку.
14.
С одной стороны застежки нанесите тонким
слоем клей.
15.
Застежку прижмите к фетру и зажмите на
несколько секунд, чтобы брошка получилась
крепкой и цельной.
16.
Вторую основа из фетра сложите пополам и
отрежьте боковые части, буквально по 2-3 мм от
краев.
13
Фетр с одной стороны нанесите клей.
Этой основой из фетра зафиксируйте застежку
для броши. Ее необходимо ровно приложить
поверх застежки и прижать.
17.
Приклеить колосок с помощью клея, на
лицевую сторону.
2.3. Педагог предлагает вспомнить Т.Б. при выполнении ручных работ,
при работе с зажигалкой.
(инструкция по Т. Б. прилагается).
Учащимся предлагается отдохнуть.
Задание. Дополни пословицу:
- С миру по нитке – голому………..рубаха.
- Длинная нитка – ленивая ………...швея.
- Где тонко, там……………………..и рвётся.
- Глаза боятся, а руки………………делают.
- Начатое дело доводи……………... до конца.
2.4. Педагог включает музыкальное сопровождение (звучат песни
военных лет).
Девочки
приступают
к
самостоятельной
работе
–
изготовлении
георгиевской ленты.
Педагог проводит текущее инструктирование.
Целевых обходов:
Проверка соблюдения установленного порядка работы и организации
рабочего места воспитанников;
Проверка правильности, выполнения приемов обработки куклы;
Проверка соблюдения Т.У. технологической последовательности
выполнения работы;
Проверка правильности пользования инструментами;
Контроль качества выполнения операции, предупреждение ошибок;
Проверка соблюдения Т.Б.
14
2.5. Обобщение и контроль знаний, полученных на занятии (ответы на
вопросы).
В качестве закрепления нового материала педагог предлагает ответить на
вопросы.
1.
В каком году возникла лента и кто утверди орден Святого Георгия?
(Возникла в 1769 году и утвердила императрица Екатерина II);
2.
В какой войне вручали офицерам этот знак отличия? (Этот знак отличия
вручали офицерам за подвиги в Русско-турецкой войне);
3.
В какой период нашей истории ленту стали называть гвардейской? (Во
время ВОВ ленту стали называть Гвардейской);
4.
Что символизировала цвета, при Екатерине II? (При Екатерине II цвета
соответствовали палитре герба Российской империи: там на золотом фоне
располагался чёрный орёл);
5.
Как правильно носить георгиевскую ленту? (Носить ленту у сердца —
как награду и знак памяти. Закрепить её можно в виде банта или
петельки);
6.
Из какой страны произошла техника канзаши? (Техника канзаши
произошла из Японии);
7.
Из чего должны изготовлять канзаши? (Традиционные канзаши можно
изготовлять из любых материалов: настоящего дерева, покрытым
японским лаком, золота и серебра, настоящего шелка, панциря черепахи.
В настоящее время делают из не очень дорогостоящего материала,
пластика. Все декоративные цветы, которыми украшают канзаши,
делаются из любой ткани или шелковых лент, джинсовой ткани, кожи, и
даже просто из дорогой бумаги);
8.
Что можно сказать о японской женщине глядя на ее прическу? (Глядя на
женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу
принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока и, даже, сколько
у нее детей);
9.
С каким японским искусством можно сравнить технику канзаши?
(Оригами);
10.Что лежит в основе техники канзаши? (В основе технике хана – канзаши
лежит складывание (цумами) квадратных или прямоугольных кусочков
ткани в форме округлых, продолговатых или острых лепестков);
11.Перечислите основные требования, какими должны быть канзаши?
(1. Они должны быть такого же цвета, как и кимоно,
(2. Должны соответствовать цвету глаз девушки,
(3. Соответствовать социальному статусу женщины,
(4. Соответствовать времени года);
15
12.Перечислите, куда и кто в настоящее время чаще всего носят канзаши?
(Чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или люди,
связанные с кимоно ввиду своей профессии, такие как гейши, таю и юдзо
или знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во
время создания икебаны).
III. Заключительная часть.
На столе делают мини - выставку работ воспитанников.
Педагог сообщает:
О достижении цели занятия;
Проводит анализ выполнения работы группой в целом и отдельных
воспитанников;
Показ лучших работ;
Проводят разбор типичных ошибок, характерных недостатков,
допущенных при обработке, указание их предупреждения;
Анализ соблюдения Т.Б., организации рабочего мест.
Педагог делает опрос (написать на листочках свое впечатление от
занятия).
Педагог сообщает, что занятие подошло к концу. В конце занятия педагог
читает стихотворение Игоря Обуховского.
Я эту ленточку надену…
Я эту ленточку надену.
Она как будто из огня!
Я вспомню прадеда и деда,
Всех ветеранов вспомню я.
Я много о войне не знаю,
Читал, учил, смотрел кино.
Но в этот день, в начале мая,
Я понял твёрдо лишь одно:
На свете есть такие люди,
Что жизнь положат за страну.
Мы никогда их не забудем,
Как не забудем ту войну!
Педагог всех благодарит за работу.
Уборка рабочего места.
Инструкция по технике безопасности при ручных работах.
Рабочее место должно содержаться в порядке;
16
Каждый учащийся должен иметь свою коробочку;
При работе с иглой обязательно пользоваться наперстком. Следить за тем,
чтобы на наперстке не было вмятин и проколов;
При работе применять только исправные иглы;
Сломанные иглы необходимо завернуть в бумагу и выбросить;
Категорически запрещается - иглы и булавки брать в рот, класть в
карманы одежды, оставлять иглы вколотыми в одежду;
Хранить иглы и булавки в специально отведенном месте – игольнице;
Ножницы
класть,
только,
сомкнув
лезвия.
Подавать
ножницы,
исключительно вперед кольцами;
Необходимо следить за рабочей позой;
Не разбрасывать пустые катушки.
17
Кроссворд к открытому занятию на тему:
«Изготовление георгиевской ленты, с элементом декора в виде цветка
(колоска), в технике канзаши»
1
2
3
4
5
6
7
По вертикали:
1.
Это очень тонкая, почти прозрачная бумага для выкройки (их перенесения
на ткань), для нанесения рисунков в отдельных видах рукоделия,
декорирования. (Калька)
2.
Накладной узор или рисунок, пришитый к основной ткани изделия.
(Аппликация)
3.
Инструмент для разрезания, состоящий из двух лезвий, сходящихся в
близкорасположенных параллельных плоскостях. (Ножницы)
4.
Двойная совмещенная строчка – вперед и назад. (Закрепка)
5.
Предмет, дополняющий внешний вид человека, подчеркивающий стиль
одежды (галстук, часы, цепочка и др.) (Аксессуар)
6.
Она представляет собой устройство в виде катушки для наматывания
нити. Она необходима для двухниточного шитья на швейной машине.
Нить, заправленная в это устройство, называется нижней нитью строчки.
(Шпулька)
7.
Длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого материала (чаще
из железа, ранее из кости). (Игла)
18