Автор: Зуева Ольга Михайловна
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Колледж "Подмосковье"
Населённый пункт: г.Химки
Наименование материала: статья
Тема: Значимость изучения иностранного языка с профессиональной направленностью
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"КОЛЛЕДЖ "ПОДМОСКОВЬЕ"
"Значимость изучения иностранного языка с
профессиональной направленностью"
2024г.
г.Химки
Задачей каждого образовательного учреждения СПО является подготовка
высококвалифицированного
специалиста,
отвечающего
требованиям
современных стандартов, владеющего передовыми технологиями. Знание
иностранного языка на уровне, достаточном для профессионального общения в
профессиональной
сфере,
является
одним
из
требований
современного
общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их
профессиональной
подготовки.
Целью
обучения
профессиональному
английскому языку в системе СПО является формирование у студентов
коммуникативных
компетенций
по
использованию
полученных
знаний
применительно к своей профессии.
Иностранный язык – один из самых сложных предметов для обучения в
школе, а тем более в СПО. Сложность его объясняется некоторыми причинами,
а именно: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде,
иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина, хотя он
изучается в течение всего срока обучения, недостаточное количество учебников
и
учебных
пособий
для
колледжей,
имеющих
профессиональную
направленность,
а
самая
главная
причина
это
то,
что
в
среднее
профессиональное
образование
приходят
студенты
с
разным
уровнем
обученности языку после школ, а некоторые из них вообще изучали в школе
язык, который в колледже не преподается. На практике это приводит к тому, что
преподавателю приходится тратить драгоценное время на повторение и
обобщение материала, предназначенного к изучению в рамках средней школы, а
с отдельными студентами – и на изучение этого важного материала «с нуля». У
таких студентов интерес к предмету падает, появляется апатия, безразличие.
Поэтому одна из главных задач педагога - поддерживать интерес к предмету,
желание работать изо дня в день. Важно преподнести изучение иностранного
языка как профессионально значимого предмета.
Наш колледж готовит специалистов по различным направлениям, поэтому
предметное содержание по каждой специальности разнится.
При составлении рабочей программы по предмету мы тщательно изучили
учебный план по каждой специальности, содержание профессиональных
модулей и междисциплинарных курсов, учитывали основные цели и задачи,
ключевые понятия, терминологию и т.д.
Ситуации делового профессионального общения, которые являются
основополагающими для сегодняшних студентов и будущих специалистов - это
ситуации элементарного владения языком, ситуации повседневного общения
плюс владение профессиональной лексикой по специальности.
В течение первого года обучения мы строим свою работу так, чтобы
студенты, пришедшие в колледж из разных школ с разным уровнем знания
иностранного языка, могли восполнить пробелы в знаниях, расширили свой
словарный запас, научились высказываться на темы, затрагивающие их
интересы, повседневную жизнь. В этот период особенно важно формировать
внутреннюю уверенность ребят в себе, своих силах и способностях к
иноязычному общению.
Со второго года обучения начинается углубленное изучение иностранного
языка профессиональной направленности
. Здесь мы стараемся грамотно
структурировать
учебный
материал,
подбираем
профессионально-
ориентированные тексты для чтения и перевода, задания на развитие
монологической
и
диалогической
речи,
направленные
на
развитие
коммуникативных навыков. Главная задача на этом этапе – показать студентам,
что иностранный язык это тот инструмент, который помогает общению на
профессиональном уровне.
Третий и четвертый годы обучения – период глубокого погружения в
профессиональный язык. Здесь язык рассматривается как средство общения в
будущей профессии, умение прочитать и понять инструкции и статьи в
зарубежных периодических и специализированных изданиях. На данном этапе
учебный материал полностью отражает специфику данной специальности.
Поскольку у нас обучаются студенты очень разных профессий и
специальностей, мы используем учебные пособия разных авторов:
Бгашев
В.Н.,
Долматовская
Е.Ю.
«Английский
язык
для
машиностроительных
специальностей»;
Шляхова
А.В.
«Английский
язык
для
студентов
автомобилестроительных специальностей средних профессиональных учебных
заведений»; Агеева Е.А. «Английский язык для сварщиков»; Бонами Д.
«Английский язык для будущих инженеров», Щербакова Н.И. Звенигородская
Н.С.«Английский язык для специалистов сферы общественного питания»,
Козырева Л.Г. Шацкая Т.В. «Английский язык для медицинских колледжей и
училищ».
Эти учебно-методические пособия включают тексты для чтения и перевода
со словарем и без, упражнения для развития навыков устной речи, словарь
специальных терминов. Тексты подбираются с учетом доступности. Например,
студенты специальности “Сварщик (ручной и частично механизированной
наплавки)” при чтении текстов знакомятся с обязательными терминами по
темам “Сварка. Виды сварки. Основные принципы сварки”.
