Автор: Дугаржапова Цындыма Сандаковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Создание эколэпбука «Моя Камчатка»
Раздел: среднее профессиональное
Эколэпбук
«Моя
Камчатка»
часть I
Автор: Дугаржапова Цындыма Сандаковна
КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
Преподаватель медико-биологических дисциплин
г.Петропавловск-Камчатский,2024
Введение
•
Проект «Эколэпбук «Моя
Камчатка» направлен на
реализацию приоритетных
направлений программы
Зеленая экономика (green
economy) как модели
экономического развития,
предполагающая
ответственное отношение
человека к ресурсам Земли.
•
Содержание эколэпбука «Моя
Камчатка» основано на 4
законах Б.Коммонера и
соответственно имеет 4
раздела. По этим разделам
составляются, подбираются
познавательные задачи,
схемы, игры, сказки и т.д
Цель
•
В КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
сформирована целостная система формирования
экологической культуры студентов.
•
Для реализации целей экологического воспитания в
колледже ведутся следующие формы работы:
•
1. Предметная работа по экологии в колледже
представлена, прежде всего, учебной дисциплиной
«Экология», преподается для студентов I курса.
Дисциплина изучается по учебнику Черновой Н.М
«Основы экологии». Рабочая программа учебной
дисциплины «Экология» составлена с учетом
требований Федерального государственного
образовательного стандарта.
•
2. Межпредметная форма - основана на
экологическом содержании занятий и
подразумевает практическую реализацию принципа
интеграции – внедрение экологического
образования на занятиях общеобразовательных
дисциплин: биологии, химии, физики, математики,
литературы, ОБЖ, географии.
•
3. При изучении дисциплины профессионального
модуля подробно рассматриваются экологические
аспекты и экологические проблемы согласно
синхронизации содержательных понятий.
•
4. Внеурочная деятельность основана на различных
формах внеурочной воспитательной деятельности.
Разработка и реализация
эколэпбука «Моя
Камчатка» для
формирования основ
экологической
грамотности и
экологической культуры
дошкольников.
Часть 1
Все связано со всем
Сивуч — крупнейший представитель семейства
ушастых тюленей. Размеры самцов — 3-3,5 м, масса от 500 до
1000 кг. Самки помельче, до 2,6 м в длину и 350 кг. Занесён в
Красную книгу России. На сегодняшний день сивучи не
относятся к категории морских животных, которым грозит
полное исчезновение. Несмотря на это, в последнее время
отмечается некоторое снижение общей численности сивучей,
если их количество сравнивать с восьмидесятыми годами
прошлого века. Специалисты считают, что этот факт связан с
тем, что в 90-х годах прошлого столетия люди начали
вылавливать намного больше минтая, сельди и других рыб,
которые входят в рацион питания морских львов. Кроме этого,
специалисты высказали предположение, что в последнее
время на сивучей начали больше нападать касатки и акулы.
Кроме ряда подобных причин, высказывается предположение
негативного влияния на численность поголовья загрязнения
природной среды, а также климатические изменения.
•
Задание 1.Используя текст, составьте пищевую цепь для
сивуча.
•
Задание 2. Какие опасности подстерегают сивучей?
(см.картинки)
Львом Морским его назвали,
Сивуч имя ещё дали.
Гордость он, гроза Камчатки..
А на лапах как перчатки.
Викторина
•
Занесен ли сивуч в красную книгу? (Да)
•
Чем питается сивуч? (Рыбой)
•
Как называют сивуча морской лев или морской
тигр? Почему? (Морской лев, из-за легкой гривы
грубых волос, найденных на шее и груди самца,
напоминающих гриву льва)
•
Какую максимальную длину и максимальный вес
может достигать взрослый сивуч? (Длина от 2 до 3
метров, вес 800 кг)
Какую максимальную скорость может развивать
сивуч? (Около 27 км/ч)
•
Где обитают сивучи?
•
Как называются места, на которых они
останавливаются? (Им нужны как наземные, так и
водные среды обитания. в традиционных местах,
называемых лежбищами. Живет в северных водах,
а именно от Курильских остовов до Калифорнии,
Аляска, Камчатка, Охотское море,
Сахалин.) Необходимо указать эти места на
физической карте мира.
В естественном природном состоянии каждое вещество имеет
собственный
круговорот
«жизни».
В
окружающей
среде
синтезируется только то, что в дальнейшем может исчезнуть.
Законы
Барри
Коммонера
гласят,
что
это
естественный
процесс. И с этим сложно не согласиться. Однако с тех пор,
как
человечество
вошло
в
современную
эпоху,
оно
систематически
производит
искусственные
вещества,
которые уничтожить без последствий для природы крайне
сложно. Например, это ДДТ, полиэтилен и т. д. В этот же
список можно отнести ресурсы, добываемые из земных недр.
