Напоминание

«Формирование функциональной грамотности в контексте обновлённых ФГОС на уроке музыки»


Автор: Елена Владимировна Еремина
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: г. Находка Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Формирование функциональной грамотности в контексте обновлённых ФГОС на уроке музыки»
Раздел: среднее образование





Назад




1

Методическая разработка по теме «Формирование функциональной

грамотности в контексте обновлённых ФГОС на уроке музыки».

Компоненты функциональной грамотности на уроке музыки.

Елена Владимировна Еремина,

учитель музыки МАОУ«СОШ № 14»

Планируемые результаты:

формирование и развитие фукциональной грамотности при изучении предмета

«Музыка»;

формирование восприимчивости к различным видам искусства, умение видеть

прекрасное в окружающей действительности;

осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и

самовыражения;

стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего

края;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Функциональная грамотность

- (англ. functiona lliteracy) – результат

образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития

личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладения новой

техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации

семейной жизни, в том числе воспитания детей; решения различных жизненных

проблем. («Большой психологический словарь». Автор: Владимир Зинченко).

Функциональная грамотность

– это способность человека вступать в

отношения

с

внешней

средой

и

максимально

быстро

адаптироваться

и

функционировать в ней.

В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать,

понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические

действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков,

обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных

отношений, который считается минимально необходимым для осуществления

жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. («Новый словарь

методических терминов и понятий». Авторы: Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин).

2

Функциональная грамотность обучающихся складывается из следующих

ключевых образовательных компетенций:

ценностно-смысловой;

общекультурной;

учебно-познавательной;

информационной;

коммуникативной;

социально-трудовой;

компетенции личностного самосовершенствования.

Компоненты функциональной грамотности:

предметные – языковая, литературная, математическая, естественно-научная,

общекультурная, здоровьесберегающая, технологическая, художественная;

интегративные – читательская, коммуникативная, оциальная, информационная.

Функциональная грамотность на уроке музыки

Как у учителя, у меня возникает несколько вопросов по применению

функциональной грамотности на уроке музыки,

Как интерпретировать функциональную грамотность применительно к уроку

музыки? Какие виды функциональной грамотности мы развиваем на уроках

музыки? Как урок музыки способствует личностному росту учащихся, их действиям

в конкретной культурной среде?

Начнём с музыкальной грамотности ученика, которой большое значение

придавл педагог, композитор и автор программы по музыке Дмитрий Борисович

Кабалевкий.

Музыкальная грамотность:

способность воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное

жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

особое чувство музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в

ней хорошее от плохого;

способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь

между характером музыки и характером её исполнения;

3

способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна

для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы.

Определение

жизненной

функции

музыкального

произведения:

учет

разнообразных целей и контекстов бытования произведений.

Целостный и адекватный охват музыкальных произведений любых жанров в

разных видах музыкальной деятельности.

Осмысление музыкального произведения: размышление над его содержанием и

построением, исполнительской интерпретацией.

Взаимодействие школы с семьей и учреждениями культуры города, региона для

более эффективного развития музыкальной культуры ребенка.

Условия формирования функциональной грамотности на уроках музыки:

поисковая деятельность;

преемственность, взаимосвязь разных уровней образования;

Межпредметные связи и параллели;

развитие рефлексии;

развитие мышления, а на его основе –речи;

развитие гибких или мягких навыков (soft-skills) и коммуникативных умений.

Пути формирования функциональной грамотности в рамках предмета

«Музыка»:

восприятие музыки и размышления о ней;

певческая деятельность: хоровая, сольная, ансамблевая;

музицирование:

игра

на

музыкальных

инструментах,

пластическое

интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации

музыкальных сочинений, импровизации;

освоение музыкального языка в процессе изучения элементов музыкальной

грамоты;

работа с «текстами» учебников и рабочих тетрадей;

при поиске информации в Интернете, словарях;

в процессе развития ассоциативно-образного мышления школьников;

в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;

4

при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях

образования;

при использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках

музыки;

в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;

при музыкальном самообразовании школьников.

Восприятие музыки

Процесс формирования функциональной грамотности в области восприятия

музыки зависит от различных факторов:

индивидуальных особенностей ребенка – слушателя и исполнителя;

его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов

от социального окружения, организации музыкальной среды дома и в школе.

Размышления о музыке

Эмоциональное определение характера и настроения музыки, из которых

ребенок

выбирает

те,

которые

адекватны

его

собственному

чувственному

ощущению музыки.

Запись слов на доске или на цветных карточках (которые размещаются на доске

или экране мультимедийной доски). В этом случае возникает ситуация выбора

определений, а также их запоминания.

Например, учащиеся слушают 1-ю часть Симфонии № 5 Л. Ван Бетховена.

Учитель задаёт вопрос детям. Какие слова наиболее точно передают ее содержание?

Рекомендует выбрать слова из «эмоционального словаря» – героизм, воля, раздумье,

мужество, энергия, покой.

Вопрос – клеточка любой методики» (Ш. Амонашвили)

Тщательно выстраиваем систему вопросов и заданий, чтобы максимально

приблизить ребенка к пониманию смысла музыкального сочинения.