При обучении
специальности
«Фармация»
такие
темы,
как
«Аптека.
Лекарственные
препараты», «Навыки заполнения рецептов» и т.п. Введение такого рода общих
тем позволяет студентам постепенно набирать тот лексический материал,
который
послужит
базой
для
последующей
работы
над
темами,
непосредственно связанными с получаемой специальностью.
Тексты профессиональной направленности подбираются с учетом
посильности и доступности. В начале работы они небольшие по объему,
построены на изученном языковом материале, в них может быть включено
небольшое количество новых лексических единиц. В дальнейшем, когда
студенты
приобретут некоторый опыт в чтении, материал усложняется.
Приступая к работе мы обычно предлагаем всем студентам группы один и тот
же текст, затем разные тексты, но примерно равной степени трудности с учетом
индивидуальных возможностей, подготовив для тех, кто в этом нуждается,
карточки с опорами и опорными элементами. При этом одновременно
реализуются принципы и профессиональной направленности обучения и
дифференцированного индивидуального подхода.
Работа с текстами проводится сначала на уроке под руководством
преподавателя, а затем самостоятельно. Дается задание: прочитать текст, понять
и передать его содержание либо на русском, либо на иностранном языке.
Несколько незнакомых слов с переводом могут быть записаны под текстом, либо
обучающимся предлагается найти эти слова в переводном словаре. Для
проверки понимания прочитанного текста используются различные приемы
контроля (например: тестовая проверка, передача содержания на русском языке
или иностранном, ответы на вопросы по содержанию прочитанного).
Нужной и полезной является самостоятельная работа обучающихся по
чтению текстов по специальности, как на уроке, так и дома. Она будет готовить
их к чтению технической документации, правил эксплуатации оборудования
(схемы, чертежи, перечисление деталей для наладки и ремонта и др.) в процессе
будущей трудовой деятельности.
Развитию понимания на слух текста с учетом профессиональной
направленности обучения способствуют специально подготовленные или
подобранные тексты для аудирования. Эти тексты обычно меньше по объему и
легче по языку. Прежде, чем предложить текст для восприятия на слух,
снимаются лексические трудности - выписываются новые слова и выражения.
Проверка понимания может осуществляться с помощью тестов, вопросов по
содержанию прочитанного, а тек же путем передачи краткого содержания
(вначале можно на русском языке).
Развитие умения вести диалог начинается с распоряжений, просьб,
вопросов, включающих профессиональную лексику. Например: «Дайте мне,
пожалуйста, ножницы (молоток, отвёртку)»; «Принесите мне гаечный ключ,
пожалуйста»; «Помоги,
пожалуйста,
поменять
колесо
машины»,
правила
дорожного движения и т.д. Затем задание усложняется и студентам предлагается
составить небольшие диалоги.
В профессионально направленном обучении иностранному языку важное
место отводится развитию монологической формы речи. Студенты должны
уметь рассказать о своей профессии, о будущей работе, о предприятии, где им,
возможно,
придется
работать.
Эти
высказывания
будут
мотивированы,
обусловлены конкретной ситуацией общения, коммуникативно-направлены и,
безусловно, будут содействовать активизации познавательной активности.
Задания связанные с проблемными ситуациями, являются хорошим стимулом
для монологических высказываний. Целесообразно создавать проблемные
ситуации, заставляющие обучающихся мыслить, анализировать, сравнивать.
Например: «У вашего друга сломалась машина. Расскажите, чем вы могли бы
ему помочь».
Таким образом, профессиональная направленность содержания курса
иностранного языка, сотрудничество преподавателей языка и преподавателей
специальных
дисциплин,
подбор
современных
методик,
использование
технических
средств
обучения
способствуют
качественной
подготовке
специалиста,
формированию
его
как
активной
личности,
готовой
к
самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Профессиональная направленность уроков английского языка повышает
интерес
к
изучению
дисциплины,
позволяет
готовить
специалистов,
отвечающих требованиям работодателей.
Список используемой литературы:
1. Об утверждении концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с
учетом
профессиональной
направленности
программ
среднего
профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования: распоряжение Минпросвещения РФ от 30.04.2022 г. № Р-98.
2. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении
иностранного языка. - М.: Педагогика, 2021.
3. Максютова Н.Н. Преподавание общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной
направленности
программ
//
Вестник
Армавирского
государственного педагогического университета. 2021. № 3. С. 17–26.
4.Слепкова
Ф.Т.
Преподавание
общеобразовательной
дисциплины
«Иностранный язык» с учетом профессиональной направленности (из опыта
работы) // Процветание науки. 2022. № 5 (11). С. 46–54.