Переработанная
и
использованная
нефть
оставляет
в
окружающей среде неизгладимый след.
•
Задание:В цветочном магазине покупаем упаковку
удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это
удобрение произведено из обыкновенного мусора, а
произвёл его необыкновенный червяк, выведенный
калифорнийскими учёными! Эти черви пожирают любой
органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые
овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное
органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен,
металл и стекло червяк не ест, он его просто не
переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он
съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не
прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от
+4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 16 лет. Как
вы думаете, люди, которые вывели такого червяка,
нарушили законы экологии или нет?
Часть 2
«Все должно куда-
то деваться».
Для раздельного сбора бытовых отходов созданы
специальные контейнеры. Они установлены в местах
сбора мусора.
Мусорные контейнеры имеют свой собственный цвет,
который указывает на разный тип отходов — Кто их
видел? Где? Почему они разного цвета? Кто знает?
1. Предложите свои способы утилизации твердых
отходов.
2. Сделайте поделки своими руками.
Часть 3
•
Биосфера состоит из миллионов разных существ. Она
делится на множество зон. Флора и фауна мира
развивались на протяжении миллиардов лет. Если
человек будет вмешиваться в эти процессы, даже желая
улучшить обстановку вокруг себя, он только нанесет
дополнительный вред. Экологические законы
Коммонера призывают людей к осторожности.
Активные преобразования природы могут привести к
тому, что весь наш мир будет непригоден для
нормальной жизни. Вмешательства человека
представлены сотнями показательных случаев только за
последнее время.
•
Народные приметы
•
1. Паук усиленно плетет паутину... (к сухой погоде).
•
2. Мухи пропали... (скоро зима).
•
3. Зацвела черемуха... (всегда жди холодов).
•
4. Лягушки квакают... (к дождю).
•
5. Воробьи в пыли купаются... (к дождю).
«Природа знает лучше»
Задание: Прочитайте текст. А теперь решите,
почему медведь зимой спит?
Камчатские медведи — самые крупные в
мире, и одни из самых больших наземных
хищников. Средний вес камчатского медведя
колеблется от 150 до 200 килограмм, а
максимальный вес доходит до 400 килограмм,
но такие особи встречаются очень редко.
Вы, конечно, помните шуточную песенку о медведе,
наступившем лисе на хвост. Подняла лисица крик,
зашумел темный лес, и медведь с той поры
предпочитает зимой спать. А на самом деле, что же
заставляет бурого медведя залегать осенью в берлогу
под корнями вывороченного дерева? Залегшего в
спячку медведя зима быстро укроет снежным
одеялом, лежать под которым и тепло, и безопасно.
Но главная причина не в этом. Медведь зверь
большой и сильный и может дать отпор
кровожадным хищникам. А в чем же дело?
Вспомните, чем питается бурый медведь? В основном
растительной пищей. Его рацион составляют
различные ягоды: малина, смородина, брусника,
морошка, черника, черемуха, клюква, рябина, а также
кедровые орехи, желуди, зреющие злаки, съедобные
корешки, листья, клубни. А еще медведь любит
полакомиться медом, муравьями, червями. Только
сильный голод заставляет медведя нападать на
крупных животных, то есть становиться хищником.
У него есть и другая трактовка, которая гласит, что «за все
нужно платить». Закон основывается на принципе того что
природная система всегда развивается за счет окружающей
среды. Единая биосфера состоит из множества частей. Если в
ней появляется что-то новое, то оно обязательно вытеснит
что-то старое. То же самое можно сказать о технических
достижениях человечества. Если мы создаем что-то, что
затрагивает природу, то это приведет к некоторым потерям в
окружающей среде.
Часть 4
«Ничто не дается даром»
Подумайте. О чем говорят эти факты?
1. Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн.
гектаров.
2. Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах
стали биологически мертвыми.
3. За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на
планете. Только в Европе за последние 20 лет исчезло 17 тысяч видов
растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны
почти на треть.
4. Появляются растения и животные – мутанты: летом 2006 года
сообщалось о появлении водорослей – убийц, медуз – убийц.
5. Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали
много воды на полив хлопка
6. В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось
огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в
других странах.
А знаете ли вы,
что..
Как называется цветок?
По внешнему виду лизихитона
можно делать метеопрогноз.
•
. Перед наступлением солнечной погоды
плащ цветка стоит строго вертикально, его
заостренный конец направлен вверх. Перед
дождем он отклоняется в сторону вплоть
до абсолютно горизонтального положения
перед сильным ненастьем.
Ожидаемые
результаты
Готовность молодежи помогать в
разработке и создании лэпбуков
;
по экологии повышение
познавательной активности
;
детей любознательности к
,
своему родному краю
проявление интереса к участию в
,
совместной деятельности
,
самостоятельности
инициативности в решении
.
поставленных задач
Спасибо за
внимание