Вопросы учителя сопровождаются звучанием музыки –отдельных интонаций,

тем, ритмов, характерных мотивов, которые помогут углубить представление

детей о конкретном музыкальном сочинении. Стимулируем учащихся начинать

свои размышления с таких выражений, как: «Я думаю, что в этом сочинении…»,

5

«Я услышал, что композитор…», «Мне понравилось, что…», «Меня удивило то,

что…»

Процесс восприятия музыки в рамках развития функциональной грамотности

учащихся

-

это

поступенное

движение

от

эмоционального

восприятия

к

формированию осознанного отношения школьников к музыкальному сочинению

или явлению музыкального искусства, к оценке его духовной и социальной

значимости, к воспроизведению способов анализа в творческой деятельности к

представленности полученных знаний, умений, универсальных учебных действий

при общении с искусством, создании творческих и исследовательских проектов.

Функциональная грамотность. Задания для проведения теоретической

олимпиады по музыке.

1)

Тембровая викторина: определение на слух тембров солирующих инструментов,

певческих голосов в порядке их вступления.

2)

Жанровая викторина: определение на слух жанра по аудио-фрагментам с

обоснованием ответа.

3)

Викторина на определение музыкальной формы: определение на слух формы

музыкального произведения.

4)

Викторина

по

изученным

произведениям:

узнавание

на

слух

изученных

произведений композиторов-юбиляров.

5)

Анализ на слух средств музыкальной выразительности: определение характера

музыкального образа и ведущих средств выразительности.

6)

Задание на знание биографий композиторов: узнавание портретов композиторов-

юбиляров

с

указанием

биографических

данных

и

принадлеж-ности

к

художественному направлению.

7)

Задание на знание биографий композиторов: установление известных личностей с

указанием фактов общения и сотрудничества с композиторами-юбилярами на их

жизненном и творческом пути.

8)

Задание на знание биографий композиторов: определение местонахождения

памятников.

6

Функциональная грамотность учащихся, связанная

с осмысленным

чтением на уроках музыки.

Чтечтение информационных текстов учебника (вслух, «про себя»), выделение в них

ключевых слов и фраз с целью осознания их главных идей, смыслов, содержания;

чтение текстов учебника учащимися «по цепочке» с комментариями учителя или

одноклассников, актуализирующими их жизненно-музыкальный и эмоциональный

опыт;

освоение литературных текстов учебника (поэзия, проза), поиск соответствия образа

литературных

сочинений

образному

строю

музыки,

выделение

сходных

и

различных средств художественной выразительности;

использование метода «тождества и контраста» в процессе поиска художественных

аналогий;

самостоятельный подбор литературных сочинений к музыкальным образам (из

учебника «Музыка» или других источников – учебники по другим предметам, книги

для внеклассного чтения, школьная или домашняя библиотеки, сеть Интернет);

работа с «Музыкальным словарем» в рабочих тетрадях, применение навыков

письменной речи при выполнении заданий, составлении афиш , программ

концертов.

Певческая деятельность. «Каждый класс – хор» Д.Б. Кабалевский

Один из самых доступных видов исполнительской деятельности школьников,

пение хоровое, ансамблевое, сольное развивает общеучебные умения и навыки,

направленные на развитие функциональной грамотности: память, речь, слух,

эмоциональный отклик на различные явления жизни.

Сочетание пения с другими видами детского музицирования сочинение и

исполнение

ритмического

сопровождения,

инсценирование

песни

группой

учащихся, составление композиций, ритмопластика, пение под фонограмму

укрепляют

интерес

школьников

к

певческой

деятельности

в

частности,

к

музыкально творческой деятельности в целом.

В процессе хорового, ансамблевого и сольного пения на уроках музыки активно

используются здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование

7

правильного диафрагмального дыхания, развитие активности артикуляционного

аппарата и речевых навыков.

Инструментальное музицирование

На уроках музыки в школах чаще всего используются инструменты ритмические:

барабаны, бубны, румбы, маракасы, ложки, треугольники;

звуковысотные: фортепиано, металлофоны, синтезаторы;

можно сочетать игру на музыкальных инструментах по группам с украшением

звучания

танцевальной

мелодии

хлопками,

притопами

(инструментальное

музицирование может сочетаться с движениями рук, ног, корпуса).

Музицирование на металлофонах и треугольниках сопровождает песни с мелодией

кантиленного характера, спокойным, неторопливым темпом. Можно применять

запись простейших ритмических партитур.

Нотная графика

Нотная графика в учебниках и тетрадях по предмету «Музыка» имеет

несколько функций:

нотная графика является ориентиром для освоения жанрово-стилевых особенностей

музыки;

знакомит учащихся с нотной грамотой, знаками нотного письма;

терминами и понятиями музыкального искусства.

Проектная, исследовательская, творческая деятельность.

1. «Алгоритм проекта»:

выбор темы;

разработка проектного задания;

планирование работы;

подготовка

материалов

к

исследовательской

работе:

выдвижение

гипотезы,

формулировка проблемных вопросов;

отбор литературы, материалов из сети Интернет, определение форм выражения

итогов проектной деятельности.

2. «Типы

проектов»:

предметные,

межпредметные,

интегрированные,

информационные, игровые, творческие, культурологические, социальные.

8

29.05.24 г. / Е.В. Еремина



В раздел образования